План-конспект урока русского языка «Обобщение и систематизация по теме "Имя прилагательное"» (5 класс)
Прилагательные обобщение
PPTX / 1.25 Мб
План-конспект урока русского языка
Учитель: Иванова АГ.
Предмет: русский язык
Класс: 5 а класс.
Тема урока: Обобщение и систематизация по теме «Имя прилагательное»
Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 частях./ (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017 год.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока:
- обобщить знания учащихся об имени прилагательном и научить применять их на практике, выявлять орфограммы в прилагательных; развивать умение использовать имена прилагательные в речи.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре, краю, где родился, формировать адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самовосприятие, развивать умение сотрудничать при выполнении упражнений, воспитывать активную жизненную позицию.
Метапредметные:
регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а также оценивать свои результаты;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, работать с текстом (комплексно); устанавливать причинно – следственные связи.
коммуникативные: развивать речевые способности учащихся и потребность в эстетическом совершенствовании своей речи, участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально ,в паре и коллективно.
Предметные: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи; определять морфологические признаки имени прилагательного, умение логически рассуждать на грамматическую тему.
Технологии: личностно – ориентированная, информационно – коммуникативная, проблемно – диалогическая, системно – деятельностная, дифференцированное обучение.
Формы работы: коллективная, творческая, проектная, ролевая игра. парная, индивидуальная.
Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует, диагностирует.
Виды деятельности учащихся: составляют маршрутный лист, работают над созданием лингвистического текста, редактируют тексты, создают текст, объясняют правописание разных орфограмм прилагательного.
Вид используемых ИКТ: презентация.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедиа (презентация), орфографический словарь словарь Ушакова.
Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» 5 а класс
Этапы урока | Действия учителя | Действия обучающихся | |
1.Огр. Момент Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Слайд 2 Создание ситуации для психологического настроя на урок Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Слайд 3 Запишите число 19 апреля | Оценивают свою готовность и настрой на работу 15 сек. | |
2.Формулирование темы и целей урока | Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательную экскурсию по нашему городу. Я буду вашим гидом и покажу интереснейшие места г.Олекминска. в ходе экскурсии вы узнете, почему наш город так назван, увидите «старый» Олекминск и Олекминск современный. Если вы будете внимательны, то узнаете много полезного и интересного. Моим помощником будет… Слайд 4 Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Со мною ваша речь красива и точна, Когда же нет меня – она, увы, бедна. Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую Соцветьем дивных слов легко определю я! - Кто догадался, какую часть речи сегодня нам поможет? Запишите тему урока: «Имя прилагательное». Слайд 5 -А почему прилагательное? (без него невозможно описать всю красоту любимого города, родных мест) Какая цель стоит сегодня перед нами? (повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное») -В пути нам понадобится маршрутный лист, в котором вы должны отмечать, какие знания показали на остановках. Чтобы правильно заполнить маршрутный лист, вы должны помнить…. (учитель зачитывает правило заполнения)
| Формулируют тему и цели урока. Отмечают, что прилагательные относятся к разделу морфологии, который изучает части речи, их морфологические признаки. Формулируют цель урока 5мин | |
3.Актуализация знаний | Для этого вспомним: чтение по маршрутному листу
| Учащиеся строят лингвистический текст о морфологических признаках имени прилагательного | |
4.Этап закрепления и обобщения полученных знаний | Ребята, я приглашаю вас занять места в экскурсионном автобусе. В поездке вы должны быть очень внимательны, так как по окончании экскурсии вам нужно будет рассказать о своих впечатлениях. Итак, в путь! Слайд 6 Вид города и окрестностей Работа с текстом. фото-пейзаж картины с изображением природы Олекминской земли и видом на город. (музыка В.Емельянова «Олекминск милый-родина моя») Учитель: На высоком ленском берегу, в красивейшем месте, среди зеленых полей и лесов расположился город Олекминск. Посмотрите, где еще можно увидеть такие просторы, буйное цветение трав, тихую гладь величавой Лены?! Как точно подметил фотограф красоту олекминской земли. Неповторима в своем многообразии гамма красок, необычайное ощущение простора. Эта красота вдохновляла и вдохновляет мастеров кисти, художников слова. Послушайте. У вас на партах лежат листы. Эта земля…. …леса тянутся вдаль. …лентой вьется по ней …река. Лучи солнца озаряют … отблесками ее … поверхность. В …синеве неба парят …птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав. …ветерок коснется …камышей, и они споют …песню о нашей … стороне. - Ребята, смог ли автор передать прелесть этой земли, насколько точно показал ее неповторимость? Ответы учащихся. Учитель: Правильно, автор не смог детально описать красоту и неповторимость олкеминской земли, так как в тексте отсутствуют эпитеты (красочные прилагательные), а они необходимы для точности описания. Итак, вы уже понимаете насколько прилагательное-важная часть речи. Учитель: Давайте вспомним, что такое прилагательное? Что вы знаете об этой части речи. С каждой группы нужно ответить. -Ребята, неужели наш текст так и останется без прилагательных, словно птица без крыльев? Помогите автору передать красоту и своеобразие нашей Олекимнской земли. Задание: Вставьте прилагательные и озаглавьте текст. (индивид работа) Сильные учащиеся самостоятельно трансформируют и дополняют текст. Слабым учащимся предлагаются слова для справок: Золотистый, бездонный, плодороден, бескрайний, спокойный, синий, прозрачный, красивый, душистый, легкий, родной, замечательный, сухой. - Чтение составленного текста и заполнение маршрутного листа. 