12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Журавлева Татьяна Анатольевна14931
Стаж педагогической деятельности 33 года, имею высшую квалификационный категорию. Награждена знаком 'Почётный работник образования и воспитания РФ' Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2023г."
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский



Пояснительная записка
DOC / 57.5 Кб

Тема урока: «Зима в мире растений»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: познакомить с изменением условий жизни растений зимой; учить выделять способы определения деревьев по их внешним признакам летом и зимой.

Планируемые результаты урока:

Предметные УУД:

-формирование представлений об изменении условий жизни растений зимой;

-определять разные виды деревьев и кустарников по отдельным признакам;

-перечислять способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам;

-называть зимние погодные явления и состояния природы зимой;

-определять растения, зимующие под снегом.

Регулятивные УУД:

-понимать, принимать учебную задачу, решать её в коллективной деятельности;

-составлять и выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

-умение ставить цель и учебную задачу, адекватно оценивать собственные возможности для выполнения заданий, самооценка;

-овладевать элементарными навыками самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между состоянием природы и изменениями в жизни растений;

-развивать умение осуществлять анализ с выделением существенных признаков;

-развивать умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации;

-ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделения необходимой информации;

-развитие умения работать с информацией, представленной в разных видах (текст, иллюстрации);

-развитие умения обобщения, делать выводы при раскрытии и систематизации изучаемого материала;

-подводить итоги урока по вопросам.

Коммуникативные УУД:

-умение использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, отвечать на вопросы учителя, формулировать свое мнение при наблюдении за живой природой.

Личностные УУД:

-личное положительное отношение к изучаемому материалу, осознанная мотивация; осознавать важность проявления любви к зимней природе.

Форма организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Средства обучения: учебник окружающего мира для 2 класса (А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая), атлас-определитель «От земли до неба» А. Плешаков, интерактивная доска, раздаточные листы с заданиями, презентация.

Ход урока

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся. (Слайд 2)

Мы пришли сюда ...(учиться)

Не лениться, а…(трудиться.)

Только тот, кто много …(знает)

В жизни что-то …(достигает).

II. Актуализация знаний

Какое время года сейчас? Какие зимние месяцы знаете? Сколько дней в декабре, январе, феврале? А может быть 29 дней в феврале? Как называется год, в котором 29 дней в феврале?

На уроке вы будете работать в группе. Перед работой вспомним правила работы в группе (Слайд 3)

t1644693462aa.jpg
1. Работа в группе.
- Возьмите лист. Прочтите текст. Выберите предложения о зимних изменениях в неживой природе.

Метут метели. Журчат ручьи. Ледоход. Солнце восходит поздно и заходит рано. Гололедица. День короткий, а ночь длинная. Тает снег. Жарко. На небе легкие облака. Оттепель. Земля покрыта снегом. Идут дожди. Солнце светит, но не греет. Изморозь. Мороз. День длинный. Река покрыта льдом. Опадают листья. Прохладно.
Проверка работы в группе (Слайд 4)

Так что же явилось причиной таких изменений в неживой природе?

III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (Слайд 4, 5,6)

- Ребята, явления, происходящие в неживой природе, влияют на живую природу?

1. Работа в группе.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний».

Ваша задача: рассмотреть иллюстрации, выбрать лишнюю картинку, прикрепив ее на доску. (Каждая группа получает конверт. В конверте 3 картинки с зимними явлениями в неживой природе, 1 картинка на которой изображены деревья).


t1644693462ab.jpgt1644693462ac.jpgt1644693462ad.jpgt1644693462ae.jpg

t1644693462af.jpgt1644693462ag.jpgt1644693462ah.jpgt1644693462ai.jpg


Почему вы решили, что эти картинки лишние?

t1644693462af.jpgt1644693462ag.jpgt1644693462ah.jpgt1644693462ai.jpg


Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какая тема урока?

Сегодня мы рассмотрим, как же зима повлияла на жизнь растений.

Действительно, может показаться, что деревья в лесу как неживые. Но на самом деле это ошибочное мнение. В зимнее время деревья перестают расти, питаться, и погружаются в глубокий сон.

- Кто из вас знает, как ещё деревья приспосабливаются к зимним холодам? (Осенью они сбросили листья).

- Но есть деревья, которые остаются зелёными всю зиму. Как называются эти деревья? (Хвойные). Их хвоинки имеют толстую кожицу и покрыты восковым налётом. Смола, которую выделяют деревья, защищает их от промерзания.

- Чем грозит зима деревьям? (От сильных морозов деревья могут замёрзнуть и погибнуть.)

- Но деревья и к этому приспособились. Под кожицей своего ствола и веток они имеют специальный защитный слой, который не выпускает тёплый воздух из дерева и предохраняет его от морозов.

- Удивительно – зимние холода для лесных растений просто необходимы. Оказывается, почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов.


