Урок обучения грамоте (письмо) в 1 классе по программе УМК «Школа России». Составитель: учитель начальных классов Макарова Н.В.
Урок обучения грамоте (письмо) в 1 классе по программе УМК «Школа России».
Учитель: Макарова Н.В.
Тема: Оформление предложений. «Составление текстов о родном крае с использованием краеведческого материала».
Тип урока: урок получения новых знаний Задачи: продолжить формировать у учащихся знания о предложении как единице речи, развивать устную и письменную речь учащихся, умение отвечать на заданный вопрос полным ответом; развивать мелкую моторику кисти рук; развивать навык самоконтроля; углубить и расширить знания учащихся о природе, истории и культуре родного края; воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Прогнозируемые результаты: сформируют знания о предложении, познакомятся с природой, историей и культурой родного края, приобретают положительные качества личности, научатся внимательному отношению к природе.
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Цель: Активизация учащихся.
Формулировать правила поведения на уроке.
- Ребята, у нас урок письма, проверим, всё ли готово у вас к уроку? Садитесь.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро, приветливым лицам!
- Попробуйте с помощью улыбки передать настроение. Ведь, Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Повернитесь и подарите улыбки друг другу. Вижу, что настроение у вас радостное! Тогда за работу!
Положительный настрой на урок.
1.На уроке вести себя тихо, быть старательным.
2.Объяснения учителя слушать внимательно
3.Уважать друг друга.
4. Не отвлекать соседа по парте.
Регулятивные: организация учебной деятельности
Коммуникативные:
создание атмосферы сотрудничества и готовности работать в парах
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
(Учитель читает стихотворение о Родине)
Люблю мой край... Как странно это слышать Ведь каждый человек свой любит край! Но небо здесь синее, солнце выше И в цвет сирени здесь окрашен май Дождем и сеном пахнет лето, Зовет прохладою Волга – река А осень золотом одета, Плывут по небу облака... Люблю мой Самарский край! /А. Коблова/
- Что я сейчас прочитала? (Стихотворение)
- о чём оно?
2. Словарная работа
а)- Все ли слова понятны?
- Что такое край?
-Край – Малая Родина.
б) - Как вы понимаете предложение:
Мой родной край – Самарский край.
(Я родился в Самарском крае. Такое название у нашей области)
3. Рассказ учителя
(На экране фото Самарского края с великой рекой Волгой)
- Значение этого слова я посмотрела в словаре Сергея Ивановича Ожегова. Он один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова. Сергей Иванович собирал и записывал самые разные слова.
4. Проговаривание слова Родина
-Подбор слов знакомых со словом Родина, запись словарного слова..
1.Слушают стихотворение о Родине.
2. Отвечают на вопросы.
3. Работают с новым словарным словом. Объясняют своими словами значение непонятного нового слова.
4. Рассматривают фото реки Волга. Узнают о месте своего рождения.
5. Слушают объяснения с толкого словаря.
6. Дети проговаривают и записывают словарное слово.
Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу
Познавательные:
формирование умения извлекать информацию из данных слов, анализировать и делать выводы.
Коммуникативные:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь другого.
Предметные:
формирование умения задавать вопросы по составлению предложения, правильно ставить знаки препинания в конце предложения, составлять простые предложения на основе информации о Самарском крае.
4.Постановка темы и целей урока.
1. Знакомство с темой урока
- О чём говорится в стихотворении?
(В нем говорится о нашем крае, о реке Волге.)
- Сколько в ней предложений?
(Много)
- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
(О предложении)
2. Беседа по вопросам
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
- Из чего состоит предложение? (Из слов)
- Как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу)
- Что выражает предложение? (Законченную мысль)
- С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Точка, восклицательный или вопросительные знаки)
3. Повторение правила, что такое предложение
- Предложение - это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)
Предложения бывают: повествовательные, восклицательные или вопросительные.
4. Повторение правила посадки при письме
- Что нужно знать и помнить на каждом уроке письма?
- Руки? На месте!
- Ноги? На месте!
- Локти? У края!
- Спина? Прямая!
V. Упражнение по чистописанию
(элементы букв С, Т, В)
Отвечают на вопросы.
Повторяют правило о предложении.
Просматривают изображение на экране и вспоминают правила посадкию.
Прописывают самостоятельно элементы букв.
Познавательные:
анализ слуховой информации, актуализация личных жизненных знаний.
Формирование умения извлекать информацию и делать определённые выводы
Регулятивные:
учатся следовать определённому алгоритму
Личностные:
высказывать свое отношение
5. Изучение нового материала.
1. Анализ текста предложенного учителем.
- Самарскую область легко найти на карте России по изгибу, образуемой Волгой вокруг Жигулевских гор.
-На что похожа современная граница нашей области? (Похожа на сердце).
- Это объясняется тем, что наша область располагается в центре России.
