12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федулова Лилия Константиновна1293
Учитель высшей квалификационной категории. Увлекаюсь садом и огородом. Люблю читать. Имею чувство юмора
Россия, Пермский край, Березники
9

Урок по биологии в 8 классе по теме: «Глаза - путь во Вселенную»



Конспект урока по биологии в 8 классе «Глаза – путь во Вселенную»

«Только зрение позволяет проникнуть за пределы Земли,

а на самой Земле оно даёт больше впечатлений

и придаёт смысл нашей жизни»

Якоб Фриз

Цель урока: формирование  у учащихся понимания важности бережного отношения к собственному зрению.

Задачи урока:

Образовательные:  сформировать знания о строении органа зрения, принципе  образования изображения на сетчатке;

развивающие: развивать умение выделять главное,  устанавливать   причинно-следственные связи,  развивать  познавательный интерес к предмету, расширять   кругозор учащихся, формировать коммуникативные УУД (умение выступать перед  аудиторией,  умение делать выводы);

воспитательные: воспитывать научное мировоззрение, бережное отношение к собственному зрению, обосновать необходимость сохранения зрения.

1 этап Подготовительный этап (проблемная ситуация)

Учащиеся входят в класс. На каждой парте лежат две пары очков (ученики примеряют очки).

Учитель (подбадривая): Примеряйте, примеряйте. Ну, как? Хорошо видно? Я тоже хочу примерить очки. Поделитесь ощущениями (дети делятся ощущениями). Как вы думаете, почему именно такие ощущения у вас возникли? (очки не подходят, они не для моего зрения) А вот у меня они таковы…(рассказывает о своих ощущениях) Оказывается в нашей школе количество детей, имеющих снижение зрения – 154 человека. Как вы думаете, все ли из них носят очки? (ученики отвечают) Действительно, не все. Каковы могут быть последствия такого пренебрежительного отношения к своему здоровью? (ответы детей: ухудшение зрения и даже его потеря). Что надо знать и что сделать, чтобы сохранить зрение?

Давайте запишем в тетрадь формулировку проблемы. Какую цель мы поставим перед собой на урок (ответы обучающихся).

Цель: надо знать строение и функцию органа зрения, чтобы бережно к нему относиться (сохранить зрение на долгие годы).

Гипотеза: Сделаем предположение. Тот, кто знает строение глаза, его функцию, способы сохранения зрения, у того зрение в норме.

Итак, сегодня мы попытаемся подтвердить данную гипотезу. Определим пути решения проблемы (план урока):

1. Изучить строение и функции глаза.

2. Вспомнить правила гигиены зрения.

3. Познакомиться с гимнастикой для глаз.

Первый путь начнём с цитаты (учитель читает эпиграф к уроку). Как вы понимаете это высказывание? (Дети высказывают свои мнения)


Презентация к уроку "Глаза-путь во Вселенную"
PPT / 1.02 Мб

Подведём итог. Глаза – путь во Вселенную. Это будет наша тема урока. Запишите её. (Слайд 1)

2 этап – Основной этап Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала

Что Вы знаете о строение глаза (слайд 1 - внешнее строение глаза). А теперь рассмотрим этот вопрос на научном уровне (внутреннее строение глаза). Откройте учебник Батуева А.С. стр. 178. (Слайд 2)

Изучим оптическую систему глаза, те структуры глаза, через которые проходит свет. Что в неё входит? Как видим, изображение на сетчатке получается в перевёрнутом виде. Как вы думаете, где проходит анализ изображения? (В зрительной зоне коры больших полушарий) (Слайд 3)

Рассмотрим глазное дно. Ответьте на мои вопросы (Слайд «Сто» вопросов почему). Какие структурные компоненты глазного дна Вы различаете на этой фотографии? Почему фотография красного цвета? Почему на фотографии пятно белое? Почему другое пятно на фотографии жёлтого цвета? (ответы детей: артерии (кровеносные сосуды), слепое пятно – место выхода зрительного нерва, здесь нет фоторецепторов, жёлтое пятно, располагается напротив зрачка – участок наилучшего видения – в нём находятся только колбочки – фоторецепторы цветного видения). Мои аплодисменты. (Слайд 4)

Проведём небольшой опыт. Попробуйте обнаружить слепое пятно. Для этого используйте учебник Драгомилова А.Г. стр. 140, описание опыта на с.141 или учебник Батуева А.С. стр.182. (Слайд 5)

А теперь …Страничка для любознательных от кружка «Биоком»

Знаете ли Вы, что…

В древности глазам приписывали мистические свойства. Считалось, что они способны жить самостоятельной жизнью и влиять на судьбы людей. Глаза часто символизировали суть и смысл жизни, их считали амулетами и оберегами. Древние греки рисовали вытянутые глаза на носу кораблей. А египтяне на пирамидах изображали всевидящее око бога Ра. (Слайд 6)

Движениями глаза управляют шесть мышц, поэтому угол полного обзора человека составляет 125о (у кошки 187о). (Слайд 7)

