Урок на тему «Познай себя» (5–6 классы)

3
0
Материал опубликован 8 April в группе

презентацияPPT / 5.94 Мб

/data/files/t1712570000.ppt (презентация)Театральный сценарий

«Познай себя»

Герои пьесы: 1) Гений – «парадоксов друг».

2) Здравый Смысл – откуда выносят приятное впечатление.

3) Жизненный Опыт – « сын ошибок трудных».

4) Белое Безмолвие .

5) Тридевятая Цаца.

6) Шут – ночная маска.

 

Плакат.

Пир воображенья – держите ухо востро!

 

 

Гений.

– Самое интересное в мире – это то, чего нет. Но Вас, кажется, больше интересует то, что есть. Досадно.

Здравый Смысл.

– Вы просто играете словами.

Гений.

– Милая моя, все мы просто играем словами. Но всем нам кажется, будто словами своими мы способны придавить к земле то, что существует вокруг нас. Мы уверенно говорим о чем-то: «Это имеет место быть!» А откуда у нас такая уверенность?

Жизненный Опыт.

– На самом деле никто не вправе делать холодные заявления: ведь заявлениями этими мы отделяем действительное от возможного, в то время как действительное и возможное существуют бок о бок. Вам известно что-нибудь про возможные миры?

Гений.

– А между тем, мир реальный – не более чем один из возможных миров… Но даже если Вы очень постараетесь, Вам все-таки не удастся логическим путем вывести этот реальный мир из всех возможных.

Жизненный Опыт.

– Чего же его выводить, когда он есть?

Гений.

– Так-то оно так, но все, что «имеет место быть» существует лишь постольку поскольку не существует другого. Существующее существует ценою несуществующего. А то в свою очередь, всегда находится где-нибудь поблизости, рядышком… Но вот что интересно: достаточно малейшего перекоса, малейшего перевеса одного из обстоятельств – и все сразу изменится. Пойдет по-другому. Несуществующее займет место существующего и будет существовать.

Жизненный Опыт. (Сидит на стуле)

Гений.

–Вы кто такой? По какому праву Вы здесь сидите?

Жизненный Опыт.

– Не твое дело. Ты так спрашиваешь, словно это ты создал мир, а я вроде бы проник в него без твоего ведома. Но мир создал не ты, я точно знаю. Кто такой…Никто такой, вот тебе! (запустил шишкой)

Гений.

– Откуда у Вас шишка?

Жизненный Опыт

– От сердца оторвал. Любопытный Барбаре нос в походе оторвали!

Гений.

– В комоде.

Жизненный Опыт.

– Барбара смущена. Не надо столбенеть, как будто ты услышал чушь. Ты ведь не можешь гарантировать, что в настоящий момент где-то, пусть даже далеко от нас, не находится какая-нибудь незнакомая нам Барбара. А если это так, то не исключено, что именно сейчас она чем-либо смущена. Впрочем, это тоже не твое дело.

Гений.

– Давайте все-таки познакомимся.

Жизненный Опыт.

– Обойдешься, не велика пицца! Зовут меня - Жизненный Опыт - устраивает тебя? Меня, например, не устраивает, я бы предпочел что-нибудь типа Зевса, если уж обязательно как-то называться.

Гений.

– Это, кажется, из Андерсена.

Жизненный Опыт.

– Да бог меня знает, откуда. Может, конечно, и оттуда, но вообще-то я местный, из этой Чащи всего. А вот кто я такой, убей – не знаю! Следовали бы, наверное, какие-нибудь мои особенности, вытекающие из этого обстоятельства, но никакие такие особенности мне неизвестны. У тебя что-нибудь со мной связано?

Гений.

– Ничего.

Жизненный опыт.

– Стало быть, на вопрос о том, кто я такой нет ответа. Я бы квалифицировал этот твой вопрос как праздный, а тебя – как болтуна, но мне до тебя нет никакого дела. Мне есть дело только для себя! Вот вижу я, и все время думаю: что ж я за человек такой, а?

Гений.

– Нормальный, только грубый очень.

Жизненный Опыт.

– Ума я к себе не приложу, знаю только, что таких, как я, нету больше.

Гений.

– Каждый по-своему неповторим.

Жизненный опыт.

– Ну это ты брось! Таких, например, как ты, полно. А вот я… Никак не пойму, в чем мой секрет! Всю жизнь бьюсь над собой, да бес толку.

Шут – ночная маска.

– Тс…Уровень образованности этих людей предельно низок! Подарю-ка я им большой справочник по русскому языку! Раз изволили желание быть философами, актерами, так извольте же упорно трудиться над собой и своей речью! Какой же ты философ, если не умеешь грамотно излагать свои мысли?!

Гений.

– Да что же в Вас такого необычного?

Жизненный Опыт.

