Урок по физике на тему "Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля"

1
0
Материал опубликован 18 November


Презентация к урокуPPTX / 1.23 Мб
Урок по физике на тему "Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля"


Цели урока:

Образовательная цель расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами, познакомить обучающихся с законом Паскаля, помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Развивающая цель – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.

Воспитательная цель – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, парная.

Оборудование:  ИКТ, пластиковая бутылка, вакуумная тарелка, шарик, портрет Блез Паскаля, шар Паскаля.

План урока.

Орг.момент - 1 мин.

Актуализация знаний – 5 мин.

Мотивация и целеполагание - 5 мин.

Этап получения нового знания - 15 мин.

Физкультминутка – 1 мин.

Закрепление учебного материала - 15 мин.

Информация о домашнем задании - 1 мин.

Подведение итогов -2 мин.

Содержание урока.

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Учитель:

Мы сегодня продолжим выстраивать знания по теме давление в одну цепочку.

На прошлом уроке мы с вами изучали давление твердых тел.

Каким образом твердые тела производят давление ?

Сидя на стуле, вы оказываете давление? (Да.)

Учитель:
- Лежащая на столе книга? (Да.)

Учитель: 
- Как? В каком направлении передаётся действие силы?
(Вниз, под действием силы тяжести.)

Учитель: 
- Твёрдое тело оказывает давление лишь на ту часть опоры, с которой соприкасается - книга, лежащая на столе, оказывает на него давление, но никак не воздействует на стены или потолок комнаты.

III. Мотивационный этап.

А теперь давайте посмотрим, как передают давление жидкости и газы.

(Учитель наливает воду в бутылку с отверстиями, вода брызжет во все стороны).
(
Ученик надувает воздушный шарик, он приобретает форму круга)

Значит, в жидкостях и газах давление передается совершенно иначе.
Учебная проблема: Почему так происходит?

IV. Этап получения нового знания.

Учитель:
- В комнате, где мы находимся, есть газы
? (Да.)

- Оказывает ли воздух действие на стены, пол, потолок? (Да.)

Учитель: 
- Давайте поставим опыт, на котором увидим изменение воздушного шара.

(Опыт, воздушный шар под колоколом.)

Учитель: 
- Как же газ производит давление? (Правильно, по всем направлениям одинаково.)

Учитель:
- Ребята что произойдет если подуть на воду?(Придет в движение)

Учитель: 
- Почему так происходит?
(В отличие от твёрдых тел молекулы жидкости могут перемещаться, поэтому вода в стакане приходит в движение, если слегка подуть на её поверхность.)

Учитель:
-
 Подвижность частиц жидкости, а так же и газа, объясняет, что производимое на них давление передаётся не только в направлении действия силы, но и по всем направлениям. В твёрдых телах молекулы связаны с положениями равновесия, а в жидкостях и газах молекулы подвижны относительно друг друга. А теперь заполним таблицу.

ТАБЛИЦА

Состояние вещества

Подвижность молекул

Направление передачи давления

Твёрдые тела

Молекулы связаны с положениями равновесия, только колеблются

Передаётся в направлении действия силы

Жидкость и газ

Молекулы подвижны относительно друг друга

Передаётся по всем направлениям, всем частицам


Учитель:

- Что произойдёт с молекулами газа внутри сосуда, если изменить объём при перемещении поршня вниз? (опыт со шприцом) (Молекулы расположатся плотнее друг к другу.)

Учитель: 
- При этом давление изменится?
(Да, оно возрастёт.)

Учитель:
- Добавочное давление передалось всем частицам газа. Если увеличиться давление газа около самого поршня на 1 Па, то во всех точках внутри газа увеличится настолько же.

Опыт с шаром Паскаля. (Полый шар с узкими отверстиями, к которому присоединена трубка с вставленным поршнем заполняется водой. Если вдвигать в трубку поршень, то вода польётся из всех отверстий шара.)

Учитель(видео опыт с шаром Паскаля)
- Что же мы увидели? (Жидкость с одинаковым напором выходит из всех отверстий шара.)

Учитель:
- Какой можно сделать вывод из этого опыта?

