Урок обучения грамоте в 1 классе «Буква Х. Урок-игра. Урок-повторение»
Урок обучения грамоте. Буква Х. Повторение. Урок - игра.
DOCX / 424.09 Кб
Урок обучения грамоте и письму 1 класс
Тема: «Буква Хх (ха). Чтение слов с буквой Хх» (урок – повторение).
Учитель начальных классов: Рыжкова О. В.
НОЧУ СОШ «Юджин – Центр», г. Москва
Цели урока: - закрепить умение детей читать слова с букой Хх, формировать навыки выразительного чтения текста;
- способствовать расширению кругозора учащихся, пополнению лексического запаса детей;
- способствовать развитию внимания, памяти и мышления учащихся;
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы.
Задачи (формирование универсальных учебных действий):
Предметные результаты:
- уметь давать характеристику согласных звуков;
- безошибочно узнавать буквы Х,х среди других букв;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквами Х, х;
- читать предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- постановка и формулирование проблемы, анализ, рассуждение и вывод.
Регулятивные:
- планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, вступать в диалог (умение работать в парах, мини группах);
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
-формировать умения воспринимать и принимать разные мнения;
- стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
- использовать в общении правила общения во время дискуссии;
- формирование умения аргументировать свой ответ.
Личностные:
-продолжить формирование положительных мотивов в учебной деятельности и интереса к новому учебному материалу;
- продолжать учить строить монологическое высказывание.
Оборудование: слова к заданиям, иллюстрации, индивидуальные листы с заданиями для детей, названия групп «Классификация звуков», лист с домашним заданием, доски липкие на бумажной основе.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Определите тему урока, выполнив следующее задание.
На доске буквы на магните Х К Т Ш Ж Ч и карточки с надписями звуков шипящие, парные глухие согласные. Постепенно распределим буквы по карточкам в соответствии с теми звуками, которые они обозначают.
1) Ч Ш Ж
2) К Т
3) Какая буква осталась? (Х) Какие звуки она обозначает? Дайте характеристику звукам, которые она обозначает?
Учитель называет тему урока.
2. Тема урока
Урок необычный. Это урок – игра. На этом уроке вам предстоит поработать над чтением слов с буквой Ха. На уроке будет много интересных заданий. От вас требуется внимание, сообразительность, выдержка. Работать будем все вместе и самостоятельно.
II. 1. Чтение слов (индивидуальные листочки + на доске)
Прочитать все слова (вслух по одному ученику).
Каждому ряду (группе детей) найти слова, относящихся к определенной группе: профессии, растения, животные, имена собственные. Найденные слова раскрасить одним цветом. По одному ученику от каждого ряда (группы) выбирают свои слова и прикрепляют их к липким доскам.
черепаха пастух Хрюша художник Вини - Пух
ткачиха хурма хирург хомяк Заходер
петух Захар облепиха хризантема парикмахер
Цокотуха хек Михалков хорёк конюх
Проверка: 1 ученик читает, ряд соглашается или нет. Дополнения учащихся.
Объяснение смысла некоторых слов (хек, облепиха, хурма, имена собственные).
2. Родственные слова (индивидуальные листочки).
Каждый ряд ищет группу родственных слов и раскрашивает цветом по образцу (запах, хлеб, сахар, холод). Химия – вместе.
Хлебороб – профессия человека, выращивающего хлеб.
Химия – наука, изучающая строение веществ и их превращения.
Химик – человек, занимающийся этой наукой.
Химический – то, что имеет отношение к химии: х. элементы, реакции..
Нахимичить (в переносном смысле – перепутать, можно сравнить с приготовлением супа, когда мама положила не те продукты, и получился другой по вкусу суп).
ХИМИЯ |
САХАРНИЦА |
ХЛЕБНИЦА |
ПАХУЧИЙ |
ЗАПАХ |
ХИМИК |
ХОЛОДНЫЙ |
ХЛЕБОРОБ |
ХЛЕБ |
ХОЛОДИЛЬНИК |
САХАРНЫЙ |
НАХИМИЧИТЬ |
САХАР |
ПАХНЕТ |
ХИМИЧЕСКИЙ |
ХОЛОДАТЬ |
ХОЛОД |
ХЛЕБУШЕК |
ХОЛОДНО |
ЗАСАХАРИЛСЯ |
Проверка: чтение ребёнком слов. Общий смысл слов, одинаковая часть –родственные слова!
III. Физминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
IV. Лексическая работа
1. «Найди пару» (индивидуальные листочки + доска)
Соединить линией слова одного рода и числа, чтобы они между собой были согласованы (фронтальная работа). Объяснение словосочетаний.
хороший люди
хорошая настроение
хорошее поступок
хорошие хозяйка
Составить предложение с одним из полученных словосочетаний (устно).
2. Употребление предлогов (доска + индивидуальные листы).
Прочитать каждый столбик, вставить подходящий предлог.
