Урок окружающего мира «Кто такие рыбы?» для 1 класса
Технологическая карта урока
Учитель: Зайцева Ольга Вячеславовна, учитель 1 квалификационной категории
Предмет: Окружающий мир (А.А. Плешаков), программа «Школа России», 1 класс
Тема урока: Кто такие рыбы?
Тип урока: изучение нового
Оборудование: картинки морских и речных рыб, картинка с рисованием рыбы по точкам у каждого ученика, шкатулка с конфетами, карточки с планом описания рыбы (для каждой группы).
Характеристика класса: ребята умеют работать в группе, знают некоторые сведения о разнообразии рыб, их местах обитания, особенностях жизни.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |||||||
Предметные УУД | - рисование рыбы по точкам - описание рыбы по плану - работа с учебником (иллюстрации), рабочей тетрадью | - узнавать рыб по строению их тела; - называть общие условия, необходимые для жизни рыб, - называть отличительные признаки рыб, - описывать рыбу по плану, - знать группы рыб по среде обитания (морские, речные, аквариумные), - приводить примеры морских и речных рыб, | |||||||
Метапредметные УУД | Познавательные УУД (ПУУД) | - актуализация знаний - работа с учебником, рабочей тетрадью - ответы на поставленные вопросы | - умение определять понятие; - анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями - ориентироваться в системе знаний, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы | ||||||
Регулятивные УУД (РУУД) | - работа по плану (описание рыбы), планирование работы на уроке - работа в группе - анализ своей работы, коррекция результатов работы - рефлексия | - формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов; - умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; - умение действовать согласно плану, инструкциям; - умение оценивать результаты решения поставленной задачи и корректировать их | |||||||
Коммуникативные УУД (КУУД) | - работа в группе - фронтальная работа - ответы на поставленные вопросы - | - умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах; - умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения - слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме | |||||||
Личностные УУД (ЛУУД) | - навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками - осознание себя в роли ученика, участника группы, выступающего | - принятие социальной роли обучающегося, - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; - формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения; - навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту | |||||||
Этап урока, задачи этапа, лимит времени | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимод-я | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Формируемые УУД и предметные действия | |||
1.Организаци-онный момент, настрой. 1 мин Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала. | Рифмованное начало урока | Фронтальная | Прозвенел звонок веселый, Быть активными старайтесь, - Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным. | Самоорганизация на начало учебной деятельности. | Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу. | ЛУУД: положительный эмоциональный настрой на работу, создание ситуации успеха, доверия. РУУД: осознает себя как ученик | |||
2.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией. 5 мин Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности Цель: организовать формулирование учащимися темы и постановка цели урока | Блиц-опрос «Закончи предложения» Загадка | Фронтальная | Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Блиц-опрос «Закончи предложения»:
Ребята, тему урока вы определите сами, отгадав загадку: В ВОДЕ ОНА ЖИВЁТ. НЕТ КЛЮВА, А КЛЮЁТ. Определите тему нашего урока. Какую цель мы поставим перед собой? | Фронтальный опрос учащихся Высказывание предположений, актуализация опыта. Формулируют цель урока. | … насекомых.
