Урок по теме «Щелочные металлы» (Химия, 9 класс)

0
0
Материал опубликован 25 October 2022

Урок по теме «Щелочные металлы» (9класс)

Цели урока:

1. Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при изучении щелочных металлов.

2. Предметно-дидактическая: формирование знаний учащихся о щелочных металлах

Планируемые образовательные результаты урока:

сравнивают основные характеристики щелочных металлов в за­висимости от их положения в периодической системе, на­ходят черты сходства и различия;

знают ученых- первооткрывателей щелочных металлов;

определяют катионы щелочных металлов по цвету их пламени;

приводят примеры соединений щелочных металлов и их значение в повседневной жизни человека;

Совершенствуют умение проводить эксперимент, правильно оформлять результат, уметь делать выводы, обобщать и применять полученные знания на практике;

знают физические свойства щелочных металлов и способы их получения;

знают химические свойства щелочных металлов, составляют уравнения соответствующих химических реакций;

делают обобщения об особенностях взаимодействия щелочных металлов с солями и с кислотами;

раскрывают взаимосвязь между строением, свойствами и областями применения веществ на примере щелочных металлов.

Метапредметные:

участвуют в постановке темы урока;

работают с различными источниками информации;

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;

сотрудничают с одноклассниками (в паре);

выражают и аргументируют свои мысли;

оценивают правильность выполнения своих действий и заданий.

Личностные:

убеждаются в познаваемости мира;

убеждаются в зависимости свойств вещества и областей его применения от особенностей его состава и строения;

проявляют интерес к изучению химии.

Тип урока:

1. По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.

2. По способу организации: комбинированный.

3. По ведущему методу обучения: репродуктивный.

Методы обучения:

1. Основной: объяснительно-иллюстративный.

2. Дополнительные: объяснение, беседа, самостоятельная работа и др.

Основные вопросы урока:

1. Как называются металлы 1А группы, что объединяет и различает их.

2. История открытия и применение соединений щелочных металлов .

3. Физические свойства и получение щелочных металлов.

4. Химические свойства. Проблемный эксперимент при изучении свойств щелочных металлов.


Средства обучения:

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

мультимедийное оборудование;

раздаточный дидактический материал для учащихся: Инструктивная карта; информационный лист, тест, оценочный лист учащегося;

презентация для обучающихся по теме «Щелочные металлы»;

Оборудование, химические реактивы для демонстрационного и практического эксперимента.

Ход урока:

Этапы урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки/

самооценки

учителя

ученика

1. Организационный







2. Повторение


Фронтальный.







Фронтальный опрос.




Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.






1.Где в периодической системе расположены элементы-металлы?

2.Сколько электронов имеют атомы металлов на внешнем электронном уровне?  

3.Что называется металлической связью и металлической кристаллической решеткой?

4.Какие физические свойства характерны для металлов?

5.Что означает ряд активности металлов?

6.Как меняются свойства металлов, их оксидов и гидроксидов в зависимости от   положения элементов – металлов в периодической системе (уметь сравнивать по горизонтали и по вертикали)? Слайд 1



Приветствуют учителя, организуют рабочее место, проверяют свои рабочие места: тетрадь, учебник, инструктивная карточка к уроку, тест, оценочный лист учащегося.

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, оформляют оценочный лист (приложение)



Регулятивные







Общеучебные, регулятивные, коммуникативные


2. Актуализация опорных знаний и способов действий.






























3.Целеполагание

Беседа.

































Фронтальный.




Создание проблемной ситуации

Рассказывает историю из жизни учёного. Слайд 2

Американский физик и изобретатель Роберт Вуд отличался нестандартностью мышления. В бытность его студентом прошел среди приятелей слух, что в студенческой столовой котлеты делают из остатков гуляша, приготовленного из вчерашнего обеда. Но как доказать такое обвинение? Ответ: Вуд специально оставил на тарелке немного гуляша и посыпал его хлористым литием, который безвреден. На следующий день он проверил на спектрометре котлету из столовой и нашел в ней свой литий.

