Урок по русскому языку на тему «Интервью»
Цель занятия: Формирование представления о новом жанре публицистики «интервью», для дальнейшего использования в работе.
Обучающие:
дать понятие об интервью как жанре публицистики;
познакомить с классификацией интервью;
познакомить с правилами ведения интервью;
создать ситуацию для использования учащимися теоретических знаний в практических упражнениях.
Развивающие:
развивать речь учащихся;
развитие умения составлять вопросы;
развитие умения отвечать на вопросы;
Воспитательные:
воспитание умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.
Оборудование занятия: ноутбук, проектор, доска, карточки с текстами
Ход занятия:
I. Орг. момент: Приветствие.
II. Создание проблемной ситуации (актуализация проблемы).
Объявление темы и цели занятия.
III. Сообщение нового материала. Мозговой штурм.
IV. Практическая работа.
V. Итог занятия, задание на дом.
I. Приветствие присутствующих.
II. Создание проблемной ситуации (актуализация проблемы). Объявление темы и цели занятия.
Слово учителя: - Я хочу предложить просмотреть видеоролик.
(Демонстрируется видеоролик)
- Кто и с кем ведет разговор? О чем беседа? Вопросы объединены одной тематикой или нет? Как называется эта беседа, кто знает? (Разговор ведут 2 человека. Ветеран ВОВ Попков А.И. рассказывает о своей жизни. Все вопросы объединены одной темой: они о жизни ветерана. Эта беседа называется интервью)
- Как вы думаете, о чем на сегодняшнем занятии пойдет у нас речь? Какова тема нашего занятия?
Сообщение темы и цели занятия.
- Итак, тема нашего занятия – Интервью. Представьте, что вы в редакции известной телевизионной передачи. Вы будете принимать участие в создании нового выпуска, и главный редактор даёт вам уникальное задание - необходимо взять интервью у одного из героев ток-шоу. Думаю, с этим заданием легко справиться … Итак, берём блокнот, ручку и отправляемся по нужному адресу брать интервью.
- Задание понятно? А куда мы отправимся? Мы уже решили, о чем будем его спрашивать? А он готов дать интервью? Как быть? (Наверное, чтобы не испытывать таких вот затруднений, надо знать о правилах ведения интервью).
-На этом занятии мы познакомимся с таким жанром публицистики, как интервью, рассмотрим его классификацию, узнаем правила ведения интервью и подкрепим те знания, которые получим от теории на практике).
III. Сообщение нового материала
Ребята, так что же такое интервью? Ваше мнение (высказывания учеников)
Слово ИНТЕРВЬЮ - заимствованное, пришло к нам из английского языка, в переводе означает беседа, представляющая общественный интерес, предназначенная для передачи в СМИ.
Интервью – это предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо человеком по актуальным вопросам.
-Подберите однокоренные слова к слову ИНТЕРВЬЮ. Интервьюер (человек, берущий интервью), интервьюируемый (человек, у которого берут интервью), интервьюировать (получать интервью от кого-либо интервью). Ученики делают попытки сформулировать определение.
Итак, интервью - это совместное творчество журналиста (именно так мы сегодня будем называть человека, который берет интервью) и человека (, дающего информацию, то есть собеседника. Им может быть политический, общественный деятель, ученый, руководитель, писатель, артист или какой-нибудь другой человек.
Интервью передаются по радио и телевидению, печатаются в газетах и журналах, берутся у прохожих с разной целью:
*сообщить об очередных политических, производственных или иных задачах;
*рассказать о достижениях человека, производства, науки, культуры, искусства, спорта, творческих достижениях;
*информировать о предстоящем событии или сообщить подробности уже состоявшегося;
*разъяснить (прокомментировать) тот или иной факт;
*выяснить мнение компетентного лица по какому - либо вопросу (группе вопросов).
-Выделите главные слова в каждой задаче (Это глаголы сообщить, рассказать, информировать, разъяснить, выяснить).
Какие бывают интервью. Классификация интервью (сообщение учащегося)
Российские авторы выделяют следующие виды интервью:
1. Протокольное интервью; цель – получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики.
2. Информационное интервью; цель – получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями.
3. Интервью-портрет: цель – раскрытие личности собеседника.
4. Интервью – дискуссия: цель – выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблемы.
5. Интервью – анкета: цель – выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу.
Слово учителя: - Вот вы и познакомились с этим интереснейшим жанром. Оказывается, он не так уж и прост. Теперь, ребята, вы можете со знанием дела ответить на некоторые мои вопросы:
1) Кто обязательно должен участвовать в интервью?
