Урок повторение и закрепление главы «Сложение и вычитание натуральных чисел. Уравнение» (Математика, 5 класс)
«Муниципальное казенное образовательное учреждение
Уй-Салганская основная общеобразовательная школа»
с. Уй-Салган, Ногайского района, Республики Дагестан.
Открытый урок по математике в 5 классе. По УМК Н.Я. Виленкин.
Учитель математики: Шамбилова Гульнара Абибуллаевна
Урок повторение и закрепление
главы «Сложение и вычитание натуральных чисел. Уравнение.»
Тема урока: Сложение и вычитание натуральных чисел. Уравнение.
Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний.
Цели:
Личностные: формировать навыки работы в коллективе, ответственное отношение к обучению.
Метапредметные: формировать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные: умение решать примеры на сложение и вычитание в столбик:
вспомнить свойства сложения и вычитания;
отработать умения учащихся находить периметр треугольника, прямоугольника
и квадрата, решать задачи на вычисление элементов фигуры. Решать уравнения.
Планируемые результаты: ученики повторят материал по теме «сложение и вычитание натуральных чисел. Уравнения. Угол. Многоугольники» и подготовятся к контрольной работе.
Ход урока.
Оргмомент. Здравствуйте, дети. Садитесь.
Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
Он сегодня необычный
Он для всех гостей открытый.
Что узнали, обобщим,
Что забыли, повторяем.
Наш ум и наше сердце,
Сегодня мы в работу вложим.
И все мы вместе будем
Минутой каждой дорожить.
Итак, сегодня мы с вами повторим и обобщим раздел « Сложение и вычитание натуральных чисел. Уравнение». А начать урок хочу словами французского писателя XӀX столетия Анатоля Франса « Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания , нужно поглощать их с аппетитом».
Давайте последуем совету писателя , будем активны, внимательны и поглощать знания большим желанием.
Устный счет. (Показательные карточки, вопросы)
Устный счет мы начинаем,
Быстро, быстро отвечаем.
27+11 13+25+87 4629- разложить на множители.
390-0 127+231 х+23=99, угадай Х
2+х+4 3409-3007 97-Х=33
Удвой сумму чисел 10 и 5.
К числу 13 прибавить 93.
Чему равна половина развернутого угла.
Отрезок АВ=13 см, отрезок СД на 15 см больше, чем АВ. Найдите длину отрезка СД.
Угол АВС=39, а угол СВД = 97. Чему равен угол АВД?. Хорошо. Умницы.
Работа у доски.
Сейчас мы с вами решим у доски примеры и задачи.
Решить примеры в столбик. 68 309 139 427
27 495 96 479
85 8 04 42 948
Решить задачу.
В одной ферме было 397 телят, а в другой на 145 телят больше, чем в первой. Сколько всего телят было в двух фермах?
Ӏ ферма -397 телят. 1) 397-145= 252 (телят во второй ферме)
ӀӀ ферма – ?, на 145 телят меньше ? телят. 2) 397+252=649 (телят в двух фермах)
Ответ: 649 телят.
В первый день в магазин привезли 299 кг апельсин, что на 120 кг больше, чем во второй. В третий день привезли на 99 кг больше, чем во второй. Сколько кг апельсина привезли в магазин за три дня?
Ӏ день.- 299 кг. 1) 299-120=179 кг (во второй день)
Ӏ Ӏ день – ?, на 120 кг меньше ? кг. 2) 179+99= 278 кг (в третий день)
ӀӀӀ день –?, на 99 кг. Больше 3) 299+179+278= 756 кг ( за 3 дня)
Ответ: 756 кг апельсина за три дня.
А теперь ответьте на вопросы:
Как называются числа при сложении, при вычитании?
Какие свойства сложения и вычитания мы знаем? Молодцы!
Следующее задание называется « Числовые, буквенные». На дочке висит табличка, в которй записаны числовые и буквенные выражения. Вы должны по очереди прочитать и называть, числовые они или буквенные. Я рядом в пустую коетку записываю буквы «ч» или «б»
27+31 |
|
15+с |
|
69+19-а |
|
13+(а+5) |
|
а+90+в |
|
Р=4а |
|
5с |
|
1310:(а-570) |
|
240+(х+12) |
|
Р=2(а+в) |
|
3456-(246-99) |
|
134-х |
|
Итак, какие выражения называются числовыми, а какие – буквенными.
Решим примеры.
а) 1851-(а+851)= (1851-851)-а= (1851-851)-999=1000-999=1
где а=999 .
в) (13 459+305) -1 459= (13 459-1 459)+305=12000+305=12305 (Молодцы.)
Ярмарка-распродажа. Я сегодня продавец и устраиваю ярмарку-распродажу.
А товар у меня необычный. Это - уравнения и задачи за «5» рублей, за «4» рубля и за «3» рубля ( по сложности задания). 1 рубль-1 балл.
Итак, кто хочет купить мой товар за 5 рублей? За 4 рубля? За 3 рубля?
Задания за 5 рублей.
а) (х+13)-29=147 в)(х-129)+349=245+434
б) (639-а)+127=347
г) В автобусе ехало 45 человек. После того, как на одной остановке вышли несколько человек, а другой вошли 30 человек, в автобусе стало 90 человек.
