Урок обществознания в 7 классе по теме «Воздействие человека на природу»
Открытый урок обществознания в 7 классе
Тема: «Воздействие человека на природу» (1-й в разделе «Человек и природа)
Цель урока: формирование у учащихся представления об экологической обстановке в мире и о роли человека в ней, исходя из исторических периодов.
Задачи: подвести обучающихся к мысли о том, что мир стоит у роковой черты, иллюстрируя данное утверждение конкретными примерами; продолжить развитие у обучающихся умений критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Информационно – технологические ресурсы:
-учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс. – М: Просвещение, 2017;
-раздаточный материал
Оборудование
-мультимедийный проектор;
-компьютер; колонки
-презентация «Воздействие человека на природу»
Методы и формы обучения:
Методы: Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, проектная деятельность
ХОД УРОКА
Орг.момент.
Весна… Несмотря на изменчивую погоду, у каждого из нас есть своя погода, погода нашей души. Давайте посмотрим, какой прогноз на сегодняшний день у нас, если на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу. Посмотрите, вы все улыбаетесь, значит, вы счастливы, спокойны и у нас всё получится.
2.Постановка темы и цели урока
Учащимся предлагается посмотреть мультфильм «Человек и природа» (1.40)
- Удивил ли вас это мультфильм? Чем?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Дети отвечают)
- (Я пишу тему на доске): «Воздействие человека на природу»
- Ребята, какое самое громкое слово на земле вы знаете? Я имею в виду не силу звука, а тревожность звучания, чувство опасности (Дети отвечают)
- Писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало это слово
«Удивительно, - говорит он, - но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и тоже – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести…»
- О каком слове идёт речь? (ЭКОЛОГИЯ)
- Какую проблему поднимает писатель? О какой вселенской беде он говорит?
- Вообще, когда возникла проблема экологии? С какого момента человек стал замечать, что с природой что-то не так? Быть может, так всегда было? Всегда происходили изменения в окружающей среде, а мы не замечали? Попытаемся разобраться на уроке.
- Скажите, какую цель поставите? (узнать о воздействии человека на природу в процессе его исторического развития) (Цель прикрепляется на доску)
3. Изучение нового материала
- Ребята, для достижения цели, я предлагаю подготовить мини-проект, результатом которого будет «Экологическая лента времени». (Лента заранее прикреплена на доске, она пустая. Рядом картинки разных периодов истории от древности до современности).
- На протяжении истории взаимодействие человека и природы приобретало разный характер. Начнём с древнего мира.
1. ДРЕВНИЙ МИР (рассказываю с опорой на видео без звука)
Первым представителем древнейших людей считают человека умелого (Homo habilis). (Обозначаем картинку на ленте). Время появления его на планете 2,5 млн. лет назад. Люди воздействовали на окружающую среду, но не более чем, воздействуют на неё животные. Они ещё ничего не умели производить сами, а только потребляли то, что рождала природа. 40 тыс. лет назад появился человек разумный (Homo sapiens). (Обозначаем картинку на ленте) Люди обожествляли природу и связывали себя с ней кровными узами. Позднее человек освоил почву для земледелия, научился получать бронзу и железо, приспосабливается к среде и изменяет её. С развитием цивилизаций происходило активное истощение почв, вырубка лесов, развитие городов.
Приведу пример (Обозначаем картинку на ленте): «Цивилизация древних шумеров процветала на протяжении более двух тысячелетий в районе рек Тигр и Евфрат на территории нынешнего Ирака. Местность изобиловала лесами и лугами. Здесь было построено восемь первых городов мира. К III тысячелетию до н.э. население города Урюк, насчитывавшего около 50 тыс. чел., создало систему интенсивного орошения, использующую воды рек Тигр и Евфрат. Однако жаркий климат способствовал интенсивному испарению воды, в результате чего повсеместно произошло засоление почв. К 1700 г. до н.э. шумеры уже не могли прокормить себя и были покорены. Шумерская цивилизация рухнула, и все города превратились в пыль. Большая часть некогда тучных земель превратилась в бесплодные пустыни, которые и по сей день занимают значительную часть современной территории Ирака»
- Давайте отметим на ленте основную роль человека древнего мира в освоении природы (прикрепляю карточку: человек и природа – единое целое активное истощение почв, вырубка лесов)
2. СРЕДНИЕ ВЕКА (V-XV вв н.э)
Ребята, посмотрите на следующий слайд и определите отношение человека средневековья к природе (показываю картинки на слайде: освоение новых земель, охота, работа на полях, осушение болот, развитие городов, парусный флот).
