12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кислова Олеся Александровна57
Россия, Липецкая обл., Липецк
Материал размещён в группе «Интерактивные ресурсы для урока»

Автор технологической карты: Кислова Олеся Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 29 «Университетская» г. Липецка

Технологическая карта урока по учебному предмету

«Обществознание» в 6-ом классе

на тему: «Какие бывают государства»

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Авторы УМК:

Никитин А.Ф., Никитина Т.И..

Цели урока:

Создать условия для формирования  представлений обучающихся о разнообразии государств в мире, формах государств, их признаках, функциях.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Предметные:

Научатся с помощью метапредметных заданий определять явления политической жизни, выделять особенности, характерные черты объектов.

Получат возможность научиться: определять формы государства, формы правления; работать с текстом; выполнять метапредметные задания; высказывать собственное мнение, суждения.

Оборудование:

SMART-доска, компьютер, колонки

Образовательные ресурсы:

ИРМ, учебник, презентация



МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ «КАКИЕ БЫВАЮТ ГОСУДАРСТВА»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД /Результат





Организационный













мотивационный



































постановка целей и задач









актуализация



















































актуализация









































































первичное усвоение





















































первичная проверка понимания



































первичное усвоение











































первичная

проверка понимания



































































































































































рефлексия


























Рада приветствовать всех присутствующих !

Мы живем с вами в уникальную эпоху. Нарастающими темпами развивается информационное общество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ кардинально перестраивает весь уклад жизни человечества: постоянно обновляются передовые техно­логии, мир становится более единым, углубляются международные экономические связи.

Современный мир динамичный и сложный; он находится в постоянном развитии. Человек информационного общества должен обладать такими же характеристиками для того, чтобы занять в нем достойное место. Нужно уметь находить решения самых сложных ситуаций, адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, знать ответы на самые разные вопросы, уметь буквально всё. И мы с вами сегодня будем развивать надпредметные или, по-другому, метапредметные компетенции, то есть способы мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающего их.

Предлагаю вашему вниманию цитату одного известного писателя, имя которого я раскрою чуть позже: «Сколько бы веков опасностей, столкновений, недоразумений и кровопролития не пришлось еще пережить человечеству…оно доживет до установления единого мирового государства, в котором будет царить мир. Это будет новая республика. Её основа - люди с высоким самосознанием, проявляющемся в ответственности и умении ставить необходимые для всего общества цели».

-О чем говорит автор цитаты?

-Как вы думаете, когда был написан очерк, в котором содержалась цитата?

Этот очерк был написан известным английским писателем и публицистом, автором известных научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и др., Гербертом Уэллсом (1866-1946). А этот очерк «Воздействие развития механики и научного прогресса на жизнь человека и его мысли» или Предвидения вышел в России в 1902 г., а в Европе и США пользовался фантастической популярностью.

-О каких сферах жизни общества идет речь?



-Какое значение имеет политическая сфера жизни общества?





Предлагаю вашему вниманию визуальный ряд, имеющий отношение к политической сфере жизни общества. Определите возможную общую тему, объединяющую его.

t1588761340aa.jpgt1588761340ab.jpg

t1588761340ac.pngt1588761340ad.jpg

Мы будем работать с мета-кейсом и учиться новым способам действий. Для удобства понимания я разделила весь материал на 3 аспекта «Исторический аспект», «Организационный аспект», «Духовный (ментальный) аспект».

Как думаете, что значит понятие аспект?

Определите по названию, что именно мы будем рассматривать в рамках этих аспектов и обозначьте свои цели на урок?

Итак, переходим к «Историческому аспекту», так как для формирования более четкого представления о современных государствах необходим ретроспективный взгляд в историю.

Известный писатель принес в издательство повесть о путешествии в затерянный мир. В ней говорилось о том, что на одном из отдаленных островов путешественники обнаружили неизвестное сообщество людей. Люди проживали в нескольких небольших поселениях, границы которых обозначали древние идолы. Защищать свою территорию выходили все мужчины поселения. На возвышенном месте каждого поселения стоял большой шалаш. В нем собирались поселяне, когда надо было принести жертвы идолам или разрешить споры между семьями поселенцев. Последнее и решающее слово принадлежало самому старому островитянину поселения. Мужчины затерянного мира занимались рыболовством, женщины собирали съедобные плоды в джунглях. Каждая семья расчищала участок от зарослей и засевала его. Дети рано начали помогать взрослым. У островитян еще не было письменности, и они сочиняли сказания. Чтобы главные события сохранились в памяти. Жизнь поселенцев была очень скудной, но во время совместных праздников они веселились от души.

