Урок русского языка на тему «Публичное выступление и его особенности» (10 класс)
Урок русского языка по теме «Публичное выступление и его особенности».
10-й класс
Используемый учебник: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных ор-ганизаций. Базовый уровень.
Цель урока: развитие навыков публичного выступления, а также изучение особенностей и правил эффективного общения с аудиторией.
Задачи урока
Обучающие:
познакомить обучающихся с понятием «публичное выступление», его структурой и особенностями,
повторить сведения о публичном стиле речи и функциональном типе речи – рассуждении, продолжить отработку навыков самостоятельной работы с текстом, углублять знания по теории языка.
Развивающие:
развивать логическое мышление, устную речь; совершенствовать речевые умения: выразительное чтение и пересказ текста; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном; развивать навыки индивидуальной и групповой работы.
Воспитательные:
способствовать воспитанию у школьников интереса к русскому языку, формировать положительные нравственные и эмоциональные качества; помочь учащимся задуматься, как пробудить в себе готовность заниматься совершенствованием своей речи.
Тип урока: развитие речи, изучение нового.
Форма деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- умение высказывать свое мнение, отражая его в собственном тексте публичного выступления; стремление к совершенствованию устной речи. Способность к взаимооценке и самооценке.
Метапредметные результаты:
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в группе и парами: находить общее решение, формулировать, аргументировать свое мнение; умение преобразовывать информацию; соблюдение в процессе создания текста норм русского литературного языка.
Предметные результаты:
- знание правил построения выступления, умение создавать текст собственного выступления на заданную тему, умение понимать и формулировать тему и идею текста;
-умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Коммуникативные результаты:
умение использовать языковые средства для выражения своих чувств; умение выступать перед аудиторией сверстников на заданную учебную тему; умение адекватно использовать жесты и мимику в процессе речевого общения; умение вступать в диалог, высказывать свое мнение; умение владеть навыками монологической и диалогической убеждающей речи.
Виды деятельности:
- поисковая: самостоятельный поиск и подбор материала для публичного выступления;
- продуктивная творческая: пересказ текста ;
- репродуктивная: индивидуальное сообщение ученика, осмысление целей публичного выступления, восстановление целостности текста;
- исследовательская: анализ текста, рефлексивная деятельность.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
Уметь просто и красиво говорить —
целая наука, у которой должны быть свои законы.
К.С. Станиславский
1.Мотивирование учащихся на работу.
Знакомство с самой короткой и, возможно, самой эффектной речью адвоката Кони. Он защищал мальчика-гимназиста, который ударил своего одноклассника за то, что его каждый день обижали: у него был горб. «Горбун!» - на протяжении нескольких лет приветствовал его пострадавший.
Вот его речь в суде:
-
«Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!»
-
«Здравствуйте, Анатолий Федорович!» -- ответили присяжные заседатели.
-
«Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!»
-
«Здравствуйте, Анатолий Федорович!» -- вновь, но уже с недоумением ответили присяжные.
-
«Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!»
-
«Да здравствуйте, уже наконец, Анатолий Федорович!» -- ответили присяжные с сильным раздражением.
Он вновь и вновь повторял свое приветствие, пока все присутствующие не взорвались от ярости, потребовав вывести «этого сумасшедшего» из зала суда.
-
«А это всего лишь тридцать семь раз», -- закончил свою « речь » адвокат.
– Чему учит нас этот пример из адвокатской практики?
Ответы учащихся.
Обратите внимание на то, что Кони не просто повторил приветствие тридцать семь раз, но и заставил присяжных заседателей испытать тот же опыт, что и его клиент. Они стали свидетелями того, насколько раздражающим и неприятным может быть постоянное повторение оскорбительных слов.
В итоге, этот необычный подход адвоката Кони помог оправдать мальчика, показывая судьям и присяжным заседателям, что его действия были вызваны постоянным унижением и травлей, которую он испытывал в течение многих лет. Этот случай показывает, насколько важно использовать искусство слова грамотно.
2. Актуализация знаний
– Назовите характерные особенности публицистического стиля.
– Каковы общие черты публицистического, официально-делового и научного стилей?
– Что такое публицистичность?
– Каковы требования к публичному выступлению?
3. Целеполагание, постановка проблемы
– Можем ли мы ответить развернуто на четвертый вопрос, ведь о публичном выступлении мы еще не говорили, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока, каковы его задачи?
