12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сизова Елена Николаевна114

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

Царство грибов

Форма проведения

Урок с групповыми формами работы

Тип урока

Открытия новых знаний

Современные образовательные технологии :

технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, методы контроля и самоконтроля,

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая



Межпредметные связи

Литературное чтение


Оборудование:

учебник «Окружающий мир» 2 класс (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) , муляжи грибов, кусочки хлеба со следами плесени, микроскопы с препаратами плесени, карточки с заданиями для групп, презентация, оценочные листы, интернет ресурсы.


Литература:


Асмолова А.Г. «Как проектировать УУД в начальной школе». М. Просвещение 2010 г

Дмитриева Н.Я. Окружающий мир. Поурочные планы. Волгоград 2009г

Трофимова Г.В. «Секреты и диковинки окружающего мира». Корпорация «Федоров» : Самара. 1999 г

Энциклопедия «Я познаю мир»

www.youtube.com: фильм «Многообразие и значение грибов.



Цель для учителя

Цель для обучающихся

Планируемый результат

Создать условия для открытия учащимися группы особых живых существ - царство грибов.

- открыть новую группу живых существ, выявив основные признаки, и сформулировать определение;
- развивать умение составлять памятки;

Предметные:
- знать, что такое грибы;
-
выделять общие признаки грибов;
-
научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

- уметь работать с текстом;
Метапредметные:
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
Регулятивные:
- определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и сами;

- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
- отличать новое от уже известного,

- ориентироваться в учебнике,

- находить ответы на вопросы, используя учебник, энциклопедии, интернет, свой жизненный опыт. Коммуникативные:
- воспринимать текст с учетом поставленной задачи,

- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

-составлять небольшие устные монологические высказывания;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Задачи для учителя

Задачи для обучающихся

- открыть вместе с детьми новую группу особых живых существ, выявив основные признаки грибов и сформулировать определение;

- формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы;

- формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе;

- развивать творческие способности детей, способности к оценке своих возможностей.

Определить:

- Что такое грибы?

- Каковы основные признаки грибов?

Составить памятку как правильно собирать грибы.






Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД


1.Актуализация знаний

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

Что вы себе представили? Сейчас с вами отправимся в путешествие по лесу и попробуем проникнуть еще в одну тайну природы. Какими мы должны быть на уроке?

А вы хотите быть исследователями? Тогда продолжим исследовать окружающий мир. Объясните, что включает в себя окружающий мир?

На какие группы принято делить объекты природы?

А что вы знаете о лесе?

Высказывания детей





























Дети объясняют, что такое окружающий мир





Дети говорят о пользе леса, о растениях и животных

Коммуникативные УД

Регулятивные УД

Личностные УД


2.Выявление места и причин затруднений

( граница знаний и незнаний)

А какие растения нас окружают в лесу

Ребята, а разве грибы это растения?

деревья…кустарники…цветы грибы..

мнения ребят разделились

Познавательные УД


3.Построение проекта выхода из затруднений

Предлагаю поговорить сегодня о грибах и выяснить, что же такое грибы?

Оцените свои знания по этой теме.

Что вы хотите узнать на уроке?

Работа по оценочному листу или школе





Дети предлагают свои варианты

Познавательные УД

Личностные УД

Коммуникативные УД


4.Открытие новых знаний



















































































5.Первичное закрепление знаний

Расскажите, где и какие грибы вы собирали. Как вы это делали?

В словаре С.И. Ожегова написано: «Грибы – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами».

-Что такое грибы? (Это особые живые существа, царство природы) слайд 1

Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы.

- Как вы думаете, к какому царству природы  они относятся? слайд 2

В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов.  Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. слайд 3 Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты: мясо, рыбу, колбасу, яйца. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. слайд 4

Подземная часть гриба называется грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. слайд5

- Что необходимо, чтобы грибница росла? Грибница может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новое потомство.

Плодовое тело – это то, что мы неправильно называем грибом

слайд 6. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки, размножаются с помощью спор.

Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов.

слайд 7

-А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов? Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом. слайд 8

- Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.

слайд 8

Кто из вас знает загадки о грибах?

Из каких частей состоит гриб?



Рассмотрите грибницу в микроскоп. На что похоже?

Откройте учебники и прочитайте об этой части гриба.

Рассмотрите макеты шляпочных грибов, загляните под шляпку.

