Урок отработки умений и рефлексии « Орфограммы в приставках и корнях слов».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ШКОЛА № 88 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Технологическая карта урока
Урок отработки умений и рефлексии
« Орфограммы в приставках и корнях слов»
РАЗРАБОТКАУРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Учитель
Косяк Наталья Николаевна
ДОНЕЦК-2022
Технологическая карта урока
Класс: 5 Тема урока: Урок отработки умений и рефлексии « Орфограммы в приставках и корнях слов». Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии Цели урока: Обобщить знания о правописании –з и –с в приставках, безударных гласных в корнях лаг-, лож-, рос-, раст-, ы-и после ц в корнях слова. Развивать логическое мышление, внимание, память, умение работать по образцу ( алгоритму),. Прививать интерес к предмету, воспитывать командный дух, развивать творческий потенциал учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся умеют применять на практике изученные правила, комментируют написанное, анализируют языковые явления и делают выводы.
Методическое обеспечение: карточки с заданиями, презентация
Техническое обеспечение: презентация.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1 этап. Мотивации
Цель этапа: -Мотивировать к изучению темы; -актуализировать знания;
Выдает учащимся входные билеты, которые содержат задания по теме урока. Правильное решение позволит учащимся занять место за соответствующим столом.
Группа 1 Что объединяет эти слова?
...беречь, …вить, бе…совестная, …добные,
Группа 2 Что объединяет эти слова?
Предл…жение, р…сток, р..сла, изл…жение
Группа 3
Что объединяет эти слова? Предл…гать. Прил…гательное, р…стение, возр..ст, Группа 4 Что объединяет эти слова?
Бе..вкусный. бе..звучный, ра..мыть, ра..житься
Дети входят в класс ,получив входной билет, и рассаживаются по группам согласно билетам
Группа1 Приставка на С
Группа 2
В корне О
Группа 3 В корне А
Группа 4 Приставка на З
Личностные. -проявлять интерес к изучению темы Коммуникативные: - умение слушать Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации?
структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Предметные умения: - актуализация знаний, полученных при обучении в 5 классе;
2 этап.
Этап актуализации и фиксирования
индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель этапа: выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности
- Прежде чем начать урок, давайте проверим все ли правильно заняли свои места.
- Как вы уже поняли работать мы будем в группах. Это не соревнование, поэтому на уроке будем выполнять золотые правила работы в группе:
1.Уважительное отношение
2. Работают все
3. Обсуждаем в полголоса
Учитель объясняет жесты для контроля работы в группе.
Учащиеся читают слова в своих билетах и объясняют правила рассадки по группам
Выполняют задания учителя
Учащиеся пишут самостоятельно. По окончании члены группы меняются работами, происходит проверка с комментированием
Личностные умения: -оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
-планировать и выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: -адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания. - умение договариваться, приходить к общему решению. Предметные умения: - применять на практике изученные правила,
- вырабатывать навыки грамотного письма
3 этап.
Этап локализации индивидуальных затруднений
Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий
Учитель фиксирует наиболее распространенные ошибки, менее распространенные. Обращает внимание учащихся на то, что ошибка – это не приговор, а повод задуматься. Проводиться беседа: почему были допущены ошибки?
Посмотр фрагмента мультфильма
«В стране невыученных уроков»
Поможем Виктору избежать его нелёгкой участи и вместе с ним повторим правила русского языка. (Прикрепить иллюстрацию из мультфильма на доску)
Учащиеся обращают внимание на орфограммы, в которых допустили ошибки, определяют причины затруднений.
Личностные. -оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Коммуникативные умения:
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Предметные умения: вырабатывать навыки грамотного письма
4 этап.
Этап целеполагания и построения коррекции выявленных затруднений
Цель: постановка целей коррекционной деятельности и выбор способа и средств их реализации
Ребята, скажите, а какой раздел русского языка изучает правила правописания слов? (орфография)
А какие орфограммы вы знаете7
Посмотрите внимательно на название ваших групп и скажите, о каких именно орфограммах мы будем говорить.
- Определите тему урока (Орфограммы в корне слова и в приставках).
Любая деятельность имеет цель. Есть она и у нас на уроке. Какая?
( коррекция знаний, устранение пробелов)
Составление плана( алгоритма) по решению возникших проблем ( предположительно ракировка групп)
Формулируют тему урока
Формулируют цель урока
Регулятивные умения: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
-планировать и выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: -адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания. -умение договариваться, приходить к общему решению. Предметные умения: - применять на практике изученные правила,
- вырабатывать навыки грамотного письма?
- обобщать и систематизировать знания,
5 этап.