«Дело не столько в том, что вы говорите, сколько в том, как вы это говорите». Величайшую проповедь, которую Христос когда-либо произносил, Нагорную проповедь, можно повторить за пять минут. Выступление Линкольна в Геттисберге состояло лишь из десяти предложений. Всю историю сотворения мира можно прочитать в Книге Бытия за меньший промежуток времени, чем тот, который требуется, чтобы прочесть рассказ об убийстве в утренней газете...» – утверждает Дейл Карнеги. Так в чем же секрет?
Давайте вспомним, какие жанры нам известны.
Письменные жанры Устные жанры
Портретный очерк Доклад
Статьи Публичное выступление
Путевой очерк Дискуссия
Репортаж
Проблемный очерк
Каждый жанр имеет свои цели, особенности.
-
Ребята, вы обладаете достаточным запасом знаний, чтобы охарактеризовать каждый жанр?
Давайте определим цели урока:
познакомиться с определением “публичное выступление”;
узнать требования к устному выступлению;
определить особенности текста – публичного выступления.
Эпиграфом к уроку я взяла слова известного режиссера.
-
Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа?
Верно, эти слова напрямую связаны с наукой, основ которой мы сегодня коснёмся. Эта наука – риторика.
4. Поиск путей решения проблемы
Сообщение ученика.
Термин "риторика" был введен Аристотелем, который описал ее как науку о создании мыслей и гармоничном их воплощении в слове с целью эффективного речевого воздействия. Однако, если говорить о раннем развитии риторики, то Горгий, как правило, считается одним из первых известных риторов и учителей риторики.
Горгий родился около 483 года до н. э. в Леонтинах на Сицилии. Он был одним из первых известных представителей школы риторов, которые преподавали искусство убеждения и красноречия. Его речи были очень популярны в Афинах, и он был признан одним из девяти ораторов, чьи речи были собраны и сохранены для будущих поколений.
Горгий был известен своим стилем, который был богатым и сложным, использовал много метафор и сравнений, а также был особенно силен в применении риторических фигур. Его речи часто были политически или моралистически направлены, и он был известен своим искусством убеждения и способностью завораживать аудиторию.
5. Решение проблемы
– Итак, что же такое риторика?
– Существует ли взаимосвязь между риторикой и публичным выступлением?
6.Коррекция
– Прежде чем начать изучение данной темы, вспомним, что мы знаем о публичном выступлении. Работаем в группах. У вас на партах лежат листы бумаги. Напишите всё, что вы знаете о публичном выступлении или свои ассоциации с этим словосочетанием. Работаем самостоятельно каждый. А затем обсудите в группе.
– Теперь составим таблицу, состоящую из трёх колонок
(Знаю/Узнал новое/Хочу знать)
Давайте заполним первую колонку «Знаю».
7. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний
– На партах у вас лежит теоретический материал по теме “Публичное выступление” (приложение).
Задания
1. Изучите материал, делая пометки карандашом:
“V” – знаю;
“+” – новое;
“-” – не знаю;
“?” – не понял,но хочу знать.
2. Обсудите в группе свои пометки, заполните пустые колонки таблицы.
3. Прочитайте, какой материал для вас является открытием (представители каждой группы зачитывают, далее остальные добавляют, не повторяя, что-то из своих записей).
4.Зачитайте третью колонку “Хочу знать”.
– Все интересующие вас сведения мы узнаем на сегодняшнем и следующем уроке, который будет посвящен теме “Правила публичной речи”.
8. Систематизация знаний
– Существует несколько видов речи, которые можно классифицировать по их цели и функциональному назначению: информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая и развлекательная.
Ваша задача, работая в группе, определить цель каждой речи.
1. Игра “Теоретическое лото” (таблица из двух колонок, вторая – пустая, её необходимо заполнить разрезанными карточками).
Вид речи Цель речи
Информационная
Воодушевляющая
Убеждающая
Призывающая
Развлекательная
Карточки:
1) пробудить интерес к какой-либо проблеме, дать новое представление о предмете;
2) поднять настроение, вызвать эмоциональный отклик;
3) убедить в своей правоте;
4) побудить начать или прекратить какие-либо действия;
5) развлечь слушателей, вызвать положительные эмоции (обычно строится с опорой на смешные случаи из жизни).
Вот краткий обзор каждого из этих видов речи:
1. Информационная речь: Цель информационной речи - передать информацию, знания или данные аудитории. Это может быть лекция, доклад или объяснение какой-либо темы. Информационная речь обычно является объективной и требует от оратора чёткого изложения материала.
2. Воодушевляющая речь: Воодушевляющая речь стремится вдохновить слушателей на действия или изменение их взглядов. Это может быть мотивационная речь, призыв к действию или история успеха. Воодушевляющая речь часто использует эмоциональные аргументы и метафоры для создания сильного эффекта на аудиторию.