Посмотрим, где же здесь горит соль лития? А в какой же группе он находится? Слайд 3

Li+- карминово-красный

Na+ - желтый

К+ - фиолетовый

Rb+ - красный

Cs+ -фиолетово-синий


Задает вопросы

Вещества, которые они образуют при взаимодействуют с водой мылкие на ощупь, едкие, окрашивают фенолфталеин в малиновый цвет, как они называются? ЩЕЛОЧИ

Как называют эти металлы? Щелочные

слайд 4

3.Что же объединяет металлы в 1 группу? (Слайд 5,6)

Теперь, я думаю, все догадались какая тема нашего урока?





Отвечают на вопросы, предоставляют свои аргументы и факты участвуют в обсуждении, предлагают формулировку темы урока.

















Выскажите свои идеи по поводу цвета ионов металлов.


Ответы и предположения учащихся. Определяют цели урока.



Воспринимают дополнения и разъяснения учителя, начинают оформлять оценочный лист (прил. 1).

Учащиеся вступают в диалог с учителем, выдвигают предположения. Определяют цели урока.







Учащиеся заполняют таблицу и анализируют ее



Общеучебные, регулятивные, коммуникативные.





























Регулятивные, коммуникативные.









3. Формирование новых знаний, умений, навыков.














































4. Создание проблемной ситуации



5.Постановка учебной проблемы.



























Решение учебной проблемы.

а) выдвижение гипотезы;












б) проверка гипотезы;



Сообщение ученика

























Самостоятельная работа (в группах).












Представления результатов групп


Демонстрация опыта




Фронтальная беседа





Демонстрация опыта





























Фронтальная беседа.












Дополнительные демонстрации

Историческая справка Слайд 7,8

Возможно, эти металлы и не имеют большого значения в повседневной жизни, но их соединения – различные соли, а также гидроксиды (щелочи) - применяют в огромных масштабах. Поэтому знакомство со щелочными металлами и их важнейшими соединениями обязательно.


Работа в группах:

1.Нахождение щелочных металлов в природе

2. Биологическая роль ионов калия и натрия, применение их солей

3. Соединения щелочных металлов

4. Физические свойства щелочных металлов.

5. Применение щелочных металлов

6.Химические свойства щелочных металлов.



По ходу выступлений групп учитель дополняет материал урока своей презентацией


Слайд 9-16







Организует беседу по вопросам:


Взаимодействие натрия с водой. В воду предварительно капнуть несколько капель индикатора фенолфталеина.


Как вы думаете, каким образом будет происходить реакция между литием и раствором сульфата меди (ІІ)? Слайд 18



Выполнение опыта: Помещаем в демонстрационный штатив большую пробирку, заполненную наполовину 1м раствором сульфата меди (ІІ), и затем в этот раствор добавляем литий величиной с небольшую горошину. На поверхности раствора соли меди протекает энергичная реакция, сопровождающаяся выделением газа. Учитель поджигает газ и по характерному хлопку учащиеся убеждаются в том, что один из продуктов данной реакции – водород. Одновременно, если не проводить перемешивание раствора, то в верхней части пробирки образуется интенсивный черный осадок, постепенно распространяющийся по всему раствору. После окончания реакции учитель делает на доске следующую запись:

Li + CuSO4 →H2 ↑ + осадок черного цвета

Учащимся предлагается объяснить результаты опыта и определить, какое именно вещество выпало в осадок.

Поскольку ученикам известно только одно соединение меди с черной окраской, то некоторые из них выдвигают предположение об образовании оксида меди (ІІ). На доске целесообразно сделать еще одну запись наблюдаемого опыта:

Li + CuSO4 →H2 ↑ + CuO


Учитель предлагает понаблюдать за дополнительными демонстрациями взаимодействия лития с растворами других солей. Выполнение опытов: В тот же штатив помещаем пробирки с 1 м растворами следующих хлоридов: кальция, магния, алюминия, железа и никеля. В каждую пробирку добавляем литий

Два учащихся рассказывают об истории открытия щелочных металлов.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, выдвигают предположения.









