12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Богданова Ольга Николаевна3667
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

«Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим,

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги».

Ольга Берггольц

Конспект урока

Предмет: технология

Тема урока: Объёмное моделирование из готовых форм

Название изделия: «Полуторка»

Класс: 3

Учитель: Богданова Ольга Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №119 с углублённым изучением английского языка Санкт-Петербурга

Цель урока: создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка

Планируемые результаты:

Предметные: умение на основе готового изделия составлять план его сборки, определять количество деталей и виды их соединений;

Метапредметные:

Познавательные: умение строить произвольное и осознанное речевое высказывание, организовывать своё творческое пространство

Регулятивные: умение планировать, проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого результата

Коммуникативные: способность обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их;

Личностные: формирование ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта; воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Тип урока: комбинированный с элементами уроков типа:

рационально-логический - достаточно жёсткий и осознанный анализ изделия и установление совершенно определённой единой логики работы

эмоционально-художественный - поиск и воплощение художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или какую-нибудь художественную идею

Технологии обучения: технология развития креативного мышления обучающихся, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Наглядно-демонстрационный материал (авторский): презентация «Дорога жизни» в PowerPoint, образец изделия «Полуторка», искусственный снег

Оборудование: компьютер, проектор

Материалы и инструменты: спичечные коробки (5шт), цветные бумага и картон, клей ПВА, ножницы, гуашь, кисточка для рисования, кисточка для клея, ножницы

Ресурсы урока:

Железные спасатели: техника блокадного Ленинграда https://www.kolesa.ru/article/zheleznye-spasateli-tehnika-blokadnogo-leningrada-2015-01-26

Н.Ходза «Дорога жизни» / издательство «ДЕТГИЗ», 2013 год

Онлайн-трансляция салюта в честь полного снятия блокады Ленинграда

https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201901272144-6xmd.htm

Технология приготовления искусственного снега в домашних условиях https://33-podelki.ru/iskusstvennyj-sneg-v-domashnih-usloviyah.html


Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности (5-7 мин)

Приветствует детей.

слайды 1-3

Восстанавливает в памяти ребят события в блокадном Ленинграде, стараясь вызвать эмоциональный отклик в сердцах детей.

Ленинградский салют             Т.Варламова

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,

Из любимых книжек печь зимой топили,

И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба

По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…

И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!

И когда врага отбросили назад,

Был салют! Его снаряды возвещали:

Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

От усталости шатаясь, ленинградцы

Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»

И сквозь слёзы начинали обниматься, –

Всё! Закончилась блокадная пора!

Есть салют у нас весной – на День Победы,

Он цветами красит небо всей стране,

Но особо почитают наши деды

Тот салют в голодно-белом январе…


слайды 4-8

Знакомит обучающихся с грузовым автомобилем ГАЗ-АА.

«Одним из символов жизни блокадного Ленинграда стал грузовой автомобиль Нижегородского завода — ГАЗ-АА, известный в народе как "полуторка". Именно на этой машине по замерзшему Ладожскому озеру в город привозили продукты. Этот путь получил название "Дорога Жизни", и "полуторка" была одним из важнейших звеньев в этой спасительной цепочке. Свое прозвище грузовичок получил за максимальную грузоподъемность равную 1,5 т, хотя нередко их загружали и до 3 т.

В 1941-м году выпустили упрощенную версию "полуторки" — ГАЗ-ММ-В без передних тормозов, с одной фарой, крыльями из тонкого кровельного железа и без дверей, вместо которых были брезентовые "занавески"». Использованный источник: https://www.kolesa.ru/article/zheleznye-spasateli-tehnika-blokadnogo-leningrada-2015-01-26


слайды 9-11

Создаёт условия для мысленного представления детьми картин переправы по Ладожскому озеру в дни блокады Ленинграда. Зачитывает отрывки из книги Н.Ходза «Дорога жизни» / издательство «ДЕТГИЗ», 2013 год

«В ночь на 22 ноября, когда над Ладогой бушевала пурга, на лёд впервые сошла колонна грузовиков. Страшен неизведанный путь. Трещит, прогибается лёд. Вдруг не выдержит? Так и есть! Провалился один грузовик! Водитель успел выскочить. А машина затонула. Так мы потеряли первую полуторку. И сколько ещё за зиму потеряем!...»

«Потом, когда война кончилась, один офицер, воевавший на Ладоге, вспоминал: выйдешь ночью на берег и глазам не веришь – сплошная цепочка огоньков. Словно и войны нет. Но не долго длится такая мирная картина, и вот уже гудят в небе вражеские самолёты, рвутся бомбы и снаряды, трещат пулемёты, бьют наши зенитки.»

«Забыли водители об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами и пулями, днём и ночью ведут они свои простреленные машины. Спасают Ленинград от голодной смерти.»

Приветствуют учителя.


Слушают учителя, смотрят фото на слайдах.


Проникаются состраданием к событиям тех дней.





























Определяют уникальность полуторки для переправы по Ладожскому озеру в дни блокады Ленинграда.










Осознают героический подвиг водителей полуторок в дни блокады Ленинграда.

Актуализация необходимых знаний (7-10 мин)

- Как вы думаете, можно ли создать композицию на тему «Дорога жизни»?

