Урок по математике для 6 класса на тему «Все действия с положительными и отрицательными числами»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бубровская школа имени
Героя Советского Союза А.М. Никандрова»
Предмет: Математика
Авторы учебника: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.
Класс: 6
Учитель: Жгилёва Елена Владимировна
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Тема урока: «Все действия с положительными и отрицательными числами»
( продолжительность урока 40 мин).
Цель урока:
обобщить и закрепить знания обучающихся по теме «Умножение и деление, сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Задачи урока:
Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):
тренировать способность рационального способа вычисления, с нахождением «удобных» чисел;
организовать деятельность обучающихся по закреплению необходимых умений и навыков;
решать математические задачи с применением всех действий с положительными и отрицательными числами (целыми и смешанными числами, десятичными и обыкновенными дробями).
Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):
способствовать развитию кругозора обучающихся и познавательного интереса к предмету через решение математических задач с краеведческим материалом;
прививать обучающимся навыки организации самостоятельной работы, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;
воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)
развивать умения обучающихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
развивать умения слушать, вступать в диалог и исправлять речь своих товарищей,
тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Формы работы обучающихся: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер с медиапроектором, персональный компьютер, раздаточный материал для практической работы, листы самооценки, презентация Microsoft PowerPoint 2010
Интернет ресурсы:
http://www.towns.ru/towns/belozersk.html
http://family-history.ru/material/history/historygorod/historygorod_7.html
http://www.gorodbelozersk.ru/faq_archive.php
ЭОР: конструктор для создания интерактивных учебных модулей LearningApps.org http://learningapps.org/about.php
Проект урока по математике 6 класса
Тема: Все действия с положительными и отрицательными числами
Технологическая карта
Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) |
Деятельность учителя |
Планируемая деятельность обучающихся |
Развиваемые (формируемые) учебные действия |
|
предметные |
универсальные |
|||
1.Организационный. |
Приветствие обучающихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; обращает внимание на работу с листом самооценки; аутотренинг. |
Ознакомление с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад. |
Л:умение выделять нравственный аспект поведения Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей. К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
|
2.Мотивационный Актуализация опорных знаний и умений. Фронтальная работа в приложении LearningApps. org http://learningapps.org/display?v=pe2q3t4hj16 |
На экране проецируется интерактивный тест с выбором ответа. Предлагает ответить на вопросы по основным понятиям темы «Положительные и отрицательные числа и действия с ними». Нацелить обучающихся на повторение и обобщение материала темы. После проведения опроса, обучающимся предлагается выдвинуть предположение о теме и цели урока. |
Отвечают на вопросы. Выдвигают предположение о теме урока. Контролируют правильность ответов, информации, формулируют собственное отношение к изученному материалу. Записывают тему урока в тетрадь. |
Повторить определение положительных и отрицательных числа, сложение, умножение и деление отрицательных чисел и чисел с разными знаками. |
Л: развитие мотивов учебной деятельности. Р: целеполагание. К: умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
3. Планирование действий по достижению цели. Разминка «Ответь быстро» Работа в парах |
Выясняет у обучающихся, какие качества необходимы им для достижения цели, как достичь цели, что для этого будем делать? Предлагает выполнить теоретически- практическое задание на карточках. |
Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность…. Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Работают в группах, записывают вариант решения, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений, выбирают единый. Самооценка и оценивание напарника. |
Умение применять знания, полученные ранее для теоретических и вычислительных упражнений. |
Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование, уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. Р: умение составлять план и последовательность действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала. К: умение работать сообща над поставленной проблемой, дополнять и уточнять высказанные мнения. П: умение осознанно выбирать необходимый вариант решения. |
4. Реализация намеченной цели. (закрепление пройденного). Познавательно-вычислительные упражнения «История города Белозерска» Индивидуальная работа. |
Предлагает поработать индивидуально, выполнить познавательно-вычислительную работу. Проверка сопровождается демонстрацией слайдов презентации с элементами краеведения. |
Выполняют вычислительную работу, применяют полученные знания на практике. Соотносят полученный ответ с цифрами в таблице. Записывают получившуюся дату события. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников Самооценка. |
Умение понимать и применять правило сложения, вычитания, умножения и деления чисел с разными знаками в решении выражений. Выполнять действия с натуральными и смешанными числами, десятичными и обыкновенными дробями. |
Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков самостоятельной работы. Р: контроль правильности ответов по информации на слайдах презентации, выработка собственного отношения к представленному материалу. Коррекция ошибок. П: получение через вычислительную работу информации по краеведению. К: умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. |
5. Творческое применение знаний. “Это интересно” Индивидуальная работа на ПК |
Организует отработку навыков решения уравнений, ставит перед обучающимися вычислительную задачу. Предлагает найти ответ на поставленные вопросы путём решения уравнений в интерактивном приложении LearningApps.org |
Обучающиеся работают индивидуально на ПК в интерактивном приложении LearningApps.org http://learningapps.org/display?v=papyxdzm316 Оценивают предложенный вариант решения и соотносят с поставленным вопросом. Выполняют самооценку. |
Умение понимать и применять правило сложения, вычитания, умножения и деления чисел с разными знаками при решении уравнений в два действия. Применять правило нахождения неизвестного множителя, уменьшаемого и вычитаемого. |
Л: принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества. Р: умение принимать и осуществлять учебную задачу, тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. П: умение сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение. К: умение слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания. |
6. Постановка домашнего задания. |
Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации: |
Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания. Работают дома с текстом. |
Знать правило сложения, вычитания, умножения и деления чисел с разными знаками, уметь применять его при решении практических задач. |
Л. принятие социальной роли обучающегося Р. умение адекватно осуществляют самооценку. П. осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения К. выслушивают умения одноклассников, озвучивают своё мнение. |
7. Рефлексия. |
Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму. |
Участвуют в беседе по обсуждению достижений. Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму. |
Л: независимость и критичность мышления; Р: Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность П: анализировать степень усвоения материала. К: выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. |
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I. Организационный этап Вступительное слово учителя: - Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? (Слайд 1.) «Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. - Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится. (Проводит инструктаж по работе с листом самооценки) На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки. (Приложение 1) |
Высказывания обучающихся. Обучающиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки. |
2 Актуализация знаний. - Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока, выбрав ответ на вопрос основных правил темы? (интерактивное задание в приложении http://learningapps.org/display?v=pe2q3t4hj16 Какие числа называются противоположными? Чему равна сумма двух отрицательных чисел? Чему равна сумма двух чисел разных знаков? Как умножить два числа с разными знаками? Как умножить два отрицательных числа? Чему равно частное двух отрицательных чисел? Чему равно частное двух чисел разного знака? - Правильно. Итак, попробуйте сформулировать тему урока. Откройте тетради и запишите тему урока « Все действия с положительными и отрицательными числами ». (Слайд 3) -Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? -Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем – то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задачи урока-1 балл, если нет -0 баллов. |
Отвечают на вопросы.