Вопросы:

1) На каком этапе развития находились островитяне? По каким признакам вы это определили?(подчеркивает учитель)





2) Какие факты свидетельствовали о том, что в затерянном мире существовало регулирование общественных отношений?



3)Какая сфера жизни общества пока не сформировалась у островитян? Определите проявления остальных сфер и закончите заполнение таблицы

СФЕРЫ

Экономическая

ПРОЯВЛЕНИЯ

Люди жили семьями

Идолы. Жертвы идолам. Совместные праздники



Итак, как мы видим, государство у островитян не сформировалось. А когда и где возникли первые государства?



В науке идут споры относительно причин возникновения государств. Поэтому существуют разные теории происхождения государства. Одни считают, что главную роль в этом процессе сыграли завоевания: сильные покорили слабых и стали ими управлять. Другие полагают, что люди между собой договорились и решили пожертвовать частью прав, чтобы обеспечить собственную безопасность и создать государство, которое и было призвано обеспечить мир, порядок, безопасность. Третьи доказывают, что государства возникли в долинах крупных рек, где проводились сложные ирригационные работы, для организации которых требовалось государство.

Я предлагаю вашему вниманию логическую схему, которая поможет структурировать информацию о процессе образования государства. Учитель работает со схемой на интерактивной доске, объясняет положения.

Увеличение производительности труда

/

Появление прибавочного продукта(излишек)

/

Хранение использование ПП

/

Аппарат управления

/

Социальное расслоение

/

Правители, государство

Итак, что такое государство?

Государство – организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территорией, использующая право и специальный аппарат принуждения. Государство – сложная система, включающая в себя некоторые элементы.

и мы приблизились к «Организационному аспекту» нашей темы.

Представим государство в виде большого дома, в котором нужно решать самые разные проблемы: в подъезде перегорела лампочка, ветром разбило окно на этаже, в подъезде стали ночевать сомнительные личности. В этом доме живут люди разных возрастов и профессий. Одному юному жильцу хочется слушать свою любимую группу, включив музыку на полную громкость, а другому-пожилому человеку-хочется тишины и покоя. Как быть, если жильцам не удается договорится? Все это небольшая часть проблем, с которыми сталкиваются жители многоквартирного дома. И многие сетуют: жаль в нашем доме нет коменданта-человека, ответственного за порядок. Комендант-это , конечно. Хорошо, но порядок в доме во многом зависит и от самих жильцов. В мире, природе, обществе все упорядочено. Что такое порядок?

Еще слово порядок толкуется как состояние благоустройства и налаженности. Как же добиться налаженности в государстве, ведь государство – это система, которая гораздо сложнее, чем тот самый многоквартирный дом.

Для того, чтобы управлять делами дома или государства нужно понять как всё устроено. Попытаемся это сделать. Какое понятие определяет как устроен предмет, его внешнее очертание, образ?











Обратите внимание на представленное задание. Давайте подумаем, что нужно сделать. Каким образом навести порядок?

Какое название мы можем дать этому заданию?

Что такое признаки?

Что такое функции?

Что такое форма государства?

Признаки

Форма государства





н

Государство

алоги поддержание стабильности в гос.

федерация монархия

законы защита прав и свобод граждан

достойные условия жизни территория

р

Функции

еспублика публичная власть





Используя слова, составьте определение понятия «форма государства»

Способ

Устройство

Государственная

Власть

Организация

Форма государства включает в себя некоторые элементы, о которых вы мне расскажете.

Какой способ организации власти представлен в следующих примерах?

***

Наиболее ярким примером страны с этой отживающей формой правления может служить Оман, где с 1970 г. единолично правит султан Кабус. Будучи главой государства, он в то же время выполняет функции премьер-министра, министра иностранных дел, обороны, финансов, а также главнокомандующего вооруженными силами. Конституции в этой стране нет.

