12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья37
6

Урок отработки умений и рефлексии « Орфограммы в приставках и корнях слов».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ШКОЛА № 88 ГОРОДА ДОНЕЦКА»





Технологическая карта урока


Урок отработки умений и рефлексии

« Орфограммы в приставках и корнях слов»




РАЗРАБОТКАУРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Учитель

Косяк Наталья Николаевна




ДОНЕЦК-2022

Технологическая карта урока


Класс:   5
Тема урока: Урок отработки умений и рефлексии « Орфограммы в приставках и корнях слов».
Тип урока:   Урок отработки умений и рефлексии
Цели урока:  Обобщить знания о правописании –з и –с в приставках, безударных гласных в корнях лаг-, лож-, рос-, раст-, ы-и после ц в корнях слова. Развивать логическое мышление, внимание, память, умение работать по образцу ( алгоритму),. Прививать интерес к предмету, воспитывать командный дух, развивать творческий потенциал учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся умеют применять на практике изученные правила, комментируют написанное, анализируют языковые явления и делают выводы.


Методическое обеспечение: карточки с заданиями, презентация

Техническое обеспечение: презентация. 


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 этап. Мотивации


Цель этапа: 
-Мотивировать к изучению темы; 
-актуализировать знания; 

Выдает учащимся входные билеты, которые содержат задания по теме урока. Правильное решение позволит учащимся занять место за соответствующим столом.

Группа 1 Что объединяет эти слова?

...беречь, …вить, бе…совестная, …добные,

Группа 2 Что объединяет эти слова?

Предл…жение, р…сток, р..сла, изл…жение

Группа 3

Что объединяет эти слова? Предл…гать. Прил…гательное, р…стение, возр..ст, Группа 4 Что объединяет эти слова?

Бе..вкусный. бе..звучный, ра..мыть, ра..житься

Дети входят в класс ,получив входной билет, и рассаживаются по группам согласно билетам

Группа1 Приставка на С

Группа 2

В корне О

Группа 3 В корне А

Группа 4 Приставка на З



Личностные. 
-проявлять интерес к изучению темы
Коммуникативные:
- умение  слушать
Познавательные: 
-
поиск и выделение необходимой информации?

 структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные: - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Предметные умения:
-
актуализация знаний, полученных при обучении в 5 классе;

2 этап.

Этап актуализации и фиксирования

индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


Цель этапа:    
выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

- Прежде чем начать урок, давайте проверим все ли правильно заняли свои места.

- Как вы уже поняли работать мы будем в группах. Это не соревнование, поэтому на уроке будем выполнять золотые правила работы в группе:

1.Уважительное отношение

2. Работают все

3. Обсуждаем в полголоса


Учитель объясняет жесты для контроля работы в группе.

Учитель проверяет как дети поняли правила работы

Словарный диктант

Воззвание, прилагательное, разжечь, премудрый, расспросить, приложение, причислить, панцирь, сдобный, цыган

Учащиеся читают слова в своих билетах и объясняют правила рассадки по группам


















Выполняют задания учителя


Учащиеся пишут самостоятельно. По окончании члены группы меняются работами, происходит проверка с комментированием

Личностные умения:
-оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

-планировать и выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
-адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.
- умение договариваться, приходить к общему решению. 
Предметные умения:
- применять на практике изученные правила,

- вырабатывать навыки грамотного письма


3 этап.

Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

Учитель фиксирует наиболее распространенные ошибки, менее распространенные. Обращает внимание учащихся на то, что ошибка – это не приговор, а повод задуматься. Проводиться беседа: почему были допущены ошибки?



Посмотр фрагмента мультфильма

«В стране невыученных уроков»

Поможем Виктору избежать его нелёгкой участи и вместе с ним повторим правила русского языка. (Прикрепить иллюстрацию из мультфильма на доску)

Учащиеся обращают внимание на орфограммы, в которых допустили ошибки, определяют причины затруднений.




Личностные. 
-оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.





Коммуникативные умения:

участвовать в коллективном обсуждении проблем; 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 
Предметные умения:
вырабатывать навыки грамотного письма


4 этап.

Этап целеполагания и построения коррекции выявленных затруднений

Цель: постановка целей коррекционной деятельности и выбор способа и средств их реализации

Ребята, скажите, а какой раздел русского языка изучает правила правописания слов? (орфография)

А какие орфограммы вы знаете7

Посмотрите внимательно на название ваших групп и скажите, о каких именно орфограммах мы будем говорить.

- Определите тему урока (Орфограммы в корне слова и в приставках).

Любая деятельность имеет цель. Есть она и у нас на уроке. Какая?

( коррекция знаний, устранение пробелов)

Составление плана( алгоритма) по решению возникших проблем ( предположительно ракировка групп)











Формулируют тему урока









Формулируют цель урока




Регулятивные умения:
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

-планировать и выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
-адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.
-умение договариваться, приходить к общему решению. 
Предметные умения:
- применять на практике изученные правила,

- вырабатывать навыки грамотного письма?

- обобщать и систематизировать знания,



5 этап.

