Урок по ОРКСЭ в 4 классе «Честность и порядочность»
7
Урок по ОРКСЭ «Честность и порядочность»
Цели урока:
– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;
– учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности;
– развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Результаты урока.
Личностные:
– развитие этических качеств личности: честности, доброжелательности, дружбы, эмоционально-нравственной отзывчивости;
– формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.
Предметные: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.
– Метапредметные:
– формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
– формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.
Ресурсы: презентация,, листы с заданиями для индивидуальной работы,
1. Организационный момент.
Сегодня наш урок мне хочется начать с небольшой инсценировки, которая даст позитивный настрой каждому из нас на дальнейшую работу.
- Недавно моя дочь спросила меня: «Что для человека в жизни самое главное?… Я задумалась. Самое главное у каждого свое.
А как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?
1-й ученик. Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать все, что захочет.
2-й ученик. Нет, мне кажется, что главное для человека — быть умным. Умный человек сумеет избежать неприятностей, все точно рассчитает.
3-й ученик. Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.
4-й ученик. Я считаю, что главное в жизни — быть Человеком.
5-й ученик. Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Что – то я не понимаю?
6-й ученик. А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни быть, чтоб званье Человека заслужить?
- Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание - Человек. И мы с вами на наших уроках ОРКСЭ постараемся в этом разобраться.
2. Проверка домашнего задания.
–Подумайте и скажите: « Чему нас учат эти уроки »?
(Правильно вести себя в обществе; различать, где добро, а где зло; анализировать свои поступки и поступки других; рассуждать, высказывать свою точку зрения; правильно находить выход из различных жизненных ситуаций; правильно вести себя со взрослыми и сверстниками
Правильно, я полностью с вами согласна.
– С какими важными понятиями мы уже познакомились на этих уроках?
(Вежливость, добро, любовь к Родине, дружба, порядочность.)
– Какую тему изучали на предыдущем уроке?
Дружба и порядочность. (Слайд 4)
– Дайте определение понятию “дружба”.
(Дружба – одна из высших нравственных ценностей.
Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга
,Дружба - общность интересов и взглядов, совместной деятельности.)
– Дайте определение понятию “порядочность”.
(Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, Порядочность - неспособность человека к плохим поступкам).
К сегодняшнему уроку было дано творческое задание
– написать сочинение «Мой друг» и оформить по группам , т. е . выполнить мини проекты. Группы каждый из вас выбирал себе сам по приятельским отношениям: кому больше всего доверяете, с кем бы хотели общаться, советоваться , сотрудничать.
Посмотрим, как вы справились с этим заданием
Слово предоставляется представителям 1 группы:
(Мы оформили наши сочинения в виде цветочка – дружбы. Все ребята постарались, но единогласно решили, что лучшее сочинение получилось у ………….. Зачитывает )
Слово предоставляется 2 группе:
(Мы оформили наши сочинения в виде дерева– дружбы. Все ребята молодцы. В группе мы решили, что лучшее сочинение получилось у ………….. Зачитывает)
Слово предоставляется 3 группе:
(Мы оформили наши сочинения в виде солнышка, у солнышка лучики очень дружны. Очень интересное сочинение получилось у…………. Зачитывает)
Заслушиваем последнюю 4 группу:
(Мы оформили сочинения в виде ладошек друзей. Считаем, что хорошее сочинение получилось у …………. Зачитывает)
Какие вы все молодцы! Справились с поставленными задачами.
– Подведём итог творческому заданию. Какие качества помогают дружбе?
(Дружбе помогают бескорыстие, доверие, интерес, искренность, милосердие, надёжность, равноправие, свобода, симпатия, честность.)
Я с вами полностью согласна.
3. Объявление темы урока.
– Готовясь к этому уроку, 2 ученицы вашего класса ………Наташа…………………….и…………Лиза……………………….. провели социологический опорс. О результатах исследования девочки сейчас нам расскажут.
(Перед нами стояла задача получить ответы на вопросы, которые вы видите на слайде. Мы опрсили учащихся 4 классов нашей школы и получили следующие результаты:
Из 70 опрошенных человек, только 6 говорят всегда правду.
Если кому-нибудь приходиться солгать, то из 70 человек, 25 человек испытывают стыд, 19 человек – беспокойство на душе, 12 человек – мучает совесть, 14 человек испытывает страх.
При этом, когда обманывают самих ребят, 33 человека испытывают чувство злости и недовольства, 37 человек – чувство обиды.
Получив ответы на последний вопрос, мы поняли, что 56 человек хотят поговорить о честности.
- Спасибо, девочки за проделанную работу.
. Так о чём же сегодня с вами будем говорить на уроке.
(о честности)
- мы постараемся понять, что такое “честность”, будем учиться оценивать поступки людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться в вопросе:, Зачем человеку нужна честность.
Тема нашего урока
4. Работа над новой темой.
– Как вы понимаете, что такое честность, честный человек?
(Ответы учащихся.)
– А, теперь давайте узнаем, какие определения понятия «честности» дают разные учебные источники.
1 группа работает по «Школьному толковому словарю авторов Скорлуповской и Снетова
2 группа – по словарю русского языка Ожегова.
3 группа – по Школьному толковому словарю авторов Семенюка и Матюшиной.
4 группа – по большому толковому словарю русского языка под редакцией Ушакова.
- Прежде, чем приступите к выполнению задания, вспомним правила работы в группе.
(ответы детей)
- Приступили.
- Проверяем выполнение задания – «Определение понятия «честности» в разных источниках.
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
- Сильно ли отличается понятие честности, которое давали вы, от понятий, которые мы прочитали в словарях?
- Мы с вами познакомились с разными определениями честности, а теперь, узнаем, какое понятие честности даёт автор учебника с. 61.