А вот еще один пример этой формы правления. Показ финального сезона сериала в жанре фэнтези «Игра престолов» состоялся 14 апреля, он имеет множество наград и повествует о борьбе нескольких влиятельных домов за Железный Трон Семи Королевств. 

Что такое монархия?

Монархия - форма правления, при которой власть сосредоточена в руках одного человека(монарха) и передается по наследству.



***

Немецкий парламент - Бундестаг, избирается сроком на четыре года. В Бундестаге заседает 631 депутат. Важнейшие функции бундестага: принятие законов, выборы федерального канцлера и контроль за деятельностью правительства.

Федеральный канцлер возглавляет исполнительную власть и, по сути, является главным лицом в государстве. С 2005 года эту должность в Германии занимает Ангела Меркель - первая женщина на должности федерального канцлера за всю историю страны.

Что такое республика?

Республика - форма правления, при которой власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.

Сt1588761340ae.gif троим схему «Форма государства»



Фt1588761340ae.gift1588761340ae.gif орма правления

Монархия Республика

Это, конечно, не все элементы понятия форма государства. О чем речь теперь?

В народном собрании могли участвовать все афинские граждане, в том числе и бедняки. На собрании решались важнейшие дела в государстве, принимались новые законы. Здесь же сроком на 1 год выбирали и должностных лиц полисов. Все граждане были равны перед законом.

***

В 70-е гг. в азиатском государстве Камбоджа при правителе Пол Поте силой были установлены совершенно дикие для современного человека порядки. В частности, людей под страхом смерти заставляли работать с 5 утра до 11 вечера, мужчины и женщины жили порознь в специальных поселениях под присмотром охранников. В результате террора, направленного против собственного народа, погибло несколько миллионов человек.

Сt1588761340ae.gift1588761340ae.gif троим схему «Форма государства»



Фt1588761340ae.gift1588761340ae.gift1588761340ae.gift1588761340ae.gif орма правления пол.режим

Монархия Республика

демократический недемократический

О последнем элементе схемы (государственно-территориальном режиме) мы поговорим позже.

Что же такое государство, как ни его граждане?

Каким термином мы называем совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.

Мы переходим к заключительному аспекту «Духовный (ментальный) аспект».



Влияют ли природно-климатические, геополитические и исторические условия на формирование менталитета? Оцените факторы и предположите какие черты характера формировались у народа? И какая это страна?

Условия первой задачи:

- Неблагоприятные природно-климатические условия;

-Краткий цикл сельскохозяйственных работ, необходимость в короткий промежуток времени сконцентрировать все усилия и трудиться почти без сна и отдыха, днем и ночью, используя помощь всех членов семьи;

- Обширная слабозаселенная территория;

- Оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли);

-благоприятствующая территориальному единству исторического ядра речная сеть.











Условия второй задачи:

-75 % территории страны покрыто горами, что способствовало изолированности отдельных регионов

-в рельефе преобладают заостренные формы, горные склоны расчленены, низменности прорезаны реками и оврагами, что создает трудности для земледелия.

-Распространение получило заливное рисоводство. требовавшее создания ирригационных сооружений

-землетрясения и вулканы



-оторванность страны от внешнего мира



-самурайские принципы, кодекс «Бусидо» («отдаться служению своему господину и душой и телом. развивать ум, поощрять в себе человечность, укреплять храбрость)











Условия третьей задачи:

-островное положение страны, относительно ровный ландшафт, благоприятный климат, приглушенный колорит традиционного пейзажа

-условия, пригодные для занятия земледелием

-островная психология

-многочисленные завоеватели:кельты, римляне, скандинавские викинги (профессиональные мореходы внесли в национальный характер страсть к приключениям), норманны (поделили страну между своими феодалами и создали аристократию, основанную на крупном землевладении, они слыли приверженцами строгой феодальной иерархии и главной добродетелью считали способность владеть собой

-принципы джентльменского поведения (культ предписанного поведения)

Все аспекты, которые мы планировали рассмотреть-рассмотрены и пришло время подвести итоги нашей работы. Вспомните цели, которые вы сформулировали для себя в начале урока. Что удалось реализовать? Какие вопросы вас заинтересовали? Что хотели бы узнать подробнее? Чему научились?