Этап реализации построенного проекта

Цель этапа:
-осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умений правильно применять соответствующие способы действия

 Представитель каждой группы с отсутствием или наименьшим количеством ошибок) получает индивидуальное задание,

(Смотреть Приложение)










Остальные члены групп работают над заданием:

Составить схему ( таблицу) на определенное правило, дополнить ее примерами

- приставки на з,с

- правописание лаг, лож, рос, раст,

- правописание ы, и после ц в корне слова

( Смотреть образцы схем)


Составить текст из 3-4 предложений, включив в него как можно больше слов на изученную орфограмму.


Учитель предоставляет слово учащимся. работавшим индивидуально

 Учащиеся получают листы с заданием, где нужно в высказываниях, развешанных на стенах найти слова с пропущенной буквой на определенную орфограмму. Затем они садятся за отдельный стол (?) и выполняют задание



Группы работают на составление схем и их защитой



Презентуют перед классом схематизированное правило






Зачитывают составленные тексты, члены других групп фиксируют использованные слова.


Учащиеся зачитывают высказывания и комментируют слова по алгоритму

Личностные: 
Уважительное отношение к русскому языку, осознание его ценности и культурной значимости; мотивация к обучению и познавательной деятельности; способность применять полученные знания на практике; Познавательные:   

; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

структурирование знаний;
Регулятивные:   
- адекватно оценивать
результат выполнения
учебного задания.
Коммуникативные:
- адекватно взаимодействовать в группе 
при выполнении учебного задания.
Предметные:
- знают понятие « синонимы»,

- применяют знания на практике,


6 этап.

Этап обобщения затруднений во внешней речи

Цель этапа:   
Научить:
-ориентирова-ться в разных способах выполнения задания;
-использовать 
приобретённые знания и умения
при выполнении задания;
-выполнять учебное
действие в соответствии  с учебным заданием;
-представлять результат
своей деятельности
. 
-

Замените словосочетания синонимичным словом

Что-такое синонимы?

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Движение без шума (бесшумное)


 

Найти лишнее:

1. Беспечный, безводный, сдать

2. Росток, росла, возраст

3. Цыган, цистерна, циркуль

4. Возложить, полагать, уложить

Учащиеся индивидуально работают. Записывают слова. Затем группа сравнивает ответы и по одному представителю ( те, у кого это вызвало затруднения) от группы объясняют

принцип работы и правописание





Учащиеся записывают слова.

Затем меняются тетрадями. Происходит взаимопроверка


Личностные.
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Познавательные.   
структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные.    
- принятие и сохранение учебной задачи,
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Коммуникативные умения:
-адекватно взаимодействовать в группе   при выполнении учебного задания.
Предметные.
- применять на практике изученные правила,

- вырабатывать навыки грамотного письма?

- обобщать и систематизировать знания

7 этап.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону


Цель этапа: 
Научить:
-соотносить
полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат
своей деятельности;
- оценивать результат
учебной деятельности.

Выполнение тестовых заданий

Учащиеся сравнивают свою работу с эталоном( самопроверка), самостоятельно оценивают свою работу.

Личностные умения:
— оценивать результат собственной и чужой деятельности.
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;
Познавательные умения:
-
Установление причинно-следственных связей

Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный  результат деятельности,

-  умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;.
Коммуникативные умения:
— использовать речевые средства
для представления результата деятельности.

8 этап

Этап включения в систему знаний и повторения

Цель этапа:

Применение способов действий, вызвавших затруднение, повторение и закрепление ранее изученного.

Работа с текстом (стр.51 учебника). Евгений Носов «Тридцать зёрен»

Как бы вы обозначили тему данного отрывка?

Какова его основная мысль?

Определите стиль речи.

Определите тип речи.

1.Выпишите слова с изученными орфограммами, объясните правописание по алгоритму.


Д/з ( дифференци-рованное):

1) как вы думаете, как закончиться данный текст. Продолжить его, используя слова с изученными орфограммами

2) подберите по три примера на каждую изученную орфограмму.

Учащиеся работают с текстом, определяют тип, стиль текста, находят изученные орфограммы, объясняют правописание слов

Личностные умения:
— оценивать уровень своих знаний, готовность к выполнению подобных заданий.
Познавательные умения:
-
построение логической цепочки рассуждений

Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный  результат деятельности.
 способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);

-способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;
Коммуникативные умения:
— использовать речевые средства
для представления результата деятельности.

9 этап

Этап рефлексии деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности

Итак, над какими орфограммами работали на уроке?

Вспомним их еще раз. 
- Что нового узнали на уроке?  
- С какими интересными фактами познакомились?
(Ответы учащихся.)

Игра « Продолжи предложение»:

На уроке я повторил(а)

Мне это необходимо знать, чтобы …

Я ухожу с урока с чувством

Просмотр отрывка мультфильма

Учащиеся отвечают на вопросы учителя


Учащиеся проговаривают правила написания приставок. гласных в корнях




Учащиеся оформляют продолжение предложений

Личностные умения:.

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;

самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха  в учебной деятельности.
Познавательные умения: умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде
- рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Регулятивные умения: - соотносить поставленные цели с полученным результатом, - оценивать уровень умений и навыков, потребность в непрерывном обучении
Коммуникативные умения: умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения, объяснять процесс решения)




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.