Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Звуки [г’], [г], буквы Г, г», образовательная система «Школа России»
Данный материал предназначен для использования на уроках обучения грамоте (чтение) в начальных классах.
Тип урока: комбинированный.
Цель: ознакомление с новыми звуками [г’], [г], обозначение их на письме буквами Г, г.
Задачи:
- образовательная: познакомить учащихся с звуками [г’], [г], обозначение их на письме буквами Г, г.
- развивающая: развивать фонетический слух и связную речь;
- воспитательная: воспитывать любовь к чтению.
Планируемые результаты:
- личностные: формировать навык самостоятельного чтения;
- регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
- познавательные: учиться читать и записывать информацию, используя новые звуки [г’], [г], обозначение их на письме буквами Г, г.
- коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке с одноклассниками и учителем; отвечать на вопросы учителя.
Оборудование: для учителя: ноутбук, проектор, экран, учебник, наглядный материал: схемы слов, лента букв; для учащихся: учебник, тетрадь в крупную клетку, синяя ручка, простой карандаш, цветные карандаши: синий, зеленый, красный.
Литература:
1. Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина]. – М.: Просвещение, 2023. – 127 с.: ил. – (Школа России).
Ход урока
1. Организационный момент
Проверяем готовность к уроку: на столе должен быть учебник «Азбука», тетрадь в крупную клетку, пенал, дневник.
Игра «Запрещенное движение».
Присаживаемся.
2. Актуализация опорных знаний
Прочитайте слова на доске:
яблоня язык якорь
Маня Таня Витя
Яна стая змея
Какую букву мы изучали на прошлом уроке?
Какие звуки она обозначает?
Гласный он или согласный?
3. Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы продолжим изучать буквы русского алфавита. Чтобы узнать, с какой буквой и звуками мы познакомимся сегодня посмотрите на картинки. Что на них изображено? (гусь, гадюка, гепард, гиббон)
Картинки буква Г,гPDF / 888.94 Кб
На какой звук начинаются эти слова?
Сегодня на уроке мы познакомимся с звуками [г’], [г] и буквой обозначающие их на письме.
4. Изучения нового материала
Откройте с. 119 в учебнике. Посмотрите на рисунки под буквами Г,г.
Что на них мы видим? (Грибы и круги).
Какой звук мы слышим вначале слова гриб?
Какой это звук: согласный или гласный? Почему? Твердый или мягкий? (на доску крепится гном-звуковик: синего цвета с колокольчиком)
Какой звук мы слышим вначале слова круги?
Какой это звук: согласный или гласный? Почему? Твердый или мягкий? (на доску крепится гном-звуковик: зеленого цвета с колокольчиком)
Вернемся к слову «грибы». Сколько слогов в нем?
Как проверяем? (Ставим ладошку под подбородок или смотрим сколько гласных в слове).
Назовите слоги слияния.
Чертим схему слова «грибы» в тетрадь (крупная клетка). Отступаем четыре клетки вниз от предыдущей работы. На пятой рисуем схему. Схема слова «грибы» состоит из синего квадрата [г], зелено-красного слога слияния (звуки [р’и]) и сини-красного слога слияния (звуки [бы]).
Чертим схему слова «круги» в тетрадь (крупная клетка). Отступаем четыре клетки вниз от предыдущей работы. На пятой рисуем схему. Схема слова «круги» состоит из синего квадрата [к], сини-красного слога слияния (звуки [ру]) и зелено-красного слога слияния (звуки [г’и]).
Даем полную характеристику звукам [г’] и [г]. Посмотрим на ленту букв. Где расположена (на верхней или нижней строке) буква Г, г?
Есть ли пару у буквы Г?
Звуки [г’] и [г] на письме обозначаются буквой Г, г.
Скажите на что похожа буква Г, г?
При помощи карандашей и ручек на столе выложите букву Г.
Посмотрите на экран, как пишутся печатные заглавная и строчная буквы Г, г
В тетради учимся писать букву Г, г. Отступаем две клетки вниз, на третий начинаем выполнять работу.
Физкультминутка
Гриша шёл – шёл – шёл, (шагаем на месте)
Белый гриб нашёл. (хлопки в ладоши)
Раз – грибок, (наклоны вперед)
Два – грибок, (наклоны вперед)
Три – грибок, (наклоны вперед)
Положил их в кузовок. (шагаем на месте)
5. Закрепление изученного материала
Откроем учебник на с. 119 и прочитаем слоги:
ГИ ГУ ГА ГЕ ГО
Читаем в обратном порядке:
ГО ГЕ ГА ГУ ГИ
Читаем столбики слов:
Гá|ля гриб кор|зѝ|на
Гé|ня гри|бы́ кор|зѝн|ка
Читаем столбики слов в разном порядке.
Игра «Пирожки»
Из предложенных пирожков выбери те, на которых написаны слова с буквой Г, г.
Игра и правила опубликованы на сайте Урок.рф Дидактическая игра «Пирожки» (нахождение буквы Г,г) (xn--j1ahfl.xn--p1ai)
Вернемся к учебнику на страницу 119. Разделим при помощи карандаша слова в тексте на слоги, поставим ударение. Прочитаем текст.
Возьмите в руки карточки, сделаем схемы слов (Если останется время).
6. Подведение итогов урока
Даем полную характеристику звуку [г’], [г]
Где расположена (на верхней или нижней строке) буква Г, г в ленте букв?
Есть ли пара у буквы Г,г?
Урок окончен.