Урок по ОРКСЭ в 4 классе «Честность и порядочность»

1
0
Материал опубликован 5 February 2020

7



Урок по ОРКСЭ «Честность и порядочность»



Цели урока:

формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;
– учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности;
– развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Результаты урока.

Личностные:
– развитие этических качеств личности: честности, доброжелательности, дружбы, эмоционально-нравственной отзывчивости;
– формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.

Предметные: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.

Метапредметные:
– формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
– формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.

Ресурсы: презентация,, листы с заданиями для индивидуальной работы,

1. Организационный момент.

Сегодня наш урок мне хочется начать с небольшой инсценировки, которая даст позитивный настрой каждому из нас на дальнейшую работу.

- Недавно моя дочь спросила меня: «Что для человека в жизни самое главное?… Я задумалась. Самое главное у каждого свое.

А как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?

1-й ученик.  Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать все, что захочет.

2-й ученик. Нет, мне кажется, что главное для человека — быть умным. Умный человек сумеет избежать неприятностей, все точно рассчитает.

3-й ученик. Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.

4-й ученик. Я считаю, что главное в жизни — быть Человеком.

5-й ученик. Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Что – то я не понимаю?

6-й ученик. А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни быть, чтоб званье Человека заслужить?

- Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание - Человек. И мы с вами на наших уроках ОРКСЭ постараемся в этом разобраться.



2. Проверка домашнего задания.

Подумайте и скажите: « Чему нас учат эти уроки »?

(Правильно вести себя в обществе; различать, где добро, а где зло; анализировать свои поступки и поступки других; рассуждать, высказывать свою точку зрения; правильно находить выход из различных жизненных ситуаций; правильно вести себя со взрослыми и сверстниками

Правильно, я полностью с вами согласна.


– С какими важными понятиями мы уже познакомились на этих уроках?

(Вежливость, добро, любовь к Родине, дружба, порядочность.)

Какую тему изучали на предыдущем уроке?

Дружба и порядочность. (Слайд 4)

Дайте определение понятию “дружба”.

(Дружба – одна из высших нравственных ценностей.

Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга

,Дружба - общность интересов и взглядов, совместной деятельности.)

Дайте определение понятию “порядочность”.

(Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, Порядочность - неспособность человека к плохим поступкам).



К сегодняшнему уроку было дано творческое задание

написать сочинение «Мой друг» и оформить по группам , т. е . выполнить мини проекты. Группы каждый из вас выбирал себе сам по приятельским отношениям: кому больше всего доверяете, с кем бы хотели общаться, советоваться , сотрудничать.

Посмотрим, как вы справились с этим заданием

Слово предоставляется представителям 1 группы:

(Мы оформили наши сочинения в виде цветочка – дружбы. Все ребята постарались, но единогласно решили, что лучшее сочинение получилось у ………….. Зачитывает )

Слово предоставляется 2 группе:

(Мы оформили наши сочинения в виде дерева– дружбы. Все ребята молодцы. В группе мы решили, что лучшее сочинение получилось у ………….. Зачитывает)

Слово предоставляется 3 группе:

(Мы оформили наши сочинения в виде солнышка, у солнышка лучики очень дружны. Очень интересное сочинение получилось у…………. Зачитывает)

Заслушиваем последнюю 4 группу:

(Мы оформили сочинения в виде ладошек друзей. Считаем, что хорошее сочинение получилось у …………. Зачитывает)

Какие вы все молодцы! Справились с поставленными задачами.

Подведём итог творческому заданию. Какие качества помогают дружбе?

(Дружбе помогают бескорыстие, доверие, интерес, искренность, милосердие, надёжность, равноправие, свобода, симпатия, честность.)

Я с вами полностью согласна.

3. Объявление темы урока.

Готовясь к этому уроку, 2 ученицы вашего класса ………Наташа…………………….и…………Лиза……………………….. провели социологический опорс. О результатах исследования девочки сейчас нам расскажут.

(Перед нами стояла задача получить ответы на вопросы, которые вы видите на слайде. Мы опрсили учащихся 4 классов нашей школы и получили следующие результаты:

Из 70 опрошенных человек, только 6 говорят всегда правду.

Если кому-нибудь приходиться солгать, то из 70 человек, 25 человек испытывают стыд, 19 человек – беспокойство на душе, 12 человек – мучает совесть, 14 человек испытывает страх.

При этом, когда обманывают самих ребят, 33 человека испытывают чувство злости и недовольства, 37 человек – чувство обиды.

Получив ответы на последний вопрос, мы поняли, что 56 человек хотят поговорить о честности.

- Спасибо, девочки за проделанную работу.

. Так о чём же сегодня с вами будем говорить на уроке.

(о честности)

- мы постараемся понять, что такое “честность”, будем учиться оценивать поступки людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться в вопросе:, Зачем человеку нужна честность.

Тема нашего урока

4. Работа над новой темой.
– Как вы понимаете, что такое честность, честный человек?

(Ответы учащихся.)

А, теперь давайте узнаем, какие определения понятия «честности» дают разные учебные источники.

1 группа работает по «Школьному толковому словарю авторов Скорлуповской и Снетова

2 группа – по словарю русского языка Ожегова.

3 группа – по Школьному толковому словарю авторов Семенюка и Матюшиной.

4 группа – по большому толковому словарю русского языка под редакцией Ушакова.

- Прежде, чем приступите к выполнению задания, вспомним правила работы в группе.

(ответы детей)

- Приступили.

- Проверяем выполнение задания – «Определение понятия «честности» в разных источниках.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

- Сильно ли отличается понятие честности, которое давали вы, от понятий, которые мы прочитали в словарях?

