12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пешкова Елена Александровна2893
учитель физики МАОУ "Лицей №82"
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
8

Урок по физике «Виды теплопередачи»



Конспект урока по физике

(с использованием Электронной Формы Учебника)

Тема урока: «Виды теплопередачи».

Предмет (направленность): физика.

Возраст детей: 8 класс.

УМК (программа). Программа для общеобразовательных учреждений. Физика 7-9 классы.

Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин.

Аннотация разработки. Разработка учебного занятия по физике по теме «Виды теплопередачи» предполагает использование ЭФУ в модели «1 ученик – 1 компьютер». Конспект урока снабжен сопроводительной презентацией, а также инструкциями по созданию мультимедиа материалов для проведения урока. При необходимости, урок можно адаптировать для традиционных средств обучения.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: мультимедиа-урок.

Продолжительность: 45 минут.

Цель урока: формирование у учащихся представления о видах теплопередачи посредством самостоятельной работы с ЭФУ в группах.

Задачи урока:

образовательные:

  • сформировать представление о видах теплопередачи;
  • сформировать понятия: теплопроводность, конвекция, излучение;
  • сформировать умение проводить наблюдения физических явлений и простейшие физические эксперименты;
  • обеспечить отработку полученных знаний и умений.

развивающие:

  • создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, понимать тексты, переводить тексты в иные формы представления информации, приводить примеры);
  • создать условия для формирования способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике;
  • создать условия для развития познавательного интереса и элементов творческой деятельности;
  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения (выдвижение гипотезы, планирование, оценка результатов и формулировка выводов);
  • создать условия для развития исследовательской культуры: умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
  • создать условия для развития коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли.

воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к изучению физики; культуру умственного труда;
  • воспитывать у учащихся навыки совместной работы в группе при рациональном разделении труда;
  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, уважительное отношение к мнению другого человека.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность;
  • умение распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов; понимание роли эксперимента в получении научной информации;
  • умение анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • умение использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернета.

Диагностика умений и навыков:

К моменту проведения урока, учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:

1. Знают понятия «внутренняя энергия», «теплопередача», «температура».

2. Знают способы изменения внутренней энергии и умеют приводить примеры к каждому из способов.

3. Умеют объяснять причины изменения внутренней энергии с точки зрения МКТ.

Методы обучения: частично-поисковые, эвристические.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Подготовка к занятию:

Принадлежности: электронные учебники «Физика 8» (А. В. Перышкин), письменные принадлежности.

Технические средства обучения: компьютер; мультимедийный проектор; экран (или интерактивная доска); планшетные компьютеры (на каждого ученика, или 1 на парту).

Необходимые Интернет-ресурсы и приложения: Google Формы, Google Презентации, Google Рисунки, Google Таблицы; qrcoder.ru ; программа для распознавания qr-кодов; mindmeister.com; learningapps.org; answergarden.ch.

Лабораторное оборудование деревянная и металлическая ложки одинакового объема и формы; горячая вода в термосе; канцелярские кнопки; воск; одеяло; два стакана с холодной водой; два стакана с горячей водой (воды налито по 1/3 стакана); 6 термометров; чехол для термометра или коробочка, обклеенная черной бумагой; чехол для термометра или коробочка, обклеенная фольгой.

До урока необходимо организовать:

  • Создать копии Google Презентаций (Теплопроводность https://goo.gl/gmiZ9P, Конвекция https://goo.gl/7ZpTgT, Излучение https://goo.gl/7gUqnv) и Google Рисунков (Теплопроводность https://goo.gl/AzXQzx, Конвекция https://goo.gl/E2WycW, Излучение https://goo.gl/dRBywq) и настроить доступ для совместного редактирования (Приложение 1).
  • Создать копию Google Формы https://goo.gl/v5Eprh и настроить Google Таблицу приема ответов (Приложение 2).
  • Создать копию ментальной карты https://mm.tt/958722583?t=8o9GC40RBK (Приложение 3).
  • Создать облако слов (Приложение 4).
  • Вставить актуальные QR-коды в презентацию (Приложение 5).
  • Распечатать листы заданий (Приложение 6).
  • Настроить работу ТСО.
  • Проверить работу лабораторного оборудования.

