12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Владимирова Елена Валентиновна21

Методическая разработка урока в контексте ФГОС и требований ИКС


 

 

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Владимирова Елена Валентиновна

Район

г.Дзержинск

Место работы

МБОУ СШ №30

Должность

Учитель истории


 

Общая информация

Тема урока

Нации и межнациональные отношения

Тип урока

Мини-проект

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Обучающие:

познакомить с основными тенденциями в развитии межнациональных отношений;

показать актуальность проблемы межнациональных отношений в современной России;

познакомить с основными принципами национальной политики в Российской Федерации;

Развивающие:

развивать умение осуществлять поиск социальной информации по теме;

формирование навыка формулирования суждений;

развивать умение сравнивать, анализировать, систематизировать полученную социальную, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

умение раскрывать на примерах теоретические положения, используя информацию из СМИ, личный опыт;

совершенствовать коммуникативные навыки, участвуя в обсуждении определенных проблем, в групповой работе;

продолжить работу над практикой публичного выступления;

Воспитытательные:


 

формировать толерантное отношение к представителям других наций,

способствовать формированию основ культуры межнационального общения, правовой культуры,

формировать активную жизненную позицию, гражданскую ответственность,

способствовать сплочению и развитию ученического коллектива.

 

 

Необходимое оборудование

Проектор

Дидактическое обеспечение

Учебник, плакаты, презентации, текст Конституции РФ


 

Планируемые результаты урока

 

личностные

понимание культурного многообразия

формирование толерантности

осмысление социально-практического опыта предшествующих поколений

понимание необходимости ответственного поведения в современном многонациональном обществе

 

 

предметные

умение изучать и систематизировать информацию

умение применять понятийный аппарат

овладение целостными представлениями о формировании общества

опыт оценочной деятельности

 

 

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

организация учебного пространства, самоконтроля, умение сравнивать с эталоном

формирование новых знаний по изучаемой теме

умение взаимодействовать друг с другом, с учителем, сотрудничать в процессе решения проблем, дискутировать, аргументированно отстаивать свою точку зрения

 

 

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Индивидуальная, групповая, фронтальная, беседа.

 


 

Литература и Интернет-ресурсы

 

Основная

1.Обществознание. Базовый уровень.10 класс./ Под ред. Боголюбова Л.Н. М, Просвещение. 2008.

2.Обществознание. Профильный уровень.10 класс./ Под ред. Боголюбова Л.М., Лазебниковой А.Ю., Холодковского К.Г. М, Просвещение. 2011.

3. Обществознание. Профильный уровень.11 класс./ Под ред. Боголюбова Л.М., Лазебниковой А.Ю., Холодковского К.Г. М, Просвещение. 2011.

 

 

 

Дополнительная

1.Бегенеева Т.П.. Поурочные разработки по обществознанию. 10 класс. М, Вако.2010.

2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс. М, Вако.2010.

3. Чернышева О.А, Пазин Р.В, Ушаков П.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону.2011.

4. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ. Авторы – составители: О.А.Котова, Т.Е. Лискова, Е.Л.Рутковская – М.: Интелект-Центр, 2013.

5. Единый государственный экзамен 2013. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ. Автор-составитель: Е.Л.Рутковская-М.: Интелект-Центр, 2013.

6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.

7.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1991.

8.Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников./ Под ред. Первина И.Б. М, 1991.

9. Преподавание истории в школе, 1990, №4-6; 1992, №5-6; 1993, №4-5

10. Завуч. 2003, №2

11. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб.пособие. М, 2004.

 

 

 

Интернет-ресурсы

Ресурсы по обществознанию, экономике, праву, психологии http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html

Социология. http://socio.rin.ru/

Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе"

http://www.teacher.syktsu.ru/05/index

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

.Электронная библиотека социологического факультета МГУ

http://lib.socio.msu.ru/l/library

Электронная библиотека Гумер http://www.gumer.info/

Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/

Всероссийский Интернет – педсовет http://pedsovet.org/

Учительский портал http://www.uchportal.ru/

 

 

 

ЭОРы

Презентации, интернет-ресуосы.

 


 


 

 
  План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока Время Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1. Организационный

1мин

Организует начало учебной деятельности

Готовят рабочее пространство к уроку.

2. Вводно-мотивационный

2мин

Сформировать позитивный настрой у учащихся,

Подготовить к работе

Создать мотивацию

Настроенность учащихся на усвоение материала, самостоятельную работу. Формирование мотивации.

3. Актуализация знаний

5 мин

Определить тему урока. Сформулировать цели и задачи урока.

Определить актуальности темы.

Определить структуру урока

Активизировать мыслительную деятельность учащихся

Учитель предлагает учащимся поразмышлять над смыслом 2-х высказываний.

Н.А.Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляются высшей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, всё для неё уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть».

Д.Голсуорси писал: «Если между великими, так называемыми цивилизованными, нациями не установится мир, то можно без преувеличения предположить, что всех постигнет одинаковая судьба и каждая страна, участвующая в войне, канет в вечность...»

Задание: сформулируйте кратко, своими словами смысл каждого высказывания.


