Урок технологии по теме «Объёмное моделирование из готовых форм. Изделие «Полуторка» для 3 класса»
«Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим,
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги».
Ольга Берггольц
Конспект урока
Предмет: технология
Тема урока: Объёмное моделирование из готовых форм
Название изделия: «Полуторка»
Класс: 3
Учитель: Богданова Ольга Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №119 с углублённым изучением английского языка Санкт-Петербурга
Цель урока: создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка
Планируемые результаты:
Предметные: умение на основе готового изделия составлять план его сборки, определять количество деталей и виды их соединений;
Метапредметные:
Познавательные: умение строить произвольное и осознанное речевое высказывание, организовывать своё творческое пространство
Регулятивные: умение планировать, проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого результата
Коммуникативные: способность обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их;
Личностные: формирование ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта; воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Тип урока: комбинированный с элементами уроков типа:
рационально-логический - достаточно жёсткий и осознанный анализ изделия и установление совершенно определённой единой логики работы
эмоционально-художественный - поиск и воплощение художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или какую-нибудь художественную идею
Технологии обучения: технология развития креативного мышления обучающихся, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Наглядно-демонстрационный материал (авторский): презентация «Дорога жизни» в PowerPoint, образец изделия «Полуторка», искусственный снег Оборудование: компьютер, проектор Материалы и инструменты: спичечные коробки (5шт), цветные бумага и картон, клей ПВА, ножницы, гуашь, кисточка для рисования, кисточка для клея, ножницы Ресурсы урока: Железные спасатели: техника блокадного Ленинграда https://www.kolesa.ru/article/zheleznye-spasateli-tehnika-blokadnogo-leningrada-2015-01-26 Н.Ходза «Дорога жизни» / издательство «ДЕТГИЗ», 2013 год Онлайн-трансляция салюта в честь полного снятия блокады Ленинграда https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201901272144-6xmd.htm Технология приготовления искусственного снега в домашних условиях https://33-podelki.ru/iskusstvennyj-sneg-v-domashnih-usloviyah.html | |
Ход урока | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация к деятельности (5-7 мин) | |
Приветствует детей. слайды 1-3 Восстанавливает в памяти ребят события в блокадном Ленинграде, стараясь вызвать эмоциональный отклик в сердцах детей. Ленинградский салют Т.Варламова В холода, когда бушуют снегопады, В Петербурге этот день особо чтут, – Город празднует День снятия блокады, И гремит в морозном воздухе салют. Это залпы в честь свободы Ленинграда! В честь бессмертия не выживших детей… Беспощадная фашистская осада Продолжалась девятьсот голодных дней. Замерзая, люди близких хоронили, Пили воду из растопленного льда, Из любимых книжек печь зимой топили, И была дороже золота еда. Ели маленький кусок ржаного хлеба По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял. И бомбёжка вместо звёзд ночного неба… И руины там, где дом вчера стоял… Но блокаду чёрных месяцев прорвали! И когда врага отбросили назад, Был салют! Его снаряды возвещали: – Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! От усталости шатаясь, ленинградцы Шли на улицы, и слышалось: «Ура!» И сквозь слёзы начинали обниматься, – Всё! Закончилась блокадная пора! Есть салют у нас весной – на День Победы, Он цветами красит небо всей стране, Но особо почитают наши деды Тот салют в голодно-белом январе… слайды 4-8 Знакомит обучающихся с грузовым автомобилем ГАЗ-АА. «Одним из символов жизни блокадного Ленинграда стал грузовой автомобиль Нижегородского завода — ГАЗ-АА, известный в народе как "полуторка". Именно на этой машине по замерзшему Ладожскому озеру в город привозили продукты. Этот путь получил название "Дорога Жизни", и "полуторка" была одним из важнейших звеньев в этой спасительной цепочке. Свое прозвище грузовичок получил за максимальную грузоподъемность равную 1,5 т, хотя нередко их загружали и до 3 т. В 1941-м году выпустили упрощенную версию "полуторки" — ГАЗ-ММ-В без передних тормозов, с одной фарой, крыльями из тонкого кровельного железа и без дверей, вместо которых были брезентовые "занавески"». Использованный источник: https://www.kolesa.ru/article/zheleznye-spasateli-tehnika-blokadnogo-leningrada-2015-01-26 слайды 9-11 Создаёт условия для мысленного представления детьми картин переправы по Ладожскому озеру в дни блокады Ленинграда. Зачитывает отрывки из книги Н.Ходза «Дорога жизни» / издательство «ДЕТГИЗ», 2013 год «В ночь на 22 ноября, когда над Ладогой бушевала пурга, на лёд впервые сошла колонна грузовиков. Страшен неизведанный путь. Трещит, прогибается лёд. Вдруг не выдержит? Так и есть! Провалился один грузовик! Водитель успел выскочить. А машина затонула. Так мы потеряли первую полуторку. И сколько ещё за зиму потеряем!...» «Потом, когда война кончилась, один офицер, воевавший на Ладоге, вспоминал: выйдешь ночью на берег и глазам не веришь – сплошная цепочка огоньков. Словно и войны нет. Но не долго длится такая мирная картина, и вот уже гудят в небе вражеские самолёты, рвутся бомбы и снаряды, трещат пулемёты, бьют наши зенитки.» «Забыли водители об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами и пулями, днём и ночью ведут они свои простреленные машины. Спасают Ленинград от голодной смерти.» | Слушают учителя, смотрят фото на слайдах. Проникаются состраданием к событиям тех дней. Определяют уникальность полуторки для переправы по Ладожскому озеру в дни блокады Ленинграда. Осознают героический подвиг водителей полуторок в дни блокады Ленинграда. |