Рыба Тема урока «Кто такие рыбы?» Узнать о рыбах, их жизни, строении тела, местах обитания. | РУУД: слушать ответы одноклассников, корректировать их. КУУД: оформляет свои мысли в устной форме, учится слушать и понимать речь других ПУУД: ориентируется в своей системе знаний, отличает новое от уже известного с помощью учителя ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа КУУД: Учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует в обсуждении РУУД: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя | |||
3. Проблемное объяснение нового знания 3 мин Цель: анализ учащимися уровня своих знаний по теме, на этой основе выявление места и причины затруднений, осознание пробелов в ЗУНах | Знаю, хочу узнать | Фронтальная | - Как называют людей, изучающих рыб, их разнообразие? (Ихтиологи) Я предлагаю сегодня стать ихтиологами и заняться изучением жизни рыб, этих удивительных водных животных. Что вы знаете о рыбах? (записываем на доске) Что вы хотели бы о них узнать? (записать на доску) | Осознание себя в роли ученого-ихтиолога Актуализация знаний учащихся о рыбах, формулирование вопросов по теме, осмысление своего запаса знаний по теме | Ихтиологи | КУУД: умение высказываться в соответствии с поставленными задачами, оформляет свои мысли в устной форме, учится слушать и понимать речь других ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности РУУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы с помощью учителя, уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей ПУУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | |||
4. Практическая работа учащихся 5 мин Цель: анализ учащимися уровня своих знаний по теме на практике, на этой основе выявление места и причины затруднений, осознание пробелов в ЗУНах, самопроверка учащимися своих решений по эталону (рисунок своей рыбки с рисунком в учебнике) | Рисование по точкам Что я знаю? | Фронтальная, индивидуальная | Выполним задание в тетради: рисуем рыбку по образцу (с. 24) (Приложение №1 - Распечатка по цифрам) (Учитель показывает по такому же крупному рисунку на доске) Из каких частей состоит рыба? Называем по своему рисунку, затем обращаемся к учебнику – с. 34 - Какую роль в жизни рыбы играют плавники, хвост, чешуя, жабры, другие части тела рыбы? - Для чего они нужны? (Дети рассказывают, учитель добавляет информацию) Рисуя рыбу, называем основные части тела рыбы (туловище, голова, хвост, плавники) и отмечаем ещё один признак рыб: их тело покрыто чешуёй. Другие признаки рыб: плавают с помощью хвоста и плавников, для дыхания в воде используют жабры. Кроме того, рыбы имеют характерный костный скелет и наполненный воздухом пузырь в животе, чтобы легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину. -Чешуя, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения. - Рыбы живут в воде. А как же они дышат? Дышат они с помощью жабр, которые пропускают воду с растворённым в ней кислородом и забирают кислород из воды в кровь. Если кислорода мало, то рыба поднимается на поверхность и захватывает ртом воздух. Зимой подо льдом воздух не поступает в воду и рыбы могут задохнуться. Теперь вы знаете, зачем зимой делают проруби в водоёмах. Есть у рыб плавательный пузырь, ни у кого другого его нет! Он помогает рыбам нырять, всплывать. А дышат рыбы при помощи жабр. (Нет пузыря у акулы и ската – они вынуждены постоянно двигаться, чтобы не опуститься на дно) - Подведем итоги. Тело рыбы состоит из … (туловища, плавников, хвоста, чешуи, жабр, плавательного пузыря. Чешуя покрыта слизью. Особенность рыбы – костный скелет.) | Рисование по точкам Строение тела рыбы, ее особенности Работа с учебником Формулирование полных ответов на поставленные вопросы Слушают рассказ учителя, дополняют его своей информацией Ребята могут предложить свой вариант ответа на этот вопрос. Подведение итогов по изучению строения рыбы и ее особенностей, формулирование полных ответов | Называют части тела рыбы (строение) – что сами знают Затем обращаются к учебнику – добывают и добавляют знания | Связь с математикой ПУУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать причинно-следственные связи (строение рыбы) КУУД: умение высказываться в соответствии с поставленными задачами, оформляет свои мысли в устной форме, учится слушать и понимать речь других ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности РУУД: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок | |||
5. Физкультминутка «Рыбки» 2 мин Цель: | Говорим и показываем | Фронтальная | Рыбки плавали, ныряли В чистой голубой воде, То налево, то направо, То зароются в песке. | Двигательная активность | Ребята выполняют физ. упражнения | ЛУУД: формирует положительные эмоции, двигательную активность | |||