-Что увидели?

Прочитайте об этом в учебнике.

-Как называются такие грибы?

Как вы думаете, какая часть гриба больше, надземная или подземная?

Подключение Интернет ресурса:

Ребята, давайте посмотрим небольшой фильм о шляпочных грибах

Знаете ли вы как собирать грибы? Выполните задание из 1 карточки

















Как человек использует грибы?

Все ли грибы можно есть?

Существует пословица: «Всякий гриб в руки берут, но не всякий в рот кладут»

Как это понимаете?

На столе у вас лежит карточка №2. В ней написана история двух мальчиков. Прочитайте и обсудите, кто из них прав?











Прочитайте в учебнике о ядовитых грибах.






Обсудите в парах и составьте памятку, как правильно собирать грибы.












Дети предлагают свои варианты (особое царство)

(К группам животных и растений они не подходят).

Дети смотрят презентацию































Дети предлагают свои варианты

(нужны тепло, воздух и влага)



































Дети загадывают загадки

Ответы детей





Работа в группе:

1.Дети рассматривают в микроскопы грибницы и видят тонкие ниточки паутинок

2.Дети рассматривают макеты грибов и видят у одних под шляпкой юбочки у других дырочки (грибы бывают…)

Дети высказывают свои предположения















Дети просмотром фильма закрепляют материал, о котором мы говорили.

КАРТОЧКА №1

Какой способ сбора грибов правильный?

а) нужно рвать, тянуть грибы из земли.

б) грибы надо не рвать, а срезать ножом

в) гриб не срывается, не срезается, а выкручивается из земли

(идет обсуждение в группе, после обсуждение между группами)





(дети обсуждают о том, что есть грибы съедобные и несъедобные







КАРТОЧКА №2

Два мальчика, Миша и Дима, пошли в лес за грибами. В лесу они разошлись в разные стороны. Дима набрал полную корзину крепких белых грибов и пошел в условленное место. Выйдя на поляну, Дима увидел друга с корзиной полной мухоморов. « Ты зачем набрал мухоморов?» - удивленно спросил Дима. «Я их собрал, чтобы другие не отравились» - ответил Миша.

Дети читают, обсуждают, рассказывают, что знают о ядовитых грибах.





Работа в парах

Составляют памятку, как правильно собирать грибы.

1.Не шуметь, не мусорить, не топтать,

не разрывать мох, 
не нарушать грибницу. 
2.Гриб срезать ножом или выкрутить, ямку засыпать землей и прикрыть мохом. 
3.Не собирать незнакомые и старые грибы.
4.Не трогать ядовитые грибы, ими лечатся лоси и другие животные.

Личностные УД

Регулятивные УД

Познавательные УД

Коммуникативные УД













































































Личностные УД

Регулятивные УД

Познавательные УД

Коммуникативные УД



Обсуждение практической работы

Несколько дней назад у вас было д/з: намочить хлеб и положить его в мешочек и в теплое место, посмотрим, как изменился продукт.

Какое отношение плесень имеет к нашему уроку?

Предлагаю посмотреть плесень в микроскоп. Что увидели?

Этот вид грибов называется плесневые. Использует ли их человек в своей жизни?

Найдите об этом в учебнике и прочитайте.

Кто слышал о таком слове как микология? Где найти информацию?

Подключение Интернет ресурса: «Плесень и грибы» (док. фильм)

Мы увидели , что хлеб испортился. На нем плесень





Дети в недоумении

Видны такие же ниточки, как и у грибов! Это грибы?!!



Дети высказываются.









Дети работают с толковыми словарями.

Познавательные УД

Коммуникативные УД

Личностные УД


6.Рефлексия учебной деятельности

Какие цели ставили на уроке?

Много ли узнали о грибах?

Наш урок подошёл к концу.

Я сейчас начинаю говорить о грибах, а вы заканчиваете предложение.

Грибы – это…..

Части гриба –…

Грибы нужны…

Они бывают…

Оцените свои знания на конец урока (по шкале, лесенке или оценочному листу)

Оцените свою работу в группе.

Какое д/з вы бы предложили выполнить?

Спасибо за урок!

Дети высказываются







Работа в парах









Работа по оценочному листу или школе





Дети предлагают свои варианты

Познавательные УД

Регулятивные УД

Личностные УД



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.