Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Поговорим о дружбе... Умеешь ли ты дружить?»
Урок по теме «Поговорим о дружбе… Умеешь ли ты дружить?»
Цель: формирование у младших школьников понятий «друг», «дружба», представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
• выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
• показать ценность и необходимость дружбы;
• развивать умение анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
• формировать умение аргументировать свою точку зрения;
• воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся противопоставлять нравственные категории «дружба» - «вражда», соблюдать правила дружбы.
Метапредметные УУД:
Познавательные: обще-учебные – использовать общие приёмы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий; знаково - символические – исполь-зовать модели для решения познавательной задачи; предметные – знать правила дружбы; пословицы о дружбе; логические – строить рассуждения.
Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, таблицами), словесно - образным и словесно – логичес-ким материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Коммуникативные: управление коммуникацией - осуществлять взаимный контроль, взаимодействие; строить монологическое высказывание.
Личностные: самоопределение - демонстрируют самостоятельную и личную ответствен-ность за свои поступки; нравственная - этическая ориентация – проявляют навыки сотруд-ничества в различных ситуациях.
Средства обучения: короткометражный фильм «Как шёл к знаниям выдающийся математик Лев Понтрягин», словари, учебники, фломастеры, цветные карандаши, карточки со словами, лепестки ромашки.
Форма урока: Киноурок
Оборудование для учителя:
1. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» 2 класс (учебник), УМК «Начальная школа XXI века».
2. Компьютер +проектор + интерактивная доска.
Для ученика: учебник, раздаточные материалы для урока.
Ход урока.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, улыбнитесь друг другу. Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, подарите своё тепло. Взявшись за руки, вы стали одним целым. Почувствуйте единство вашей команды. Это чувство будет вам добрыми помощниками на этом уроке.
А эпиграфом к нашему уроку будут слова:
Самый прекрасный подарок,
сделанный людям после мудрости, — это дружба.
Ф. Ларошфуко
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
Введение в тему. Подготовка к восприятию нового материала (Приём «Яркое пятно»)
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том…
А вот о чём, вы узнаете после того, как посмотрите короткометражный фильм.
(Просмотр короткометражного фильма «Как шёл к знаниям выдающийся математик Лев Понтрягин»)
- Ребята, вам понравился фильм? Выскажите, пожалуйста, своё мнение. (Ответы детей, рассуждения).
- Как вы думаете, какова основная мысль этого фильма? О чём нам, зрителям, хотел сказать автор? (О дружбе. О том, что без друзей человеку очень трудно. У каждого человека должны быть хорошие друзья и т.д.).
III. Совместное открытие нового знания.
– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».
– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Высказывания детей)
– Сегодня мы с вами выясним:
- Что такое дружба?
- Настоящий друг – кто он?
- Умеешь ли ты дружить ?
- Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей?
Обсуждение фильма, осмысление детьми проблемы, которая показана в фильме.
- Но сначала, обсудим фильм, который вы посмотрели:
- О чём попросил учитель детей? (Посетить мальчика Лёву, который перестал посещать школу и узнать, в чём причина)
- Как ребята восприняли просьбу учителя? За что осуждали себя? (Они сразу же согласились сходить к Лёве. Осуждали себя за то, что сами не догадались посетить его).
- Что ребята узнали, когда пришли к мальчику? Кто открыл им дверь? (Дверь открыла мама и рассказала о том, что Лёве сделали неудачную операцию и он потерял зрение, поэтому не сможет больше посещать школу).
- Какой была мама, когда говорила детям о беде, которая случилась в их семье? (Грустной, на глазах появились слёзы)
- Как дети восприняли данную информацию? (Они сначала огорчились и даже замолчали. А потом предложили свою помощь: водить Лёву в школу, помогать ему с уроками).
- Почему мама заплакала и даже немного улыбнулась одноклассникам своего сына?
(Она обрадовалась, что у Лёвы есть такие друзья, которые не бросили в беде).
