Урок истории в 5 классе «Первобытные охотники и собиратели»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации
Сценарий учебного занятия по предмету
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Мохова Наталья Сергеевна |
Район | Вачский |
Место работы | МБОУ Казаковская СОШ |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | История |
Класс | 5 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Авторская программа под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2012 г. |
Тема учебного занятия | Первобытные собиратели и охотники |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | «Древнейшие люди» Ознакомление с новым материалом Методы обучения: По степени познавательной активности учащихся: объяснительно – иллюстративный; репродуктивный; частично – поисковый. Организационные формы урока: индивидуальная; групповая; фронтальная. |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Первый урок в теме «Первобытные собиратели и охотники» и одним из первых занятий всего курса истории Древнего мира. Именно с первых уроков у обучающихся формируются личностные отношения к предмету на основе впечатлений от услышанного и увиденного. Особое место в обучении истории на основе данного раздела и каждого его урока отводится развитию познавательного интереса обучающихся. Данный урок является основополагающим в курсе истории древнего мира, где пятиклассники знакомятся с развитием человека на самом раннем этапе становления человеческого общества. |
Учебная задача Открыть способ … Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию … Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования | Открыть способ получения новой информации – работа с учебным текстом и иллюстрациями; Вовлечь учащихся в коммуникативную деятельность – работа в парах и исследовательскую деятельность – составление портрета древнейшего человека Овладеть теоретическим знанием в области истории - расселение древнейшего человека, а также способами его прикладного использования - объяснить, чем занимается, какими орудиями труда пользовался, объяснить причину появления верований, религий, рассказать о возникновении первобытного искусства |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся работать с учебником,с исторической картой, овладеют понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд, верования, душа, религия, первобытные люди | Обучающиеся получат возможность анализировать информацию, полученную от учителя и из учебника, и на ее основе делать выводы. | ||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умением развивать свою речь, получат возможность формировать умения сравнивать, обобщать факты и понятия. | Обучающиеся получат возможность развития навыков самостоятельной работы на уроке с мультимедиаресурсами | ||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся осознают ценность само и взаимоуважения; воспитания интереса к истории как науки. | Обучающиеся получат возможность для формирования сотрудничества при работе в парах, выражения собственной позиции и мнения по актуальным вопросам изучаемой темы. | ||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Обучающиеся имеют опыт составления вопросов к понятиям, составления предложений с этими понятиями; Знают понятия: иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты, палеография. Могут определять вещественные и письменные исторические источники; Могут планировать свою деятельность на уроке, моделировать историческую ситуацию; Могут оценивать свои действия и действия своих одноклассников, сравнивать результаты своей работы с деятельностью других учеников, работая в парах. | |||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат -устный опрос -тест | Метапредметный результат -решение проблемной ситуации | Личностный результат -рефлексия учащихся | |
- ученик будет знать: Места расселения древнейших людей, отличия в образе древнейшего человека и разумного человека; - ученик будет уметь: использовать в своей речи новые понятия человеческое стадо, религия, собирательство объяснять причины развития древнейшего человека, находить на ленте времени время появления древнейших людей, показывать на карте места расселения древнейших людей., давать собственную оценку значения религии в жизни древнейших людей, уметь делать вывод об основных причинах выделения человека из животного мира. | у ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия: - регулятивные: 1. определять цель, проблему, 2. выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, 3. планировать деятельность, 4. работать по плану, 5. оценивать свою работу и работу своих одноклассников, степень достижения результатов; - коммуникативные: 1. организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. - познавательные: 1. анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, 2.выделять главное, существенные признаки, 3. находить в разных источниках информацию и преобразовывать её, 4. определять понятия; 5. владеть смысловым чтением, 6.обобщать, делать выводы, выдвигать простейшие гипотезы; 7. умение группировать признаки по группам. | самоопределение: формировать адекватную позитивную осознанную самооценку, оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; - смыслообразование: развивать познавательные интересы и учебные мотивы, - нравственно-этическое оценивание: формировать установку на честные, справедливые поступки в жизни, уметь нести ответственность за свои поступки. | ||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | | | |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | ||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы |
Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение» Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, Майков А. Н. История: введение в историю: 5 класс. – М., Вентана–Граф, | Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО» | - Википедия (http://ru.wikipedia.org/) -История первобытного общества («Где были впервые открыты древнейшие каменные орудия?») (http://pochemuchca.ru/history.html - Энциклопедия человека («Формирование человека») (http://man.claw.ru/) | Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://scho-collection.edu.ru/): 1.в подготовленной презентации Power Point:«Олдовайское ущелье в юго-восточной Африке» (№ 194664) – слайд № 2 Презентации 2.«Следы древнейших людей» (№ 194554) – слайд №3 3.«Сцены из жизни древнейших людей» (№ 194522) (этап закрепления изученного на уроке) (Приложение № 3) | |
| | | | 3.«Сцены из жизни древнейших людей» (№ 194522 |
Техническое обеспечение | Проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданиями для самостоятельной работы, доска |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
| Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) |
| 1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Предъявление учителем своей индивидуальности Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества | Создание комфортной психологической атмосферы урока |
| 1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом) Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале | Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. | |
| 1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» | Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п. Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания» | Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся | |
| 2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” |
| 2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности). | Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения | |
| 2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности | Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем | |
| 2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях Построение системы конкретно-практических задач | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости | |
| 3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу | Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи |
| 3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) | Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Учитель:Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Интересное узнать. Учитель : Здравствуйте, ребята! Посмотрим мультфильм и определите тему урока. Мультфильм «Происхождение человека». : | -Древние предки человека -Древнейший человек |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке. Фронтальный опрос. Вопросы: 1.Дайте определение истории как науки. 2.Для чего нужно изучать историю? Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей, перечень которых приведен на экране (поверхность интерактивной доски) (слайд № 2– зачитывается перечень). Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах. | - -История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили -История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. История - это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность. -Работают в группах по карточкам | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Учащимся предлагаются два рисунка по которым они должны сравнить древнейшего человека и «человека разумного», проанализировать, найти сходства, различия и сделать вывод. ; сравнить рисунки на странице 8 и 9 и проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод | Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения: - | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Учитель: наверное,ребята,вы уже догадались,о чем мы будем говорить на уроке и что должны узнать нового? | Ответы учащися: -чем отличался древний человек от современного -где впервые он появился -какие занятия были у него |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Сейчас мы поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте). Вопросы учащимся: - На каком материке находится искомая область? - Какая часть материка включает искомую область? - Что такое, по-вашему, прародина? При обобщении ответов учитель формулирует определение: Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места. - Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет? - По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека? презентация – слайды № 3 (Олдовайское ущелье) и 4 (Следы древних людей) с комментарием учителя: «В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались здесь на разных глубинах: иногда у самой поверхности, иногда на глубине 100 м. Хорошо были видны 4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Так в науку вошла новая культура — «олдуваиская». | Ответы учащихся: -Материк Африка -Юго-восточная часть материка -Прародина-место,откуда пошло заселение и продолжение рода
-теплый климат Учащиеся говорят об археологических раскопках -найдены останки древнего человека -найдены орудия труда -найдены древнейшие стоянки первого человека | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях (слайд № 5), и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни (слайд № 6). В конце урока нам предстоит решить проблемный вопрос (слайд № 7) – ответ на вопрос: «Чем древнейшие люди отличались от животных?», поэтому любую информацию, полученную на уроке, старайтесь использовать для ответа на этот вопрос. Слайд № 8 – Посмотрите на эти рисунки. На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы и осколок кости. Как вы думаете, для чего мы рассматриваем эти предметы? Какое отношение они имеют к первобытному человеку? Занятия древнейших людей Учитель: Давайте представим, что мы с вами – не 5А класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь): Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота. Демонстрация слайда № 13 с комментариями учителя. Овладение огнем Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его? -демонстрация слайдов №№ 14, 15, 16 с комментариями учителя).