3. Убеждающая речь: Цель убеждающей речи - убедить аудиторию в том, что оратор прав и что его точка зрения является наиболее обоснованной. Убеждающая речь может быть политической речью, судебным аргументом или рекламным текстом. Оратор использует логические аргументы, доказательства и убеждающие стратегии для достижения своей цели.
4. Призывающая речь: Призывающая речь стремится задействовать аудиторию и побудить её к действию или реакции. Это может быть призыв к протесту, сбору средств или поддержке какой-либо идеи. Призывающая речь часто использует эмоциональные призывы и яркие образы для привлечения внимания аудитории и побуждения её к действию.
5. Развлекательная речь: Цель развлекательной речи - развлечь аудиторию и дать ей возможность отдохнуть и расслася. Это может быть юмористическая речь, рассказывание анекдотов или выступление стендап-комика. Развлекательная речь обычно использует юмор, сюжетные линии и интересные факты для привлечения внимания аудитории и создания уютной атмосферы.
2. Упражнение 185 (учебник Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.,10-11 класс).
– Продолжаем работать в группах.
а) Прочитайте отрывки из работ известных отечественных учёных и общественных деятелей XIX—XX вв. о правилах публичного выступления.
б) Докажите, что публичная речь — это и техника, и искусство.
3. Творческая пятиминутка.
– Вы сейчас познакомились с образцами убеждающей речи.
«Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием», – утверждал Блез Паскаль
Давайте попробуем самостоятельно составить подобную речь.
Задание: создать текст устного выступления на тему: “Нужно ли совершенствовать свою речь?”. (Задание одно для всех групп)
Примерный ответ
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хотел бы поговорить с вами о вопросе, который касается каждого из нас: "Нужно ли совершенствовать свою речь?"
Во-первых, давайте определимся, что такое речь. Речь - это способ общения, который помогает нам выражать свои мысли, чувства, обмениваться информацией и договариваться. Речь - это фундаментальная часть человеческого общества.
Теперь, ответ на вопрос о том, нужно ли совершенствовать свою речь, я считаю очевидным: да, совершенствовать свою речь абсолютно необходимо!
Почему? Позвольте мне объяснить.
Во-первых, совершенствование речи помогает нам лучше донести свою мысль до слушателей. Когда мы говорим ясно и убедительно, люди лучше понимают нашу точку зрения и могут быть убеждены в нашей правоте.
Во-вторых, хорошая речь помогает нам завоевывать доверие и уважение окружающих. Люди, которые умеют выражать свои мысли грамотно, выглядят увереннее и компетентнее.
В-третьих, совершенствование речи открывает новые возможности для нас. Хорошая речь - это важный навык в карьерном плане. Люди, умеющие убеждать и выражать свои мысли, часто становятся успешными руководителями и лидерами.
И, наконец, совершенствование речи - это инвестиция в себя. Как и любой другой навык, речь требует тренировок и упорного труда. Но когда вы станете мастером своего дела, Вы получите возможность выражать себя и достигать своих целей на новом уровне.
Так что, мои дорогие друзья, давайте не останавливаться на достигнутом и продолжать совершенствовать свою речь.
4. Отчет групп.
У каждой группы на столе лежит карточка взаимооценки.
Одна группа выступает, а две другие внимательно слушают, делают вывод: соответствует ли выступление группы правилам публичной речи.
9. Объяснение домашнего задания
Общее задание: § 109 учебника.
Задание на выбор:
1. Вспомните пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета (например: меньше слов - больше дела, гордым быть - глупым слыть). Какие рекомендации по ведению речи они содержат?
2.Составить речевой портрет литературного героя (из любого произведения 19 века).
3.Выполнить упражнение 186.
10. Оценивание работы групп.
11. Итог урока (рефлексия).
– Сегодня мы говорили о публичном выступлении, узнали что-то новое. Продолжите предложение “Сегодня на уроке...” или напишите фразу-отзыв о сегодняшнем уроке.
Завершая сегодняшний урок, хочется вспомнить слова Нормана Коупленда, который считал, что существует только один способ научиться плавать — броситься в воду. И есть только один способ научиться говорить, а именно: встать и начать говорить. Помните: ораторское искусство приобретается на практике.
Список использованных печатных источников
1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Методическое пособие. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык». 10—11 классы. 2. Русский язык: ЕГЭ: пособие для учащихся.
2. Дейл Карнеги (1888-1955) Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Л., 1991.
3. Норман Коупленд (английский военный психолог) Психология и солдат. М., 1960.
4. К.С. Станиславский (1863-1938) Собрание сочинений. М., 1955