Урок по обществознанию для 8 класса по теме «Моральный выбор — это ответственность»
Пояснительная записка к презентации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области
План-конспект
открытого урока по обществознанию
8 «В» класс
«Моральный выбор - это ответственность»
Обоснование
Урок является очень актуальным для подростков, так как позволяет понять, что свобода – это не вседозволенность, а моральный выбор в тех или иных ситуациях – это право выбора каждого человека.
Урок построен на основе технологии мастерских с использованием ИКТ-технологий. Данная технология позволяет вовлечь каждого обучающегося в обсуждение и решение проблем. Роль педагога на уроке – мастер, старший товарищ, тьютор.
Проведение данного вида занятия невозможно без широкого использования дидактических материалов (карточки с заданиями, наглядный материал и т.п.), а также ИКТ-технологий. Особенностями данного урока-мастерской являются: создание комфортной для общения, рассуждения, творчества атмосферы, отсутствие четкого деления на группы (обучающиеся сами определяют, в какой из групп они будут работать и могут переходить из группы в группу), творческий и ярко выраженный воспитывающий характер занятия (каждый имеет собственный взгляд на проблему, может высказывать свои гипотезы, не боясь ошибиться), особая структура организации занятия, безоценочная творческая деятельность обучающихся.
Результатом урока должно стать создание плаката, где будет отражена главная цель и проблема занятия. Этот продукт должен быть представлен (афиширован), отрефлексирован всеми обучающимися, каждый из которых должен осознать суть решения проблемы.
Ход урока
Организационный момент (1 минута)
Задачи этапа: организация группы на работу, приветствие учителя, приветствие гостей.
Наш урок сегодня – особенный, он играет большую роль не только в изучении темы, но и в жизни каждого из нас. Вместе мы попробуем решить непростой для каждого человека вопрос. Вы мне его назовете сами. Тема урока тесно связана с изученным ранее материалом, поэтому нам в ходе работы предстоит вновь обратиться к таким понятиям как «добро» и «зло», «нравственные нормы и принципы», «моральные идеалы», «аморальные поступки».
2. Актуализация знаний.
Формулировка темы урока, целей и задач (5 минут)
Учитель: (Приглашение к размышлению): «У всех у Вас плохие, неправильные, с Вашей точки зрения, поступки вызывают неприятие, отрицательные эмоции. Но, почему, же в жизни бывает иначе: мы проходим мимо нуждающихся, не торопимся протянуть руку помощи. Давайте вместе подумаем, почему так происходит?» (ответы обучающихся).
Притча «Бабочка»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её в ладони. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сжатой руке и был готов в любое время сжать её ради своей истины. Не глядя на руку ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках…
Вопросы учащимся:
- Что в руках мальчика? (жизнь бабочки)
- Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить, или отпустить)
- Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)
- А сохранение её жизни? (это добро)
Учитель: В жизни мы часто выбираем: круг общения, увлечения, одежду, мебель. Но более сложным является выбор действия – поступка. У меня в руках два яблока: одно крупное, свежее, без изъянов, другое – по размеру меньше, с червоточинами, не очень свежее. Ко мне пришёл друг. Я точно знаю, что его нужно угостить, но не знаю, какое яблоко предложить. То, что лучше – да, ему будет приятно. А может лучше оставить себе – ведь себя я тоже люблю, да и как говорится в русской поговорке «Своя рубашка ближе к телу». Так как поступить? Это и есть мой моральный выбор.
3. Изучение новой темы (12 минут)
Учитель:
Особенностью человека как живого существа является то, что он обладает свободой. Животные не свободны в своих действиях, ими руководит инстинкт. В человеке тоже много заложено природой. Он, например, не может выбирать: дышать ему или не дышать. Однако он может выбирать, как ему поступить по отношению к другим людям.
В учебнике открыли страницу 72 попробуем сформулировать понятие «моральный выбор»;
страница 74, формулируем понятие «свобода выбора»
Учитель: Природа создала человека как существо, постоянно находящееся в разногласии с самим собой. В нем – как бы два независимых существа, две природы; внутренне и внешнее, из которых внутреннее недовольно тем, что делает внешнее, а внешнее не делает того, что хочет внутреннее. Эта особенность по-разному проявляется в людях, но она обязательно присутствует в каждом человеке.
В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом — дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так поведет себя. Но выбирает он сам. Почему в одних ситуациях он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д. Одни руководствуются в жизни идеалами, стремятся поступать по совести, отвергая расчетливость и низость. Другие же (и их, к сожалению, большинство), делают всё для достижения цели, как говорят в народе, «идут по головам», ради собственной выгоды используют подлость, непорядочность, преступление и бесчестие.
Объясняя свои поступки, мы говорим: «так получилось». Да, каждый из нас свободен в выборе своего поведения, и эталона здесь быть не может.
А зачастую в жизни всё гораздо сложнее.