(Ответ: журналист, который задаёт вопросы, и человек, который на них отвечает).
2) Кто может быть собеседником журналиста?
(Ответ: представители любой профессии, известные личности…).
3) Как вы думаете, что будет входить в содержание интервью?
(Ответ: Ответы собеседника на вопросы корреспондента составляют содержание интервью)
Мозговой штурм
- Давайте подумаем над тем, что нужно, чтобы интервью было успешным? Итак, прежде чем отправиться на интервью, нужно…(обсуждение положений вместе с обучающимися)
1. Определяем цель. От того, насколько точно вы сможете поставить цель, зависит качество и популярность интервью.
Чтобы определить цель, нужно ответить на вопросы:
Почему вы хотите взять интервью у этого человека?
Чем он может быть интересным читателям?
Что нового об этом человеке или событии вы можете раскрыть в интервью?
Какие результаты планируете получить после публикации интервью?
2. Сбор информации. Заранее просмотреть информацию о вашем герое, чтобы не попасть впросак с вопросами и расположить его к себе.
3. Договориться о встрече. Место и время должен назначать ваш собеседник. Так он получает возможность ответить на ваши вопросы в комфортном для себя месте и в удобное время. Интервью должно начаться в условленное время, и вы не должны на него опаздывать. Приветствие зависит от степени знакомства, социального статуса, возраста. Установление первого контакта. Цель - создать благоприятную атмосферу для разговора. Сначала надо назвать себя и представляемую организацию.
4. Вопросы составляются заранее. Выстраиваются в определенном, логическом порядке. Возможно, во время интервью порядок нарушится, появятся новые вопросы, отпадут уже заготовленные. Здесь главное - держать нить беседы: вы должны вести героя, а не он вас. Помните, что у любого интервью должна быть тема. И вопросы этой теме должны соответствовать. Итак, некоторые тонкости в постановке вопроса:
-прекрасное общее знание предмета обсуждения
-формулирование вопросов так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа
- первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу
Возможно также не встречаться лично, а, аккуратно оформив вопросы, передать герою. Затем забрать ответы на них.
5. Не нужно переубеждать собеседника, если вы не принимаете его точки зрения.
6. Гете заметил: «Каждый слышит то, что понимает». Чтобы не было ошибок, переспрашивайте, уточняйте такими фразами: «Верно ли я понял...», «Вы сказали, что...»? «Согласны ли вы с тем, что...», «Прав ли я, считая...»
7. В интервью вам надо стараться раскрыть собеседника перед читателями как специалиста и человека.
8. Не забудьте спросить о разрешении записи вашего разговора и использования фотографий или других материалов! Закончить интервью нужно вовремя, не задерживая собеседника. Не забудьте поблагодарить за беседу, подчеркивая, что она была важна для исследования и что сведения, которые были записаны, не будут использованы ни в каких иных целях, кроме изучения вопроса в целом.
9. Завизировать текст у героя, собеседника.
Вот мы с вами вместе и составили памятку написания интервью.
Памятка (раздается всем учащимся)
I. Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.
II. 1.Наметьте тему беседы. В соответствии с ней составьте вопросы, продумайте их последовательность.
2.Проведите беседу, запишите ее основное содержание.
3.Прочитайте запись. Определите основную мысль интервью. Озаглавьте его.
III. Напишите вступление и заключительную часть.
IV. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте, то есть внесите
добавления, изменения.
V. Проверьте черновик, обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова благодарю, до свидания, здравствуйте.
VI. Аккуратно перепишите сочинение. Завизируйте ваше интервью.
- По своей композиции интервью похоже на обычное сочинение. Какие 3 части мы всегда выделяем в сочинении? (Ответ: Вступление, основная часть, заключение.)
- А теперь давайте запишем в тетради структуру интервью:
Вступление. Журналист представляет собеседника или же собеседник по просьбе журналиста представляется сам.
Основная часть. Беседа. В основной части интервью нужно определить тему (или темы), на которые вы будете беседовать, продумать вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы на них не было односложных ответов (да или нет).
Заключение. Благодарность. Пожелания. В этой части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.
IV. Практическая работа
1. Работа с образцом интервью (взято из районной газеты «Жуковские Новости»)
Николай Русаков: Нас освобождали казакиН иколай Иванович Русаков — человек, бесспорно, известный в нашем районе. Учитель, историк, музыкант.
…Николай Иванович закончил новую книгу. Да, уже четвертую, да, о годах Великой Отечественной, да, об освобождении Жуковки в 1943 г.
Это событие и стало поводом визита членов нашей редакции к Николаю Ивановичу…
Предвосхитив наши вопросы, Николай Иванович не без гордости сообщает нам:
— Книга выйдет. Да, я как раз сегодня был у нового главы администрации.
— У Андрея Владимировича Давиденко?
— Да, у него,- продолжает Николай Иванович.- Я рассказал ему о 2-м гвардейском кавалерийском корпусе, освобождавшем Жуковку в 1943 году. Я предложил ему рассмотреть вопрос о выпуске книги об этом, показал макет книги, и Андрей Владимирович пообещал помочь с выпуском…
— Николай Иванович, для начала скажите для будущих читателей, о чем будет новая книга?
— Книга посвящена освобождению Брянщины, все сведения, изложенные в ней, нигде ранее не публиковались.
— Где был взят материал для новой книги?
— Помогли двое ребят, мои хорошие знакомые из Центрального архива Министерства обороны…
В рассказе краеведа знаки на потертых военных картах, скупые записи архивных страниц обретали былую мощь реальных событий прошлого. Со знанием дела военного картографа Николай Иванович прочерчивал для нас на воображаемой карте непростой, трудный путь казаков по Жуковской земле в 1943 году. Образ казака с шашкой наголо в черной бурке, в папахе с красной звездой возникал перед глазами. Имена, события, деревни, села прорывы, отступления, боевые приказы…
Выслушав столь живописное описание боев, задаем самоочевидный и отчасти наивный вопрос:
— Николай Иванович, как Вы все это запоминаете и помните?
— Да, я и сам не знаю,- искренне признался собеседник…
— Что дальше, Николай Иванович?
— Не знаю,- отвечает автор уже четырех томов Жуковской истории.
— Дело в поиске нового материала или просто опустошены уже проделанной работой?
— Дело во вдохновении. Будет вдохновение — будет новая работа,- заключает Николай Иванович.
…Удовлетворенные беседой, уверенные, что не прервется летопись Жуковского района, мы с благодарностью оставляем уютный дом Николая Ивановича. Уже прощаясь, вспоминаем многое интересное, не спрошенное, не рассказанное: и о Петре Губонине, и о партизанах Жуковки, и о судьбе районного музея… Тема истории родного края при любых условиях требует продолжения.
Беседовали с Николаем Русаковым
Олег Михеев и Сергей Ларичев
- Проанализируем коротко данный образец интервью. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
Есть ли у него название?
Указывается ли, кто и у кого берёт интервью?
Есть ли в тексте вступление? О чём в нём говорится?
Есть ли заключение, о чём в нём говорится?
2. Работа с текстом А.П. Чехова "МОЯ БЕСЕДА С ЭДИСОНОМ"
(текст читают 3 заранее подготовленных ученика, информационная справка об Эдисоне Томасе Алва)
- Я думаю, что вы согласитесь, чтобы интервью получилось интересным, журналисту необходимо приложить немалые усилия. Для этого нужно следовать правилам, с которыми вы ознакомились. Я хочу познакомить вас с рассказом А.П.Чехова «Моя беседа с Эдисоном» и предложить вам вопросы для обсуждения.
1 группа. Удалось ли интервью? Почему?
Не совсем. Герой плохо представлял себе, кто такой Эдисон, каковы его научные заслуги. Минимум сведений он мог почерпнуть в энциклопедическом словаре, например: Эдисон Томас Алва (1847–1931) – американский изобретатель, предприниматель. Работал в области электротехники и связи, запатентовал несколько изобретений, относящихся к телеграфии, прибор для механической записи и воспроизведении звуков (фонограф). Усовершенствовал электрическую лампу накаливания. Известен изобретениями в телефонии, кинотехнике, в области химии, горного дела, военной техники. Неуважение к личности и заслугам Эдисона сквозит также и в формулировках вопросов, в иронично-снисходительном тоне беседы.
2 группа. С каким чувством расстались люди?
Они не удовлетворены друг другом. Вряд ли Эдисона могло порадовать, что его изобретения “не вошли еще в программу… средне-учебных заведений, но …имя часто упоминается в газетных “смесях”, где обыкновенно помещались мелкие заметки на разные незначительные темы.
3 группа. Почему и над кем мы смеемся? Какие ошибки допустил журналист?
Прежде всего, над журналистом. Он не договорился заранее о встрече и не продумал ее ход: момент знакомства, последовательность и содержание вопросов, завершение беседы, т.е. показал себя непрофессионалом.
