План-конспект урока русского языка «Обобщение и систематизация по теме "Имя прилагательное"» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 25 November 2019


Прилагательные обобщение
PPTX / 1.25 Мб



План-конспект урока русского языка

Учитель: Иванова АГ.

Предмет: русский язык

Класс: 5 а класс.

Тема урока: Обобщение и систематизация по теме «Имя прилагательное»

Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 частях./ (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017 год.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока:

- обобщить знания учащихся об имени прилагательном и научить применять их на практике, выявлять орфограммы в прилагательных; развивать умение использовать имена прилагательные в речи.


Планируемые результаты:

Личностные:

- формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре, краю, где родился, формировать адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самовосприятие, развивать умение сотрудничать при выполнении упражнений, воспитывать активную жизненную позицию.

Метапредметные:

регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а также оценивать свои результаты;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, работать с текстом (комплексно); устанавливать причинно – следственные связи.

коммуникативные: развивать речевые способности учащихся и потребность в эстетическом совершенствовании своей речи, участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально ,в паре и коллективно.

Предметные: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи; определять морфологические признаки имени прилагательного, умение логически рассуждать на грамматическую тему.

Технологии: личностно – ориентированная, информационно – коммуникативная, проблемно – диалогическая, системно – деятельностная, дифференцированное обучение.

Формы работы: коллективная, творческая, проектная, ролевая игра. парная, индивидуальная.

Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся: составляют маршрутный лист, работают над созданием лингвистического текста, редактируют тексты, создают текст, объясняют правописание разных орфограмм прилагательного.

Вид используемых ИКТ: презентация.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедиа (презентация), орфографический словарь словарь Ушакова.

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» 5 а класс












Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающихся

1.Огр. Момент

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слайд 2 Создание ситуации для психологического настроя на урок

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда -  за работу!
Удачи желаю всем вам!

Слайд 3 Запишите число 19 апреля

Оценивают свою готовность и настрой на работу


15 сек.

2.Формулирование  темы и целей урока


 Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательную экскурсию по нашему городу. Я буду вашим гидом и покажу интереснейшие места г.Олекминска. в ходе экскурсии вы узнете, почему наш город так назван, увидите «старый» Олекминск и Олекминск современный. Если вы будете внимательны, то узнаете много полезного и интересного.

Моим помощником будет…

Слайд 4 Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определю я!


- Кто догадался, какую часть речи сегодня нам поможет?

Запишите тему урока: «Имя прилагательное». Слайд 5

-А почему прилагательное? (без него невозможно описать всю красоту любимого города, родных мест)

Какая цель стоит сегодня перед нами? (повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное»)

-В пути нам понадобится маршрутный лист, в котором вы должны отмечать, какие знания показали на остановках.

Чтобы правильно заполнить маршрутный лист, вы должны помнить…. (учитель зачитывает правило заполнения)






Формулируют тему и цели урока.













Отмечают, что прилагательные относятся к разделу морфологии, который изучает части речи, их морфологические признаки.

Формулируют цель урока






5мин

3.Актуализация знаний

Для этого вспомним: чтение по маршрутному листу

Учащиеся строят лингвистический текст о морфологических признаках имени прилагательного

4.Этап закрепления и обобщения полученных знаний


























































































Ребята, я приглашаю вас занять места в экскурсионном автобусе. В поездке вы должны быть очень внимательны, так как по окончании экскурсии вам нужно будет рассказать о своих впечатлениях. Итак, в путь!

Слайд 6 Вид города и окрестностей

Работа с текстом.

фото-пейзаж картины с изображением природы Олекминской земли и видом на город. (музыка В.Емельянова «Олекминск милый-родина моя»)



Учитель: На высоком ленском берегу, в красивейшем месте, среди зеленых полей и лесов расположился город Олекминск. Посмотрите, где еще можно увидеть такие просторы, буйное цветение трав, тихую гладь величавой Лены?!

Как точно подметил фотограф красоту олекминской земли. Неповторима в своем многообразии гамма красок, необычайное ощущение простора. Эта красота вдохновляла и вдохновляет мастеров кисти, художников слова.



Послушайте. У вас на партах лежат листы.

Эта земля…. …леса тянутся вдаль. …лентой вьется по ней …река. Лучи солнца озаряют … отблесками ее … поверхность. В …синеве неба парят …птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав.

ветерок коснется …камышей, и они споют …песню о нашей … стороне.



- Ребята, смог ли автор передать прелесть этой земли, насколько точно показал ее неповторимость?

Ответы учащихся.

Учитель: Правильно, автор не смог детально описать красоту и неповторимость олкеминской земли, так как в тексте отсутствуют эпитеты (красочные прилагательные), а они необходимы для точности описания. Итак, вы уже понимаете насколько прилагательное-важная часть речи.



Учитель: Давайте вспомним, что такое прилагательное? Что вы знаете об этой части речи. С каждой группы нужно ответить.



-Ребята, неужели наш текст так и останется без прилагательных, словно птица без крыльев? Помогите автору передать красоту и своеобразие нашей Олекимнской земли.

Задание: Вставьте прилагательные и озаглавьте текст. (индивид работа)

Сильные учащиеся самостоятельно трансформируют и дополняют текст.

Слабым учащимся предлагаются слова для справок:

Золотистый, бездонный, плодороден, бескрайний, спокойный, синий, прозрачный, красивый, душистый, легкий, родной, замечательный, сухой.

- Чтение составленного текста и заполнение маршрутного листа.

2. Комплексный анализ текста:

- Докажите, что перед вами текст.

- о чем текст?

-какова его основная мысль?