- На каком уроке дети помогали Лёве больше всего? Почему? (Одноклассники помогали больше всего по предмету математика, так как Лёве нравилась эта наука и он хотел её изучать по - настоящему).
- Как помогала сыну мама? (Мама читала книги, поддерживала его во всём).
- Ребята, а правильно ли я поняла, что учитель восхищается своими учениками, их добротой, отзывчивостью, тем, что они оказались надёжными друзьями? (Рассуждения детей)
- Чего смог добиться Лёва, благодаря не только своей силе воли, но и своим друзьям? (Поступил в университет и стал учёным, академиком).
Работа над понятием «дружба».
а) Беседа
- Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям?
– Дайте определение понятию дружба.
(Дети высказывают свои размышления, приводят примеры: что такое дружба и зачем она нужна людям?)
б) Работа с толковым словарем.
– Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь».
На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Потому, что ты готов прийти на помощь в любую минуту, ни чего не прося взамен.
– Обратимся к толковому словарю Ожегова. (Дети зачитывают определение)
- Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
в) Работа над понятием «настоящий друг».
-Дайте определение понятию «настоящий друг». (Дети высказывают свои размышления).
IV. Проблемная ситуация.
- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы, какие правила нужно соблюдать, чтобы у тебя всегда было много друзей.
Работа по учебнику с текстом на 96-97 странице.
Учебный диалог. Умеешь ли ты дружить? (Обсуждение ситуаций. Мнение детей).
- С какими правилами дружбы вы согласитесь?
(Учащиеся выбирают правила дружбы и обмениваются мнениями).
Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!
Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать прежде всего хорошее в человеке. Рассказывать можно только о достоинствах своего друга
V. Физминутка.
Лепим, лепим снежный ком,
Глазки сделаем потом.
Покривляемся немножко,
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем, вверх прыжок.
И продолжим наш урок.
VI. Закрепление изученного материала.
Работа в парах. « Рисуем варежки».
(Одна пара на интерактивной доске)
- Нарисуй узор на одной варежке и раскрась её.
Поменяйся с соседом по парте.
Теперь раскрась его вторую варежку, а он раскрасит твою.
- Оцените свою работу в паре.
2) Моделирование. Работа в группах. « Строительство Дома Дружбы».
- Ребята, в мультфильме, который очень любят дети крокодил Гена и Чебурашка построили «Дом Дружбы». Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом.
- Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома. (Дети работают у доски)
Из кирпичиков дети составляют «Дом Дружбы».
Согласие | Счастье |
Мир | Радость |
Любовь | Доверие |
Добро | Понимание |
Горе | Злость |
Жадность | Зависть |
- А какие кирпичики нам не пригодились? Почему?
- Наш дом дружбы построен. Вы хотели бы поселиться в нем? Почему?
( Дети высказывают свои мнения.)
Игра « Ромашка». Коллективная работа.
- Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.
- Используя «Ромашку» мы сможем ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать настоящий друг».
- « Дружба – это нежный цветок, который нужно беречь!» Берегите ДРУЖБУ!
VIII. Рефлексия деятельности.
- Ребята, оцените себя! В каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставьте короткое слово Я.
- Ну как, получается? Прочитайте нам …
Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.
Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
IX. Подведение итогов урока.
- Интересно вам было на уроке?
- Возьмитесь за руки в своей паре, передайте тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравилась наша работа на уроке, то похлопайте.
- Закончить наш урок я хочу стихотворением о дружбе:
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
- Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой так, как мы сегодня с вами увидели в фильме «Как шёл к знаниям выдающийся математик Лев Понтрягин».
X. Задание на дом: По выбору:
Пополни «мудрую шкатулку» пословицами и высказываниями о дружбе.
Нарисуй дерево, цветок или дом дружбы (по желанию).
Голдина Лилия Вильевна
Горбачёва Марина Юрьевна