- Определите, какие здесь деревья?

t1644693462af.jpgt1644693462ag.jpgt1644693462ah.jpgt1644693462ai.jpg

- Почему вы так решили?

- И так, перед нами возникли трудности? Как вы думаете какие? (У нас не получилось распознать деревья).

Слайд 6

Тема урока «Зима в мире растений».

Слайд 7

- Какую цель мы можем поставить, чтобы решить данную проблему? (Научиться распознавать деревья).

- Для того, чтобы научиться распознавать деревья, какие знания мы должны иметь? (Определить признаки, которые помогут распознать деревья).

Где мы можем получить информацию о признаках, по которым можно узнать дерево зимой? ( В учебнике, Интернете, энциклопедии т.д.)

IV этап. Открытие нового знания.

- Действительно, трудно распознать дерево в зимний период времени потому, что все деревья кажутся одинаковыми. Летом это сделать проще. Зимой листьев не стало. Но остались постоянные признаки, по которым мы можем определить дерево.

- Давайте обратимся к учебнику.

- Откройте учебники на стр. 20 -21. Прочитайте текст учебника, подчеркните слова, обозначающие какой-либо признак дерева, который поможет распознать дерево зимой.

Дети читают самостоятельно текст учебника.

- Какие внешние признаки вы нашли? (Кора). (Слайд 8)

- Какие деревья легче узнать по коре? (Берёзу и осину).

- Какие ещё признаки вы подчеркнули? (Остатки листьев).

- На каких деревьях они остаются? (Дуб)

- По каким признакам мы можем различать деревья ещё ? (Плоды и семена)

- На каких деревьях они остаются? (Рябина, клён, липа, ясень, вяз).

- Если на дереве не видны ни плоды, ни оставшиеся листья. По какому признаку тогда придётся определять дерево? (По силуэту).

- Правильно, но это трудно сделать.

- Мы определили с вами признаки, зная которые мы сможем распознать деревья.

Давайте попробуем распознать дерево вместе. (Вывешиваю картинки: силуэт березы, листья, плоды и семена, и цвет коры)

t1644693462aj.jpgt1644693462al.gif

Работа в группах (Слайд 9)

Сейчас аналогичную работу вы выполните в группе. Каждая группа получит конверт с заданием.

Задание: Узнать дерево по внешним признакам, используя атлас-определитель «От земли до неба» А. Плешакова с.84. Данные занести в таблицу.

Название дерева


Силуэт


Кора


Листья


Плоды и семена



Задание для группы 1

По внешним признакам найти и узнать липу, используя атлас-определитель «От земли до неба» А. Плешакова с.84. Данные занести в таблицу. Назвать признак, по которому легко определили название дерева.

Задание для группы 2

По внешним признакам найти и узнать ясень, используя атлас-определитель «От земли до неба» А. Плешакова с.84. Данные занести в таблицу. Назвать признак, по которому легко определили название дерева.

Задание для группы 3

По внешним признакам найти и узнать осину, используя атлас-определитель «От земли до неба» А. Плешакова с.84. Данные занести в таблицу. Назвать признак, по которому легко определили название дерева.

Задание для группы 4

По внешним признакам найти и узнать дуб, используя атлас-определитель «От земли до неба» А. Плешакова с.84. Данные занести в таблицу. Назвать признак, по которому легко определили название дерева.


Проверка работы групп (Слайд 10, 11, 12, 13)


V этап. Физкультминутка. (Слайд 14)

- А как же распознавать хвойные деревья? (Слайд 15)

Как вы думаете, можно ли встретить под снегом зелёные травянистые растения? (Слайд 16)

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Мороз Иванович» (Слайд 17)

- Действительно, растения полностью укрыты под снегом, как тёплой периной. Снег, до весны, сохраняет их от холода и морозов.

- А как вы думаете, легче переносят зимние морозы травянистые растения или деревья, почему? (Травянистые, потому что они полностью скрыты под снегом.)

VI этап. Первичное закрепление. (Слайд № 18)

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Крестики-нолики».

Если вы согласны с моим утверждением, ставите «крестик», не согласны – «нолик».

1.

«Визитные карточки» растений – это силуэт, цвет коры, наличие сухих листьев или хвои, плодов или шишек.

+

2.

Сосна, ель сбрасывают хвою на зиму.

0

3.

Лиственные деревья тоже на зиму сбрасывают свою листву.

+

4.

Березу и осину можно узнать по коре дерева.

+

5.

Хвоинки – это шипы на стволах деревьев для защиты от животных.

0

6.

Дуб легко узнать по сухим листьям и плодам.

+

7.

Зимой ель, сосну (или пихту) можно различить только по веткам.

0

8.

Толстое снежное одеяло - лучшая защита от мороза.

+

9.

Брусника, копытень, клюква под снегом погибают.

0

10.

Плоды рябины не ягоды, а маленькие-маленькие яблочки, собранные в увесистые грозди.

+

Проверка результатов игры.

Какой вопрос показался для вас самым лёгким? Какой вопрос вызвал затруднения?