- Какие объекты могут войти в композицию?

- Из какого материала они будут сделаны?

- Предложите свои варианты.


Слушает варианты детей.


Предлагает свой вариант композиции «Дорога жизни». Знакомит с объектом композиции «Полуторка».


Помогает детям сформулировать тему и задачи урока.


Организует анализ изделия «Полуторка».

- Как вы думаете, из чего сделана полуторка?

- Сколько спичечных коробков ушло на машину?

- Какие части машины выполнены из спичечных коробков?

- Какая часть спичечного коробка использована?

- Какие материалы ещё использованы при изготовлении машины? Что выполнено с помощью этих материалов?

- Как придать машине зелёный цвет?

- Какие инструменты потребуются для работы?


Предлагает детям определить последовательность выполнения изделия. Организует работу обучающихся в группах.

Ожидаемый план:

1. Склеить капот и кабину грузовика

2. Приклеить кузов грузовика

3. Покрасить грузовик в зелёный цвет

4. Сделать заготовки фар и колёс

5. Приклеить заготовки фар и колёс


В диалоге с учениками вырабатывает критерии оценивания изделия «Полуторка».

Ожидаемые критерии:

правильно склеил части грузовика /1балл

аккуратно склеил части грузовика /1балл

аккуратно закрасил грузовик /1балл

аккуратно выстриг колёса и фару /1балл

правильно приклеил колёса к грузовику /1балл


Даёт практические рекомендации:

для окрашивания грузовика в зелёный цвет лучше использовать гуашь, так как гуашь непрозрачная и густая краска;

лучше при окрашивании использовать более толстую кисточку с мягким ворсом, чтобы гуашь легла ровным слоем;

после высыхания гуашь бледнеет и возможно вам придётся нанести второй слой краски;

при склеивании частей изделия лучше использовать клей ПВА так как он обладает более крепкой прочностью при склеивании деталей из картона


Проводит инструктаж по правилам безопасного обращения с ножницами и клеем.



Организует физкультминутку.

Стараются мысленно представить композицию «Дорога жизни»; объекты, которые могут её составлять.

Предлагают свои варианты композиции.

Принимают вариант композиции, предложенный учителем.

Формулируют тему и задачи урока с помощью учителя.


Анализируют изделие с помощью вопросов учителя.


Определяют материалы и инструменты, которые потребуются для работы.



Определяют последовательность выполнения изделия.







Вырабатывают в диалоге с учителем критерии оценивания изделия «Полуторка».






Прислушиваются к рекомендациям учителя.







Вспоминают правила безопасного обращения с ножницами и клеем.

Выполняют физкультминутку.

Организация творческой деятельности (20-28 мин)

Создаёт условия для реализации творческих замыслов обучающихся.


Просит оценить своё изделие в соответствии с выработанными критериями.



Знакомит с технологией изготовления искусственного снега.


Реализуют свои творческие замыслы.

Оценивают своё изделие в соответствии с выработанными критериями.

Знакомятся с технологией изготовления искусственного снега.

Рефлексия деятельности (5-8 мин)

Организует рефлексию предметных результатов.

- Если ваше изделие сделано, то вы можете добавить его в композицию «Дорога жизни».

Организует рефлексию личностного развития.

- Какие слова вы хотели бы написать жителям блокадного Ленинграда и положить в кузов вашей полуторки?


Организует просмотр онлайн-трансляции салюта в честь полного снятия блокады Ленинграда.

- Ежегодно 27 января артиллерийский салют в честь полного снятия блокады Ленинграда озаряет небо над Невой. Каждый залп посвящен героям обороны Ленинграда, труженикам тыла, жителям блокадного Ленинграда и конечно же водителям грузовиков ГАЗ – АА, которые, рискуя жизнью, спасли город от голодной смерти.

Благодарит ребят за работу на уроке.

«Хочу пожелать вам ценить мирное небо, никогда не сталкиваться с войной и радоваться простым вещам – солнцу в облаках, теплому дождю. Пусть каждое мгновение жизни дарит вам радость, улыбайтесь и неизменно верьте в себя!» Использованный источник: https://datki.net/s-dnem-pobedi/v-proze/

Создают композицию «Дорога жизни».

Озвучивают свои письма жителям блокадного Ленинграда.



Осознают благодарность ныне живущих людей.










Композиция «Дорога жизни»

t1594764263aa.gif

t1594764263ab.jpg

t1594764263ac.gif


​​​​​​​​​​​​​​Презентация "Дорога жизни"PPTX / 2.84 Мб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (5)

Львова Светлана Алексеевна, 21.07.20 в 20:13 1Ответить Пожаловаться
Интересный урок, Ольга Николаевна! В копилку! Спасибо!
Богданова Ольга Николаевна, 21.07.20 в 20:18 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрые слова, Светлана Алексеевна!
Покутняя Роза Михайловна, 22.07.20 в 08:42 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный урок.Успехов вам в творчестве!+
Богданова Ольга Николаевна, 22.07.20 в 11:24 0Ответить Пожаловаться
Роза Михайловна, спасибо!
Тарасова Ирина Викторовна, 31.03.23 в 10:01 1Ответить Пожаловаться
Просто и аккуратно, и запомнится надолго! Мастер знает своё дело! Спасибо, Ольга Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.