6. Первичное закрепление с проговариванием 5 мин Цель: усвоение учащимися новых знаний, защита своей точки зрения | Фронтальная | - Как вы думаете, в какой воде живут рыбы? - Значит, рыбы бывают речные и морские. - Как называются рыбы, которые живут дома в специальных емкостях? (Карточки РЕЧНЫЕ, МОРСКИЕ, АКВАРИУМНЫЕ) Работа с учебником – с. 35 - Рассмотрим изображенных на картинках рыб, определим их названия, дадим описание. (вывешиваем на доску картинки названных рыб) | Понимание вопроса и формулирование ответа на него Узнавание рыб на рисунках учебника, распределение их по месту обитания Рассказы ребят о рыбах, не указанных в учебнике, определение их особенностей и места обитания | В соленой и пресной воде Аквариумные В учебнике дети рассматривают речных и морских рыб, называют их, проверяя себя по страницам самопроверки (с. 90) | ЛУУД: стремление преодолевать затруднения ПУУД: уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать причинно-следственные связи (строение рыбы в зависимости о места обитания и др. факторов) КУУД: умение высказываться в соответствии с поставленными задачами, оформляет свои мысли в устной форме, учится слушать и понимать речь других | ||||
7. Включение нового знания в систему знаний и повторения. 7 мин Цель: организовать групповую работу. Проверить умение работать по плану. Повторение и закрепление ранее изученного | Работа по плану | Групповая | - Опишите рыбу по плану в учебнике Мы будем работать в группах. Каждая группа получает конверт с карточкой-заданием подготовить по плану подробное (устное) описание одной из рыб, изображенных в учебнике. План описания рыбы 1. Название рыбы (камбала, окунь, щука) 2. Речная или морская. 3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая). 4. Форма тела. 5. Окраска туловища, плавников. 6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников). (План описания приведен на карточке и на доске. Его читает бригадир, описание составляется коллективно. Затем представители бригад выступают со своими описаниями перед классом.) | Работа в группе, распределение ролей, действие согласно правил работы в группе Выступление отдельных учащихся перед классом, рассказ по плану и изображению рыбы | Работают в группе по плану От каждой группы выступает один представитель, рассказывает по плану | ЛУУД: формирует самооценку на основе успешности учебной деятельности, проявляет познавательную инициативу в оказании помощи товарищам ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретенные знания, уметь находить ответы на вопросы в иллюстрациях (изображение рыбы), преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы КУУД: умение высказываться в соответствии с поставленными задачами, оформляет свои мысли в устной форме, учится слушать и понимать речь других, договаривается с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения и следует им РУУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | |||
8. Сопоставление знаний до и после урока. 3 мин Карточка УЗНАЛИ Цель: | Знаю, хочу узнать, узнал | Фронтальная | Вернемся к тому, что вы хотели узнать о рыбах в начале урока. На все ли свои вопросы вы получили ответы? Ответы на оставшиеся вопросы предлагаю поискать в интернете, дополнительной литературе и обсудить на одном из следующих уроков. Дома выполните задание на с. 24 в рабочей тетради, желающие могут нарисовать особо понравившуюся рыбу. | Возвращение к начальным этапам урока, анализ результатов проделанной работы Возможность закрепить знания о рыбах, выполняя дома рисунок рыбы | Мы ответили не на все вопросы, поставленные в начале урока. | КУУД: умение высказываться в соответствии с поставленными задачами, оформляет свои мысли в устной форме, учится слушать и понимать речь других ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | |||
9. Рефлексия учебной деятельности 2 мин Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Метод пальчиковой рефлексии Сюрприз-поощрение за работу на уроке | Фронтальная, индивидуальная | Подведем итоги урока. Приготовьте кулачки. Метод пальчиковой рефлексии: 1 – что понравилось? 2 – как я себя чувствовал? Покажите раскрытую ладошку – если хорошо, кулачок – если плохо. Почему плохо? 3 – что нового узнали? о чём говорили? 4 – что надо запомнить? 5 – что пожелаю друзьям? - Сегодня мы в роли ихтиологов узнали много интересного из жизни рыб. Подводный мир скрывает много тайн, мы прикоснулись лишь к некоторым из них. Наша награда – в таинственном сундуке с сокровищами (конфеты в шкатулке). Я очень довольна вашей работой на уроке! Спасибо за урок! | Подведение итогов урока, рефлексия Оценивание своей работы на уроке, своего самочувствия, желания работать Дети получают конфеты и благодарят за них | Дети показывают и отдельные ребята рассказывают, что они думают по поводу каждого из этапов оценивания. - Спасибо! | РУУД: оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности КУУД: умение высказываться в соответствии с поставленными задачами, оформляет свои мысли в устной форме, учится слушать и понимать речь других, благодарить за что-то |
Самоанализ урока
Этап урока | Уровень достижения планируемого результата | Формируемые УУД и предметные действия | Возможные риски (что может быть не усвоено и не понято) | Коррекционная работа |
1.Организационный момент, настрой. Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала. | Готовность к уроку. Положительный эмоциональный настрой на работу. Мотивация к учению. | ЛУУД: положительный эмоциональный настрой на работу, создание ситуации успеха, доверия. РУУД: осознает себя как ученик | Отсутствие настроя на работу. | |