- Как звучит тема урока?
(Честность и искренность)
- Как вы думаете, может ли быть честность без искренности?
– Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так: “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”
– Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.
– Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье.
5. Работа с текстом
- Давайте узнаем, какие чудеса может творить искренность, прочитав рассказ «Как искренность маленькие чудеса сотворила». Мне помогут …………………и……………………………….. .
- Понравился вам рассказ?
- Какое чудо сотворила искренность?
- Почему слова Юли нравились зверям?
(они были искренними , правдивыми, от чистого сердца)
-Если бы Юля стала как-нибудь хитрить, притворяться, говорить неправду, смогли бы почувствовать это звери?
- Хотели бы вы дружить с неискренним человеком? Почему?
- Какие качества помимо искренности вы заметили в Юле?
(самопожертвование, нежность с волком, вежливость с медведем)
- А, давайте с вами пофантазируем, что могло приключиться с Юлей, если бы она не обладала качествами , о которых мы выше говорили?
- Подведём итог – для чего нужна человеку искренность?
(искреннему человеку всегда помогут, выручат, протянут руку помощи).
6. Ситуации.
- А, сейчас я предлагаю в группах поработать над ситуациями, предложенными в учебнике на с. 65. Открываем.
1-3 группа – ситуация №2
2-4 группа – ситуация №3
- Ваша задача – прочитать ситуацию, обсудить в группе, дать ответы на вопросы.
- Подводим итог.
Слушаем 1 группу (3 группа дополняет) и конечно же все остальные
Слушаем 2 группу (4 группа дополняет).
- Поработав над ситуациями , убедились, что честность помогает взаимопониманию.
. Физкультминутка. Игра “ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО”.
– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.
– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.
– Честно ли бросать друга в беде?
– Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи?
– Честно ли пользоваться подсказками?
– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?
– Честно ли подсказывать другу на уроке?
– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?
– Немного отдохнули, садитесь.
Презентация к уроку.
PPT / 1.13 Мб
7. Учебник. Выражения со словом честность.
-Вопросы честности волновали людей с давних времён. Я предлагаю самостоятельно прочитать текст на с. 61 (после определения честности) (открыли его) найти и отметить выражения с честностью, которые мы используем в повседневной жизни. (в группах можно совещаться).
- Задание Какое выражение, из найденных в тексте подходит к слайду.
«честно исполнять свой долг”
- Объясните смысл выражения.
(Всегда добросовестно выполнять свои обязанности. Например, хорошо учиться в школе.)
(аналогично 4 слайда)
« честная смерть”.
- Когда так говорят?
(Честная смерть – это смерть доблестная, благородная. Отдал свою жизнь за Родину – погиб, исполняя свой долг.)
– Конечно, было бы хорошо, чтобы во все времена и взрослые и дети умели держать слово.
8. Фразеологический оборот
-На странице 61, вам встретился фразеологический оборот, прочитайте его
«Вывести на чистую воду»
- Объясните смысл данного выражения.
9. Пословицы.
-Существует ещё жанр народного творчества – это пословица.
- Продолжаем работать в группах. Задание:
«Собери и объясни пословицы о честности»
- Не забываем правила работы в группах. Приступили.
- Проверяем. Каждая группа читает одну из собранных пословиц и её объясняет, другие группы проверяют свои работы.
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Ложь до добра не доведет.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Ложь дружбу губит.
- Молодцы.
10. Учебник
- Продолжаем работу по учебнику.
- Что же хорошего в честности, узнаем ответ на этот вопрос, прочитав текст в синей рамке. На с. 63.(Чтение вслух)
- В чём ценность честности?
(помогает добиться справедливости, вызывает уважение, обеспечивает пониманиесо стороны окружающих)
Следующие задание – прочитать текст на странице63-64 и найти абзац, в котором заключается главная мысль всего нашего урока.
(последний абзац)
- Кто из вас хочет быть честным?
-необходимо научиться быть честным самим с собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.
11. Высказывание Н.Г. Чернышевского о честности.
– Русский писатель, учёный и философ Николай Гаврилович Чернышевский о честности сказал так: “Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни”.
– Попадая в какую-либо ситуацию, человек стоит перед выбором, как поступить, а выбор этот не всегда легко сделать.
– Можно ли сказать, что честность – это проявление смелости?
(Ответы учащихся.)
– Давайте послушаем об этом стихотворение.
12. Стихотворение Андрея Ковтуна о честности.
Вкус у неё совсем не сладкий,
Скорее горький, будто дым,
Но честность не растят на грядке,
Чтоб пожинать её плоды.
Не обещая мзды за верность,
Она нам приговор несёт:
Не оскверняться там, где скверна,
И не сгибаться там, где гнёт.
Она всегда неприручима,
Её колючие углы
Не чтут ни имени, ни чина
И разрывают все чехлы.
Она из тех лишь измерений,
Где только “да” и только “нет”,
И слов не ищут безразмерных
На промежуточный ответ.
13. Подведение итогов урока.
– Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: “Зачем людям нужна честность?”. (Ответы детей.)
Честность обеспечивает понимание со стороны окружающих.
Честность помогает добиться торжества справедливости.
Честность вызывает уважение, задаёт направление развитию человека.
– Президент Владимир Владимирович Путин сказал, что наша страна очень нуждается в честных, порядочных людях. Так давайте становиться лучше, чище, давайте дарить окружающим нам людям тепло наших сердец, заботу и любовь.
14. Домашнее задание.
Найти пословицы о честности, высказывание великих людей о честности -творчески оформить на листе альбомного формата
На следующем уроке мы продолжим разговор о честности и постараемся разобраться, всегда ли надо говорить правду.