Задания за 4 рублей.
а) Юра задумал число, прибавил к нему число 127, и из полученной суммы отнял число 29 и получил число 279.
а) 12 497-х+3359+3070 в) (27-у)-45=97
б) х-995=1049
г) Реши задачу с помощью уравнения.
В бидоне было несколько литров бензина. Когда из него перелили в другой бидон 98 литров, то в там осталось 45 литров бензина.
Задания за 3 рублей.
а) х-129=0 б) у+1379=12 в) 569-а=327
Вопросы:
Как найти неизвестное слагаемое?
Как найти неизвестное уменьшаемое?
Как найти неизвестное вычитаемое? (Молодцы. Все справились с заданием)
6. Физминутка.
Вы наверное устали?
Да,да,да.
Отдахнем тогда немножко?
Да,да,да.
Ну-ка встали с места
Подтянулись.
И друг другу повернулись.
Раз. Похлопали в ладоши.
Два. Потопали на месте.
Повернулись.
На места свои присели.
Это три.
Игра «Танграм»
Итак, дальше у нас игра «Танграм». Танграм —это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).
Каждый из вас получает конверт. В конверте вы найдете разные многоугольники, из которых вы должны собрать КОШКУ. (Дети открывают конверты и работают).
Приступаем к работе.
Пока дети работают, учитель может прочитать историю игры.
( Если кто может собрать другую фигуру, то пожалуйста.)
Молодцы. А скажите, у кого дома есть кошка? Хорошо. А кто-нибудь может рассказать какую-нибудь интересную историю про свою кошку (Спасибо).
Вопросы:
Какие фигуры вы использовали?
Какие бывают треугольники?
Какие вы знаете многоугольники?
Практическое индивидуальное задание «Начерти, измерь, найди»
Домашнее творческое задание « сочинить сказку или стихотворение о геометрических фигурах»
А в следующем конверте задания для практической индивидуальной работы. Итак, достаем из конверта задания и выполняем.
1. Начертить уголь АВС=130. Проведите биссектрису ВД и найдите, чему равен угол АВД и ДВС.
2. Начертить угол АВС. Измерить его градусную меру . Определить вид угла. Раздели его на два угла.
3. Дан пятиугольник АВСДЕ. Проведите его диагонали. Измерьте длины сторон. Найдите периметр.
4. Дан треугольник. Измерьте длины сторон и найдите его периметр. Определите вид треугольника.
5. Начертите тупоугольный треугольник. Найдите его периметр.
6. Начертить прямоугольник. Найдите периметр.
7 . Начерти квадрат и найди его периметр.
Следующий этап нашего урока – это устный математический диктант «Истинно, ложно»
Я читаю предложение. Если оно верно, вы говорите – ИСТИННО, а если не верно – то ЛОЖНО. Договорились? Хорошо.
для записи натуральных чисел в математике используется 11 цифр. (Л)
в записи 13+5 первое число называется уменьшаемым. (Л).
Числа при сложении называются слагаемыми. (И)
Угол равный 39 тупой (Л)
Разность чисел 99 и 35 равно 45. (Л)
Сумма углов треугольника равна 180 .(И)
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. (И)
Выражение 39+27-а числовое.(Л)
Два прямых угла составляют развернутый угол. (И)
Треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным. (И)
Четырехугольник, у которого все стороны равны, называется квадратом.(Л)
Угол равный 130 тупой.(И)
периметр прямоугольника вычисляется по формуле Р=2(а+в). (И)
в уравнении у – 13 = 90, у =77 (И)
Молодцы!
Итоги урока. Рефлексия.
Итак, давайте дети подведем итоги урока. Надеюсь, что урок прошел с большой пользой для вас. А выразим мы свое отношение к уроку вот здесь. Возьмите ручки, подойдите сюда, прочитайте внимательно, и напишите свое имя в этих прямоугольниках. И мы узнаем, как прошел наш урок. Дети пишут свое имя.
На уроке мне понравилось, я все понял. |
На уроке мне было интересно, и я освоил все, что не понимал. |
Мне все понятно, думаю я готов(а) к контрольной работе. |
Мне было трудно, я не все понял. |
Мне не понравилось, и было не интересно. |
Было интересно, но многое осталось для меня непонятным. |
Оценки за урок.
(Карточка анализа результатов работы учащихся на уроке)
Вот и все. Вы сегодня все молодцы. Спасибо за урок. Спасибо нашим гостям, и скажем всем до свидания.
Д/З. Подготовиться к контрольной работе.
Приложение 1.
Карточка анализа результатов работы учащихся на уроке.
№ |
Ф.И. учащихся |
Устный счет |
Работа у доски. |
Числовые, буквенные |
Ярмарка-распродажа |
Танграм |
Практичесая работа. |
Устный матем. диктант |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
П риложение 2.
Приложение 3.
На уроке мне понравилось, я все понял. |
На уроке мне было интересно, и я освоил все, что не понимал. |
Мне все понятно, думаю я готов(а) к контрольной работе. |
Мне было трудно, я не все понял. |
Мне не понравилось, и было не интересно. |
Было интересно, но многое осталось для меня непонятным. |