Урок обществознания в 10 классе по теме «Нации и межнациональные отношения»
Методическая разработка урока в контексте ФГОС и требований ИКС
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) |
Владимирова Елена Валентиновна |
Район |
г.Дзержинск |
Место работы |
МБОУ СШ №30 |
Должность |
Учитель истории |
Общая информация | |
Тема урока |
Нации и межнациональные отношения |
Тип урока |
Мини-проект |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) |
Обучающие: познакомить с основными тенденциями в развитии межнациональных отношений; показать актуальность проблемы межнациональных отношений в современной России; познакомить с основными принципами национальной политики в Российской Федерации; Развивающие: развивать умение осуществлять поиск социальной информации по теме; формирование навыка формулирования суждений; развивать умение сравнивать, анализировать, систематизировать полученную социальную, рационально решать познавательные и проблемные задачи; умение раскрывать на примерах теоретические положения, используя информацию из СМИ, личный опыт; совершенствовать коммуникативные навыки, участвуя в обсуждении определенных проблем, в групповой работе; продолжить работу над практикой публичного выступления; Воспитытательные:
формировать толерантное отношение к представителям других наций, способствовать формированию основ культуры межнационального общения, правовой культуры, формировать активную жизненную позицию, гражданскую ответственность, способствовать сплочению и развитию ученического коллектива.
|
Необходимое оборудование |
Проектор |
Дидактическое обеспечение |
Учебник, плакаты, презентации, текст Конституции РФ |
Планируемые результаты урока | |||
|
личностные |
понимание культурного многообразия формирование толерантности осмысление социально-практического опыта предшествующих поколений понимание необходимости ответственного поведения в современном многонациональном обществе |
|
|
предметные |
умение изучать и систематизировать информацию умение применять понятийный аппарат овладение целостными представлениями о формировании общества опыт оценочной деятельности |
|
|
метапредметные |
организация учебного пространства, самоконтроля, умение сравнивать с эталоном формирование новых знаний по изучаемой теме умение взаимодействовать друг с другом, с учителем, сотрудничать в процессе решения проблем, дискутировать, аргументированно отстаивать свою точку зрения |
|
|
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения |
Индивидуальная, групповая, фронтальная, беседа. |
|
Литература и Интернет-ресурсы | |||
|
Основная |
1.Обществознание. Базовый уровень.10 класс./ Под ред. Боголюбова Л.Н. М, Просвещение. 2008. 2.Обществознание. Профильный уровень.10 класс./ Под ред. Боголюбова Л.М., Лазебниковой А.Ю., Холодковского К.Г. М, Просвещение. 2011. 3. Обществознание. Профильный уровень.11 класс./ Под ред. Боголюбова Л.М., Лазебниковой А.Ю., Холодковского К.Г. М, Просвещение. 2011.
|
|
|
Дополнительная |
1.Бегенеева Т.П.. Поурочные разработки по обществознанию. 10 класс. М, Вако.2010. 2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс. М, Вако.2010. 3. Чернышева О.А, Пазин Р.В, Ушаков П.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону.2011. 4. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ. Авторы – составители: О.А.Котова, Т.Е. Лискова, Е.Л.Рутковская – М.: Интелект-Центр, 2013. 5. Единый государственный экзамен 2013. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ. Автор-составитель: Е.Л.Рутковская-М.: Интелект-Центр, 2013. 6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000. 7.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1991. 8.Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников./ Под ред. Первина И.Б. М, 1991. 9. Преподавание истории в школе, 1990, №4-6; 1992, №5-6; 1993, №4-5 10. Завуч. 2003, №2 11. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб.пособие. М, 2004.
|
|
|
Интернет-ресурсы |
Ресурсы по обществознанию, экономике, праву, психологии http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html Социология. http://socio.rin.ru/ Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе" http://www.teacher.syktsu.ru/05/index Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ .Электронная библиотека социологического факультета МГУ http://lib.socio.msu.ru/l/library Электронная библиотека Гумер http://www.gumer.info/ Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/ Всероссийский Интернет – педсовет http://pedsovet.org/ Учительский портал http://www.uchportal.ru/
|
|
|
ЭОРы |
Презентации, интернет-ресуосы. |
|
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||||||||
Этап урока | Время | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | ||||||
1. Организационный |
1мин |
Организует начало учебной деятельности |
Готовят рабочее пространство к уроку. |
||||||
2. Вводно-мотивационный |
2мин |
Сформировать позитивный настрой у учащихся, Подготовить к работе Создать мотивацию |
Настроенность учащихся на усвоение материала, самостоятельную работу. Формирование мотивации. |
||||||
3. Актуализация знаний |
5 мин |
Определить тему урока. Сформулировать цели и задачи урока. Определить актуальности темы. Определить структуру урока Активизировать мыслительную деятельность учащихся Учитель предлагает учащимся поразмышлять над смыслом 2-х высказываний. Н.А.Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляются высшей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, всё для неё уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть». Д.Голсуорси писал: «Если между великими, так называемыми цивилизованными, нациями не установится мир, то можно без преувеличения предположить, что всех постигнет одинаковая судьба и каждая страна, участвующая в войне, канет в вечность...» Задание: сформулируйте кратко, своими словами смысл каждого высказывания.