Структура урока:

Этап урока

Содержание

Время

1

Организационный момент

Взаимные приветствия. Проверка готовности к уроку. Создание облака слов.

1 мин

2

Проверка изученного ранее материала

Установление объема имеющихся у учащихся знаний. Выполнение теста, анализ результатов.

5 мин

3

Актуализация знаний. Целеполагание

Классификация имеющихся знаний о примерах теплопередачи. Создание ментальной карты.

3 мин

4

Открытие новых знаний

Знакомство с материалом по теме занятия. Самостоятельная работа с ЭФУ.

10 мин

5

Развитие умений

Работа в группах. Изучение дополнительных источников информации. Выполнение экспериментальной проверки. Оформление результатов работы в виде презентации.

15 мин

6

Закрепление изученного материала

Выполнение тренировочных интерактивных заданий.

5 мин

7

Подведение итогов урока. Рефлексия

Работа с интерактивным рабочим листом. Оценивание работы на уроке.

4 мин

8

Домашнее задание

Запись и пояснение домашнего задания.

2 мин

Рефлексия учебной деятельности: Рефлексия учебной деятельности осуществляется учащимися посредством интерактивных рабочих листов; при самооценке и взаимооценке ответов в ходе обсуждений и работы в группе. В завершение урока учитель анализирует ответы и подводит итог.

Формы контроля и оценки результатов урока: самооценка ответов учениками и учителем; взаимооценка в форме обсуждения. В ходе работы на уроке, учащиеся получают баллы (за тест, совместную работу в группе и дополнительные баллы за работу на уроке на усмотрение учителя). Полученные баллы отражаются в Google Таблице, суммируются и переводятся в оценку.

Рекомендуемые ученикам учебные материалы к занятию:

Перышкин, А. В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2015 [Электронный учебник]. URL: https://reader.lecta.ru/read/7858-61 (Дата обращения: 20.03.2018).

Список литературы, используемой для разработки занятия:

  1. Грачев, А. В. Физика: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. В. Грачев, В. А. Погожев, Е. А. Вишнякова. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 304 с.: ил.
  2. Кирик, Л. А. Физика-8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: ИЛЕКСА, 2011. – 208 с.
  3. Перышкин, А. В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2015 [Электронный учебник]. URL: https://reader.lecta.ru/read/7858-61 (Дата обращения: 20.03.2018)
  4. Филонович, Н. В. Физика. 7—9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник: учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М.: Дрофа, 2017. — 76, [2] с.
  5. Чеботарева, А. В. Тесты по физике. 8 класс: к учебнику А. В.Перышкина "Физика. 8 кл." / А. В. Чеботарева. - М.: Издательство "Экзамен", 2012. - 191 с.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем восхождение к вершине знаний темы «Тепловые явления». Для начала давайте вспомним, какие термины, относящиеся к теме, мы уже знаем. С помощью приложений, установленных на ваших планшетах, считайте QR-код и пройдите по ссылке.

Презентация. Слайд 2

После получения ссылки (пример работы https://answergarden.ch/547076), учащиеся вводят слова в поле Type your answer here… и нажимают Submit.

II. Проверка изученного ранее материала

Учитель: Давайте попробуем вспомнить определения наиболее распространённых терминов.

Эти термины написаны в получившемся облаке слов шрифтом большего размера, по сравнению с остальными. Учитель называет термин, ученики фронтально дают определение.

Учитель: Посмотрим, насколько хорошо вы понимаете эти определения и умеете с их помощью объяснять физические явления. Считайте QR-код, пройдите по ссылке и ответьте на вопросы теста. Будьте внимательны, балл за тестирование будет влиять на итоговую оценку за урок.

