12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иргашева Светлана Владимировна23
Россия, Тамбовская обл., Тамбов

Урок русского языка в 6 классе по теме:

Имя числительное

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Имя числительное как часть речи.

2. Количественные и порядковые числительные.

3. Падежные формы числительных.

4. Отличие числительных от других частей речи.

5. Имена числительные: практика применения.

Тезаурус

Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Розенталь Д. Э. Пособие по русскому языку с упражнениями. – М.: Мир и Образование, 2014. – 416 с.

Ход урока:

- Я начинаю обратный отсчет: 5,4,3,2,1, пуск. Запуск ракеты. Фильм космос. Вид со спутника на Тамбовскую область, Тамбов. Цифра 385.

-На ваш взгляд, что может обозначать цифра 385?

385 лет прошло с момента основания города Тамбова. И произошло это знаменательное событие 17 апреля. Вы обратили внимание, какое количество цифр промелькнуло перед нами? Скажите, а если в языке такая часть речи, которая обозначает число, количество, порядок предметов при счете.

Имя числительное. В наших рабочих тетрадях запишем тему урока «Имя числительное».

Перед нами словосочетания, в состав которых входят имена числительные, распределите их на две группы по какому-либо признаку. Работа с интерактивной доской.

Три пальмы, пятидесяти человек, первый день, шестьдесят деревьев, одиннадцать часов, пятьсот рублей, тридцатый по счёту, семьсот тонн, двенадцатого числа, сотый покупатель.

-На какие же группы можно разделить имена числительные. Количественные и порядковые. Запишем в рабочих тетрадях.

Спасибо за помощь ребята. Сегодня ваша помощь нужна и нашему голосовому помощнику, Алисе.

Алиса: Здравствуйте, ребята. Уже много лет я помогаю людям в получении нужной информации. Но сегодня мне нужна помощь. Из-за вмешательства хакеров, информация, которой я располагала, оказалась безвозвратно потерянной. Все эти данные связаны с темой «Имя числительное». Помогите!

1) Количественные и порядковые имена числительные по строению делятся на три группы: простые, сложные, составные. (Отметить в рабочих тетрадях).


2) Количественные числительные делятся на следующие разряды: целые, дробные, собирательные. (Отметить в рабочих тетрадях).


3) Вопрос, содержащий эту информацию, был под номером 658 в моем списке, и я очень довольна вашим правильным ответом, впрочем, как и предыдущими 657 ответами. Как же правильно произнести это числительное в творительном падеже? Помогите!

Один ученик работает у доски, остальные – в рабочих тетрадях.


- Спасибо за помощь, ребята. Всегда рада слышать ваши голоса. Алиса.

Алиса в своем обращении натолкнула на мысль, что склонение числительных - это непростая теме. Давайте вместе разбираться.

Тестовые задания выведены на экран.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.  

1. о ПОЛУТОРА неделях

на ОБОИХ стульях

к ОБЕИМ бабушкам

ЧЕТВЕРО детей

нет СЕМИСТА рублей  


2.
менее ПОЛУТОРА часов

ТРОЕ суток

отец ДВОИХ детей

дать полдник ПОЛУТОРАСТАМ детям

ЧЕТЫРЁХСОТ человек

3.
СТО пятьдесят второй метр

СТА пятидесяти двух страниц

ТРЁХСОТ двадцати трёх слов

ТРЁХСТАМ двадцати трём часам

в ТЫСЯЧА сто семьдесят пятом году

4.к ВОСЬМИСОТОМУ году

к ПЯТЬДЕСЯТ второму клиенту

думать о СЕМИДЕСЯТИ стихотворениях

ПЯТИДЕСЯТЫЙ юбилей

в СТАХ пятидесяти километрах .

- А теперь, когда мы отработали навыки склонения числительных, давайте обратимся к тексту. Изучите его внимательно. (2 мин.)

Не позволяй компьютеру думать за себя

Почти сто лет назад английский математик Альфред Уайтхед заметил: «Прогресс цивилизации выражается в том, что растёт число важных действий, которые мы можем выполнять, не задумываясь».

В 1914 году американский инженер Элмер Сперри изобрёл автопилот и продемонстрировал его на авиапразднике в Париже, убрав руки со штурвала самолёта. В наши дни автопилот – непременная принадлежность любого авиалайнера. В типичном рейсе пилот непосредственно управляет самолётом три-четыре минуты при взлёте и посадке. В остальное время он смотрит на ряды дисплеев и вносит данные в компьютеры. Казалось бы, это хорошо: цивилизация дошла до того, что такие важные действия, как вождение самолёта, можно выполнять, почти не задумываясь. Однако в последние годы специалисты отмечают рост числа авиакатастроф, связанных с тем, что лётчики забыли, как управлять воздушным судном в нестандартных ситуациях.

Наша вера в «железо» и программное обеспечение доходит до того, что мы верим им больше, чем собственным ушам и глазам, не говоря уже о памяти. В результате ослабляется внимание, отключается собственное суждение. Самый безобидный пример: журналист, печатающий статью на клавиатуре, повинуясь программе проверки орфографии, куда закралась ошибка, принимает неверную «поправку» в слове, которое он написал совершенно правильно.

Учёные считают, что в следующие 20 лет на «плечи» компьютеров, роботов и автоматов удастся переложить обязанности людей почти в половине существующих профессий. Некоторые полагают, что человеку вообще не место за штурвалом авиалайнера, а в медицине компьютер вскоре сможет полностью заменить врача. Но человеку свойственно ошибаться. А программы для компьютеров пишут люди. Хотя, кажется, и эту заботу скоро снимут с наших плеч…

Работа в парах.

В каких ситуациях, судя по тексту статьи, пилот обязан вести самолёт сам, не полагаясь на автопилот? Назовите три таких ситуации, упомянутые в тексте.

2. С какими утверждениями, как вам кажется, согласился бы автор статьи? Отметьте ВСЕ правильные ответы.

Программы проверки орфографии не нужны.

Хорошо, что прогресс позволяет пилоту вести самолёт, почти не задумываясь.

Количество аварий растёт, так как пилоты плохо владеют компьютером.

Прогресс цивилизации – палка о двух концах.

Ниже приведена часть разговора трёх ребят, которые прочитали статью «Не позволяй компьютеру думать за себя».

Лера. Суть статьи понятна – поменьше используйте гаджеты.

Стас. Думаю, дело не в том. Использовать гаджеты можно. Не надо при этом мозги отключать.

Максим. Автор просто против технического прогресса.

Кто из ребят прав? Объясните свой ответ.

- Давайте последуем совету Стаса: используя гаджеты, «включать» мозг.

Физкультминутка «Обмани мозг».

- Сейчас мы с вами разделимся на три команды блогеров. Каждая команда создаст свой пост (небольшую статью на основе справочного материала). Основное событие, которое мы должны осветить 385 лет со дня основания Тамбова.

Блоки

История Тамбова.

Известные люди Тамбовщины.

Бренды Тамбовской области. Первый Всероссийский национальный конкурс региональных брендов продуктов питания. Мичуринские яблоки 1 место.



Рефлексия.







Опубликовано


Комментарии (2)

Ирина Игоревна Блинова, 27.03.23 в 23:06 2Ответить Пожаловаться
Добрый вечер! Вы не прикрепили работу.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.