- Какой вывод можно сделать? Молодцы, верно. (Обозначаем картинку на ленте)
В Средние века человечество продолжает активно воздействовать на природу.
Человек истребляет диких животных, уничтожает леса для строительства домов.
Совершенствуется парусный флот. Для постройки корабля, способного пересечь океан, требовалось около 4 тыс. дубов. А происходит это потому, что Природа в понимании средневекового человека – нечто более низкое, чем он, т.к. у человека есть божественное начало – душа.
Отметим это на нашей ленте: (прикрепляю карточку: Природа – источник зла, ее надо подчинить.)
3.НОВОЕ ВРЕМЯ (XVI-XIX вв)
Период Нового времени характеризуется вот такими звуками (звуки завода). Что они напоминают? Это промышленная революция. Что вам об этом известно? Как промышленная революция повлияла на экологическое состояние природы? Выберите соответствующие картинки и кратко поясните (фабрика с дымящими трубами, железные дороги, пароходы, самодвижущиеся экипажи)
Появились мануфактуры, а затем фабрики, которые, уже тогда, наносили невосполнимый урон природе. Они славились тогда своими дымящими и сточными трубами, их даже помещали на рекламных листовках, даже не подозревая какой вред они наносят всему живому, они гордились этим. Тогда были модны самодвижущиеся экипажи, но они даже не имели фильтра для частичного сбора вредных веществ из выхлопных газов, а бензин они использовали совсем неочищенный от загрязняющих воздух шлаков. Стали вылавливать все больше и больше рыбы не только для пищи, но и для продажи. Рост и развитие крупных городов, строительство железных дорог, пароходов, производство химикатов. Это приводит человека к мысли, что он царь природы.
- Ребята, я добавлю к этому периоду фото учёного Фрэнсиса Бэкона, который сказал свою знаменитую фразу «Мы – покорители природы!»
Задание: работая в парах, прочитайте фрагмент статьи «Царская охота», опубликованная в 1897 году в газете «Новое время» и сделайте вывод о последствиях отношения человека к природе.
«Ранним утром 28 августа 1897 года безмолвие Беловежской Пущи было нарушено многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охотничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбуждённые, нарядно одетые всадники. Шла царская охота. Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 кабанов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное количество дичи…»
Вывод:
! Белове́жская пу́ща наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, который, согласно представлениям, сложившимся в современной науке, в доисторические времена произрастал на территории Европы. Постепенно он был вырублен, но в относительно нетронутом состоянии в виде крупного массива сохранился только в Беловежском регионе на территории современных Белоруссии и Польши. Беловежскую пущу относят к экорегиону.
За одну охоту было уничтожено почти 200 крупных животных. Истребляли животных люди отнюдь не голодные. Как мы знаем, скоро в этом заповеднике редчайшие на земле животные – зубры – исчезнут вообще.
В результате равнодушия, невежества, алчности, под влиянием успехов научно-технических открытий сформировалось эксплуататорское отношение к природе.
- Давайте отметим на ленте основную роль человека нового времени в освоении природы (прикрепляю карточку: промышленная революция; резкое ухудшение окружающей среды, эксплуататорское отношение к природе)
ФИЗМИНУТКА
- Ребята, мы довольно давно работаем, я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, у своих мест. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте и выполняйте движения. Готовы? Начинаем:
- Сколько ног у паука? (Восемь.) Присядем столько раз
- Какая птица в мире самая большая? (Страус.) Встаньте на носочки и потянитесь
- Где у кузнечика ухо? (На ноге.) Попрыгайте 3 раза на одной ноге, а потом на другой
- Назовите дерево – символ нашей Родины. (Береза.) Сделайте наклоны вправо, влево
- Самая высокая трава. (Бамбук.) Поднимите руки вверх и со всей силы сожмите кулаки, а сейчас потихоньку отпустите руки вниз, встряхните кисти и вся ваша усталость прошла.
4. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (XX- XXI вв)
А мы продолжаем дальше . Периодом Новейшей истории считают 20 век и до сегодняшнего дня. Чтобы создать цивилизацию, человек поставил себе на службу всё. Он задействовал все ресурсы. Он понял, что наша планета содержит огромное количество ресурсов. Их можно разделить на исчерпаемые и неисчерпаемые.
- Сейчас я предлагаю вам объединиться в микрогруппы –четвёрки и выполнить задание: распределите природные богатства (ресурсы) на две группы (исчерпаемые и неисчерпаемые) и запишите их в таблицу.
Природные ресурсы
Исчерпаемые | Неисчерпаемые |
Уголь | Вода |
Нефть | Воздух |
Газ | Энергия ветра |
Почва | Солнечная радиация |
Металлические руды | |
Растения | |
Животные | |
Проверяем. Список неисчерпаемых достаточно мал и когда-нибудь человек и их исчерпает. А вот исчерпаемых очень много. Это все те ресурсы, которые нам постоянно нужны.
А мы вычерпываем каждый год и каждый день огромное количество газа, нефти, угля, металлы. Вот к примеру нефти, по разным подсчётам осталось на 5 десятков лет. А дальше что? Всё, этот ресурс мы исчерпали.
Отрицательное воздействие человека на природу в 20 веке подтверждаются различными примерами. Приведём некоторые из них.
- Посмотрите на эти фото. Предположите, что произошло?
1952 год в Лондоне вошёл в историю как «Великий смог». (Смог – это чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, в результате работы промышленных предприятий, транспорта, печей в домах). Смог был таким густым, что люди на улице не могли разглядеть даже собственные ботинки. Дышать было нечем. Лондонские газетчики прозвали этот смог «гороховым супом» из-за жёлтого цвета. Только супчик этот оказался ядовитым. Он унёс жизни 12 тысяч человек.
Весь мир был потрясён трагедией Чернобыльской АЭС (1986)ВИДЕО
Дата чернобыльской катастрофы имеет большое значение для населения Украины, Беларуси, России. Ведь опасный цезий, стронций и плутоний нанесли вред не только окружающей среде и животному миру, оставляя после себя генные мутации и выгоревшие леса. Человеческий организм также пострадал в этой невидимой схватке. Чтобы избежать воздействия ионизирующих излучений, было решено создать специальный купол над тем реактором, в котором произошел взрыв. Купол строился практически 20 лет и впервые был введен в эксплуатацию в 2016 году.
А следующий ролик о самой крупной ядерной катастрофе в мире. Японской АЭС «Фукусима – 1» (2011) ВИДЕО
- Ребята, именно в 20 веке сформировалась наука «экология» и это неслучайно. Её название происходит от греческого слова «ойкос», которое означает «дом», «жилище».
Давайте вернёмся к словам Валентина Распутина. ПОЧЕМУ ПИСАТЕЛЬ СЧИТАЕТ СЛОВО ЭКОЛОГИЯ САМЫМ ГРОМКИМ?
- Давайте отметим на ленте основную роль человека новейшей истории (прикрепляю карточку: экологическая проблема - проблема №1 в мире)
- Ребята, получается страшная картина. Чтобы человечеству выжить, нужно принимать объективные шаги. А что каждый из нас может сделать для защиты природы? О защите и охране природы вы будете говорить на следующих уроках.
- Ребята, посмотрите, какой результат мини-проекта у нас получился.
Какую пользу несёт экологическая лента времени? Для вас, для других? Скажите, как мы можем донести информацию до других школьников? (выложить в Сеть, распечатать и повесить в школе, в классном уголке, рассказать о проблемах экологии ребятам начальных классов, выступить на мероприятии ко Дню Земли 22 апреля и т.д.).
4 .Подведение итогов. Рефлексия
- Ребята, какую цель мы ставили сегодня на уроке? (обратить внимание на доску: узнать о воздействии человека на природу в процессе его исторического развития)
Давайте подведём итог:
1 ряд - положительное воздействие человека на природу;
2 ряд – отрицательное воздействие человека на природу;
3 ряд – оцените работу класса
4 ряд - подводит итог всего урока
- Спасибо за работу, ребята. В начале урока мы смотрели экологический мультфильм с печальным окончанием. А закончить нашу встречу хотелось бы с хорошим настроением. Помните, природа – это уникальная книга. Её тираж – один экземпляр! Только один! Нужно беречь каждую страницу.
ВИДЕО (под музыку о красоте природы) (2.38)