(ОТ НАШЕГО СОБСТВЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА)
Я был у Томаса Эдисона. Это очень милый, приличный малый. Все комнаты его завалены телефонами, микрофонами, фотофонами и прочими "фонами".
- Я русский! - отрекомендовался я Эдисону. - Много наслышан о ваших талантах. Хотя ваши изобретения и не вошли еще в программу наших средне-учебных заведений, но, тем не менее, ваше имя часто упоминается в газетных "смесях".
- Очень рад, но предупреждаю вас, что дать вам денег взаймы, ей-богу, не могу!
- Я и не прошу! - сконфузился я от такого неожиданного афронта.
- Вы извините, но я читал и слышал, что брать у всех взаймы - национальная особенность русских.
- Помилуйте, что вы!
Посидели, поболтали.
- Ну, что изобрели хорошенького? - спросил я. - Чай, чертову пропасть наизобретали всякой всячины! Например, это что за висюлька?
- Это гастрономофон... Вы ставите перед этим отверстием раскаленный уголь... закручиваете этот винтик, придавливаете эту штучку, отмыкаете ток и за сто, двести миль отсюда получаете отражение угля в увеличенном виде. На отражении вы можете варить и жарить всё, что вам угодно...
- Аааа... скажите! А это что такое?
- Это вещь крайне необходимая для туристов. Рекомендую вашему вниманию. На наши деньги стоит рубль, на ваши - три рубля. Положим, вы уезжаете из России в Америку и оставляете дома жену. Путешествуете вы год, два, три... и чем вы можете поручиться, что дорогой вам не захочется иметь сына, которому вы могли бы оставить свое доброе имя? Тогда стоит только подойти к этой проволоке, проделать кое-какие манипуляции, и на другой же день вы получаете телеграмму: сын родился!
- Аааа...
-А это что за мантифолия?
- Это пластинка для расследования мыслей. Стоит только приложить ее ко лбу испытуемого, пустить ток - и тайны разоблачены...
- Аааа... Впрочем, у нас это проще делается. Залезешь в письменный стол, распечатаешь письмо, два, три и - всё, как на ладони! У нас бишопизм в сильном ходу!
И таким образом я осмотрел все новые изобретения. Мои похвалы так понравились Эдисону, что, прощаясь со мной, он не вытерпел и сказал:
- Ну, так и быть уж, бог с вами! Нате вам взаймы!
- К какому выводу подводит нас рассказ?
V. Подведение итогов, задание на дом.
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
Д/з: взять интервью по теме
Темы для интервью каждому ученику с заранее заготовленными по теме вопросами. Обучающемуся самому предстоит выбрать человека, у которого он будет брать интервью)
«Хочу, чтобы меня понимали»
Многие мои ровесники иногда переживают тяжелые моменты, чувствуют себя очень одинокими, но им трудно до конца разобраться в своем состоянии. Что вы думаете об этом?
Возможно ли преодолеть чувство отчужденности в обществе?
Какие условия жизни мешают взаимопониманию учителей и учеников? Детей и родителей?
Характер или обстоятельства влияют на отношения между людьми?
Способны ли люди понимать друг друга?
«Как угадать свое призвание?»
Расскажите, как вы избирали себе профессию?
За годы работы убедились ли вы в правильности выбора?
Не хотелось ли вам когда-нибудь сменить профессию? Если «да», то почему?
На ваш взгляд, какие условия, критерии, принципы позволяют угадать свое призвание?
Что можете пожелать тем, кто стоит на пороге выбора жизненного пути?
«Молодежь начала 21 века глазами учителя»
Помните ли вы себя в 13-14 лет?
На ваш взгляд отличаются ли старшеклассники сегодня от Вас в 13-14 лет?
Ваша точка зрения на молодежь по проблемам:
Нравственные устои и жизненные принципы молодых;
Поиски смысла жизни и молодёжь.
Учитель всегда понимает своих учеников. Когда и по каким причинам вы восклицаете:
«Ребята, я не понимаю…?»
«Роль книги в нашей жизни».
Книга – создание человечества на века или это явление преходящее?
(Вытесняет ли телевидение и интернет книгу как явление).
В Вашей жизни была ли книга (или книги), оказавшая на Вас особое влияние?
Возможно ли самостоятельно (по книгам) приобрести знания и повысить культурный уровень?
Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.
Следуя этой мудрости, кто вы, то есть что любите читать.
Есть ли в Вашей жизни книга, которую вы вырвали из забвения и ее стали читать ваши друзья и знакомые?
11
Лупик Алла Михайловна