Урок по алгебре в 8 классе на тему «Квадратные корни»
МБОУ ТУРИЛОВСКАЯ СОШ
«КВАДРАТНЫЕ КОРНИ»
« Изучение математики без должной связи с жизнью,
без наглядности мешает развитию логического
мышления; снижает уровень математической
подготовки учащихся. »
А.И.Маркушевич
Учитель математики:
Рыбалкина О.Н.
2018 г.
Цели урока:
1.Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Квадратные корни».
2.Проверить знания по истории по теме «Культура Руси»
3. Развитие познавательного интереса учащихся, навыков самоконтроля, культуры
устной и письменной математической речи, логического мышления , расширять
кругозор учащихся.
4. Воспитание точности и корректности в записи решения примеров.
Тип урока: повторительно – обобщающий
Используемый учебник: Ш.А.Алимов. Алгебра 8
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мел, доска.
Предварительная подготовка.
Для проведения урока необходимы:
Презентация «Башни Кремля»
жетоны разных цветов (красного - по математике и зеленого - по истории) для
оценивания ответов учащихся;
Ход урока.
Организационный момент
Приветствие, подготовка учащихся к основному этапу занятия.
Подготовка к активной и сознательной деятельности
Объявлена тема ( слайд 1)
2) Сообщение цели урока ( слайд 2 )
3)Устная работа с вариантами ответов ( слайд 3)
Задание 1
Укажите выражение, не имеющее смысла:
а) ; б) ; в) ( слайд 4)
Задание 2
Сравните числа: и 6
а) = б) >; в) < (слайд 6)
Задание 3
Вычислить :
а) 1,69; б) 1,3; в) 0,13 ( слайд 8)
Задание 4
Найти два последовательных целых числа, между которыми заключено число
а) 36 и 37 ; б) 2 и 8; в) 6 и 7 ( слайд 10)
III.
Учитель: Сегодня мы с вами совершим прогулку по Московскому Кремлю.
А узнать нам о многом помогут числа, которые будут являться решениями предложенных заданий по курсу алгебры 8 класса.
Проведём наше путешествие в виде соревнования.
Условия игры таковы:
1) Соревнование будет проводиться по рядам: 2 ряда - 2 команды;
2) За каждый правильный ответ вы получите жетон: по математике - красного цвета, по истории - зелёного цвета. В конце урока определяется ряд-победитель по истории и по математике (по количеству набранных жетонов).
Учитель: Вспомним, с какой целью были сооружены Кремлевские укрепления ? (для защиты от нападений врагов)
.
Учитель: Кто из русских князей занимался строительством Кремля?
( Дмитрий Донской, Иван Калита, Юрий Долгорукий, Иван III.)
Учитель: давайте попробуем совершить экскурсию по этому достопримечательному месту.
Как называется башня, перед которой на Руси снимали шапки? Почему она пользовалась таким уважением?
(Перед Спасской, так как на ней была помещена икона Спасителя (Спаса).)
( слайд13 )
Учитель: Давайте определим высоту Спасской башни со звездой.
Задача:
Упростите выражение:
Ответ : высота башни - 71 м.
Учитель:. Одна из башен является третьей по высоте, а другая - единственной многогранной. Какие это башни и что вы еще о них знаете?
(1. Никольская (увенчана звездой, а название своё получила, по разным версиям, либо от висевшего над въездом образа Николая, либо от монастыря Николы Старого);
2. Угловая Арсенальная (16 граней; именно около неё находился первый в Москве зверинец).)
( слайд 14 )
Учитель: А теперь найдём высоту увиденной нами башни Угловой Арсенальной
( слайд 15 )
ЗАДАЧА.
Высота Угловой Арсенальной равна площади квадрата со стороной м. Найдите высоты Угловой Арсенальной
Ответ : 60 м - высота Угловой Арсенальной;
Учитель: вы знаете, что Кремль выстроен таким образом, что, поднявшись на стену в любом месте, можно обойти его по периметру и возвратиться в исходную точку. Когда-то механик и часовых дел мастер Христофор Галовей соорудил некий механизм, повлиявший на название башни. Что это за механизм и как называется башня?
(Механизм для подъема воды из Москвы-реки во дворцы и сады Кремля по специально сооруженным свинцовым трубам. Водовзводная башня.)
( слайд 17 )
Учитель: Высоту Водовзводной башни вы сможете узнать, если внесете множитель под знак корня
. Ответом будет подкоренное выражение
Ответ: высота башни - 61,5 м
Учитель: Рядом с колокольней Ивана Великого расположен Царь-колокол - замечательный памятник литейного искусства русских мастеров. Что вам известно о его судьбе?
(3 его предшественника погибли: разбивались, трескались и т.д. Этот, 4-й, Царь-колокол тоже никогда не использовался по назначению. Изготовлен Иваном и Михаилом Моториными.)
( слайд 17)
Учитель: Царь-колокол очень тяжёлый. Массу его в тоннах вы сможете узнать, если найдете значение выражения
Ответ : 200 т
Учитель: еще одно произведение литейного искусства Царь-пушка. Кто его автор?
( Андрей Чохов.)
Учитель : а теперь определим массу Царь-пушки в тоннах.
Для этого решите уравнение:
( слайд 12 )
Ответ: 40 тонн.
IV.Физкультминутка «Зажигай !»( слайд 19-29)
V. Работа по группам
Учитель: На данном уроке я предлагаю вам отреставрировать одну их башен. Вам необходимо будет сложить картинку и узнать название башни ( слайд 29)
| | |
| | |
| | |
Ответ : Троицкая башня
Рефлексия.
Учитель: Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты дела сегодня?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал сегодня?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием. «А я принимал участие в строительстве храма»
Ребята, кто работал так, как первый человек, положите руки на стол.
Кто работал, как второй человек, поднимите правую руку.
Кто принимал участие в строительстве храма, поднимите обе руки.
VI. Домашнее задание ( слайд 30 )
VII. Итог урока ( слайд 31)
Спасибо за урок! До свидания. ( слайд 32 )
Медведева Татьяна Петровна