Урок по математике в 1 классе «Число 9, цифра 9»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Заводоуковского городского округа, Тюменская область
«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1»
(МАОУ «СОШ № 1»)
Урок по математике в 1 классе
Тема: “Число 9, цифра 9”
Палаухина Ксения Владиславовна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Заводоуковск
Цель: познакомить учащихся с числом и цифрой 9
Задачи:
- сформировать представление о числе 9, его составе, графическое печатное и письменное обозначение числа 9, изображение его на числовом отрезке, сложение и вычитание в пределах 9;
- тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся;
- способствовать формированию положительной учебной мотивации, развитие чувства взаимопомощи в коллективе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы работы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный, наглядный, практический.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- информационно- коммуникативная технология.
Личностные УУД:
– воспринимать одноклассников как членов своей команды;
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– быть толерантным к другому мнению;
– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Познавательные УУД:
– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических рисунков;
Коммуникативные
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;
– ясно формулировать ответы на вопросы педагога.
Регулятивные
– принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного урока, задания;
– выполнять работу, помогая друг другу;
– участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;
Предметные:
– находить число 9 в отрезке натурального ряда чисел;
– обозначать изученное число цифрой;
– использовать общеупотребляемые в математике знаки сравнения;
Метапредметные:
- уметь находить в учебнике нужную информацию;
- Слушать и понимать речь других.
Ход урока
Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит).
- Какое самое лучшее лекарство от любой болезни?.. (Смех, улыбка и хорошее настроение).
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке. Ведь сегодня мы отправимся с Айболитом в новогоднее путешествие.
Актуализация опорных знаний. Устный счет.
(По слайдам)
-Сколько белых медведей?(5)
- Сколько убежало? (1)
- Сколько осталось? (4)
- Какой пример можно составить? (5-1=4)
- Сколько зайцев слева? (4)
-Сколько зайцев справа? (2)
- Сколько всего? (6)
- Какой пример можно составить? (4+2=6)
- По ёлочным шарикам составьте числовое выражение, начиная с нижних бус. (5+4)
Постановка проблемы
- Сколько фонариков? (9)
-Сколько снеговиков? (9)
- Какая цифра нам нужна? (Цифра 9, но мы не изучали число и цифру 9.)
- Какова цель сегодняшнего урока? (Изучение числа 9, цифры 9.)
- Назовите тему урока. (Число 9. Цифра 9.)
Открытие детьми нового знания
Пробное прописывание цифры 9
- Кто попробует написать цифру 9. Легко ли было? Почему?
- Давайте рассмотрим ее. На какую цифру она похожа своими элементами? (На цифру 6.)
Цифра шесть вниз головой
Стала цифрою другой.
Можете поверить-
Уж не шесть, а девять.
- Давайте поучимся писать цифру 9. Посмотрите на образец. Из каких элементов состоит цифра 9? (Из овала и закругления.)
- Откуда начнем писать цифру 9? (Сверху.)
Появляется на доске образец написания и учитель проговаривает:
- Пишу сверху овал и вниз – закругление.
Тренировка письма цифры в воздухе. (По слайду)
- Пропишите цифру 9 в учебнике на странице 19, отступая каждый раз одну клеточку вправо.
- Подчеркните свою самую красивую цифру.
- Рассмотрите числовой отрезок. Чтобы получить число 9, нужно к 8 прибавить 1.
- Почему, как вы думаете? (Число 9 следует за числом 8, а чтобы получить следующее число, надо к предыдущему прибавить 1.)
Учитель у доски отмечает цифру 8 и от нее рисует стрелку к цифре 9.
- Почему стрелка направлена вправо? (Потому что число увеличивается, так как прибавили 1.)
Игра «Живые цифры» - показ цифры пальцами рук.
Две дуги соединились,
Друг за дружку зацепились
И попасть хотят в тетрадку. —
Мы, — кричат, —
теперь «девятка».
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Работа по учебнику
- Продолжаем работу с числом и цифрой 9. Выполните № 1 на стр.18
- Рассмотрите рисунки и объясните, какое задание нужно выполнить.
Самостоятельная работа с проверкой
- Посмотрите задание 3 на стр.19. Звери так весело плясали вокруг елки, которую мы с вами нарядили, что оттоптали ножки, и им понадобилась помощь доктора Айболита. А кому из них нужна волшебная мазь, вы узнаете, найдя значения выражений.
Дети выполняют задания и проверяют свои работы.
- Доктор Айболит с нашей помощью вылечил всех животных и отправляется в обратный путь. А вот на чем он отправится, мы узнаем, если правильно выполним задание №4 стр.19. (Дети выполняют задание и отвечают, что Айболит отправился в обратный путь на корабле.)
Работа с информацией представленная в виде программы Кирилла и Мефодия.
(Дети выполняют задание на распознание цифры 9)
Итог урока.
- С каким числом мы познакомились? (С числом 9.)
- С помощью какой цифры можно записать число 9? (Цифры 9.)
- За каким числом следует число 9? (За числом 8.)
Д/з по желанию: на клетчатой основе выполнить закономерность цифр, продолжить узор.
Рефлексия. Самооценка собственной деятельности на уроке.
− Как вы сегодня поработали?
(Мы начали готовиться к встрече Нового года, украсили класс.
Надо дружно нам трудиться
И стараться не лениться!
А веселый Новый год
Нам подарки принесет!) Урок окончен.