| Ответы учащихся: -это орудия труда древнейшего человека слайд № 9 – заостренный камень, слайд № 10– изготовление рубила, слайд № 11 – отщепы, слайд № 12 – иглы и шила). Ответы учащихся: - ловили рыбу,если есть река или озеро - попытались поймать дичь - стали собирать растения,ягоды,корешки -Ответы учащихся: - древний человек принес его в свое жилище, сделал для него свой дом (очаг) и постоянно его кормил (поддерживал огонь) и из врага сделал его своим другом | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
Учитель : так давайте теперь вернемся к нашему проблемному вопросу «Чем древнейшие люди отличались от животных?» (слайд № 17). После ответов учащихся демонстрируется слайд № 18 с прописанными отличиями. Работа в микрогруппах с использованием ЭОР: Учитель предлагает учащимся пересесть на рабочие места возле компьютеров группами по 2-3 человека (такие группы планируются заранее). На экране – слайд № 19 с опорными словами для составления мини-рассказа о жизни древнейших людей. На каждом мониторе открыт файл «Сцены из жизни древнейших людей» (ЦОР № 194522), с которым учащиеся знакомятся с помощью мыши и выбирают один из пяти сюжетов для составления рассказа. Задание – составить рассказ о жизни древнейших людей из 6-10 предложений, используя не менее пяти опорных слов (словосочетаний), приведенных на экране, и записать на листе бумаги с указанием номера группы, находящемся на столе. | Ответы учащихся: - внешний вид - появились орудия труда - появилась первая сигнальная речь Пример рассказа: Древнейший человек сильно отличался от современного, был похож на крупную обезьяну, но ходил на двух ногах. Руки были длинные, свешивались до колен. Лбы были низкие, покатые. Говорить древний' человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты. съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты. | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Закрепление изученного материала Игра «ДА – НЕТ» Древние люди появились более 1 млн.л.т.н. У древних людей руки свисали ниже колен Они ходили прямо Жили древние люди стадами Люди умели разговаривать Древние люди жили в холодных странах Люди занимались охотой и собирательством Тест «Жизнь древнейших людей»(приложения 2)- выполняется письменно. | Учащиеся отвечают на задания игры (устно) и теста (письменно) |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Рефлексия «Закончи предложение» Сегодня я узнал….. Мне понравилось на уроке….. Хотел б узнать поподробнее… Домашнее задание : Прочитать п.1, Задания на выбор: Составить план текста любого раздела Составит синквейн «Древнейшие люди» | Ответы учащихся -как жили древние люди-как они выглядели,чем занимались -чем отличались от современного человека -работать в группах -хотел бы узнать, как развивался человек в будущем |
Приложения к уроку:
1.Презентация «Древнейшие люди»
2.Тест по теме «Древнейшие люди».
1. Где появились первые люди:
а) Африка б) Азия в) Америка
2. Как назывался первый коллектив древнейших людей:
а) соседская община б) родовая община в) человеческое стадо
3. Сбор съедобных корней, дикорастущих плодов, ягод – это:
а) скотоводство б) собирательство в) земледелие
4. Орудие, которое использовали в охоте на крупную рыбу:
а) копьё б) гарпун в) дубина
5. Оружие, которое использовали на большом расстоянии от животного:
а) дубина б) копьё в) лук и стрелы
6. На основе какого занятия возникло земледелие:
а) охота б) собирательство в) ремесло
7. Где впервые была найдена пещерная живопись:
а) в северной Испании б) в Африке в) в Ирландии
8. Веру первобытных людей в колдовство, в оборотней, в душу, в высшие силы называют:
а) искусством б) религией в) обрядом
9. Самые опытные и мудрые старики, которые управляли родовыми общинами:
а) вожди б) воины в) старейшины
10. Идол – это:
а) изображение бога б) игрушка человека в) книга
11.Кто управлял родовой общиной?
а) цари б) жрецы в) старейшины
Г БОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»