Выполняют задание, работая в группах. (Приложение 2,3)













Обсуждают результаты работы.

Оценивают правильность выполнения задания, заполняют лист самооценки.







Отвечают на вопросы, обсуждают, высказывают свои мнения

Обсуждают результаты опыта




Высказывают свои мнения, обсуждают их. Приходят к выводу о том, что не могут дать однозначного ответа на поставленный вопрос.


Участвуют в формулировке учебной проблемы.




























Высказывают свои мнения, обсуждают, приходят к предположению о том, что это оксида меди (ІІ).











Высказывают мнения, выбирают экспериментальный путь проверки выдвинутой гипотезы.


Учащиеся наблюдают и анализируют происхождение явления.





















Регулятивные, коммуникативные














Регулятивные, коммуникативные.









Регулятивные, коммуникативные.







Регулятивные, коммуникативные.





Общеучебные, регулятивные, коммуникативные



























Логические, общеучебные, коммуникативные.













Регулятивные, коммуникативные.





















Совместное обсуждение.














Сопоставление с образцом.










































Сопоставление с образцом










Совместное обсуждение.














Совместное обсуждение.



в) формулировка решения.


















6.Подтверждение и применение найденного решения.





















































7. Проверка найденного решения проблемы










8. Физкультминутка













9. Закрепление изученного материала.



Фронтальная беседа.


















Фронтальная беседа.























Фронтальная беседа.































Демонстрация опыта


























Самостоятельная работа Тестирование.



Подводит итоги проделанной работы:

Итак, какой газ и что за осадки образуются в результате реакций?















Подтверждает верность сделанного вывода,

раскрывает сущность реакций


На доске записывают уравнение реакции:

2 Li + 2H2O = 2LiOH + H2 ↑+ Q

Затем выясняют, что щелочь реагирует с раствором соли и получается нерастворимое в воде основание. Так, в случае соли магния реакция может быть выражена следующим уравнением:

2 LiOH + MgCL2 = Mg(OH)2 + 2LiCL

И в заключении ученики под руководством учителя составляют суммарное уравнение реакции:

2Li + 2H2O + MgCL2 = Mg(OH)2 ↓ + H2 + 2LiCL


Вновь обращается к решению проблемной ситуации, возникшей при выполнении первой демонстрации, когда при действии лития на раствор соли меди выпадает осадок черного цвета, по предположению учащихся – оксид меди (ІІ).

Почему при проведении первого эксперимента образуется не голубой осадок гидроксида, а черный – оксид меди (ІІ).



Учитель сообщает, что гидроксид меди (ІІ) разлагается при температуре 50 гр. С, а температура раствора при проведении опыта в данных условиях достигает примерно 70 гр. С

Какой вывод мы можем сделать? Слайд 19









Получает реакцией обмена Сu(ОН)2 и затем добавляет в пробирку литий. Через некоторое время Сu(ОН)2 превращается в черный осадок СuО.

Подтверждает верность сделанного вывода






Предлагает дать возможность отдохнуть после работы:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели встали, сели встали,

И на месте побежали.

Слайд 20



Предлагает выполнить задания теста. (Приложение 4)



Отвечают на вопросы, обсуждают. Называют и записывают в тетрадь:

Во всех случаях происходит образование водорода и выпадают осадки гидроксидов соответствующих металлов;

При действии активного щелочного металла на растворы взятых солей не происходит вытеснение менее активного металла


Объясняя опыты, ученики еще раз вспоминают о том, что щелочные металлы активно взаимодействуют с водой, образуя щелочи и водород. Эти реакции экзотермичны и сопровождаются выделением большого количества теплоты. Ребята записывают уравнения реакций и их суммарный эффект.

Аналогичным образом объясняют и другие опыты между литием и растворами взятых солей.

Дополняют составленный опорный конспект дополнительными примерами





Ученики выдвигают следующую гипотезу: очевидно, гидроксид меди (ІІ), который первоначально образуется при взаимодействии лития с раствором соли меди, в ходе опыта сразу же разлагается за счет теплоты, выделяющейся при реакции взаимодействия лития с водой.




Учащиеся убеждаются, что это вполне достаточно для разложения образующегося гидроксида меди.




Воспринимают объяснения учителя, делают записи в тетрадях.


2Li + 2H2O =2LiOH + H2 ↑ + Q

2LiOH + CuSO4 = Cu(OH) 2↓ + Li2SO4

Cu(OH)2 = CuO↓ + H2O


Убеждаются в том, что щелочные металлы не вытесняют другие, менее активные металлы из растворов солей, а процесс протекает сложнее. Важная роль в этом процессе принадлежит реакции взаимодействия металла с водой. Вот почему щелочные металлы не используют для реакции с растворами кислот и солей


Ребята выполняют упражнения












Выполняют задания, проверяют и оценивают правильность их выполнения (максимальный балл: 10).

Заполняют лист самооценки.



Общеучебные, регулятивные, коммуникативные

















Общеучебные, регулятивные, коммуникативные

















































































Регулятивные, коммуникативные.






Совместное обсуждение.




























Совместное обсуждение.








































































Самопроверка,

Сопоставление с образцом









.











10. Завершающий.












11. Рефлексия

Фронтальный.












Фронтальный.

Подводит итоги работы на уроке. Просит подсчитать среднее количество баллов (по итогам самооценки и оценки одноклассника) и по шкале определить отметку за работу на уроке. Предлагает ещё раз проверить правильность заполнения листа самооценки и подготовить его для проверки учителем.


Как вы считаете:

- удалось ли вам справиться с предложенными сегодня заданиями?

- какое задание было для вас наиболее интересным и почему?

- какое задание было для вас наиболее сложным?


Подсчитайте количество набранных баллов и по шкале определите отметку за работу на уроке.

Предлагает записать и комментирует домашнее задание.

Подведение итогов, выставление оценок


Участвуют в подведении итогов работы на уроке. Высказывают свои суждения о ходе урока. Выставляют себе отметку за работу на уроке. Проверяют правильность заполнения листа самооценки и сдают его учителю.




Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения, участвуют в обсуждении.












Записывают домашнее задание, слушают рекомендации учителя по его выполнению.

§ 14, упр. 1

Дополнительное задание: Решить цепочку превращений:


Na → Na2O2 →Na2O → NaOH → Na2SO4

NaNO3














Регулятивные, коммуникативные.












Приложение 1

Лист самооценки

ФИО: _______________________________. Класс: _______.

Критерии оценивания: Шкала оценивания:

не справился с заданием (допустил более 3-х ошибок): 0 баллов; до 13 баллов: рекомендуется повторить материал;

допустил ошибки (до 3-х): 2 балла; 14-19 баллов: отметка «3»;

справился с заданием: 4 балла; 20-23 балла: отметка «4»;

могу объяснить его другому: 5 баллов. 24-25 баллов: отметка «5».


Количество баллов


Отметка

Повторение, общие свойства ЩМ

Работа в группе

Тест + составление реакций ЩМ с солями

Итоговый балл

Самооценка




Средний балл (самооценка + оценка одноклассника/2)


Оценка одноклассника (соседа по парте)





Оценка учителя









Инструктивная карта Приложение 2

ГРУППА 1. Нахождение щелочных металлов в природе

Цель: Выяснить области распространения щелочных металлов.

Порядок действий:

1. Прочитайте текст.

2. Обозначьте места распространения каждого элемента. 3. Подготовьте устный отчёт.

ГРУППА 2. Биологическая роль ионов калия и натрия

Цель: Выяснить содержание щелочных металлов в живой природе.

Порядок действий:

1.Прочитайте текст.

2. Найдите сведения о содержании щелочных металлов в живых организмах. 3. Подготовьте устный отчёт.

ГРУППА 3. Соединения щелочных металлов

Цель: Изучить соединения щелочных металлов

Ответьте на вопросы. Встречаются ли щелочные металлы в природе в чистом виде?

Заполните таблицу

Название соединения по номенклатуре и тривиальное, формула

Применение



ГРУППА 4. Физические свойства щелочных металлов

Цель: Проанализировать таблицу «Физические свойства щелочных металлов»

На основании таблицы сделайте  вывод:

1. Как изменяется плотность металлов сверху вниз?

2. Как изменяется температуры кипения и плавления сверху вниз?

Какие из металлов легче воды, поэтому плавают на ее поверхности?

3. Подготовьте устный отчёт об особенностях физических свойств металлов.

Название

Обозначение

Ar

Tплавл.0C

Tкип.0C

 (г/см3)


Литий

Li

7

180,5

1370

0,54


Натрий

Na

23

98

883

0,97


Калий

K

39

63,5

760

0,86


Рубидий

Rb

86

39,9

696

1,52


Цезий

Cs

133

28

685

1,9

ГРУППА 5. Применение щелочных металлов

Цель: Выявить области применения щелочных металлов и их соединений.

Порядок действий: 1. Прочитайте текст.

2. Составьте схему, характеризующую области применения щелочных металлов и их соединений. 3. Подготовьте письменный отчёт.

ГРУППА 6. Химические свойства щелочных металлов - простых веществ.

Цель: Изучить химические свойства щелочных металлов.

1. Прочитайте текст учебника П 14, (О.С. Габриелян) 2. Заполните таблицу, характеризующую химические свойства щелочных металлов. 3. Подготовьте письменный отчёт об особенностях химических свойств щелочных металлов.

1

ЩМ (кроме Li) при взаимодействии с кислородом образуют пероксиды:


2

Оксиды натрия и калия могут быть получены при нагревании смеси пероксида с избытком металла в отсутствии кислорода:


3

ЩМ при взаимодействии с водородом образуют гидриды:


4

ЩМ при взаимодействии с галогенами образуют галогениды:


5

ЩМ при взаимодействии с серой образуют сульфиды:


6

Все ЩМ активно взаимодействуют с водой, образуя щелочи:




Информационный лист Приложение 3

«Литий» Серебристо – белый метал, покрывающийся на воздухе тёмно- серым налетом. Самый лёгкий из всех известных металлов. Легче воды почти в двое, что усложняет его хранение. По этой причине приходится заполнять сосуд с литием доверху наполненным минеральным маслом. Литий был открыт в 1817 г. шведским химиком А. Арфведсоном при анализе минерала петалита. Металл назвали литием, что в переводе с греческого означает «камень». Впервые был получен Г.Дэви в 1818 г. Содержание лития в земной коре – 3,2*10 -3 % от ее массы. Известно около 30 минералов лития, пять из них имеют промышленное значение. Следы лития можно обнаружить в воде многих минеральных источников, в почве, а также в золе некоторых растений, как, например, свеклы, табака, хмеля. В морской воде содержание лития 0,17*10-4 %. Среднее содержание в организме человека (мышечная, костная ткани, кровь) – 0,67 мг. Максимальное количество лития найдено в мышцах человека. Биологическая роль лития как микроэлемента пока до конца не выяснена. Суточная потребность организма: 0,1- 2 мг. Соединения лития у высших животных концентрируется в печени, почках, селезенке, легких, крови, молоке Мировое производство этого металла – около 39000 тонн в год; по некоторым оценкам, его запасы составляют 7,3*106 т. Долгое время и литий, и его соединения почти не находили практического применения. Лишь в XX в. их стали использовать в производстве аккумуляторов, в химической промышленности как катализаторы, в металлургии. Сплавы лития легки, прочны, пластичны. Но главная область применения лития сегодня – атомная техника. Литий нашел применение и в медицине: карбонат лития и литиевая соль салициловой кислоты служат средством для растворения мочевой кислоты, выделяющейся при подагре и некоторых других болезнях. Так «безработный» в прошлом веке элемент в наши дни стал необходимым. Биологическая роль лития до конца не выяснена. «Цезий» Цезий был первым элементом, открытым с помощью метода спектрального анализа. В 1860 г немецкие ученые Р.Бунзен и Г.Кирхгоф по синим линиям в спектре обнаружили в воде, взятой из минеральных источников в Баварии, новый химический элемент. Название элемента происходит от латинского слова «цезиус» - «голубой». По распространению в земной коре цезий достаточно редкий элемент: 3,7*10-4 % по массе. Незначительное количество цезия есть в морской воде – 5*10-6 %. Промышленное значение имеет лишь один из минералов цезия – поллуцит. Содержится в человеческом организме, суточная потребность составляет 0,004 – 0,03 мг. Соединения цезия используют довольно широко в оптике, электротехнике, радиолокации, кинотехнике. Металлический цезий чаще всего применяется в исследованиях по физике и химии плазмы. Способность цезия отдавать электрон даже при незначительных воздействиях извне сделала этот металл незаменимым для изготовления фотоэлементов и фотомножителей.

«Натрий» В 1807 английский химик и физик Г.Дэви впервые получил натрий в чистом виде при электролизе едкого натра. Натрий – самый распространенный в природе щелочной металл, один из самых распространенных в природе элементов – 2,5 % от массы земной коры. Натрий входит в состав гранитов, базальтов, полевых шпатов, множества минералов. Его содержание в морской воде составляет 1,06 Среднее содержание в организме человека – 100 г. Натрий активно участвует в обмене веществ в живых организмах. Натрий – из общего содержания в организме человека 44% натрия находится во внеклекточной жидкости, 9% - внутриклеточной. Остальное количество натрия находится в костной ткани, При увеличении количества натрия в организме усиливается выведение калия почками, т.е. наступает гипокалиемия. Содержится в эритроцитах крови, сыворотке, пищеварительных соках, играет важную роль в водно-солевом обмене и поддержании кислотно-щелочного равновесия. Присутствует натрий и в тканях растений. Однако роль этого элемента в жизни растений еще не изучена до конца. Натрий – основной внеклеточный ион. В организме человека находится натрий в виде его растворимых солей, главным образом: хлорид натрия – NaCl, ортофосфат натрия – Na3PO4, гидрокарбонат натрия – NaHCO3. %. Мировое производство поваренной соли – 1,68*107 , карбоната натрия – 2,9*107, металлического натрия – 2*105 т в год, запасы натрия практически не ограничены. Натрий входит в состав многих лекарственных препаратов. В том числе таких, как питьевая сода, норсульфазол. Многие антибиотики используются в медицинской практике главным образом в виде натриевых солей. Столь же разнообразно применение натрия и его соединений в промышленности. Жидкий натрий служит теплоносителем в атомных реакторах некоторых конструкций. Металлическим натрием восстанавливают из соединений такие ценные металлы, как цирконий тантал. Используется в качестве катализатора при синтезе каучука и в других органических синтезах.

«Калий»

В земной коре содержится 2,5% калия по массе. Калийсодержащих минералов известно несколько сотен, среди них сильвин, карналлит, ортоклаз. Содержится в морской воде – 0,037%. Мировое производство солей калия – 5,1*107, металлического калия – 200 т в год. Запасы огромны. Он важен для всех живых организмов. Содержится в человеческом организме (140г). Суточная потребность организма: 1,4- 7,4 г. При недостатке этого элемента замедляется рост растений, желтеют листья, плоды становятся менее сладкими, семена теряют всхожесть. Калий используют обычно в форме солей. Калийные удобрения – это природные или измененные в процессе химической обработки соли калия. Нитрат калия (калийная селитра) – двойное удобрение и окислитель, компонент дымного пороха; фторид калия важнейший металлургический флюс; перманганат калия (марганцовка) – окислитель и антисептик; хлорат калия (бертолетова соль) применяют в пиротехнике и производстве спичек; карбонат калия (поташ) необходим при варке стекла. Металлический калий употребляется как материал электродов в химических источниках тока, как восстановитель при получении некоторых металлов и как теплоноситель в атомных реакторах. Основное применение металлического калия- приготовление пероксида калия, служащего для регенерации кислорода в подводных лодках и др. «Франций» Часто франций относят к синтезированным элементам, хотя первоначально он был обнаружен в природе (1939). Франций был открыт французской исследовательницей М.Перей. Она доказала, что актиний в редких случаях распадается, испуская альфа-частицу. Продуктом альфа-распада актиния и оказался франций. Все его изотопы неустойчивы, период полураспада наиболее устойчивого из них равен 21, 8 мин. Это один из редчайших элементов. В поверхностном слое земной коры толщиной 1,6 км содержится около 24,5 г франция. Ничтожные количества франция содержатся в урановых рудах. Чтобы изучить его свойства, ученым приходилось работать с ничтожным количеством элемента. Это радиоактивный химический элемент, полученный искусственным путем. Имеются данные, что франций, способен избирательно накапливаться в опухолях на самых ранних стадиях их развития. Эти наблюдения могут оказаться полезными при диагностике онкологических заболеваний.

«Рубидий» Рубидий был открыт по характерным линиям в длинноволновой области спектра в 1861 г. немецкими учеными Р.Бунзеном и Г.Кирхгофом. Цвет этих линий определил и название элемента: в переводе с латыни «рубидис» - «темно-красный». В 1863 г. Бунзен получил рубидий в чистом виде. В земной коре содержится 1,5*10-2 % рубидия. Он не принадлежит к числу редких элементов, но очень рассеян и не образует собственных минералов. Как примесь он входит в минералы калия, цезия и лития. В морской воде 2*10-5 % рубидия. Рубидий – один из немногих химических элементов, ресурсы и возможности добычи которого больше, чем нынешние потребности в нем. Применяют его (только в виде соединений) весьма ограничено: как катализатор некоторых нефтехимических процессов и при получении стирола и бутадиена – исходных веществ, для получения синтетического каучука. Рубидий входит в состав некоторых болеутоляющих лекарственных средств. Рубидий содержится в морских водорослях, чае, кофе, сахарном тростнике и табаке. Рубидий и цезий содержатся в малых количествах в некоторых литиевых минералах. Среднее содержание в организме человека – 680 мг. Суточная потребность организма: 1,5 – 6 мг. При поступлении с пищей оказывает успокаивающее, противовоспалительное, противоаллергическое действие. Недостаток рубидия в организме может приводить к психическим заболеваниям. Но избыток его в организме более вреден, чем недостаток.

Тест по теме: Щелочные металлы. Приложение 4

К щелочным металлам не относится:
а) рубидий; в) калий;
б) цезий; г) медь.

Электронная формула 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 соответствует элементу:
а) литию; в) калию;
б) натрию; г) меди.

Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:

а) изменяется периодически; в) не изменяется;

б) увеличивается; г) уменьшается.

Щелочные металлы проявляют очень сильные:
а) окислительные свойства; в) восстановительные свойства;
б) амфотерные свойства; г) нейтральные свойства.

Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления:
а) +1; в) +2;
б) +3; г) +4.

К физическим свойствам щелочных металлов не относится:
а) серебристо-белые; в) хорошие электропроводники;
б) мягкие и легкие; г) тугоплавкие.

При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется: а) кислота; в) оксид и выделяется водород;
б) щелочь и выделяется водород; г) соль .

При взаимодействии кислорода со щелочными металлами оксид образуется только с:

а) литием; в) калием;
б) натрием; г) рубидием.

Щелочные металлы не взаимодействуют с:
а) неметаллами; в) водой;
б) растворами кислот; г) концентрированными кислотами.

Натрий и калий хранят в керосине или в минеральном масле, потому что они:
а) имеют резкий запах; в) легко окисляются на воздухе;
б) очень легкие; г) сильные окислители.



Ответы: 1- г 2 - в 3 - б 4 - в 5 - а 6 - г 7 - б 8 - а 9 - б 10 - в.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.