Презентация. Слайд 3

Учащиеся выполняют тест в Google Форме https://goo.gl/v5Eprh. После завершения теста каждый ученик может посмотреть результаты и комментарии к ответам. Учитель выводит на экран сводку ответов и проводит анализ.

III. Актуализация знаний. Целеполагание

Учитель: Попробуем совместными усилиями систематизировать наши знания о теплопередаче. Считайте QR-код, пройдите по ссылке и впишите в схему один пример изменения внутренней энергии тела путем теплопередачи.

Презентация. Слайд 4

Для этого установите курсор на центральном блоке с надписью «Теплопередача» и нажмите + в Меню верхней части экрана. Впишите текст в созданный вами блок.

После того как ученики справятся с заданием (пример: https://www.mindmeister.com/958697088?t=GeX34QN5V4), учитель, путем совместного обсуждения с учащимися, делает попытки систематизировать предложенные примеры. Для этого он перемещает блоки с близкими ответами и подводит учеников к выводу о трех различных способах теплопередачи. Учитель вписывает описание этих способов в новые блоки и присоединяет к ним (путем перемещения) подходящие примеры.

IV. Открытие новых знаний. Работа с учебником (ЭФУ)

Учитель: Пришло время узнавать новое. Информацию мы будем получать из учебника. Поскольку материала много, разделимся на три группы (по рядам). Первый ряд открывает страницу 11 учебника и изучает текстовую информацию о теплопроводности. Второй ряд открывает страницу 15 учебника и изучает текстовую информацию о конвекции. Третий ряд открывает страницу 18 учебника и изучает текстовую информацию об излучении. На следующем уроке вы обменяетесь полученными сведениями.

Презентация. Слайд 5

С помощью функции «Заметки» выделите в тексте параграфов следующую информацию:

Определение (теплопроводности/ конвекции/ излучения);

Виды (если есть);

Описания экспериментов;

Среда, в которой возможны (теплопроводность/ конвекция/ излучение);

Сопровождается ли (теплопроводность/ конвекция/ излучение) переносом вещества;

Примеры проявления в природе;

Примеры использования на практике.

В комментариях к заметке озаглавьте смысловые части текста в соответствии с пунктами плана (определение, эксперимент, пример и т.п.).

Во время работы учащихся с учебником, учитель настраивает таблицу приема ответов Google Формы (Приложение 2). При необходимости, консультирует учащихся.

V. Развитие умений, работа в группах

Учитель: Посмотрим, готовы ли группы применить изученную информацию для решения задач.

Учитель раздает по 6 карточек с заданиями каждой группе (Приложение 6). В зависимости от числа учеников в классе и уровня знаний учащихся, количество карточек может варьироваться. Пока ученики распределяют задания, учитель готовит и раздает оборудование для экспериментальных заданий.

Учитель: Каждое задание имеет уровень сложности, указанный на листе в правом верхнем углу. В выполнении одного задания не может быть задействовано более двух учащихся. Вы можете распределить задания по желанию участников, а можете провести жеребьевку. Выбор за вами!

Обратить внимание учащихся, что предложенное оборудование может быть избыточным. Для проведения экспериментов также допускается использование подручных средств.

Учитель: Выполните предложенные задания и оформите ответы в тетради. После чего, считайте QR-код, соответствующий вашей группе, пройдите по ссылке и заполните слайды презентации.

Напоминаю правила совместной работы в Google документах:

относитесь уважительно к вашим коллегам;

не удаляйте чужие записи без согласия автора;

соблюдайте правило совместного творчества: не критикуйте, а старайтесь сделать лучше!

Презентация. Слайд 6

В оформлении презентации могут быть использованы фотографии экспериментальных установок и ваших записей в тетради.

Оценка презентации будет производиться по трем критериям:

Содержание (полнота и достоверность) – 1б.

Оформление (лаконичность и эстетичность) – 1б.

Вклад каждого участника группы в общее дело – 1б.

Во время работы учащихся, учитель проводит предварительное оценивание.

