Тема: Звук [ц] и буквы Цц.
Цель:
1) научить выделять звук [ц] в словах и правильно его произносить (кратко, как один звук, не разделяя на [т] и [с]); познакомить с буквой ц, научить читать с ней слоги, слова и предложения;
2) развивать умение давать характеристику звуку, производить звуковой анализ слов; учить плавному слоговому чтению с переходом к чтению целыми словами; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;
воспитывать умение работать в коллективе, в паре; доброжелательное отношение к обучению.
Оборудование:
1. рисунок курица с цыплятами, цыплёнок Цып;
2. таблица буквы ц (печатная, письменная);
3. звуковые схемы;
4. слоги-слияния;
индивидуальные карточки со словами и рисунками.
Ход урока:
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
ПОВТОРЕНИЕ.
Работа по «Буквограду».
Как называется город, в котором поселились все буквы?
На каких улицах они «живут»?
Назовите жителей улицы Гласных?
Что о них вы узнали?
Какие буквы поселились на улице Согласных?
Что мы узнали о сонорных согласных?
Назовите парные согласные. Что вы узнали о них?
Игра «Определим лишнее».
Назовите первую группу букв.
Какая здесь буква лишняя и почему?
Прочитайте слово, получившееся из «лишних» букв.
е и я ю у е | а м н д р й л |
п т г с ф ш к | з в а б г й д |
угадай |
РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Выделение нового звука ц.
А угадать вам нужно мою загадку, о ком идёт речь в ней?
Цветёт у птичника цветок,
Цветок на паре тонких ног,
Цветок пушист и звонок…
- Цветок, ты кто?
- Цыплёнок!
Фонетическая зарядка.
Как хозяйка подзывает цыплят?
Скажите, какой новый звук вы услышали? (ц-ц-ц…)
Скажите его ещё раз и последите, как он произноситься?
Игра «Тим и Том».
Два ученика в роли Тима и Тома.
Дети читают или называют слова по рисунку и отдают Тиму или Тому. (дифференцированная работа)
(карточки со словами и рисунками разложены на столе )
цирк, цапля, цыган, циркуль, цифры, кольцо, крыльцо,церковь.
Ребята, а что вы заметили?
А почему так получилось, что Тиму не досталось ни одного слова?
Сделайте вывод, что же мы узнали о новом звуке?
Узелок на память: звук [ц] всегда говориться твёрдо, он не подчиняется команде «Читайся мягко».
Чтение сказки «Цыплёнок Цып».
Я прочитаю вам сказку, а вы слушайте внимательно и запомните слова со звуком ц.
Чтение сказки.
Цыпленок Цып
Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, вылупятся остальные цыплята.
— Мама, ты неправильно сидишь! Видишь — никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
— Ну, ты посиди, — говорит Цып, — а я пойду, прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и говорит:
— Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком
цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошёл дальше. Смотрит — гусеница ползёт.
Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь!
А как же надо? — удивилась гусеница.
Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошёл дальше. Смотрит — цапля лягушек ловит.
— Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо — цапля его вытащила.
— Чтобы учить, — говорит цапля, — надо самому что-нибудь знать.
Понял, Цып?..
Какие слова вы запомнили?
Вам понравилась сказка?
Кто запомнил слова цапли?
Почему она так сказала?
Физминутка.
Знакомство с буквой ц.
Открывается доска.
Пока цыплёнок путешествовал, у мамы курицы уже вылупились цыплята.
Давайте составим схему слова курица.
Звуковой анализ слова.
К - [к] - согласный, глухой, твердый.
У - [у] - гласный, ударный.
Р - [р] - согласный, звонкий, мягкий.
И - [и] - гласный, безударный.
Ц - [ц] - согласный, глухой, твердый.
А - [а] - гласный, безударный.
____ | . ______ |
|
|
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Работа по азбуке.
- откройте азбуку на странице 100, найдите рисунок и проверьте, так ли мы составили схему;
- рассмотрите в верхнем правом уголке букву, которой обозначается звук ц; это буква цэ.
- знакомство со стихотворением о букве ц;
Что мы должны о ней запомнить и знать?
(читает ученик, а затем хоровое плавное чтение и заучивание)
А почему рядом нарисован котик?
- Обводка букв и слов в учебнике;
- Найдите ниже буквы ц, обведите их.
- Прочитайте и обведите слова.
- Что вы заметили?
- Составить предложения со словами.
Запись схем.
(Слоги цы-ци читаются одинаково, со случаями написания и-ы мы познакомимся на уроках русского языка)
- работа в парах (составить слоги с буквой ц и прочитать)
- индивидуальная работа;
- Вставить букву в словах;
- Соедините слово и рисунок;
к | 0 | Л | ь | 0 |
- В каком слове можно заменить первую букву и получить новое слово? (цапля - капля)
А | П | Л | я | |
Е | П | ь |
в | Е | Т | О | К |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Чтение слов по учебнику.
- плавное чтение и деление на слоги (самостоятельная работа)
- выделение ударных и безударных гласных
- обработка чтения.
Работа с загадкой.
- Чтение загадки учеником;
- Отгадывание (составление слова-отгадки из букв)
- Звуковой анализ слова
Работа с рассказом «Целый месяц».
- Чтение рассказа;
- Беседа по вопросам;
- Что вы узнали о героине рассказа?
- Что Асе сказал папа?
Ребята, а если бы вы встретили Асю, чтобы вы ей сказали?
(чтение рассказа).
ИТОГ УРОКА.
Ребята, у вас на столе лежит рисунок, я хочу увидеть какое у вас настроение.
Если вам интересно было на уроке, то дорисуйте ротик улыбка - J
Если вам безразлично, что происходило во время урока, то ротик - K
А если грустно, то грустный - L
Спасибо за урок.
САМОАНАЛИЗ:
Это первый урок знакомства с новой буквой, поэтому основная работа велась по выделению нового звука и слов с ними, его характеристики, умению его обозначить буквой, запомнить его написание и правильное чтение.
Старалась в ходе всего урока опираться на уже полученные ранее знания учащихся.
Планируя урок, выбирала интересный, познавательный и разнообразный по форме работы материал:
провела фонетическую зарядку;
активизировала работу разгадыванием загадок, чтением интересной сказки, использованием раздаточного и наглядного материала;
использовала разные формы работы: индивидуальную, работу в парах, самостоятельную и фронтальный опрос;
привлекала в уроке дополнительный материал.
Урок старалась выдержать в размеренном темпе, постоянно поддерживала интерес учащихся, по современным требованиям выстраивала все виды работы как единое целое, вытекающие один из другого.
Купцова Елена Александровна