2.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности Цель: организовать формулирование учащимися темы и постановка цели урока | Слушать и понимать учителя и одноклассников. Ориентироваться в своей системе знаний. | РУУД: слушать ответы одноклассников, корректировать их. КУУД: оформляет свои мысли в устной форме, учится слушать и понимать речь других ПУУД: ориентируется в своей системе знаний, отличает новое от уже известного с помощью учителя ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа КУУД: Учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует в обсуждении РУУД: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя | Отсутствие внимания и дисциплины. Несформированность умения давать ответы на поставленные вопросы. | |
3. Проблемное объяснение нового знания Цель: анализ учащимися уровня своих знаний по теме, на этой основе выявление места и причины затруднений, осознание пробелов в ЗУНах | Определяют и формулируют цель для дальнейшей работы с помощью учителя. Осознание себя в роли участника учебного процесса. | КУУД: умение высказываться в соответствии с поставленными задачами, оформляет свои мысли в устной форме, учится слушать и понимать речь других ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности РУУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы с помощью учителя, уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей ПУУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | Непонимание целей и темы урока, проблемные ситуации. | Дать материал на доступном уровне. |
4. Практическая работа учащихся Цель: анализ учащимися уровня своих знаний по теме на практике, на этой основе выявление места и причины затруднений, осознание пробелов в ЗУНах, самопроверка учащимися своих решений по эталону (рисунок своей рыбки с рисунком в учебнике) | Расширение знаний об изучаемом предмете (РЫБЫ). Умение вносить коррективы в свою работу. | ПУУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать причинно-следственные связи (строение рыбы) КУУД: умение высказываться в соответствии с поставленными задачами, оформляет свои мысли в устной форме, учится слушать и понимать речь других ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности РУУД: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок | Неумение ориентироваться в учебнике и тетради. | Дать указания дополнительно. |
5. Физминутка «Рыбки» Цель: двигательная активность | ЛУУД: формирует положительные эмоции, двигательную активность | |||
6. Первичное закрепление с проговариванием Цель: усвоение учащимися новых знаний, защита своей точки зрения | Умение различать речных и морских рыб, давать им название, называть их особенности. | ЛУУД: стремление преодолевать затруднения ПУУД: уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать причинно-следственные связи (строение рыбы в зависимости о места обитания и др. факторов) КУУД: умение высказываться в соответствии с поставленными задачами, оформляет свои мысли в устной форме, учится слушать и понимать речь других | Неверная классификация рыб. Незнание названия рыб. | Обратить внимание на новую информацию. Попросить повторить услышанное. |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторения. Цель: организовать групповую работу. Проверить умение работать по плану. Повторение и закрепление ранее изученного | Умение работать в группе. Отбирать нужную информацию. Уметь выступать перед одноклассниками. Работать по плану-описанию. | ЛУУД: формирует самооценку на основе успешности учебной деятельности, проявляет познавательную инициативу в оказании помощи товарищам ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретенные знания, уметь находить ответы на вопросы в иллюстрациях (изображение рыбы), преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы КУУД: умение высказываться в соответствии с поставленными задачами, оформляет свои мысли в устной форме, учится слушать и понимать речь других, договаривается с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения и следует им РУУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | Несформированность навыка работы в группе. Неумение читать и понимать прочитанное. Неумение выступать перед аудиторией. | Повторить правила работы в группе. |
8. Сопоставление знаний до и после урока. Цель: сопоставить знания до и после урока. | Удержание в памяти цели урока, темы урока, сопоставление знаний до и после урока. | КУУД: умение высказываться в соответствии с поставленными задачами, оформляет свои мысли в устной форме, учится слушать и понимать речь других ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Неумение удерживать в памяти информацию урока. | Подводить итоги каждого этапа урока. Проговаривать цели, темы урока. |
9. Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Самооценка деятельности. Организация ситуации успеха. Формирование умения делать выводы. | РУУД: оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности КУУД: умение высказываться в соответствии с поставленными задачами, оформляет свои мысли в устной форме, учится слушать и понимать речь других, благодарить за что-то | Несформированность умения оценивать себя. Радоваться своим успехам. | Найти плюсы у каждого ученика, похвалить, устно оценить его работу на уроке. |
Приложение №1
Рисование рыбки по точкам