Урок по изобразительному искусству по теме «Портрет» (3 класс)
Технологическая карта урока
Тема урока | «Картина-портрет» | |
Класс | 3 | |
Тип урока | Овладение новыми знаниями | |
Цели урока | Ознакомление с понятием и видами портрета | |
Задачи урока | Образовательные: Познакомить обучающихся с разнообразием портрета Развивающие: Развивать воображение, художественный вкус, глазомер Воспитательные: Воспитывать уважение и любовь к близким, уважительное отношение к работам сверстников | |
| Планируемые результаты изучения темы | |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- познакомить с понятием и видами портрета - познакомить с творчеством художников - уметь различать виды портрета | Познавательные УУД - умение извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме -умение применять полученные знания на практике Регулятивные УУД -умение организовывать учебную деятельность -планирование своего действия при выполнении рисунка -осуществлять самоконтроль -оценивают свою работу на уроке | - прививать интерес и любовь к изобразительному искусству - развивать воображение, мышление и речь. -развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности -умение оценивать свою работу и работу других |
| Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение полно и точно выражать свое мнение -умение слушать и вступать в диалог |
| |||||
Ресурсы | |||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | |||||
| Карандаш, ластик | Компьютер, проектор | |||||
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная | ||||||
Межпредметные связи | | ||||||
Этапы урока | |||||||
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | ||||
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Камилла Ильдусовна .Я рада встрече с вами! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. | Приветствуют учителя. Обучающиеся желают друг другу хорошего рабочего настроения. | Познавательные: -обеспечение эмоционального благополучия детей.
| ||||
Актуализация знаний | -Вы знаете что такое ? Сегодня мы познакомимся с этой темой поближе. | Слушают и отвечают. | Познавательные: - умение строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог -учить культурному общению Личностные -развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | ||||
Постановка учебных задач | -Какие задачи мы поставим перед собой? -Какой план работы на уроке вы составите? | Обучающиеся формулируют тему, задачи урока, составляют план. | Регулятивные: -умение организовывать учебную деятельность | ||||
Открытие новых знаний | – Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного человека или группы людей. Портретист-художник, специалист по портретной живописи. Главное в портрете – облик человека, его сходство с оригиналом. Кроме внешнего, индивидуального, сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир, и для этого они общаются с портретируемым, изучают его индивидуальные особенности и лишь потом передают свои впечатления на бумаге, холсте, в камне. Поэтому разные портреты одного человека могут быть у разных художников и похожи и не похожи. По живописному средству: карандашные, акварельные, гравированные, живописные (масло, темпера, гуашь), рельефные (на медалях и монетах), скульптурные. По жанру: исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастер, портрет-картина —человек представлен во взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, костюмированный портрет — человек представлен в виде мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа, автопортрет — это портреты художников, написанные с помощью зеркального изображения, семейный портрет. По формату: головные (оплечные), погрудные, поясные, по бедра, поколенные, во весь рост По повороту головы: в анфас ( en face, «с лица»); в четверть поворота направо или налево; в пол-оборота; в три четверти ( en trois quarts); в профиль; так называемые фр. en profil perdu (буквально утерянный профиль), то есть изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля. | Изучают новый материал. Отвечают на вопросы. | Познавательные: - извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя -анализ картин Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | ||||
Физкультминутка | Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. | Выполняют упражнение. | Личностные: - положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | ||||
Практическая работа | – Сегодня вы будете рисовать портрет кого-либо из людей. Жанр портрета – один из самых сложных в изобразительном искусстве. Но если вы, рисуя портрет, будете соблюдать пропорции, выявленные художниками на протяжении столетий, то работа покажется не такой сложной. Работу выполняем вместе со мной. Этапы выполнения рисунка (портрета): 1) Отступаем сверху 2–3 см, делим оставшееся расстояние на 3 части. В верхней части будет располагаться лицо. 2) Рисуем голову – овальной формы, вверху более расширенную, внизу более суженную. Эта форма напоминает яйцо. Она симметрична. Для облегчения нарисуйте вертикально тонкой линией ось симметрии. 3) Лицо (овал) делится на 3 части горизонтальными линиями (лоб, брови, глаза и нос, внизу рот и подбородок). 4) Изображение частей лица. Брови, глаза образуются дугообразными линиями (глаза похожи на листик дерева). В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Радужка прикрыта верхним и нижним веком и не видна как круг, а зрачок виден. 5) Рисуем нос – посередине. Начало носа – переносица – идет от бровей. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Середина носа у глаз у́же крыльев носа. Форма носа у всех людей разная в деталях. 6) Рисование рта – ниже носа, ниже второй линии рисуем линию горизонтальную, над и под ней рисуем две дуги (верхняя и нижняя губа), затем на верхней делаем маленькую выемку посередине. 7) Прорисовка деталей лица. По сторонам на уровне носа расположены уши, рисуем их. Волосы бывают разные по цвету (русые, рыжие, каштановые, черные), прямые и кудрявые, разные по длине. Люди по-разному укладывают, причесывают волосы. Глаза у людей тоже по цвету и форме несколько отличаются 8) Рисуем шею, туловище, руки по локоть, опущенные вниз. Шея по ширине равна 1/2 ширины голо- вы, по длине – 1/3 ее высоты. Плечи шире головы примерно в 2 раза. По высоте это оставшиеся 2/3 отрезка, который получился у нас от деления нами листа вначале. 9) А теперь попытаемся придать нашим портретам индивидуальные черты и сделать их похожими на ваших дорогих людей. | Выполняют рисунок. | Личностные: -развитие творческих способностей -самоопределение Регулятивные: -учиться готовить рабочее место -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Коммуникативные: -потребность в общении с учителем. Познавательные: -применять полученные знания на практике | ||||
Рефлексия | Молодцы ребята, вы замечательно сегодня поработали. У нас получились очень красивые портреты. Давайте вывесим наши работы на доску и обсудим выполненную работу. 1.Чем мы сегодня с вами занимались? 2. А что Вы нового узнали? 3.Что Вам понравилось больше всего? 4. А что Вам не понравилось? 5. Кого вы изобразили? 6. Чей рисунок вам больше всего понравилась? -Всем спасибо за урок! | Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. | Личностные: -обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: -оценивают свою работу на уроке -умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: -умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | ||||
Домашняя работа | Необходимо принести краски, непроливайку, карандаш, ластик. | | |