Выскажите свое мнение насколько правы философы? Не слишком ли удручающую картину они нам рисуют?
Через систему вопросов для класса учитель подводит учащихся к теме урока, формулировке основных задач. - О чем идет речь в высказываниях? - Какую основную мысль содержат оба высказывания? Учитель предлагает учащимся сформулировать основные задачи, помогая в их создании, задавая необходимые вопросы, фиксируя на доске.
|
1.Формулируют смысл высказываний, предлагают различные варианты, принимают участие в обсуждении правильности и грамотности суждений. 2.Формулируют тему урока, высказывают свое мнение об актуальности данной темы.
3.Определяют структуру урока, основные учебные и развивающие задачи урока |
||||||
4. Изучение нового материала |
28 мин |
Изучение 1 вопроса. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.
1.Познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межнациональных отношений.
2.Продолжить формировать умение преобразовывать полученную информацию в знаковую систему, навыки работы с источниками. 1.Учитель предлагает записать вопрос в тетрадь. В ходе изучения темы учитель предлагает составить таблицу
2.Учитель подчеркивает важность проблемы межнациональных отношений в современном мире, указывает общие тенденции в развитии межэтнических отношений. 3.Организация работы на классной доске с целью корректировки. 4. Учитель просит привести примеры проявления 2 тенденций. 5.Корректирует ответы учащихся.
Учитель представляет работу 1 группы, просит записать изучаемый вопрос. Объявляет о целях работы группы.
. В конце работы 1 группы помогает сформулировать вывод.
Учитель просит записать изучаемый вопрос и организует работу 2 группы, которая проводила социологический опрос среди обучающихся и преподавателей МБОУ СОШ №30, рассказывает о задачах исследования. .В конце работы 2 группы помогает сформулировать вывод.
Учитель формулирует вопрос, просит его записать в тетради, ставит цели работы, организует работу 3 группы.
В конце работы группы помогает сформулировать выводы.
Учитель формулирует вопрос, просит записать его в тетрадь. Просит учащихся открыть необходимые статьи Конституции РФ, которые определяют государственную политику по национальному вопросу.
2.Представляет работу группы. 3. Помогает сформулировать выводы. |
1.Записывают вопрос в тетради. 2.С опорой на речь учителя составляют 2 схемы в тетради. 1 схема «Уровни межэтнических отношений», 2 схема «Основные тенденции в развитии межэтнических отношений» Сверяют полученный результат с предложенной схемой на доске.
3. Устно приводят примеры, аргументируют их. 4.Работают с предложенной таблицей.
1.Ответы представителей 1 группы. Учащиеся представляют результаты своей работы в виде презентации. Учащиеся класса вносят коррективы, задают уточняющие вопросы. Делают краткие записи в тетради.
2.Формулируют вывод. 3. Делают записи в предложенной таблице.
1.Ответы представителей 2 группы. Учащиеся, входящие в группу представляют результаты своей деятельности в виде презентации. Учащиеся вносят коррективы, задают вопросы, делают краткие записи в тетради. 2. Заполняют таблицу.
1.Ответы представителей 3 группы представлены в виде кластера. 2.Учащиеся задают вопросы, вносят коррективы, делают краткие записи в тетради. 3.Заполняют таблицу.
1.Записывают вопрос в тетрадь. 2.Работают со статьями Конституции РФ, определяя и озвучивая основные направления государственной политики по национальному вопросу. Анализируют статьи, приводят примеры, делают выводы по вопросам: какие конституционные положения отражают принципы национальной политики. 3.Работагруппы представлена в виде презентации. 4.Учащиеся слушают, делают записи в таблице, задают вопросы. |
||||||
5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала |
4 мин |
Учитель просит поработать с таблицами, которые заполнялись в ходе урока. |
Используя метод «круговой рефлексии» учащиеся заканчивают предложения записанные учителем на доске: «Я узнал…», «Я знал…», «Хочу узнать….» |
||||||
6. Подведение итогов урока |
3 мин |
Подведение итогов урока в плане достижения цели и задач в ходе беседы с учащимися (обращение к слайду с целями и задачами урока) Подведение итогов работы учащихся на уроке, выставление и комментирование оценок. |
Участие в обсуждении достижения целей урока, Формулирования вывода об эффективности урока.
Участие в процессе, пользуясь правом оспорить оценку |
||||||
7. Организация изучения домашнего задания |
2 мин |
Формулирование домашнего задания: 1.п.17. 2. Выполните задание на выбор: А) Подберите исторические примеры, подтверждающие наличие межнациональных конфликтов в странах Европы и Азии. Б) Подберите высказывание о межнациональных отношениях, передайте смысл, сформулируйте собственную позицию, подтвердите её одним аргументом.
|
1.Фиксация в тетради (дневнике) домашнего задания, уточнение деталей
|