180 лет назад Николай Михайлович Карамзин ввёл в русский язык новую букву - «Ё». Первое слово, в котором он её использовал, было «слёзы». (Слайд 8)

У древних славян замужние женщины собирали слёзную жидкость в специальные сосуды, смешивая их с розовой водой. Применяли для лечения ран, так как в слёзах содержится лизоцим, убивающий бактерий. Вот почему в мифах слёзы оживляют погибшего героя. У русских слёзы сравнивали с жемчугом, у ацтеков - с бирюзой, у литовцев – с янтарём. (Слайд 9)

По преданию лилии появились из слёз Евы, изгнанной вместе с Адамом из райского сада. Горько плакала Ева, и всюду, куда падали слёзы, распускались белоснежные лилии. (Слайд 10)

Встречаются люди с разными по цвету глазами. Но это редкость. Даже среди литературных героев такой лишь один – Воланд из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». (Слайд 11)

По радужной оболочке глаза можно определить, какой орган у человека нездоров. Славу первого иридодиагноста приписывают жрецу Тутанхамона Ел Аксу, который на двух папирусах шириной 1,5 м и длиной 50 м описал как это сделать. (Слайд 12)

В 1896 году американский психолог Дж. Стреттон поставил на себе эксперимент. Он надел специальные очки, благодаря которым на сетчатке глаза изображения окружающих предметов оказались не обратными, а прямыми. И что же? Мир в сознании Стреттона перевернулся. Все предметы он стал видеть вверх ногами. Из-за этого произошло рассогласование в работе глаз с другими органами чувств. У учёного появились симптомы морской болезни. В течение трёх дней он ощущал тошноту. Однако на четвёртые сутки организм стал приходить в норму, а на пятый день Стреттон стал чувствовать так же, как и до эксперимента. Мозг учёного освоился с новыми условиями работы, и все предметы он снова стал видеть прямыми. Но, когда он снял очки, всё опять перевернулось. Уже через полтора часа зрение восстановилось, и он снова стал видеть нормально. (Слайд 13)

Наши аплодисменты. Перейдём к проблемным вопросам.

Проблемные вопросы для минигрупп

Тренажёр (2 человека).

Почему так говорят «береги, как зеницу ока»? (Б. с.177, Д. с.138)

Почему у начинающего шофёра, который постоянно следит за показаниями приборов и дорожной обстановкой, быстро устают глаза? (Б. с.179, с.185)

Почему для учащихся 8-11 классов допустимая длительность просмотра телепередач определена санитарными нормами в 30 минут, а работа на компьютере – 20-30 минут?

На рисунке изображены зрительные анализаторы здорового человека и больных. Определите, кто из пациентов (А, Б, В, Г) здоров. Какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного. (Слайд 14)

Практическая работа «Коррекция нарушений зрения» (Слайд 15)

Выберите линзу для коррекции и привидения к норме зрения к предложенному рисунку. Давайте проверим. Вклейте листочек в тетрадь (см. приложение 1). (Слайд 16)

Близорукость. В чём здесь не норма? Причины: 1- глазное яблоко удлинённой формы и 2 – увеличение кривизны хрусталика. Изображение возникает перед сетчаткой. Линза – двояковогнутая (рассеивающая). Минусовые очки (Слайд 17)

Дальнозоркость. В чём здесь не норма? Причины: 1 – глазное яблоко укорочено и 2 – уменьшение выпуклости хрусталика. Изображение возникает за сетчаткой. Линза – двояковыпуклая (собирающие). Плюсовые очки. (Слайд 18)

Установите для людей, с каким заболеванием глаз Вы предложите очки, лежащие у вас на парте.

Профилактика основных заболеваний органа зрения

Путь второй - вспомним правила гигиены зрения. Назовите, те правила гигиены, которые вам известны.

Молодцы. А главное не только знать, но и соблюдать. Ваши одноклассники Юля и Рита подготовили для вас памятки. Они лежат у вас на столе в папке. Переложите памятки к себе в тетрадь. (см. приложение 2, 3).

Релаксация глаз

Наши глаза настолько драгоценны, что мы просто обязаны их беречь. Если Вы будите регулярно использовать предлагаемый комплекс упражнений гимнастики для глаз, то сохраните хорошее зрение.

Быстро поморгайте, закрыв глаза, и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторите 5 раз.

Крепко зажмурьте глаза, считая до 3. Откройте их и посмотрите вдаль, считая до 5. Повторите 5 раз.

В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль. Повторите 2 раза.

Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Наклонитесь так, чтобы голова оказалась ниже сердца. Оставайтесь в таком положении 5 секунд.

Периодически смотрите на зелень, цветы, воду, небо, облака. Рассматривайте цветные репродукции картин, живописные пейзажи. При этом глаза будут отдыхать, нервная система успокоится, а ваше настроение улучшится.

Релаксация в физиологии — расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры.

Удалось ли нам с вами в течение 40 минут подтвердить выдвинутую гипотезу? Да.