Этап реализации построенного проекта
Цель этапа: -осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умений правильно применять соответствующие способы действия
Представитель каждой группы с отсутствием или наименьшим количеством ошибок) получает индивидуальное задание,
(Смотреть Приложение)
Остальные члены групп работают над заданием:
Составить схему ( таблицу) на определенное правило, дополнить ее примерами
- приставки на з,с
- правописание лаг, лож, рос, раст,
- правописание ы, и после ц в корне слова
( Смотреть образцы схем)
Составить текст из 3-4 предложений, включив в него как можно больше слов на изученную орфограмму.
Учитель предоставляет слово учащимся. работавшим индивидуально
Учащиеся получают листы с заданием, где нужно в высказываниях, развешанных на стенах найти слова с пропущенной буквой на определенную орфограмму. Затем они садятся за отдельный стол (?) и выполняют задание
Группы работают на составление схем и их защитой
Презентуют перед классом схематизированное правило
Зачитывают составленные тексты, члены других групп фиксируют использованные слова.
Учащиеся зачитывают высказывания и комментируют слова по алгоритму
Личностные: Уважительное отношение к русскому языку, осознание его ценности и культурной значимости; мотивация к обучению и познавательной деятельности; способность применять полученные знания на практике; Познавательные:
; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
структурирование знаний; Регулятивные: - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания. Предметные: - знают понятие « синонимы»,
- применяют знания на практике,
6 этап.
Этап обобщения затруднений во внешней речи
Цель этапа: Научить: -ориентирова-ться в разных способах выполнения задания; -использовать приобретённые знания и умения при выполнении задания; -выполнять учебное действие в соответствии с учебным заданием; -представлять результат своей деятельности. -
Замените словосочетания синонимичным словом
Что-такое синонимы?
1. Ребенок без забот (беззаботный)
2. Небо без звезд (беззвездное)
3. Жидкость без цвета (бесцветная)
4. Дорога без конца (бесконечная)
5. Движение без шума (бесшумное)
Найти лишнее:
1. Беспечный, безводный, сдать
2. Росток, росла, возраст
3. Цыган, цистерна, циркуль
4. Возложить, полагать, уложить
Учащиеся индивидуально работают. Записывают слова. Затем группа сравнивает ответы и по одному представителю ( те, у кого это вызвало затруднения) от группы объясняют
принцип работы и правописание
Учащиеся записывают слова.
Затем меняются тетрадями. Происходит взаимопроверка
Личностные. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Познавательные. структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Регулятивные. - принятие и сохранение учебной задачи, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Коммуникативные умения: -адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания. Предметные. - применять на практике изученные правила,
- вырабатывать навыки грамотного письма?
- обобщать и систематизировать знания
7 этап.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Цель этапа: Научить: -соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности.
Выполнение тестовых заданий
Учащиеся сравнивают свою работу с эталоном( самопроверка), самостоятельно оценивают свою работу.
Личностные умения: — оценивать результат собственной и чужой деятельности. - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; Познавательные умения: -Установление причинно-следственных связей
Регулятивные умения: — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности,
- умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;. Коммуникативные умения: — использовать речевые средства для представления результата деятельности.
8 этап
Этап включения в систему знаний и повторения
Цель этапа:
Применение способов действий, вызвавших затруднение, повторение и закрепление ранее изученного.
Работа с текстом (стр.51 учебника).Евгений Носов «Тридцать зёрен»
Как бы вы обозначили тему данного отрывка?
Какова его основная мысль?
Определите стиль речи.
Определите тип речи.
1.Выпишите слова с изученными орфограммами, объясните правописание по алгоритму.
Д/з ( дифференци-рованное):
1) как вы думаете, как закончиться данный текст. Продолжить его, используя слова с изученными орфограммами
2) подберите по три примера на каждую изученную орфограмму.
Учащиеся работают с текстом, определяют тип, стиль текста, находят изученные орфограммы, объясняют правописание слов
Личностные умения: — оценивать уровень своих знаний, готовность к выполнению подобных заданий. Познавательные умения: -построение логической цепочки рассуждений
Регулятивные умения: — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);
-способность принимать, сохранять и следовать учебным целям; Коммуникативные умения: — использовать речевые средства для представления результата деятельности.
9 этап
Этап рефлексии деятельности на уроке
Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности
Итак, над какими орфограммами работали на уроке?
Вспомним их еще раз. - Что нового узнали на уроке? - С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)
Игра « Продолжи предложение»:
На уроке я повторил(а)
Мне это необходимо знать, чтобы …
Я ухожу с урока с чувством …
Просмотр отрывка мультфильма
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Учащиеся проговаривают правила написания приставок. гласных в корнях
- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;
самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные умения: умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде - рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные умения: - соотносить поставленные цели с полученным результатом, - оценивать уровень умений и навыков, потребность в непрерывном обучении Коммуникативные умения: умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения, объяснять процесс решения)