В изучении каких предметных областей вам пригодятся эти знания?

Мы начали разговор цитатой Герберта Уэллса о современном мире, закончить его мне хотелось бы тем же. Современный мир уникален, состоит из множества различных государств со своей спецификой. На то, какими государства являются сегодня оказали влияние многие факторы и для того, чтобы лучше разбираться в современной политической, социально-экономической ситуации необходимо многое знать. Иногда, это самые простые истины, которые люди часто забывают. Наша планета – это великая ценность, которую каждый из нас обязан сохранять. Давайте оставим свой славный след на этой планете.

Домашнее задание:

1. Изучить схемы и определения

2. Работа с цитатой

«Решающая роль отводится не столько форме правления, сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству государством».
Сократ

А)Как понимаете смысл выражения «умелое руководство государством»?

Б)Дайте свое объяснение смысла высказывания.

В)Какое значение имеет форма правления для реализации прав и свобод граждан?

3. Составить фоторепортаж (коллаж) о современном обществе и объяснить изображения.





Взаимное приветствие















Работа с цитатой















О превращении мира в единое общемировое пространство



ответы











Политической, социальной. духовной

Большое значение, так как именно политическая сфера определяет какими будут экономические, социальные и духовные отношения





Разнообразие государств, какие бывают государства

Формулируют тему и ставят цели урока

















Аспект (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) — одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определенной точки зрения.

Записывают цели в мета-кейсе



























Первобытное общество (родовой строй).Признаки связаны с уровнем развития хоз, особенностями регулирования отношений и дух.жизни людей

Совместное решение споров, мнение старейшего представителя сообщества, совместные праздники

Отсутствует политическая (нет государства)

Социальная;

Рыболовство, собирательство, земледелие;

Духовная



5-6 тыс.лет назад в долинах плодородных рек Нила, Тигра, Евфрата



















































Запись определения























Порядок- правильное устройство, организованное состояние чего-либо, характеризующееся правильным расположением всех частей. 2. последовательность, очерёдность, ход следования

форма

ФОРМА (лат. forma) — внешнее очертание, фигура, наружность, образ, а также план, модель









Признак-особенность, по которой можно узнать, определить что-либо

Функция-работа, производимая органом, организмом, прибором; роль, значение чего-либо; назначение чего-либо

Форма государства- способ организации и устройства государственной власти.

































монархия







запись определения















Республика











Запись определения















Демократия, Древняя Греция









Недемократический режим, тоталитаризм























менталитет













Черты характера россиян:

-способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи;

-обширная слабозаселенная территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с угро-финскими, летто-литовскими племенами;

- в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ. 

-широта души, религиозность



Черты характера японцев:

-консервация локального стиля жизни, сепаратизм





-сотрудничество на местном уровне

-противостояние трудностям, постоянное ощущение опасности и близости смерти

-необходимость поддержания сотрудничества, соглашения, мира и гармонии в обществе

-долг, преданность;система вертикальных отношений. подчинение, патриархат, важность занимаемого положение и уважение к нему









-спокойствие. невозмутимость

-суровость, склонность ко всему естественному простому и незамысловатому

-рассудочность, холодность, нравственная скованность, консерватизмом, уважение к традиции











проводят рефлексию

научились новым способам действий; определять причины и последствия



история, обществознание, география, литература

КУУД















ПУУД

ЛУУД















ПУУД















РУУД















ПУУД





















ЛУУД

ПУУД

РУУД



































ЛУУД

ПУУД

РУУД

КУУД





ЛУУД

ПУУД

РУУД

КУУД





























ПУУД





































ЛУУД

ПУУД

РУУД

КУУД



























ЛУУД

ПУУД

РУУД

КУУД





























ЛУУД

ПУУД

РУУД

КУУД





























ЛУУД

ПУУД

РУУД

КУУД



























ЛУУД

ПУУД

РУУД

КУУД































ЛУУД

ПУУД

РУУД

КУУД





































Опубликовано в группе «Интерактивные ресурсы для урока»


Комментарии (3)

Ковалева Галина Валентиновна, 06.05.20 в 13:45 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за хорошую разработку урока!
Кислова Олеся Александровна, 11.05.20 в 22:09 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, коллеги!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.