Анализ ситуации (показ видео – 3 минуты)
Видео: случай, показанный Алексеем Германом в фильме «Проверка на дорогах», где описывается один из эпизодов Великой Отечественной войны.
Пояснение к фрагменту: в данном эпизоде рассказывается, как партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, их охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут на смерть. И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, на него влетает немецкий состав с оружием... Взрывать или не взрывать? Тут встает проблема морального выбора. Командир отряда против взрыва, предвидя его последствия. Ему противостоит заместитель командира по политической части, у которого фашисты убили всю семью.)
Перед сценой конфликта командира и его заместителя преподаватель ставит видео на паузу и просит ребят высказать своё мнение: как Вы думаете, почему командир не отдал приказа взорвать мост? (обучающиеся отвечают)
А вот как сам командир отвечает на этот вопрос (продолжение видео0
4. Социоконструкция (13 мин.)
Задачи этапа: группам предстоит придумать способ решения задач, прийти к общему решению
Используемые методы: проблемные, интерактивные, практические
Решение в группах ситуативных задач. Обсуждая в группах, прийти к единому мнению. Обсуждение.
В результате анализа текста и выполнения заданий, группы сообщают о проделанной работе и формулируют выводы.
5. Первичное осмысление и закрепление материала (5 минут)
Работа с изречениями великих людей о морали, моральном выборе.
(Приложение № 2)
6. Рефлексия (3 минуты)
Учитель:
Вот в каком сложном положении находится человек. Готовых ответов на все случаи жизни нет, и не будет никогда. Нам самим приходится решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор, свои поступки. Являетесь ли вы верующими или нет, но слова Иисуса Христа, произнесенные им в Нагорной проповеди и изложенные в Евангелии от Матфея, остаются актуальными и по сей день: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»Как называют это правило морали?
По цепочке продолжаем фразу:
«Моральный выбор для меня – это…..» (устно);
На уроке я узнал, что ..
В итоге должны придти к выводу: всегда и во всем, надо руководствоваться нравственными принципами и нормами.
Учитель: завершает урок благодарностью ко всем обучающимся, независимо от степени участия в работе мастерской.
7. Домашнее задание (1 минута)
Написать эссе на тему: «Доброта спасет мир».
Подобрать в сети Интернет примеры нравственных и безнравственных поступков своих сверстников (видео, иллюстрации, статьи).
/data/files/o1561123622.pptx (Презентация)
Дополнительные материалы:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
DOC / 66 Кб
Технологическая карта урока в 8 «В» классе
Составила: учитель ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево Никитушкина Ирина Петровна
Предмет: обществознание
Тема урока: «Моральный выбор – это ответственность»
Цель урока:
- Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения не основе понятий обществоведческого курса – моральный выбор, свобода, ответственность.
Планируемые результаты:
- предметные:
- Иметь представление о понятиях – «моральный выбор», «свобода», «ответственность». В результате работы с текстовым материалом прийти к выводу, что свобода выбора – это не вседозволенность, а возможность выбора.
- метапредметные:
- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Умение планировать свою деятельность.
- личностные:
- Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.
Тип урока:
- урок изучения новой темы
Форма проведения занятия:
- урок-мастерская
Технология:
- технология мастерских; технология проблемного обучения с использованием ИКТ.
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная, групповая
Межпредметные связи:
- история, литература
Оборудование:
- ноутбук, проектор;
- видео фрагмента фильма Алексея Германа «Проверка на дорогах»;
- карточки с раздаточными материалами.
№ п/п |
Этап урока |
Продолжительность этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемый образовательный результат |
1. |
Организационный этап |
1 минута |
Приветствие учащихся, приветствие гостей урока. |
Приветствие учителя, друг друга, гостей |
Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности |
2. |
Актуализация знаний. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности |
5 минут |
Приглашение к размышлению. У всех у вас плохие, неправильные, с вашей точки зрения, поступки вызывают отрицательные эмоции. Но. почему же, в жизни бывает иначе: мы проходим мимо нуждающихся, не торопимся протянуть руку помощи? Давайте вместе подумаем, почему так происходит? (Ответы учащихся). Притча «Бабочка» (работа со слайдовой презентацией). В жизни мы часто выбираем: круг общения, увлечения, одежду, мебель. Но более сложным является выбор действия – поступка. У меня в руках два яблока: одно крупное, свежее, другое – меньше по размеру, не очень свежее. Ко мне пришёл друг. Я точно знаю, что его нужно угостить, но не знаю, какое яблоко предложить. То, что лучше – да, ему будет приятно. А может лучше оставить себе – ведь себя я тоже люблю, да и как говорится в русской поговорке – «Своя рубашка ближе к телу». Так как поступить? Это и есть мой моральный выбор.