– В том-то и вопрос! Я вот каждого вижу насквозь, в мельчайшей букашке прозреваю ее сущность – нет для меня никакой загадки в мире, кроме себя самого: тут-то я пас! Ну, не удивительно ли, что за всю мою долгую жизнь я ни разу – обратите внимание: ни разу не встретил никого, кто был бы точно таким же как я? Вот уж создала природа – так создала.

Гений.

– Давайте о чем-нибудь другом поговорим. Про Вас я уже, кажется, все понял. И если попробовать, ну, истолковать….

Жизненный Опыт.

– Не смей меня истолковывать! Понимаешь – и понимай себе, а истолковывать не смей! Понимать, хотя бы отчасти, - дело всех и каждого; истолковывать – дело избранных. Но я тебя не избирал меня истолковывать. Я для этого дела себя избрал. Есть такой принцип: познай себя. А такого принципа, как познай меня, - нету. Между тем, познать - это и значит истолковать. Так что отойди от меня в сторону.

Белое Безмолвие.

-Давайте знакомится, я – Белое Безмолвие!

(лицо выкрашено белилами, рыболовная сеть до пят)

Гений.

– Вы это серьезно?

Белое Безмолвие.

– Да, это имя собственное. То есть мое собственное. Но не подумайте, что у меня нет мозгов: у меня мозгов полон рот.

Шут – ночная маска.

– Я предпочитаю думать, что это была шутка…

Белое Безмолвие.

– А имя… что ж, имя – только имя: от него не требуется каким-то образом представлять своего носителя. Асимметричный дуализм языкового знака?

Гений.

– Что-о-о?

Белое Безмозглое.

– Фердинанд де Соссюр.

Гений.

– Что это значит?

Белое Безмозглое.

– А зачем вам это знать?

Гений.

– Язык страшно несовершенен. Как это говорят?

Белое Безмолвие.

– Как говорят?

Здравый Смысл.

– Порядок общения в том и состоит, что можно высказаться на языке, и тем не менее быть понятным. Это очень смешно. Ой, мне стало скучно. По-моему, это самое бессмысленное занятие на свете – объяснять. Не говоря уже о том, чтобы выслушивать объяснения.

Гений.

– А вот я благодарен каждому, кто готов объяснить мне хоть что-то , все равно что.

Шут – ночная маска.

– Кстати, совсем забыл рассказать о себе. Сейчас, пожалуй, самое время. Знаете, кто это часто бывает, вроде долго общаешься с ним, а о настоящей его стороне узнаешь в последний момент. Вот и мне скоро придется покинуть вас. Наверное, Вас я уже раздражаю своими исправлениями. Не думайте, я не ради того, чтобы похвастаться своими знаниями, поумничать. На это у меня особая причина. Дело в том, что я жил благодаря тому, что учил людей. Это мое наказание, мой бессмысленный смысл жизни! ...Глупо! Не правда ли? Но у меня не было другого выбора, кроме как беспрекословно подчиняться этому порядку. Слова питали меня, позволяли жалкому шуту жить! Поэтому, пожалуйста, я молю вас, говорите! Правильно, неправильно – не столь важно. Только достучитесь до сути этих слов! До смысла бытия! Я понял это слишком поздно. К тому же для меня эта информация была запретна. Поэтому я покидаю вас. Но не огорчайтесь. Я ухожу, поняв истинную суть наших разговоров. Угх.. Надеюсь, после моих слов мы поняли в чем заключался смысл сей прекрасной пьесы?!

Белое Безмолвие.

– Бедный, наверное, Вы ничего-ничего не знаете, а стремитесь к тому, чтобы знать все. Я встречался с такими – всегда хотелось надавать им каких-нибудь детских книжек или… мокрой сетью. Книжек у меня с собой нет, а вот… правда сеть уже высохла, так что вряд ли будет убедительно.

Гений.

– Зачем это?

Белое Безмолвие.

– Самый лучший способ объяснения. Интересно, что потом уже человек все понимает сам. И никогда больше не требует объяснений – ни по какому поводу! И не думает будто словами можно что-нибудь объяснить. У Вас были учителя?

Гений.

– Конечно, были и есть, как у всех.

Белое Безмолвие.

– Да, да, они всегда прикидываются, будто что-то объясняют.

Гений.

– Ну, не скажите.

Белое Безмолвие.

– А я вот скажу, для меня достаточно того, что при объяснении они пользуются словами: одно это гарантирует им полный провал.

Гений.

– Чем же, по-вашему, надо пользоваться при объяснении?

Белое Безмолвие.

– Мокрой сетью. Исключительно эффективно. А слова…, все суета, асимметрический дуализм языкового знака.

Гений.

– Да что этого такое?

Белое Безмолвие.

– Не злитесь, злоба – не воробей: выпустишь – не поймаешь.