Доехать … деревни, уехать … Москву, проехать … мостом.
3. Чтение слов, их значение, соотнесение с картинкой (на доске).
шхуна
хмурый
хоромы
хижина
хобби
хоккей
пешеход
хитрюга
мухомор
4. «Найди спрятанные слова с буквой Х». Раскрась их зеленым цветом (самостоятельно с фронтальной проверкой + доска, на клетках, лишнее стереть).
Б |
Ф |
Э |
Х |
О |
Ю |
Ц |
И |
П |
Е |
Т |
У |
Х |
Э |
О |
Х |
О |
Т |
А |
Д |
У |
В |
Д |
С |
Т |
И |
Х |
И |
5. Расположить слова по мере возрастания качества (карточки на словах + инд. листочки).
плохо очень плохо хуже наихудший плоховато
2 4 3 5 1
V. Физминутка
Физкультминутка. Хватит спать!
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Вправо-влево наклонились,
И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)
По команде приседаем —
Раз-два-три-четыре-пять.
Упражненье выполняем.
Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)
VI. Работа над текстами
1. Название (учителем) «Лесной хор»
- О каком хоре пойдёт речь в рассказе?
2. Рассказ «Лесной хор»
Лесной хор.
По утрам и вечерам все лесные жители поют и играют. Звонкими голосами поют зяблики и дрозды. Барабанят дятлы. Хохочет сова. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
(По В. Бианки)
Самостоятельное чтение.
- Подтвердились ли ваше предположение?
Повторное чтение с заданием, подчеркнуть кто и какие звуки издаёт.
- Были ли слова с букой Х? Какие? (хохочет, ухает)
3. Текст
***
Захар и Пахом ходили в лес. У сосны рос мох. У осины рос мухомор.
У осины и сосны сыро.
- Захар, Пахом! Смотрите!
- Ну и мухомор!
Чтение вслух. Оглавление рассказа («Мухомор»).
Выразительное чтение предложений с восклицательной интонацией.
Подготовка к изложению – пересказу (устно) – развивает память и логику.
Чтение по предложению, подчеркивание главных фраз и слов. На доске – записано на листочке.
Закрыть текст, пересказать по опорным фразам (2 - 3 ученика).
Какие слова с буквой Х вы запомнили из рассказа?
VII. Итоги урока
-Чем занимались на уроке?
- Какое задание больше всего понравилось? Отметьте номер этого задание кружочком.
Индивидуальная работа на уроке отдельных учащихся.
Оцените свою работу на уроке
VIII.Домашнее задание
Раскрась букву Ха.
В первой рамке напиши слово из урока, которое больше всего тебе запомнилось или понравилось.
Во второй рамке напиши слово с буквой Х, которое на уроке не звучало
Х
11. Дополнительное задание (Составь из слогов слово: РО, ВОД, ХО. Из букв получившегося слова составь новые слова, обозначающие предметы).
Слово: ___________________________
Новые слова: ……………… …….. ……………… ………………..
……………………….. ……………………. ………………..
……………………….. ……………………. ………………
IX. Загадки (отгадки с буквой Х)
X. Пословицы
Чтение учителем. Объяснение детьми смысла пословиц.
Называние по памяти слов с буквой Х.
Приложение 1. Индивидуальный лист для каждого ученика.
Фамилия, имя __________________________ дата __________________
Урок обучения грамоте и письму
Тема: «Буква Хх (ха)».
Чтение слов
Распредели слова по группам: профессии, растения, животные, имена собственные.
черепаха пастух Хрюша художник Вини - Пух
ткачиха хурма хирург хомяк Заходер
петух Захар облепиха хризантема парикмахер
Цокотуха хек Михалков хорёк конюх
2. Родственные слова
Слова – родственники раскрась одним цветом.
ХИМИЯ |
САХАРНИЦА |
ХЛЕБНИЦА |
ПАХУЧИЙ |
ЗАПАХ |
ХИМИК |
ХОЛОДНЫЙ |
ХЛЕБОРОБ |
ХЛЕБ |
ХОЛОДИЛЬНИК |
САХАРНЫЙ |
НАХИМИЧИТЬ |
САХАР |
ПАХНЕТ |
ХИМИЧЕСКИЙ |
ХОЛОДАТЬ |
ХОЛОД |
ХЛЕБУШЕК |
ХОЛОДНО |
ЗАСАХАРИЛСЯ |
3. «Найди пару»
Соедини линией слова одного рода и числа.
хороший люди
хорошая настроение
хорошее поступок
хорошие хозяйка
4. Впиши нужный предлог (ДО, В, ПОД)
Доехать … деревни, уехать … Москву, проехать … мостом.
5. Найди слова с буквой Х.. Раскрась слова зелёным цветом.