|
Предлагают различные пути решения поставленной проблемы. Определяют тему урока: «Моральный выбор – это ответственность». Цель урока – определить, как жить? Задачи урока: - узнать, а есть ли взаимосвязь между поступком и ответственностью? - так кто же может считаться личностью? - все ли наши поступки правильны с точки зрения морали? - что значит быть человеком и стать человеком? |
Личностные УУД: сохранение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проявление интереса к новому материалу. Познавательные УУД: актуализация своего жизненного опыта; выявление проблемы. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, умение давать ответы на вопросы. Регулятивные УУД: умение организовывать свои дела: определять цель деятельности на уроке, задачи, планировать и оценивать результат |
3. |
Изучение новой темы. 1. Формулирование понятия «Моральный выбор». 2. Формулирование понятия «Свобода выбора». 3. Работа с видеофрагментом фильма А. Германа «Проверка на дорогах» |
12 минут |
Учитель: Особенностью человека как живого существа является то, что он обладает свободой. Животные не свободны в своих действиях, ими руководит инстинкт. В человеке тоже много заложено природой. Он, например, не может выбирать: дышать ему или не дышать. Однако, он может выбирать, как ему поступить по отношению к другим людям. В учебнике открыли страницу 72 попробуем сформулировать понятие «моральный выбор»; страница 74, формулируем понятие «свобода выбора» |
Работают с текстом учебника, формулируют понятия, записывают в рабочую тетрадь.
|
Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; принятие социальной роли обучающегося. Познавательные УУД: выделение нужной информации из текста; актуализация своего жизненного опыта, выделение проблемы при анализе видеофрагмента фильма. Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника; умение высказывать и аргументировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
|
|
|
|
Учитель: Природа создала человека как существо, постоянно находящееся в разногласии с самим собой. В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя. Но выбирает он сам. Объясняя свои поступки, мы часто говорим: «так получилось». Да, каждый из нас свободен в выборе своего поведения, и эталона здесь быть не может. А зачастую в жизни всё гораздо сложнее. Давайте посмотрим случай, показанный Алексеем Германом в фильме «Проверка на дорогах», где описывается один из эпизодов Великой Отечественной войны. |
Смотрят фрагмент фильма. Высказывают свои предположения. Перед сценой конфликта командира и его заместителя учитель ставит видео на паузу и просит ребят высказать своё мнение: как Вы думаете, почему командир не отдал приказа взорвать мост? (обучающиеся отвечают) А вот как сам командир отвечает на этот вопрос (продолжение видео)
|
|
4. |
Социоконструкция |
13 минут |
Учитель: Делая выбор, человек как бы говорит - за свои поступки я отвечаю САМ. Свобода без ответственности - это слепой, бездушный выбор, связанный с равнодушием и самоуверенностью.
Возьмите в конвертах задание №2 и разрешите ситуации. (Приложение № 1) Работа в группах по 4 чел.
|
Группам предстоит придумать способ решения задач, прийти к общему решению. Обсуждения. В результате анализа текста и выполнения заданий, группы сообщают о проделанной работе и формулируют выводы. |
Познавательные УУД: умение привлекать жизненный опыт учащихся; умение выделять нужную информацию из текста. Коммуникативные УУД: умение работать в группе – умение договариваться и приходить к общему решению; умение донести свою позицию, понять других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность Личностные УУД: умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
|
5. |
Первичное осмысление и закрепление материала |
5 минут |
Работа с изречениями великих людей о морали, моральном выборе (Приложение № 2) |
Устные ответы учащихся |
Практические УУД: умение применять свои знания. Познавательные УУД: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативное УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивное УУД: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. |
6. |
Рефлексия |
3 минуты |
Учитель: Вот в каком сложном положении находится человек. Готовых ответов на все случаи жизни нет, и не будет никогда. Нам самим приходится решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор, свои поступки. Являетесь ли вы верующими или нет, но слова Иисуса Христа, произнесенные им в Нагорной проповеди и изложенные в Евангелии от Матфея, остаются актуальными и по сей день: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»Как называют это правило морали? По цепочке продолжаем фразу:
Учитель: завершает урок благодарностью ко всем обучающимся, независимо от степени участия в работе мастерской.
|
Устные ответы учащихся
|
Познавательное УУД: умение делать выводы, умение обобщать Регулятивное УУД: умение осуществлять личностную рефлексию
Коммуникативное УУД: умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Личностное УУД: Умение оценивать деятельность других в соответствии с определённой ситуацией, проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности
|
7. |
Домашнее задание |
1 минута |
1. Написать эссе на тему: «Доброта спасет мир». 2. Подобрать в сети Интернет примеры нравственных и безнравственных поступков своих сверстников (видео, иллюстрации, статьи) – создание слайдовой презентации |
Записывают домашнее задание |
Личностное УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Познавательное УУД: умение осуществлять поиск, направленный на обработку и использование информации при написании эссе или для создания слайдовой презентации Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в письменной форме Регулятивное УУД: умение организовывать свои дела – ставить цель своей деятельности, планировать и прогнозировать будущий результат своей деятельности.
|