VI. Закрепление изученного материала

Учитель: А сейчас мы узнаем, кто лучше всех понял изученный на уроке материал. Для этого считайте QR-код своей группы, пройдите по ссылке и выполните задания викторины.

Презентация. Слайд 7

Ученики проходят по ссылкам https://goo.gl/H2h4nB, https://goo.gl/o7jniM, https://goo.gl/3K1Sk1. В комментариях к заданиям указано, что задание выполняется на скорость. Один ученик с каждого ряда первым верно выполнивший задание и сообщивший кодовое слово учителю, получает 1 балл (учитель вписывает балл в Google Таблицу).

Во время работы учащихся учитель проводит оценивание презентаций.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель: Посмотрим, как вы оцениваете свою работу на уроке. Для этого считайте QR-код своей группы, пройдите по ссылке, внимательно прочитайте и выполните задание.

Презентация. Слайд 8

Учащиеся из группы, изучающей теплопроводность, работают с листом, на котором изображена экспериментальная установка для изучения теплопроводности металлов.

Учащиеся из группы, изучающей конвекцию, работают с листом, на котором изображена экспериментальная установка для изучения конвекции в жидкости.

Учащиеся из группы, изучающей излучение, работают с листом, на котором изображена экспериментальная установка для изучения излучения.

Учитель: А теперь посмотрите на получившиеся рисунки с точки зрения законов физики. Что вы можете сказать?

Учитель выслушивает мнения учеников. После чего показывает учащимся Google Таблицу с баллами и оценками за урок, комментирует выставление дополнительных баллов (если такие есть).

VIII. Домашнее задание

Учитель: Дома вам остается подготовиться к тому, чтобы на следующем уроке рассказать об изученном сегодня материале другим ученикам. Распределите выступление между всеми участниками группы. Продумайте содержание, оформление. Время выступления – 5 минут. Обратите внимание на критерии оценки выступления (Приложение 7).

Подготовьтесь отвечать на вопросы одноклассников, и, в свою очередь, подготовьте вопросы для остальных групп. Для этого прочтите неизученные на уроке параграфы и с помощью функции «Заметки» составьте вопросы к тексту.

Презентация. Слайд 9

После урока:

На следующем уроке учащиеся по группам (рядам) в течение 5 минут рассказывают об изученном виде теплопередачи, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. Остальные заполняют в тетради таблицу.

Таблица. Виды теплопередачи

 

Теплопроводность

Конвекция

Излучение

Определение

     

Виды (если есть)

     

Эксперимент (схема, описание, вывод)

     

Среда, в которой возможен данный вид теплопередачи

     

Перенос вещества (есть/нет)

     

Примеры проявления в природе

     

Использование на практике

     

Далее происходит отработка изученного материала, решение качественных и экспериментальных задач.


Приложение 1. Создание копий Google документов.
DOCX / 76.84 Кб

Приложение 2. Создание копий Google Форм.
DOCX / 215.53 Кб

Приложение 3. Копирование ментальной карты.
DOCX / 128.41 Кб

Приложение 4. Создание облака слов.
DOCX / 92.41 Кб

Приложение 5. Вставка QR-кодов в презентацию.
DOCX / 127.03 Кб

Приложение 6. Задания для работы в группах.
DOCX / 17.39 Кб

Приложение 7. Критерии оценивания выступления группы.
DOCX / 12.63 Кб

Презентация к уроку "Виды теплопередачи".
PPTX / 849.53 Кб

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Фортун Ольга Владимировна, 03.04.18 в 00:45 2Ответить Пожаловаться
Современный урок, но такие уроки в обычных школах не проведешь, а таких школ пока больше, на сегодняшний день.
Пешкова Елена Александровна, 03.04.18 в 14:15 0Ответить Пожаловаться
Согласна, Ольга Владимировна, что для урока требуются дополнительные ресурсы, которые есть не во всех школах. Мы справляемся мобильными устройствами учащихся.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.