Б |
Ф |
Э |
Х |
О |
Ю |
Ц |
И |
П |
Е |
Т |
У |
Х |
Э |
О |
Х |
О |
Т |
А |
Д |
У |
В |
Д |
С |
Т |
И |
Х |
И |
6. Пронумеруй слова числами от 1 до 5 по мере возрастания качества.
плохо очень плохо хуже наихудший плоховато
7. Рассказ «Лесной хор»
Лесной хор.
По утрам и вечерам все лесные жители поют и играют. Звонкими голосами поют зяблики и дрозды. Барабанят дятлы. Хохочет сова. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
(По В. Бианки)
8. Текст
***
Захар и Пахом ходили в лес. У сосны рос мох. У осины рос мухомор.
У осины и сосны сыро.
- Захар, Пахом! Смотрите!
- Ну и мухомор!
9. Оцени свою работу на уроке
10. Домашнее задание (Раскрась букву Ха. В первой рамке напиши слово из урока, которое больше всего тебе запомнилось или понравилось. Во второй рамке напиши слово с буквой Х, которое на уроке не звучало)
Х
11. Дополнительное задание (Составь из слогов слово: РО, ВОД, ХО. Из букв получившегося слова составь новые слова, обозначающие предметы).
Слово: ___________________________
Новые слова: ……………… …….. ……………… …….. …………
……………………….. ……………………. ………………..
……………………….. ……………………. ………………
Приложение 2(а). Слова с буквой Х.
черепаха хек хорёк хомяк петух пастух художник ткачиха
хирург хурма
парикмахер
конюх Захар
хризантема
облепиха Заходер Цокотуха
Михалков Хрюша
Винни – Пух
Приложение 2(б). Слова для соотнесения с картинкой..
шхуна
хмурый
хоромы
хижина
хобби
хоккей
пешеход
хитрюга
мухомор
Приложение 3. Слова для задания «Найди пару».
судно
дом
увлечение
игра
ненастный
человек
Приложение 4. Классификация слов.
профессии
растения
животные
имена собственные
Приложение 5. Таблица «Найди спрятанные слова»
Б |
Ф |
Э |
Х |
О |
Ю |
Ц |
И |
П |
Е |
Т |
У |
Х |
Э |
О |
Х |
О |
Т |
А |
Д |
У |
В |
Д |
С |
Т |
И |
Х |
И |
Приложение 6. Родственные слова.
ХИМИЯ |
САХАРНИЦА |
ХЛЕБНИЦА |
ПАХУЧИЙ |
ЗАПАХ |
ХИМИК |
ХОЛОДНЫЙ |
ХЛЕБОРОБ |
ХЛЕБ |
ХОЛОДИЛЬНИК |
САХАРНЫЙ |
НАХИМИЧИТЬ |
САХАР |
ПАХНЕТ |
ХИМИЧЕСКИЙ |
ХОЛОДАТЬ |
ХОЛОД |
ХЛЕБУШЕК |
ХОЛОДНО |
ЗАСАХАРИЛСЯ |
Приложение 7. Предлоги. Слова, характеризующие качество.
ДО В ПОД
ПЛОХО ХУЖЕ
ОЧЕНЬ ПЛОХО
НАИХУДШИЙ
ПЛОХОВАТО
Приложение 8. Игра со словом.
Х О Р О В О Д
-------------------
Х О
Р О
В О Д
Приложение 9. Текст.
Лесной хор.
По утрам и вечерам все лесные жители поют и играют. Звонкими голосами поют зяблики и дрозды. Барабанят дятлы. Хохочет сова. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
(По В. Бианки)
---------------------------------------------------------------------------------------
***
Захар и Пахом ходили в лес. У сосны рос мох. У осины рос мухомор.
У осины и сосны сыро.
- Захар, Пахом! Смотрите!
- Ну и мухомор!
Приложение 10. Опорные слова к тексту.
ходили в лес
мох
мухомор
сыро
Ну и …
Приложение 11. Домашнее задание.
Х
Приложение 12. Загадки.
Загадки (слова –отгадки с буквой Ха)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настал,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
Я – болотное растенье,
Конопатят мною стены.
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. (Орех)
Золотое решето
Чёрных домиков полно. (Подсолнух)
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков… ? (Горох)
Я бел, как снег, В рот попал -
В чести у всех. Там и пропал. (Сахар)
Приложение 13. Пословицы.
Пословицы.
Худо тому, кто не делает добра никому.
Где страх, там и крах.
Хорош садовник – хорош и крыжовник.
Хорошему хозяину и день мал.
Не строй наспех – построишь курам на смех.
Отработка звуков.
Пара птиц порхала – порхала, да и выпорхнула.
Хороши цыплятки у хохлатки.
Приложение 14. Классификация звуков.
парные глухие
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
щипящие
Приложение 15. Опорные слова для пересказа.
ходили в лес
мох
мухомор
сыро
Ну и …
Приложение 16. Иллюстрации к словам.
Татьяна Сергеевна Вершинина
Смоленцева Татьяна Григорьевна