 

Выскажите свое мнение насколько правы философы? Не слишком ли удручающую картину они нам рисуют?

 

 

Через систему вопросов для класса учитель подводит учащихся к теме урока, формулировке основных задач.

- О чем идет речь в высказываниях?

- Какую основную мысль содержат оба высказывания?

Учитель предлагает учащимся сформулировать основные задачи, помогая в их создании, задавая необходимые вопросы, фиксируя на доске.


 


 

 

1.Формулируют смысл высказываний, предлагают различные варианты, принимают участие в обсуждении правильности и грамотности суждений.

2.Формулируют тему урока, высказывают свое мнение об актуальности данной темы.


 

3.Определяют структуру урока, основные учебные и развивающие задачи урока

4. Изучение нового материала

28 мин

Изучение 1 вопроса.

Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.


 

1.Познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межнациональных отношений.


 

2.Продолжить формировать умение преобразовывать полученную информацию в знаковую систему, навыки работы с источниками.

1.Учитель предлагает записать вопрос в тетрадь.

В ходе изучения темы учитель предлагает составить таблицу

знал

узнал

Хотел узнать

 

 

 


 

2.Учитель подчеркивает важность проблемы межнациональных отношений в современном мире, указывает общие тенденции в развитии межэтнических отношений.

3.Организация работы на классной доске с целью корректировки.

4. Учитель просит привести примеры проявления 2 тенденций.

5.Корректирует ответы учащихся.


 


 

Учитель представляет работу 1 группы, просит записать изучаемый вопрос. Объявляет о целях работы группы.


 


 

. В конце работы 1 группы помогает сформулировать вывод.


 

Учитель просит записать изучаемый вопрос и организует работу 2 группы, которая проводила социологический опрос среди обучающихся и преподавателей МБОУ СОШ №30, рассказывает о задачах исследования.

.В конце работы 2 группы помогает сформулировать вывод.


 

Учитель формулирует вопрос, просит его записать в тетради, ставит цели работы, организует работу 3 группы.


 

В конце работы группы помогает сформулировать выводы.


 


 

Учитель формулирует вопрос, просит записать его в тетрадь. Просит учащихся открыть необходимые статьи Конституции РФ, которые определяют государственную политику по национальному вопросу.


 


 


 


 

2.Представляет работу группы.

3. Помогает сформулировать выводы.

1.Записывают вопрос в тетради.

2.С опорой на речь учителя составляют 2 схемы в тетради.

1 схема «Уровни межэтнических отношений», 2 схема «Основные тенденции в развитии межэтнических отношений»

Сверяют полученный результат с предложенной схемой на доске.


 

3. Устно приводят примеры, аргументируют их.

4.Работают с предложенной таблицей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1.Ответы представителей 1 группы. Учащиеся представляют результаты своей работы в виде презентации. Учащиеся класса вносят коррективы, задают уточняющие вопросы. Делают краткие записи в тетради.


 

2.Формулируют вывод.

3. Делают записи в предложенной таблице.


 


 

1.Ответы представителей 2 группы.

Учащиеся, входящие в группу представляют результаты своей деятельности в виде презентации. Учащиеся вносят коррективы, задают вопросы, делают краткие записи в тетради.

2. Заполняют таблицу.


 


 


 


 


 

1.Ответы представителей 3 группы представлены в виде кластера. 2.Учащиеся задают вопросы, вносят коррективы, делают краткие записи в тетради.

3.Заполняют таблицу.


 


 


 


 

1.Записывают вопрос в тетрадь.

2.Работают со статьями Конституции РФ, определяя и озвучивая основные направления государственной политики по национальному вопросу.

Анализируют статьи, приводят примеры, делают выводы по вопросам:

какие конституционные положения отражают принципы национальной политики.

3.Работагруппы представлена в виде презентации.

4.Учащиеся слушают, делают записи в таблице, задают вопросы.

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

4 мин

Учитель просит поработать с таблицами, которые заполнялись в ходе урока.

Используя метод «круговой рефлексии» учащиеся заканчивают предложения записанные учителем на доске: «Я узнал…», «Я знал…», «Хочу узнать….»

6. Подведение итогов урока

3 мин

Подведение итогов урока в плане достижения цели и задач в ходе беседы с учащимися (обращение к слайду с целями и задачами урока)

Подведение итогов работы учащихся на уроке, выставление и комментирование оценок.

Участие в обсуждении достижения целей урока,

Формулирования вывода об эффективности урока.


 


 


 

Участие в процессе, пользуясь правом оспорить оценку

7. Организация изучения домашнего задания

2 мин

Формулирование домашнего задания:

1.п.17.

2. Выполните задание на выбор:

А) Подберите исторические примеры, подтверждающие наличие межнациональных конфликтов в странах Европы и Азии.

Б) Подберите высказывание о межнациональных отношениях, передайте смысл, сформулируйте собственную позицию, подтвердите её одним аргументом.


 


 


 

1.Фиксация в тетради (дневнике) домашнего задания, уточнение деталей


 


 


 


 


 


 

Дата проведения: 22 апреля 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.