Актуализация необходимых знаний (7-10 мин) | |
- Как вы думаете, можно ли создать композицию на тему «Дорога жизни»? - Какие объекты могут войти в композицию? - Из какого материала они будут сделаны? - Предложите свои варианты. Слушает варианты детей. Предлагает свой вариант композиции «Дорога жизни». Знакомит с объектом композиции «Полуторка». Помогает детям сформулировать тему и задачи урока. Организует анализ изделия «Полуторка». - Как вы думаете, из чего сделана полуторка? - Сколько спичечных коробков ушло на машину? - Какие части машины выполнены из спичечных коробков? - Какая часть спичечного коробка использована? - Какие материалы ещё использованы при изготовлении машины? Что выполнено с помощью этих материалов? - Как придать машине зелёный цвет? - Какие инструменты потребуются для работы? Предлагает детям определить последовательность выполнения изделия. Организует работу обучающихся в группах. Ожидаемый план: 1. Склеить капот и кабину грузовика 2. Приклеить кузов грузовика 3. Покрасить грузовик в зелёный цвет 4. Сделать заготовки фар и колёс 5. Приклеить заготовки фар и колёс В диалоге с учениками вырабатывает критерии оценивания изделия «Полуторка». Ожидаемые критерии: правильно склеил части грузовика /1балл аккуратно склеил части грузовика /1балл аккуратно закрасил грузовик /1балл аккуратно выстриг колёса и фару /1балл правильно приклеил колёса к грузовику /1балл Даёт практические рекомендации: для окрашивания грузовика в зелёный цвет лучше использовать гуашь, так как гуашь непрозрачная и густая краска; лучше при окрашивании использовать более толстую кисточку с мягким ворсом, чтобы гуашь легла ровным слоем; после высыхания гуашь бледнеет и возможно вам придётся нанести второй слой краски; при склеивании частей изделия лучше использовать клей ПВА так как он обладает более крепкой прочностью при склеивании деталей из картона Проводит инструктаж по правилам безопасного обращения с ножницами и клеем. Организует физкультминутку. | Стараются мысленно представить композицию «Дорога жизни»; объекты, которые могут её составлять. Предлагают свои варианты композиции. Принимают вариант композиции, предложенный учителем. Формулируют тему и задачи урока с помощью учителя. Анализируют изделие с помощью вопросов учителя. Определяют материалы и инструменты, которые потребуются для работы. Определяют последовательность выполнения изделия. Вырабатывают в диалоге с учителем критерии оценивания изделия «Полуторка». Прислушиваются к рекомендациям учителя. Вспоминают правила безопасного обращения с ножницами и клеем. Выполняют физкультминутку. |
Организация творческой деятельности (20-28 мин) | |
Создаёт условия для реализации творческих замыслов обучающихся. Просит оценить своё изделие в соответствии с выработанными критериями. Знакомит с технологией изготовления искусственного снега. | Реализуют свои творческие замыслы. Оценивают своё изделие в соответствии с выработанными критериями. Знакомятся с технологией изготовления искусственного снега. |
Рефлексия деятельности (5-8 мин) | |
Организует рефлексию предметных результатов. - Если ваше изделие сделано, то вы можете добавить его в композицию «Дорога жизни». Организует рефлексию личностного развития. - Какие слова вы хотели бы написать жителям блокадного Ленинграда и положить в кузов вашей полуторки? Организует просмотр онлайн-трансляции салюта в честь полного снятия блокады Ленинграда. - Ежегодно 27 января артиллерийский салют в честь полного снятия блокады Ленинграда озаряет небо над Невой. Каждый залп посвящен героям обороны Ленинграда, труженикам тыла, жителям блокадного Ленинграда и конечно же водителям грузовиков ГАЗ – АА, которые, рискуя жизнью, спасли город от голодной смерти. Благодарит ребят за работу на уроке. «Хочу пожелать вам ценить мирное небо, никогда не сталкиваться с войной и радоваться простым вещам – солнцу в облаках, теплому дождю. Пусть каждое мгновение жизни дарит вам радость, улыбайтесь и неизменно верьте в себя!» Использованный источник: https://datki.net/s-dnem-pobedi/v-proze/ | Создают композицию «Дорога жизни». Озвучивают свои письма жителям блокадного Ленинграда. Осознают благодарность ныне живущих людей. |
Композиция «Дорога жизни»
Презентация "Дорога жизни"PPTX / 2.84 Мб
Львова Светлана Алексеевна
Богданова Ольга Николаевна
Покутняя Роза Михайловна
Богданова Ольга Николаевна
Тарасова Ирина Викторовна