- Как называется город, в котором мы живем?
2. Подготовка к письму
В нашей тетради, ребята,
Нужно буквы написать.
Только правила, ребята,
Надо строго соблюдать.
Каждой буквы знай начало,
Направление руки.
Сядь за парту очень прямо,
Тетрадь с наклоном положи.
- Правильно держите ручку.
3. Работа в тетрадях по карточке о Самарском крае с комментированием.
Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова: Самарский, Тольятти, Волга.
Мой родной край – ….. край. Я живу на реке …. . В городе …… .
Рассматривают карту Самарской области.
Отвечают на вопросы.
Вспоминаем правила посадки при письме.
Работают с комментированием по карточкам в тетрадях.
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы. Ориентироваться в карточках, находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Предметные:
формирование умения задавать вопросы по составлению предложения, правильно ставить знаки препинания в конце предложения, составлять простые предложения на основе информации о Самарском крае.
6.Физкультминутка
Смена вида деятельности.
Организация физкультминутки.
Танцевальная, ребята повторяют движения с интерактивной доски
Регулятивные: учитывать установленные правила
7. Изучение нового материала
4.Работа в парах по карточкам
-Мы живем в краю, где течет самая великая река в Европе Волга.
Как красива Волга, Словно вижу я тебя впервые, Как ты Волга, сердцу дорога. Гордая красавица России. Песня песен - русская река.
У Волги есть много крупных притоков. А чтобы их узнать, вы должны разгадать ребусы работая в паре.
а) разгадывание ребусов о реках Самарского края с коллективной проверкой.
Расшифруй ребусы и ты узнаешь названия рек Самарской области.
Слушают стихотворение.
Разгадывают ребусы о реках Самарского края с коллективной проверкой.
Познавательные: ориентироваться в информации, находить ответы на вопросы в тексте, анализировать и делать выводы. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь другого, выразительно читать текст. Регулятивные: Учиться высказывать свое предположение.
Предметные:
формирование умения задавать вопросы по составлению предложения, правильно ставить знаки препинания в конце предложения, составлять простые предложения на основе информации о Самарском крае.
8.Физкультминутка
Смена вида деятельности.
Организация физкультминутки.
Физминутка для глаз
Регулятивные: учитывать установленные правила
9. Закрепление нового материала
VII. Работа с именами собственными
1. Беседа по вопросам
- О каких реках мы Самарского края мы узнали?
(Сок, Уса, Самара, Чапаевка,Чагра )
2. Анализ правописания слов
а) устный анализ правописания слов
-какие это слова? как записываются? (собственные, с заглавной буквы)
б) запись новых слов слов
- Запишем в тетрадях в строчку, через запятую, 3. Повторение правила, что такое предложение
а) беседа по вопросам
- С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)
- Как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу)
- Что выражает предложение? (Законченнуюмысль)
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Точка, восклицательный или вопросительный знаки)
б) повторение правила
- А теперь скажите, что такое предложение.
(Предложение - это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)
4. Работа со схемами
а) анализ схем предложений
1) ________׀ _________ _________.
2) ________׀ _________ _________!
3) ________׀ _________ _________?
- Ребята, на экране даны схемы предложений. Сделайте анализ данных предложений.
(Предложение №1 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит точка, значит оно повествовательное.
Предложение №2 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит восклицательный знак, значит оно восклицательное.
Предложение №3 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит вопросительный знак, значит оно вопросительное.)
б) составление предложений по схемам
- Составьте предложения по схемам о Самарском крае.
Отвечают на вопросы .
Дети пишут в тетрадях в строчку, через запятую, слова-названия рек с комментированием
Повторяют правила правописания предложений.
Работают со схемами предложений.
Личностные:
выражать свои эмоции. Понимать эмоции других людей. Коммуникативные:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь другого, учиться работать в коллективе.
Познавательные: ориентироваться в информации, находить ответы на вопросы в тексте,анализировать и делать выводы.
Регулятивные: Учиться высказывать свое предположение.
Предметные:
формирование умения задавать вопросы по составлению предложения, правильно ставить знаки препинания в конце предложения, составлять простые предложения на основе информации о Самарском крае.
10. Итог урока.
Беседа по вопросам
- О чём мы говорили на уроке?
(О предложении)
- Что такое предложение?
(Предложение - это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)
- Что нового узнали о Самарском крае?
Отвечают на вопросы.
Беседуют о родном крае.
Регулятивные:
– формирование умения принимать и удерживать учебные задачи
12.Рефлексия.
Организует рефлексию.
Чему учились?
Оцените свою работу на уроке.
Вы все сегодня хорошо потрудились. Скажите друг другу спасибо.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Регулятивные:
– учатся адекватно оценивать свою работу за урок, осуществлять познавательную и личностную рефлексию