Формулируют и записывают тему урока. Выполнять задания на все действия с положительными и отрицательными числами. |
3. Планирование действий по достижению цели. Блиц-вопрос “Ответь быстро” Работа в парах. -Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? Как достичь цели, что для этого будем делать? Предлагаю вам совместно в парах пройти небольшой блиц-вопрос. -На доске записаны два числа: -12 и 3. Работая в парах, вы совместно письменно отвечаете на вопросник (Приложение 2) и сдаёте на проверку, причём речь идёт о скорости и правильности ответов. Записать модули чисел. Какое число больше? Записать два целых числа между ними. Записать два целых числа, меньше обоих. Записать сумму чисел. Записать разность чисел. Записать произведение чисел. Записать частное чисел. Записать противоположные числа. Записать обратные числа. (Проверка учителем) - Оцените себя и товарища согласно критериям, указанным в листе самооценки. (После проверки учителем) - Внесите в свои листы самооценки рядом с вашей самооценкой данного задания оценку, поставленную учителем. Сделайте вывод о правильности вашей самооценки. |
Сообща. Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый… Выполняют практическую работу в парах, сдают на проверку. Оценивают себя и своего напарника. Сравнивают оценки и делают вывод. |
4. Реализация намеченной цели. Познавательно – вычислительное упражнение «История города Белозерска!» (работа по таблице «код»). Индивидуальная работа. - Молодцы. Вы знаете, что этот год юбилейный для нашего района и города Белозерска. Предстоящая работа позволит вам оценить свои вычислительные умения по данной теме и в случае правильного ответа получить число, которое будет обозначать дату. Если оно правильное, то мы сделаем небольшой экскурс в историю города Белозерка. (Слайд 4). (Приложение 3). Даты: - (Слайд 5) - (Слайд 6) - (Слайд 7) - (Слайд 8) - (Слайд 9) - (Слайд 10) - Поставьте баллы в лист самооценки. - А теперь путём нехитрых вычислений скажите, сколько лет исполняется городу Белозерску? (Слайд 11). |
Обучающиеся выполняют вычислительную работу своего варианта, находят свой ответ в таблице «код» и записывают получившееся число. По каждому ответу-дате демонстрируется слайд презентации с кратким описанием события из истории города Белозерска. - 862 год. - 1363 год. - 1380 год. - 1487 год. - 1777 год. - 1856 год. Оценивают себя. 1150 лет |
5. Творческое применение знаний. (Самостоятельная работа на ПК в интерактивном приложении http://learningapps.org/display?v=papyxdzm316
- (Слайд 12). Много интересного хранит наш край. - (Слайд 13) - Какова наибольшая глубина Белого озера? - (Слайд 14) - Какова длина земляного вала? - (Слайд 15) - Какова протяжённость обводного канала? - Ответы на эти вопросы вы получите, решив самостоятельно уравнения в интерактивном приложении LearningApps.org а) 1,34 * ( х – 80) = -62,98 б) – 0,6 – 0,01у = -15,6 в) 0,3а - 30 = - 9,9 - Проверка и ответы на вопросы (Слайд 16) - Не забывайте про самооценку. |
Обучающийся решают самостоятельно уравнение в интерактивном приложении LearningApps.org . Сверяются с ответами на слайде 16. Отвечают на поставленные вопросы. Выставляют баллы. |
6. Постановка домашнего задания. - Вы можете записать домашнее задание на выбор, не менее двух номеров из трёх перечисленных на доске: § 6-7 повторить правила 1) №1129(а-г); 2) №1213(а -д); 3) Задача №1285; 4) По желанию найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа и оформить это в электронном или бумажном варианте. - Оцените выбор домашней работы. |
Выбирают и записывают домашнюю работу. Оценивают свой выбор домашней работы. |
7. Рефлексия. - В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе отметку за урок и оцените, пожалуйста, своего напарника словесно. Постарайтесь объяснить свое оценивание. (ответы обучающихся). - Какую цель мы поставили в начале урока? - Ребята, если вы достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, если остались непонятными какие-то моменты –желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту. - Что было сложно? - Что хорошо усвоили? - Над чем ещё нужно поработать? - Что нового вы узнали об истории города Белозерска? - В заключение урока, я снова прошу вас вернуться к высказыванию Ж.Ж. Руссо, но уже внеся свои изменения в формулировку (Слайд 17) - Спасибо за урок! |
Самооценка. Выступают с оценкой одноклассника. Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала. |
Приложение 1 Лист самооценки.