Интересные факты (Слайд 19)

Берёза — наиболее распространённое на Земле дерево.

А берёза Шмидта занесена в Красную книгу России.

Крона обыкновенного дуба вырастает в среднем на метр в течение одного года.

Ель растёт до пятисот лет, а сосна — до трёхсот пятидесяти, плюс-минус.

Деревья очень сильны. Маленький росток вполне способен пробить себе дорогу даже через толстый и прочный асфальт.


- Ребята, а как вы думаете, могут ли люди, помочь растениям зимой?

VII этап. Итог урока

Над какой темой урока мы сегодня работали? Какая трудность возникла у нас в начале урока? Какую цель ставили перед собой, чтобы решить проблему? Цель достигнута? Назовите внешние признаки для распознавания деревьев.

Каким растениям легче переносить зимние морозы низкорослые растения или деревья, почему?

VIII этап. Рефлексия деятельности (Слайд 20)

Я хочу, чтобы вы проанализировали свою работу на уроке:

Сегодня на уроке я:

-научился…

-было интересно…

-было трудно…

-моё настроение…

-этот урок дал мне для жизни…

-больше всего понравились задания…

IХ этап. Домашнее задание

Домашнее задание у вас сегодня будет  с правом самостоятельного выбора. Каждый из вас выберет задание по свои силам и сложности. При подготовке домашнего задания вы можете использовать атлас-определитель «От земли до неба» А. Плешакова.

1.Прочитать тест в учебнике с.20-21, выписать в тетрадь внешние признаки деревьев.

2. По внешним признакам и картинкам распознать дерево.

3. По силуэту распознать дерево и определить другие внешние признаки дерева.

​​​​​​​

Фото с урока


d1644694279.jpg
v1644694299.jpg
x1644694318.jpg
a1644694339.jpg
s1644694358.jpg


Презентация к уроку
PPTX / 5.36 Мб


Приложение 1 Зимние изменения в неживой природе
DOCX / 17.87 Кб

Приложение 2 Задание для групп
DOCX / 14.75 Кб


Приложение 4 Силуэты деревьев
DOCX / 502.76 Кб


Приложение 4 игра "Крестики-нолики"
DOCX / 15.84 Кб


Приложение 5 Плоды, семена
DOCX / 1005.05 Кб


Приложение 6 Домашнее задание
DOCX / 192.65 Кб


Приложение 7 Лист из атласа-определителя
JPG / 180.54 Кб

Картинки для игры "Четвертый лишний"
ZIP / 22.96 Мб

Физминутка
MP4 / 1.31 Мб

Фрагмент мультфильма "Мороз Иванович"
MP4 / 5.14 Мб

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (27)

сменить сортировку
Потамошнева Наталья Алексеевна, 12.02.22 в 22:47 3Ответить Пожаловаться
Отлично! Зрительный ряд богатый!
Журавлева Татьяна Анатольевна, 12.02.22 в 22:49 3Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна, спасибо за первый отзыв! Правда, картинки загружает как-то растянуто!

Отредактировано 12-02-2022 22:50

Елена Владимировна, 13.02.22 в 02:21 4Ответить Пожаловаться
Отличная разработка урока, Татьяна Анатольевна! Спасибо, что поделились с коллегами!
Журавлева Татьяна Анатольевна, 13.02.22 в 07:00 3Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо за высокую оценку моей работы.
Сорокина Светлана Валерьевна, 13.02.22 в 06:09 4Ответить Пожаловаться
Татьяна Анатольевна, спасибо за качественно подготовленную разработку урока окружающего мира. Продуманы все этапы урока, подобран наглядный иллюстративный ряд, спланированы игровые моменты. Большое внимание уделяется работе над формированием функциональной грамотности школьников.
Журавлева Татьяна Анатольевна, 13.02.22 в 07:03 3Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, очень благодарна Вам что заглянули на мою страницу. Ваше мнение ценно для меня. Спасибо, что так подробно проанализировали мой урок!
Фокина Лидия Петровна, 13.02.22 в 06:59 3Ответить Пожаловаться
Татьяна Анатольевна! Спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваша работа окажет большую помощь при подготовке к занятию. Творческих Вам идей. С уважением, Лидия Петровна.
Журавлева Татьяна Анатольевна, 13.02.22 в 07:06 3Ответить Пожаловаться
Лидия Петровна, спасибо за отзыв, за постоянно внимание к моей работе
Горбачёва Марина Юрьевна, 13.02.22 в 07:42 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественную работу,Татьяна Анатольевна! Всё продумано,интересно,грамотно связано! Фотографии детей демонстрируют их заинтересованность! Удачи в конкурсе!!!!! А вы не на дистанте???
Журавлева Татьяна Анатольевна, 13.02.22 в 08:20 4Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо Вам за Ваш отзыв, всегда находите за что похвалить! Спасибо за пожелание удачи! Мы работаем в очном формате!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.