Оценивание. На обратной стороне памятки вы видите лист самооценки работы на уроке (см. приложение 4). Укажите в баллах до 5 прирост ваших знаний по данной теме на данном уроке. (Слайд 19)

Изучение темы продолжается. Вот домашнее задание, выберите одно задание из пяти предложенных.

Домашнее задание (Слайд 20)

Сравните материал по теме «Орган зрения» в двух учебниках (авторы Драгомилов А.Г., Батуев А.С.). Какой учебник для Вас наиболее приемлем. Обоснуйте почему.

Узнайте, какие заболевания глаз есть у ваших знакомых и родственников, выявите причины заболевания.

Напишите правила предупреждения нарушений зрения наоборот «Вредные советы».

Составить тест для одноклассника по электронному диску «Виртуальная школа» (члены кружка»Биоком»).

Используя электронную энциклопедию Кирилла и Мефодия придумать рекламу информации о цветовом зрении у разных животных.

Кто желает узнать, о чём будем говорить на следующем уроке, может задержаться.

На следующем уроке

На следующем занятии мы с вами познакомимся с различными зрительными иллюзиями. Вот некоторые из них… Наполеон Бонапарт среди двух деревьев (с гравюры XIX в.) Бюст Вольтера и монахи (с картины Сальвадора Дали). Череп и дама у зеркала (с гравюры XIX в.) (Слайды 21-24)

Литература

Биология. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /А.С. Батуев, и.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачёв и др.; Под ред. А.С. Батуева. – М.: Дрофа, 1999.

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002, с.729-739.

Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса. – М.: 5 за знания, 2005, с.34.

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Графф, 2002.

Маш Р.Д. Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 1997.

Никишов А.И., Рохлов В.С. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Рауб, 1995, с.129-134.

Победить слепоту. //Биология № 8, 2001, с.14.

Тверская С., Утешинский Д. Здоровье человека. // Биология № 7-8, 1994, с.2

Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. – М.: Аванта+, 2001, с.224-228.

Приложение 1

Карточка для практической работы

«Корректировка нарушений зрения»

Задание. Нарисуйте вид линзы, применяемой для корректировки нарушения органа зрения: двояковогнутую или двояковыпуклую.

Близорукость

Дальнозоркость

Приложение 2

Памятка по сохранению зрения

Берегите глаз как алмаз

Умывайтесь по утрам и вечерам. Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.

Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу-офтальмологу.

Не трите глаза руками, носовым платком.

Осторожно обращайтесь с острыми предметами: перьями, ножиками, иглами, спицами.

Занимайтесь при хорошем освещении. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

Расстояние от глаз до текста должно быть 30-35см, не подносите их близко к глазам. Не читайте лёжа и в транспорте.

При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.

Смотрите телевизор и не работайте за компьютером более 1 часа.

Употребляйте в пищу петрушку, морковь, лук, помидоры, сладкий красный перец.

Регулярно делайте гимнастику для глаз.

Соблюдайте эти правила, если не хотите выглядеть вот так!!!

Приложение 3

Памятка

Релаксация глаз

Релаксация в физиологии — расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры.

Наши глаза настолько драгоценны, что мы просто обязаны их беречь. Если Вы будите регулярно использовать предлагаемый комплекс упражнений гимнастики для глаз, то сохраните хорошее зрение.

Быстро поморгайте, закрыв глаза, и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторите 5 раз.

Крепко зажмурьте глаза, считая до 3. Откройте их и посмотрите вдаль, считая до 5. Повторите 5 раз.

В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль. Повторите 2 раза.

Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Наклонитесь так, чтобы голова оказалась ниже сердца. Оставайтесь в таком положении 5 секунд.

Периодически смотрите на зелень, цветы, воду, небо, облака. Рассматривайте цветные репродукции картин, живописные пейзажи. При этом глаза будут отдыхать, нервная система успокоится, а ваше настроение улучшится.

Приложение 4

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Евгений Алексеевич, 19.12.16 в 18:33 1Ответить Пожаловаться
А учет времени - самая важная часть плана? Спасибо Вам за урок!
Федулова Лилия Константиновна, 19.12.16 в 20:43 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Евгений Алексеевич! Приятно читать ваши комментарии.
Евгений Алексеевич, 19.12.16 в 20:48 0Ответить Пожаловаться
А про время Вам жюри сделало замечание?
Евгений Алексеевич, 19.12.16 в 20:49 0Ответить Пожаловаться
А Вы посмотрели мои материалы? Мое увлечение - интеллектуальные игры
Федулова Лилия Константиновна, 21.12.16 в 15:21 0Ответить Пожаловаться
Пока не могу. После 15 января, сейчас готовлю документы на высшую сканирую, пишу справки, подписываю. Итого собираю документы, а потом их в электронное портфолио.
Евгений Алексеевич, 21.12.16 в 15:25 1Ответить Пожаловаться
Удачи Вам! Все будет хорошо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.