№ п/п |
Деятельность обучающегося |
Критерии самооценки |
Самооценка |
Критерии оценки одноклассника |
Оценка одноклассника(Ф.И.) |
1 |
Формулировка темы урока, цели и задач урока |
Я сам смог определить тему, цель и задачи урока - 2 балл. Я смог определить только тему урока - 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока – 0 балл. |
Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока – 1 балл. Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 0 балл. |
||
2 |
Что я буду делать для достижения цели. |
Я сам определил, как достичь цели урока - 1 балл. Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 балл. |
Принимал участие в планировании действий для достижения цели урока – 1 балл. Не принимал участие в планировании действий для достижения цели урока – 0 балл. |
||
3 |
Планирование действий по достижению цели. Разминка «Ответь быстро» (Работа в парах) |
Участвовал(а) в работе пары – 1 балл. Не участвовал(а) в работе пары – 0 балл. Ответила(а) на все вопросы – 4 балл. Ответила(а) на половину вопросов – 3 балл. Ответила(а)на меньше половину вопросов – 1 балл. |
Участвовал в работе пары – 1 балл. Не участвовал в работе пары– 0 балл. Ответила(а) на все вопросы – 4 балл. Ответила(а) на половину вопросов – 3 балл. Ответила(а)на меньше половину вопросов – 1 балл. |
||
4 |
Реализация намеченной цели. Познавательно – вычислительное упражнение «История города Белозерска» (работа по таблице «код»). (Индивидуальная работа) |
Нашел удобный способ решения – 2 балл. За каждый правильно решенный пример -1 балл |
Не оценивается |
||
5 |
Творческое применение знаний. (Самостоятельная работа) |
Решил уравнение сам - 2 балла. Допустил(а) ошибку в конце решения – 1 балл. Допустил ошибку в начале решения – 0 балл |
Справился у доски с заданием - 1 балл. Не справился у доски с заданием – 0 балл. |
||
6 |
Выбор домашнего задания. |
4 балла – выбрали все задания; 3 балла – выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только 2 номера. |
Не оценивается |
||
7 |
Поставьте оценку: |
себе |
однокласснику |
Критерии оценивания себя :
- если набрали 15 – 18 баллов - «5»
8 – 14 баллов – «4»
3 – 7 баллов – «»
Критерии оценивания одноклассника :
- если набрали 8 – 12 балла - «5»
3- 7 балла – «4»
2 балла – «»
Приложение 2. Этап урока: Планирование действий по достижению цели.
Вид: Разминка «Ответь быстро»
Задача: Ответить на вопросы, подготовиться к вычислительной работе.
Форма: Работа в парах.
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Записать модули чисел. |
|
2 |
Какое число больше? |
|
3 |
Записать два целых числа между ними. |
|
4 |
Записать два целых числа, меньше обоих. |
|
5 |
Записать сумму чисел. |
|
6 |
Записать разность чисел. |
|
7 |
Записать произведение чисел. |
|
8 |
Записать частное чисел. |
|
9 |
Записать противоположные числа. |
|
10 |
Записать обратные числа. |
Приложение 3. Этап урока: Реализация намеченной цели.
Вид: Познавательно – вычислительное упражнение «История города Белозерска»
Задача: Решение выражений на все действия с положительными и отрицательными числами. Получение числа – даты.
Форма: Индивидуальная работа.
1 вариант: 45 : (- 1 ) - 4,9 2 (- 7 7 + 3,07) * 0,02 100 99 – 100 – 100
Ответ – дата:_________________год. |
||||||||||||
2 вариант: ( -7,6 – 2,4) – 4,3 (68,5 * (- 1 )) + 2 10 - 14,2 : 2 + 7 1 10 0,3 – 60 : 100
Ответ – дата:_________________год. |
||||||||||||
3 вариант: 9 9 : 0,3 – 86 10 - 7,5 * ( - 1 ) - 0,75 10 -10 – 2,43 : 0,3 ( - 9,05 – 1) + 56
Ответ- дата: _____________________год. |
||||||||||||
4 вариант: (8,4 – ( - 6,6 )) : (- 1 ) 2 7,7 + ( - 50 * 0,1 ) - 23,3 – ( 98 – 100 ) 11,7 : 9 – 46 10
Ответ-дата: ___________________год |
||||||||||||
5 вариант: - 6,5 – ( - 11 : 1 ) 10 15 – 76 - 9 9 10 ( - 70 : 0,5 ) + 140 4 + 8,8 * ( - 0,1) 100
|
||||||||||||
Ответ- дата:______________________год. |
||||||||||||
6 вариант: -1,2 – (5 : 2 5 ) 10 (- 0,7 + 7 ) : 7,09 10 (21 – (- 79 )) : ( - 50 ) 0,01 * ( - 7,7 + 1,1 )
Ответ-дата: _______________________год. |