Урок обучения грамоте «Знакомство с буквой Ии»
ТЕМА: Знакомство с буквой И, и.
Метапредметные:
Познавательные УУД: общеучебные – ознакомление с буквой И, и; выполнение звукового анализа слов и моделирование звукового состава слов; осуществлять выбор слов со звуком [и] в начале, середине, конце слова,; умение осознанно строить речевые высказывания в устной речи, структурирование знаний.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.
Коммуникативные УУД: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные УУД:развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование уважительного отношения к иному мнению и умение высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами.
ТИП УРОКА: открытие новых знаний
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: деятельностный, наглядно-словесный.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: мультимедийная установка, букварь 1 часть Л.Е. Журова,
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: букварь 1 часть Л.Е. Журова, звуковые схемы
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
1. Мотивация и самоопределение к деятельности. | -Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок. Но перед тем как начать урок, я хочу, чтобы вы обратили внимание на маршрутные листы, которые лежат у вас на столе. Нарисуйте в маршрутном листе в верхнем правом углу свое настроение: солнышко – хорошее настроение; тучка – грустное. У некоторых из вас грустное настроение. Мы постараемся с остальными ребятами поднять вам его. И будем надеяться, что в конце урока вы все нарисуете солнышко. Ребята вы любите путешествовать? Я тоже Сегодня мы с вами совершим фантастическое путешествие. А на чем мы будем путешествовать, вы догадаетесь, отгадав загадку. Дом по улице идет, На работу нас везет. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус) Мы будем путешествовать на автобусе. (Рисунок изображением автобуса) Но наш автобус не простой, а волшебный. А для того чтобы наш автобус завелся нам нужно провести речевую разминку. ОР,ОР,ОР – заводи мотор СЕ-СЕ-СЕ – поедем на автобусе. Наш мотор завелся, но для того, чтобы он тронулся нужно выполнить еще одно задание Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите звуки: Ааааааааааааа, ооооооооооооо, ууууууууууууууу – А какие звуки мы сейчас произносили? (гласные) Что знаем о гласных звуках ? Каким цветом обозначаем в схемах гласные звуки? (красными) А какие ещё есть звуки? (согласные) – Что знаем о согласных звуках ? Каким цветом обозначаем в схемах согласные звуки? (зеленым, синим) Проверьте, все ли вещи вы взяли: касса, карандаши, учебник. В дорогу мы возьмем маршрутные листы, которые помогут найти дорогу и оценить нашу работу на каждом этапе. Зеленый- отлично справился, желтый- хорошо, красный - надо еще поработать. Тогда – в путь! Занимайте свои места в нашем автобусе. Под музыкальное сопровождение «Мы в автобусе сидим» дети отправляются в путь имитируя движения езды на автобусе) | Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. | |||||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений | Остановка первая «Разминка» Назовем буквы Заселим каждую букву в свой домик. Проверим, правильно ли заселили буквы. Оценим знаком +, если всё правильно, - если есть ошибки? Какие буквы живут в домике слева, справа? Оцените свою работу рядом с цифрой 1-кружок А я оценю буквой-М | Выполняют задания Они обозначают твердость предшествующего согласного Они обозначают мягкость предшествующего согласного Мы не изучали её | |||||||
3. Постановка учебной задачи | -Остановка вторая «Соображай-ка» Сейчас рассмотрите стр.учебника 56-57. Определите тему урока. Я согласна, тема урока «Знакомство с буквой И и. Скажите, чему я хочу научиться, что я хочу узнать на уроке ? Верно Сегодня мы познакомимся с буквой Ии, узнаем, какую команду она даёт впереди стоящим согласным, будем моделировать звуковые схемы слов, определять место звука и в слове, разгадывать кроссворд Оцените свою работу А я оцениваю буквой-О Я вижу, с каким нетерпением, желанием и интересом вы хотите узнать все про букву И. Ну, что ж в добрый путь! Пусть наша работа принесет радость общения. | ||||||||
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Остановка третья « Собирай-ка» 1) Звуко - буквенный анализ и знакомство с новой буквой. – Выделите интонационно 1-й звук в слове «флаги». - Дайте характеристику звуку. – Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками.
- Что изображено на второй картинке? - Сделаем звуковой анализ и составим схему слова «гиря».
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «гиря». - Дайте характеристику звуку. – Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками. - Какой последний звук в слове «флаги»?. - Охарактеризуйте звук «и». Какой звук? Почему? -Если в слове звук [и] находится после мягкого согласного, он обозначается буквой …и.. Ребята. рассмотрите букву и в букваре. Почему их 2?Для чего они нужны? Сконструируйте из палочек букву и. Послушайте про неё стихотворение (У. с.56) Оцените свою работу. А я оцениваю буквой-Л Остановка «Отдыхай-ка» Физ-ка Оцените свою работу А я оцениваю буквой- О | Делают звуковой анализ, составляют схему слова, отвечают на поставленные вопросы Флаги Гиря Делают звуковой анализ, составляют схему слова, отвечают на поставленные вопросы Звук И, обозначение звука буквой. Характеризовать звук И, интонационно выделять его в словах. Гласный, потому что при произношении воздух не встречает преграды Знакомятся с новой буквой | |||||||
5. Первичное закрепление во внешней речи | Остановка «Угадай-ка» Называние слов со звуком и в начале, в середине и в конце слова (по рисункам) - В учебнике на с.57 рассмотрите рисунки. Что изображено? Определите, в каких словах звук и 1) в начале слова (игла, ива) 2) в середине слова (лист, книга, картина, вишня, слива, тигр) 3) в конце слова (носки) Оцените свою работу. А я оцениваю буквой- Д | Определение в словах звука и Фронтальная работа. (Слайд1) . | |||||||
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Остановка «Разгадай-ка» Разгадывание кроссворда На листочке кроссворд Рассмотрите рисунки-помощники внимательно, догадайтесь, какие слова можно вставить в клеточки. Соедините рисунок и схему, простым карандашом Предлагаю поработать в паре. − Давайте повторим правила работы в парах. говорить шепотом слушать и слышать товарища работать дружно - Пара, которая закончила работать, показывает мне сигнал. Проверка:- А теперь сравните с моими ответами (вывешиваю на доску). - Оцените свою работу. А я оцениваю буквой- Ц | Парная работа Учатся проводить контролирующие и оценочные действия | |||||||
8. Рефлексия. | Остановка «Конечная» Но прежде чем выйти из автобуса я бы хотела у вас спросить: что нового вы узнали во время путешествия? (познакомились с новой буквой и звуком). С какой буквой познакомились? - Расскажите, что вы знаете про букву «И» (гласная, обозначает гласный звук «и», придаёт согласным мягкость). Оцените свою работу А я оцениваю буквой- Ы Мы славно попутешествовали. Но нам нужно подвести итог всей нашей работы. Слово «Молодцы»у нас на доске А теперь будьте внимательны. В нижнем правом углу маршрутного листа нарисуйте своё настроение: солнышко – хорошее настроение; тучка – грустное. А теперь посмотрите, каким было настроение в начале урока. Изменилось? Мы славно попутешествовали. Я вижу, что вы все получили хорошее настроение. | Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя самоанализ учебной деятельности. (гласная, обозначает гласный звук «и», придаёт согласным мягкость). |
Потамошнева Наталья Алексеевна