- Мы с вами познакомились с разными определениями честности, а теперь, узнаем, какое понятие честности даёт автор учебника с. 61.

- Как звучит тема урока?

(Честность и искренность)

- Как вы думаете, может ли быть честность без искренности?

Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так: “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”
– Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.
– Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье.

5. Работа с текстом

- Давайте узнаем, какие чудеса может творить искренность, прочитав рассказ «Как искренность маленькие чудеса сотворила». Мне помогут …………………и……………………………….. .



- Понравился вам рассказ?

- Какое чудо сотворила искренность?

- Почему слова Юли нравились зверям?

(они были искренними , правдивыми, от чистого сердца)

-Если бы Юля стала как-нибудь хитрить, притворяться, говорить неправду, смогли бы почувствовать это звери?

- Хотели бы вы дружить с неискренним человеком? Почему?

- Какие качества помимо искренности вы заметили в Юле?

(самопожертвование, нежность с волком, вежливость с медведем)

- А, давайте с вами пофантазируем, что могло приключиться с Юлей, если бы она не обладала качествами , о которых мы выше говорили?

- Подведём итог – для чего нужна человеку искренность?

(искреннему человеку всегда помогут, выручат, протянут руку помощи).



6. Ситуации.

- А, сейчас я предлагаю в группах поработать над ситуациями, предложенными в учебнике на с. 65. Открываем.

1-3 группа – ситуация №2

2-4 группа – ситуация №3

- Ваша задача – прочитать ситуацию, обсудить в группе, дать ответы на вопросы.



- Подводим итог.

Слушаем 1 группу (3 группа дополняет) и конечно же все остальные

Слушаем 2 группу (4 группа дополняет).

- Поработав над ситуациями , убедились, что честность помогает взаимопониманию.

. Физкультминутка. Игра “ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО”.

Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.
– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.

– Честно ли бросать друга в беде? 
– Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи? 
– Честно ли пользоваться подсказками?
– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?
– Честно ли подсказывать другу на уроке?
– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?
– Немного отдохнули, садитесь.


Презентация к уроку.
PPT / 1.13 Мб

7. Учебник. Выражения со словом честность.

-Вопросы честности волновали людей с давних времён. Я предлагаю самостоятельно прочитать текст на с. 61 (после определения честности) (открыли его) найти и отметить выражения с честностью, которые мы используем в повседневной жизни. (в группах можно совещаться).

- Задание Какое выражение, из найденных в тексте подходит к слайду.

«честно исполнять свой долг”

- Объясните смысл выражения.

(Всегда добросовестно выполнять свои обязанности. Например, хорошо учиться в школе.)



(аналогично 4 слайда)

« честная смерть”.

-  Когда так говорят?

(Честная смерть – это смерть доблестная, благородная. Отдал свою жизнь за Родину – погиб, исполняя свой долг.)

Конечно, было бы хорошо, чтобы во все времена и взрослые и дети умели держать слово.

8. Фразеологический оборот

-На странице 61, вам встретился фразеологический оборот, прочитайте его

«Вывести на чистую воду»

- Объясните смысл данного выражения.



9. Пословицы.

-Существует ещё жанр народного творчества – это пословица.

- Продолжаем работать в группах. Задание:

«Собери и объясни пословицы о честности»

- Не забываем правила работы в группах. Приступили.



- Проверяем. Каждая группа читает одну из собранных пословиц и её объясняет, другие группы проверяют свои работы.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Ложь до добра не доведет.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Ложь дружбу губит.



- Молодцы.

10. Учебник

- Продолжаем работу по учебнику.

- Что же хорошего в честности, узнаем ответ на этот вопрос, прочитав текст в синей рамке. На с. 63.(Чтение вслух)

- В чём ценность честности?

(помогает добиться справедливости, вызывает уважение, обеспечивает пониманиесо стороны окружающих)



Следующие задание – прочитать текст на странице63-64 и найти абзац, в котором заключается главная мысль всего нашего урока.

(последний абзац)

- Кто из вас хочет быть честным?

-необходимо научиться быть честным самим с собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.



11. Высказывание Н.Г. Чернышевского о честности. 

Русский писатель, учёный и философ Николай Гаврилович Чернышевский о честности сказал так: “Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни”. 
– Попадая в какую-либо ситуацию, человек стоит перед выбором, как поступить, а выбор этот не всегда легко сделать.
– Можно ли сказать, что честность – это проявление смелости?

(Ответы учащихся.)

Давайте послушаем об этом стихотворение.

12. Стихотворение Андрея Ковтуна о честности.

Вкус у неё совсем не сладкий,
Скорее горький, будто дым,
Но честность не растят на грядке,
Чтоб пожинать её плоды.

Не обещая мзды за верность,
Она нам приговор несёт:
Не оскверняться там, где скверна,
И не сгибаться там, где гнёт.

Она всегда неприручима,
Её колючие углы
Не чтут ни имени, ни чина
И разрывают все чехлы.

Она из тех лишь измерений,
Где только “да” и только “нет”,
И слов не ищут безразмерных
На промежуточный ответ.

13. Подведение итогов урока.

Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: “Зачем людям нужна честность?”. (Ответы детей.)

Честность обеспечивает понимание со стороны окружающих.

Честность помогает добиться торжества справедливости.

Честность вызывает уважение, задаёт направление развитию человека.



Президент Владимир Владимирович Путин сказал, что наша страна очень нуждается в честных, порядочных людях. Так давайте становиться лучше, чище, давайте дарить окружающим нам людям тепло наших сердец, заботу и любовь.


14. Домашнее задание.

Найти пословицы о честности, высказывание великих людей о честности -творчески оформить на листе альбомного формата

На следующем уроке мы продолжим разговор о честности и постараемся разобраться, всегда ли надо говорить правду.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.