Слайд 3 фото Олекминска прошлого

3. Сообщение учителя о основании города и названии. Наш город основан 1635году енисейским казаком Петром Бекетовым. Олекминск происходит с эвенкийского Олоохунай «беличья, богатая белкой»





Слайд 4 Орфоэпическая работа:

Поставьте ударение в слове красивейший

Запомните: есть только один вариант –красИвейший. Не забудьте отметить результаты в маршрутных листах.

Слайд 4 Красавца-Лена

4. Лексическая работа. Посмотрите на замечательную скульптуру «Красавица-Лена». Автором этой трехметровую скульптуры является заслуженный художник России Семен Прокопьев.

Какое прилагательное можно подобрать к скульптуре? Красивая. Для того, чтобы при создании любого текста вы не допускали такой ошибки, как повтор, поработаем над развитием речи. Подберите к слову красивая синоним.

Заполните марш лист

5. Продолжаем экскурсию по городу уже современному. Посетим -ка мы с вами праздник. Слайд 5 Посмотрите, как называется этот праздник? Где проходит?

Задание: вставьте пропущенные орфограммы прил

К главн… площади, голос певуч, весел… песня, воздух чист и свеж, в ярк… одежды.

-Над какими орфограммами прилагательных вы работали?

-Определите морфологические признаки прилагательных.

Заполнение маршрутных листов









-









Развитие речи



Применение знаний



























Выполняют задания, составляют морфологический портрет прилагательных.



Индив работа

Работают с текстом, вставляют прил и озагл текст








Применение знаний





В группе










Орфоэпическая работа













Лексическая работа









Работа в парах проверка знаний

орфограммы

«правописание прилагательных










Работа в паре


Контроль усвоения

(резерв)

Слайд 6 А сейчас, ребята, мы снова вспомним, как выглядит имя прилагательное. Предлагаю поработать над тестом

1.   Имя прилагательное отвечает на вопросы:

А . кто? что?

Б.какой? чей?

В . что делать? что сделать?

2.  Имя прилагательное обозначает:

А. признак предмета;

Б признак признака;

В. признак действия.

3. Имя прилагательное изменяется по:

А. числам, падежам;

Б. родам, числам, падежам;

В .родам, падежам.

4. Имя прилагательное может быть в форме:

А.краткой и полной;

Б. простой и сложной;

В.большой и малой.

5. В предложении имя прилагательное чаще всего выполняет роль:

А. подлежащего и дополнения;

Б. дополнения и обстоятельства;

В. определения и сказуемого.

 (Самопроверка по образцу).1.Б;2.А;3.Б;4.А;5.В.

Добавляем балл в оценочный лист

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.



Рефлексия



























Дом. задание

Ребята, вот и подошла к завершению наша экскурсия.

-Какие знания вам понадобились, чтобы завершить нашу экскурсию.

-какие орфограммы мы повторили ?

-для чего необходимо знание прилагательных



- Выскажите свое впечатление об уроке, используя прилагательные, запишите. Каким сегодня был урок?

(Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?)


Напишите пож в маршрутных листах и сдайте.



Слайд 7

Подобрать как можно больше эпитетов к словам: край, город, улица.

Сочинение—миниатюра «Моя улица»



Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок?




























































Маршрутный лист ученика (-цы) _________________________________________

Тема

Оценка

Прилагательное как часть речи


Я умею определять морфологические признаки: род, число, падеж


Я умею видеть роль прилагательных в предложении


Я умею трансформировать, дополнять и моделировать текст


Я умею использовать прилагательные в качестве изобразительных средств (эпитеты)


Я знаю безударные окончания прилагательных


Ь знак после шипящих в кратких прилагательных


Ударение


Синонимы


Тест


Условные обозначения

(зеленым)-ошибок не сделал (а)

(желтым) –допущена одна ошибка –правило нужно повторить

(красным) – допущены две или более ошибки –правило нужно выучить



Задания:

Эта земля…. …леса тянутся вдаль. …лентой вьется по ней …река. Лучи солнца озаряют … отблесками ее … поверхность. В …синеве неба парят …птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав.

ветерок коснется …камышей, и они споют …песню о нашей … стороне.

Слова для справок:

Золотистый, бездонный, плодороден, бескрайний, спокойный, синий, прозрачный, красивый, душистый, легкий, родной, замечательный, сухой.

2 К главн… площади, голос певуч, весел… песня, воздух чист и свеж, в ярк… одежде.

-Над какими орфограммами прилагательных вы работали?

-Определите морфологические признаки прилагательных.









Маршрутный лист ученика (-цы) _________________________________________

Тема

Оценка

Прилагательное как часть речи


Я умею определять морфологические признаки: род, число, падеж


Я умею видеть роль прилагательных в предложении


Я умею трансформировать, дополнять и моделировать текст


Я умею использовать прилагательные в качестве изобразительных средств (эпитеты)


Я знаю безударные окончания прилагательных


Ь знак после шипящих в кратких прилагательных


Ударение


Синонимы


Тест


Условные обозначения

(зеленым)-ошибок не сделал (а)

(желтым) –допущена одна ошибка –правило нужно повторить

(красным) – допущены две или более ошибки –правило нужно выучить



Задания:

Эта земля…. …леса тянутся вдаль. …лентой вьется по ней …река. Лучи солнца озаряют … отблесками ее … поверхность. В …синеве неба парят …птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав.

ветерок коснется …камышей, и они споют …песню о нашей … стороне.



2 К главн… площади, голос певуч, весел… песня, воздух чист и свеж, в ярк… одежде.

-Над какими орфограммами прилагательных вы работали?

-Определите морфологические признаки прилагательных.















































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации