Конспект урока математики по теме «Уравнения» (6 класс)
Конспект урока математики в 6 классе по теме: «Уравнения».
Тема: Уравнения
Класс: 6
Учебник: Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С. М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин – М: «Просвещение», 2019.
Тип: урок открытия новых знаний
Цель обучения:
Создание условий для получения и осмысления учениками новых знаний о способах решения уравнений.
Цель развития:
Формирование умения самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; умения планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления.
Цель воспитания:
Формирование умения слушать и вступать в диалог; внимательности и аккуратности в вычислениях; воспитание чувства взаимопомощи, уважительного отношения к чужому мнению, культуре учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения»; познакомиться со свойствами уравнений; новым способом решения уравнений; отрабатывать умение решать уравнения.
метапредметные: извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.
самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления.
умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь!
-Готовясь к уроку, я натолкнулась на интересное высказывание «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий». Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?
-Абсолютно верно! Это высказывание будет девизом нашего сегодняшнего урока! Мы будем мыслить, рассуждать, исследовать и только так получать знания по математике!
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета. Я предлагаю провести устный счет на слух, с закрытыми глазами.
А теперь откройте тетради и на полях, на шкале успеха отметьте свой результат.
3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
-Обратите внимание на записи.
- Внимательно изучите записи и ответьте на вопросы.
На какие две группы можно их разделить?
Как можно назвать каждую из групп?
Интересна ли для нас 1 группа: выражения?
А вторая? Почему?
Так, что мы будем изучать сегодня?
Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: « Уравнения».
Эта тема является для вас новой, незнакомой?
Как вы думаете, почему мы опять будем изучать эту тему?
Какие приобретенные знания помогут нам в этом?
-Исходя из выше сказанного, давайте сформулируем цель урока.
-Итак, цель урока- познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать.
- Подумайте и ответьте на вопрос: как нам надо работать, чтобы достичь этой цели?
Для ответа на вопрос используйте слова – помощники:
Повторим...
Используем…
Узнаем…
Научимся…
Оценим…
Проверим…
Сравним…
Мне пригодится…
4. Первичное усвоение новых знаний.
-Что такое уравнение?
– Итак, уравнение – это равенство.
-А в жизни мы встречаемся с уравниванием?
– Давайте разберем такую задачу. Весы находятся в равновесии. Что произойдет, если с одной чаши весов убрать грушу?
– А что надо сделать, чтобы весы снова оказались в равновесии?
– Это свойство «весов» нам и пригодится.
- Рассмотрим следующую задачу.
-Какое уравнение можно составить по данной картинке.
-Умеете вы решать такие уравнения?
-Как?
-Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе. Давайте рассмотрим как.
-Что можно снять с каждой чаши, не нарушая равновесия?
-А какому математическому действию равносильно снятие гири?
–Какое уравнение получится в итоге?
-Давайте еще раз посмотрим на решение и попробуем объяснить, как из первого уравнения можно получить третье?
-Мы перенесли слагаемое 3 из левой части уравнения в правую, изменив его знак на противоположный.
Рассмотрим 3 задачу.
-Какое уравнение можно составить по данной картинке.
-Умеете вы решать такие уравнения?
-Давайте попробуем решить его тем же способом, как и во втором примере.
-Что можно снять с каждой чаши, не нарушая равновесия?
-Какое уравнение получится в итоге?
-Давайте еще раз посмотрим на решение и попробуем объяснить, как из первого уравнения можно получить третье?
-Мы перенесли слагаемое 2х из правой части уравнения в левую, изменив его знак на противоположный.
-А теперь попробуем сделать общий вывод. Посмотрите на слайд и вставьте пропущенные слова.
Итак, в уравнении любое слагаемое можно перенести из одной части уравнения в другую, изменив его знак на противоположный.
Работа в группах
-Теперь выясним, как решают уравнения, используя данное правило.
Я предлагаю вам выполнить следующие задания в группах:
Задание для группы 1
Решите уравнение 5х – 8 = 4 + 4х по алгоритму.
При решении уравнений принято переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой - известные числа.
В левой части уравнения подчеркните слагаемое, не содержащее неизвестную величину, а в правой части - слагаемое, содержащее неизвестную величину.
Перенесите из одной части уравнения в другую подчеркнутые слагаемые.
____________________________________________________
Упростите левую и правую части уравнения.
____________________________________________________
Ответ:____________
Составьте алгоритм решения уравнений.
-Теперь проверим, что у вас получилось. Сравните свой результат с эталоном.
-Какой алгоритм решения уравнений вы составили?
5. Физкультминутка.
-Чтобы наша работа была эффективной и производительной, давайте с вами немного отдохнём. Прошу всех встать. (выполнение зарядки)
6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний
Решить уравнения №619-620( 1,3 столбики) на доске и в тетрадях, проговаривая правила.
Решить уравнение №621(1,3 столбик) с комментариями на месте.
7. Этап рефлексии.
А теперь давайте вернемся к плану, который мы составили на урок и выясним, что мы уже успели сделать.
8. Домашнее задание.
п.3.9. №619(2,4 столбик), 620-621(2 столбик)
9. Заключительное слово
Гениальные учёные лаконично, метко и интересно говорили о значении уравнений. Я вам предлагаю высказывание Альберта Энштейна. В этом высказывании пропущены 3 слова. Догадайтесь какие.
Урок окончен, спасибо за урок.
9