2. Комплексный анализ текста: - Докажите, что перед вами текст. - о чем текст? -какова его основная мысль? Слайд 3 фото Олекминска прошлого 3. Сообщение учителя о основании города и названии. Наш город основан 1635году енисейским казаком Петром Бекетовым. Олекминск происходит с эвенкийского Олоохунай «беличья, богатая белкой» Слайд 4 Орфоэпическая работа: Поставьте ударение в слове красивейший Запомните: есть только один вариант –красИвейший. Не забудьте отметить результаты в маршрутных листах. Слайд 4 Красавца-Лена 4. Лексическая работа. Посмотрите на замечательную скульптуру «Красавица-Лена». Автором этой трехметровую скульптуры является заслуженный художник России Семен Прокопьев. Какое прилагательное можно подобрать к скульптуре? Красивая. Для того, чтобы при создании любого текста вы не допускали такой ошибки, как повтор, поработаем над развитием речи. Подберите к слову красивая синоним. Заполните марш лист 5. Продолжаем экскурсию по городу уже современному. Посетим -ка мы с вами праздник. Слайд 5 Посмотрите, как называется этот праздник? Где проходит? Задание: вставьте пропущенные орфограммы прил К главн… площади, голос певуч, весел… песня, воздух чист и свеж, в ярк… одежды. -Над какими орфограммами прилагательных вы работали? -Определите морфологические признаки прилагательных. Заполнение маршрутных листов - | Развитие речи Применение знаний Выполняют задания, составляют морфологический портрет прилагательных. Индив работа Работают с текстом, вставляют прил и озагл текст Применение знаний В группе Орфоэпическая работа Лексическая работа Работа в парах проверка знаний орфограммы «правописание прилагательных Работа в паре | |
Контроль усвоения (резерв) | Слайд 6 А сейчас, ребята, мы снова вспомним, как выглядит имя прилагательное. Предлагаю поработать над тестом 1. Имя прилагательное отвечает на вопросы: А . кто? что? Б.какой? чей? В . что делать? что сделать? 2. Имя прилагательное обозначает: А. признак предмета; Б признак признака; В. признак действия. 3. Имя прилагательное изменяется по: А. числам, падежам; Б. родам, числам, падежам; В .родам, падежам. 4. Имя прилагательное может быть в форме: А.краткой и полной; Б. простой и сложной; В.большой и малой. 5. В предложении имя прилагательное чаще всего выполняет роль: А. подлежащего и дополнения; Б. дополнения и обстоятельства; В. определения и сказуемого. (Самопроверка по образцу).1.Б;2.А;3.Б;4.А;5.В. Добавляем балл в оценочный лист | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. | |
Рефлексия Дом. задание | Ребята, вот и подошла к завершению наша экскурсия. -Какие знания вам понадобились, чтобы завершить нашу экскурсию. -какие орфограммы мы повторили ? -для чего необходимо знание прилагательных - Выскажите свое впечатление об уроке, используя прилагательные, запишите. Каким сегодня был урок? (Отличным, скучным, Хорошим, может быть, плохим, Совсем ненужным, бесполезным… Иль поучительным…? Каким?) Напишите пож в маршрутных листах и сдайте. Слайд 7 Подобрать как можно больше эпитетов к словам: край, город, улица. Сочинение—миниатюра «Моя улица» | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок? |
Маршрутный лист ученика (-цы) _________________________________________
Тема | Оценка |
Прилагательное как часть речи | |
Я умею определять морфологические признаки: род, число, падеж | |
Я умею видеть роль прилагательных в предложении | |
Я умею трансформировать, дополнять и моделировать текст | |
Я умею использовать прилагательные в качестве изобразительных средств (эпитеты) | |
Я знаю безударные окончания прилагательных | |
Ь знак после шипящих в кратких прилагательных | |
Ударение | |
Синонимы | |
Тест | |
Условные обозначения | |
(зеленым)-ошибок не сделал (а) | |
(желтым) –допущена одна ошибка –правило нужно повторить | |
(красным) – допущены две или более ошибки –правило нужно выучить |
Задания:
Эта земля…. …леса тянутся вдаль. …лентой вьется по ней …река. Лучи солнца озаряют … отблесками ее … поверхность. В …синеве неба парят …птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав.
…ветерок коснется …камышей, и они споют …песню о нашей … стороне.
Слова для справок:
Золотистый, бездонный, плодороден, бескрайний, спокойный, синий, прозрачный, красивый, душистый, легкий, родной, замечательный, сухой.
2 К главн… площади, голос певуч, весел… песня, воздух чист и свеж, в ярк… одежде.
-Над какими орфограммами прилагательных вы работали?
-Определите морфологические признаки прилагательных.
Маршрутный лист ученика (-цы) _________________________________________
Тема | Оценка |
Прилагательное как часть речи | |
Я умею определять морфологические признаки: род, число, падеж | |
Я умею видеть роль прилагательных в предложении | |
Я умею трансформировать, дополнять и моделировать текст | |
Я умею использовать прилагательные в качестве изобразительных средств (эпитеты) | |
Я знаю безударные окончания прилагательных | |
Ь знак после шипящих в кратких прилагательных | |
Ударение | |
Синонимы | |
Тест | |
Условные обозначения | |
(зеленым)-ошибок не сделал (а) | |
(желтым) –допущена одна ошибка –правило нужно повторить | |
(красным) – допущены две или более ошибки –правило нужно выучить |
Задания:
Эта земля…. …леса тянутся вдаль. …лентой вьется по ней …река. Лучи солнца озаряют … отблесками ее … поверхность. В …синеве неба парят …птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав.
…ветерок коснется …камышей, и они споют …песню о нашей … стороне.
2 К главн… площади, голос певуч, весел… песня, воздух чист и свеж, в ярк… одежде.
-Над какими орфограммами прилагательных вы работали?
-Определите морфологические признаки прилагательных.