ВыводДавление, производимое внешними силами на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа..

Учитель: 
- Это утверждение называют законом Паскаля. Найдите этот закон в учебниках (стр 140), прочитайте и запишите в тетради.

Учитель: 
- Блез Паскаль - французский математик и физик, один из умов XVII столетия. Отец Паскаля, Этьен, знаток математики и астрономии занимался его образованием. Чудо-ребёнок Блез с 12 лет начал заниматься наукой. Отец стал брать его на заседания научного кружка. Интеллект мальчика быстро развивался и вскоре он на равных обсуждал научные проблемы с крупными учёными своего времени. В 16 лет он написал замечательный “Опыт о конических сечениях”. Он открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов, интересными опытами доказал существование атмосферного давления. Его именем названа единица давления и популярный язык программирования. Открытия сделанные Блезом Паскалем 300-лет назад мы изучаем и сейчас.

Физическое содержание этого закона заключается в том, что молекулы жидкости или газа очень подвижны. Они всегда достаточно равномерно распределяются по объему и любое внешнее давление может изменить лишь концентрацию частиц, равномерность в их распределении остается. В этом опыте поршень давит на поверхность воды в трубке. Частицы воды, уплотняясь, передают его давление другим слоям, лежащим глубже. Таким образом, давление поршня передается – в каждую точку жидкости, заполняющей шар. В результате часть воды выталкивается из шара в виде одинаковых струек. Если шар заполнить дымом, то под действием поршня из отверстий начнут выходить одинаковые струйки дыма. Это подтверждает, что и газы передают производимое на них давление во все стороны одинаково.

V. Физкультминутка.

Учитель: 
- Давайте сделаем так, чтобы давление на стул уменьшилось.

Встали.
Постоим на одной ноге, на другой.
Встали на цыпочки, потянулись.
Как изменилось давление на пол?
Молодцы! Садитесь.

VI. Закрепление учебного материала.

Работа в группах.

Учитель:

- Ребята, а теперь вы сами поработаете над заданиями?

Учитель:

Давайте, выполним работу в парах. Я вам раздам задания . Внимательно прочитайте задание и запишите ваши предположения. Затем один представитель из каждой группы прочитает задание,и объяснит ответ.

1.

Пt1731918101aa.jpg о рисунку и на опыте объясните передачу давления твёрдым, сыпучим телами и жидкостью. Изобразите стрелками, как передаётся давление.

2.

t1731918101ab.jpg

Объясните явление, пользуясь законом Паскаля. Как изменится наблюдаемое явление, если увеличить сжатие?

t1731918101ac.jpg

3.

Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в вареное яйцо, то в яйце образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, оно разлетится. Как объяснить это явление?

Ответ: При выстреле из мелкокалиберной винтовки в варёном яйце образуется отверстие, так как давление пули в этом яйце передаётся лишь по направлению её движения. Сырое яйцо разбивается пулей вдребезги, так как давление пули в жидкости, согласно закону Паскаля, передаётся одинаково по всем направлениям.

4.

Сt1731918101ad.jpg осуд плотно закрыт пробкой, в которую вставлены две трубки так, как показано на рисунке. Если подуть в трубку а, то вода через трубку б выливается из сосуда. Будет ли вытекать вода из трубки а, если подуть в трубку б

(Нет.)

Использование в технике сжатых газов и жидкостей . Гидравлический пресс.

Пневматические машины и инструменты, отбойный молоток, пескоструйные аппараты (для очистки и окраски стен), пневматический тормоз, домкрат, гидравлический пресс, сжатым воздухом открывают двери вагонов поездов метро и троллейбусов. (Плакат).

VII. Домашнее задание. 

1) § 19. (Выучить закон Паскаля)
2)

VIII. Подведение итогов.

Что было изучено сегодня на уроке?
- Как передают давление жидкости и газы?
- Объясните, на основе знаний о молекулах, почему жидкости и газы передают давление во все стороны одинаково.
- Как читается закон Паскаля?
- На каком опыте можно показать особенности передачи давления жидкостями?
Выставление оценок.

Если остается время решаем задачи на давление твердых тел!!!


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации