Урок по окружающему миру в 3 классе на тему «Природные разрушители»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 «Б» КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ « ПРИРОДНЫЕ РАЗРУШИТЕЛИ»
с использованием элементов цифровой лаборатории
УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
СЕМЕНЯКИНА И.А.
Цели урока:
Образовательные: сформировать представление о грибах, как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений, животных; познакомиться с многообразием грибов: съедобные, несъедобные, трубчатые, пластинчатые, шляпочные;
Развивающая: продолжить развивать умение устанавливать связи между природными объектами, развивать экологическое мышление, воображение;
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе родного края; воспитание бережного отношения к своему здоровью, воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе, способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений в процессе учебного взаимодействия.
Формируемые УУД:
Личностные:
проявлять интерес к изучаемому материалу;
проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление обучающихся;
Предметные:
знать о наличии царства грибов;
знать строение гриба;
находить и перечислять части гриба;
знать съедобные и несъедобные грибы;
знать грибы, занесённые в Красную книгу.
Метапредметные:
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
работать по плану;
Познавательные:
учить ориентироваться в многообразии грибов;
работать с информационным материалом на компьютере, с микроскопом, графическим планшетом, документ – камерой, системой голосования;
анализировать, сравнивать грибы, находить общее и отличия во внешнем виде
формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать;
Коммуникативные:
умение высказать свою точку зрения;
умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах);
соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;
Ход урока
1.Организационный момент
- Ребята, какое у вас настроение? У меня прекрасное. Подарите улыбки нашим гостям, друг другу и пожелайте, что-нибудь хорошее.
Игра «Испорченный телефон» - раздаю на первые парты листики со словами из загадки о лесе ( ВЕСНОЙ ВЕСЕЛИТ, ЛЕТОМ ХОЛОДИТ, ОСЕНЬЮ ПИТАЕТ, а я потом показываю недостающую часть – зимой согревает. Дети показывают листики со словами и отгадывают загадку - ЛЕС) Вешаю плакат на доску
- Лес полон тайн и чудес, но прежде отправимся в лес, проверим достаточно ли у вас знаний о природе.
Проверка домашнего задания.
Игра « Согласен – не согласен»( сигнальные карточки из двустороннего картона) ( зелёный – правильно, красный – неправильно)
- Мы изучаем окружающий мир чтобы узнать тайны природы, чтобы научиться беречь природу, чтобы стать природе другом.
- Природа бывает только живая.
- Потребители – это растения.
- Производители – поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы – минеральные питательные вещества.
- Разрушители: заяц, берёза, дождевой червь.
- Молодцы. А зачем ходят в лес? Предположите. Но помните, вы должны быть хорошими гостями в лесу, тогда он поможет вам.
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы ( инсценировка ситуации).
Звучит запись голосов птиц, постепенно затихая. Лена и Миша собирают грибы.
Лена: Миша, смотри какой гриб-боровик я нашла.
Миша: Правда! Он такой крепкий и красивый.
Лена: Интересно, грибы — это растения или животные?
Миша (уверенно): Грибы живут как животные: у них ведь нет хлорофилла – вещества зелёного цвета, которое поглощает солнечную энергию, для получения питательных веществ для растений.
Лена: Но ведь они не бегают, как животные, значит это растения. - Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос? Грибы – это растения или животные? ( Вешаем на доску карточки: РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ГРИБЫ)
- О чем будем говорить на уроке? Составим план. Что мы сейчас делали? КРУЖОЧКИ УУД
3. Постановка проблемы и «открытие» новых знаний.
1. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ( ситуация выбора)
- У каждого ряда на столах лежат карточки с признаками, которыми обладают все живые организмы. За 2 минуты вы должны обсудить по рядам и вывесить на доску. ( Картинки прикрепляются на доску, вывешиваются признаки групп на магнитах)
- Какие выводы можно сделать по таблице. Проверим на слайде презентации.
- Чем похожи грибы на растения? Как растут? (Грибы, как и растения, растут постоянно.)
- Чем похожи грибы на животных? Как питаются? (Грибы питаются готовыми органическими веществами.)
- Рассмотрим строение гриба. СЛАЙД
2. Работа в учебнике ( по группам) показывают на слайде презентации. ( Открытие новых знаний)
– Используя текст на страничке 120 найдите короткие ответы на вопросы. ( на оранжевых листиках) 2 мин.
1 группа - Из каких частей состоит тело гриба? (Тело гриба – грибница. Состоит из длинных клеток.)
2 группа – Как размножаются грибы? (На грибнице вырастают плодовые тела, в них созревают споры. Так гриб размножается.)
3 группа - Где поселяется организм гриба? (Он поселяется в питательной среде, богатой растворами органических веществ и всасывает их через клеточные стенки)
4 группа - Какие особенности помогают грибам выполнять роль разрушителей? (Их тело состоит из тонких длинных нитей. Клетки грибницы впитывают растворённые вещества.)
5 группа – Сколько грибов изображено на этом рисунке? (с. 120 ответ) СЛАЙД
– Как мы ответим на вопрос урока? (Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это отдельная группа. Представители царства грибов. Они природные разрушители.)
Физминутка.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседание.)
На пеньке растут опята.
Наклонитесь к ним, ребята!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания – руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть.
(Дети садятся за парты.)
Звучит запись голосов птиц, постепенно затихая. Лена и Миша собирают грибы.
Лена: - Миша, а ты много грибов насобирал?
Миша: - Нет, а ты?
Лена: - А я целую корзину. Сейчас вот только последний грибочек сорву. Какой он красивый!
Миша: - Этот гриб нельзя рвать. В народе говорят « Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут».
Лена: - А почему не всякий? ( можно спросить у ребят )
4. Активная деятельность, направленная на применение нового знания.
( дети отвечают о съедобных грибах и не съедобных). ПЛАКАТ « СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ»
1. «Синквейн» ( форма обратной связи) - ( на каждый стол кладу информацию на листиках о грибах, выбрать только о своём грибе) - работа в группах на тему « Грибы» ( представители групп выбирают знакомые грибы и составляют « синвейн» , а дети должны угадать что это за грибы) ВЫВЕШИВАЕМ НА ДОСКУ работы групп
- Лена и Миша тоже приготовили СИНКВЕЙНЫ.
ЛЕНА о БЛЕДНОЙ ПОГАНКЕ - самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Её яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Её не едят даже черви. А признаки гриба таковы: шляпка зеленая, зеленоватая до белой. В верхней части ножки - кольцо, точно мини- юбочка. Бледную поганку часто путают с шампиньоном.
МИША о МУХОМОРЕ в отличие от поганки природа наградила необыкновенной красотой. Но красота его обманчива: яд вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют иногда и как средство для уничтожения мух. Мухоморы используют для лечения больных суставов.
- Какие еще несъедобные грибы знаете?(ложные опята, желчный гриб, ложный дождевик) ВЫВЕШИВАЮ ПЛАКАТ
Где можно найти о них сведения? ( в интернете, в энциклопедиях)
2. ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ
- Сейчас мы проверим ваши знания о несъедобных грибах. С ПОМОЩЬЮ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНШЕТА удалить лишние фразы, которые относятся к несъедобным грибам или добавить нужное. НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ: употребляют в пищу, изготавливают лекарства, питаются животные, не собирают. ( ядовитые)
3. Открытие новых знаний
Лена: - Миша, я думаю, что все грибы имеют одинаковое строение: у всех есть плодовое тело и грибница.
Миша: - А ты рассмотри шляпку гриба? Что ты видишь?
Лена: - Я вижу, на одном - как бы пластиночки, а на другом трубочки. И что это значит? Ребята, вы мне не поможете разобраться?
Учитель: - С.122 – Рассмотрите виды грибов: пластинчатые и трубчатые. Что вы заметили? Назовите съедобные пластинчатые, несъедобные трубчатые, съедобные трубчатые и несъедобные пластинчатые. Существуют отряды грибов, разряды, разделы, подгруппы, типы, категории. В начальной школе вы узнаёте только небольшую часть сведений о большом мире грибов.
- Ещё есть другие типы грибов: плесневые грибы, грибы дрожжи. Об этих грибах вам расскажут и покажут ребята из нашей лаборатории
Лесная лаборатория. Работа с микроскопом ( халат, перчатки, медиц. маска)
Рассказ Влада о плесени и показ её под микроскопом.
Рассказ о дрожжах Настя Е.
Рассказ Таи на тему – Что делают дрожжи с тестом? ( презентация о выпечке хлеба)
- Что мы планировали? Всё ли пункты плана выполнили?
- Что нужно знать, чтобы правильно собрать грибы, какие правила нужно соблюдать грибникам?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТА с помощью системы голосования:
1)Как называется та часть гриба, которую не берут грибники?
- грибница; - шляпка; - ствол; - плодовое тело.
2)Где лучше собирать грибы?
- у дороги, - в лесу, - около заводов; - на деревьях.
.3)Собирать грибы нужно:
- быстро, - внимательно, - честно, - справедливо. ИТОГИ ТЕСТА в «Журнале успеваемости».
“Опрос - итог”
- Наше путешествие заканчивается. Пожалуйста, скажите несколько слов о нашем уроке, «закончите предложение»:
· О нашем уроке можно сказать…
· Мне понравилось на уроке…
· Я понял на уроке…
· Мне было интересно узнать, что…
· Я узнал, что…
· Я был удивлён тем, что…
· Я понял, что...
Самооценка работы в группах.
- Спасибо Лене и Мише, ребятам из нашей лаборатории и всем вам за работу, а гостям за внимание. А дома вы узнаете , какие грибы любят в вашей семье и напишите небольшой рассказ об этом.
Окончание урока:
Тема урока “Диаграммы и графики”.
Рефлексия - на доске заголовки “У меня все получилось”, “Да, трудно все-таки учиться!” и “Еще придется потрудиться”. Каждый ученик, уходя с урока “голосует” листочками с липкой основой, прилепляя их под выбранным заголовком в столбик. Получается диаграмма - обратная связь. Кружочки на магнитиках
Приём “Фразы”. Этот приём позволяет учителю за несколько минут выявит уровень осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, спланировать дальнейшую работу .
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
ПАМЯТКА Полезные напутствия для грибников
Чтобы не отравиться грибами, даже теми, которые являются съедобными, любой грибник должен соблюдать следующие правила.
Во-первых, не нужно собирать старые, переросшие грибы, так как они менее полезные.
Во-вторых, грибы лучше всего собирать в отдаленных лесных массивах, а не на окраине города. Чем ближе растут грибы к автомагистралям и промышленным предприятиям, тем больше они впитывают в себя вредных веществ. В первую очередь это касается тяжелых металлов.
В-третьих, эти грибы не нужно есть в больших количествах и очень часто. Все дело в том, что данный продукт плохо переваривается. Людям, которые имеют хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, лучше всего отказаться от употребления их в пищу.
В-четвертых, чтобы обезопасить себя в какой-то степени от отравления, их необходимо тщательно проваривать. Делать это нужно до тех пор, пока они не осядут на дно кастрюли. Это означает, что они сварились. Некоторые виды при тепловой обработке промывают горячей водой, кроме того, нужно несколько раз сливать воду.
В-пятых, грибы нельзя долго хранить, даже в холодильнике.