Гений.

– Немедленно объясните мне про дуализм!

Здравый Смысл.

– Лингвист, швейцарец, Фердинанд де Соссюр рассматривал языковой знак, слово – как единство означающего и означаемого…т.е. формы… Внешней оболочки знака – звука – и смысла. Хватит?

Гений.

– Мало!

Здравый Смысл.

- Между формой знака и его смыслом отношения асимметричные, названия никогда не раскрывают сущность предмета, никогда не покрывают смысла.

Гений.

– Да ну Вас, я лучше к Соловью Разбойнику пойду!

Белое Безмолвие.

– К Муравью! К Муравью-разбойнику, это существенно. А что касается Соло Вия, то Соло Вий, он не тут живет. Соло Вий – это птичка такая страшная, у которой веки до земли, - она там живет, возле гиперболота инженера Гарина.

Гений.

– Возле чего?

Белое Безмолвие.

– Возле гиперболота; ну, это такое сверхболото – жуткое, туда всех затягивает! Болото болот, в общем. А названо оно в честь инженера Гарина, - я не знаю, кто это, но в его честь.

Жизненный Опыт.

– А муравей-разбойник – гроза лесов и полей. Его вообще никто никогда не видел, но все ужасно боятся.

Гений.

– Как же это – гроза лесов и полей, когда его никто не видел никогда?

Жизненный Опыт.

– Ну, как-как… Плод народного суеверия, следствие неразвитости науки… мифологическое сознание и все такое. Познать не можем… и обсуждаем, что ты прямо как маленький! Это и ежу понятно.

Гений.

– Вы же каждого видите насквозь. Почему бы тогда Вам самому не познать вашего муравья?

Жизненный Опыт.

– Насквозь вижу, ты прав. Но это если видно. А Муравья-разбойника не видно. Впрочем, я бы, может быть его все равно познал. А – такого принципа, как познай его тоже нету: я же тебе говорил, есть один принцип – познай себя.

Гений.

– Да как он хоть выглядит, этот Муравей-разбойник?

Жизненный Опыт.

– Народное воображение рисует его могучим и громадным – о 312 головах и восьми шеях, с тремя когтистыми лапами, покрытыми чешуей речных рыб. Его грудь спрятана под панцирем 587 черепах, левое брюхо обтянуто кожей бронтозавра…

Гений.

– Довольно, довольно, с народным воображением все понятно. А на самом деле он какой?

Жизненный Опыт.

– Да ты муравьев никогда не видел? Невзрачный, мелкий, букашка, одним словом.

Гений.

– Какой же смысл приписывать кому бы то ни было признаки, которыми он не обладает?

Жизненный Опыт.

– Все-таки ты зануда. И ханжа. Можно подумать, сам ты никогда не придумывал никому признаков, которыми тот не обладает. В этот же вся прелесть – видеть нечто таким, каково оно может быть на самом деле!

Гений.

– Что-то не нахожу тут особенной прелести. Во всяком случае, сам я стараюсь этого не делать.

Жизненный Опыт.

– Но ведь делаешь? Или ты никогда не был влюблен? Каждый ведь в кого-нибудь влюблен. Я даже знаю одного, который влюблен в Спящую Уродину, так вот он…

Гений.

– Боже мой, кто это?

Жизненный Опыт.

– Неважно! Он утверждает, что красивей ее нет никого на свете – полный бред! Но, кроме того, он готов поклясться, что она самая чистая и светлая душа в мире. Непонятно, когда он успел это выяснить: Спящая Уродина ни разу не проявила вообще никаких качеств, ибо все время спала как убитая. Теперь подумай о той, в которую влюблен ты!

Гений.

– Той, в которую я влюблен, я ничего не приписываю. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что внешность у нее не фонтан и ума особенного нет, и вообще…

Жизненный Опыт.

– Ты или не влюблен, или … Серьги красавицы, словно пельмени.

Гений.

– О господи, как с тобой трудно говорить!

Жизненный Опыт.

– Можно подумать, что говорить вообще просто! Я, например, не всегда понимаю, почему люди так смело берутся говорить: ведь подчас такое может подразумеваться, о чем ты ни ртом, ни ухом не ведаешь!

Гений.

Само собой ничего подразумеваться не может. Каждый отдает себе отчет в том, что он подразумевает и подразумевает ли что-нибудь вообще.

Жизненный Опыт.

– Что ты имеешь в виду?

Гений.

– Я всегда имею в виду то, что говорю.

Жизненный Опыт.

– Можно подумать, что это всегда от тебя зависит. Ты, значит, умнее Тютчева?

Гений.

– Я? Умнее Тютчева? А при чем тут Тютчев?

Жизненный Опыт.

– Тютчев сказал: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». А послушать тебя – так получается, что предугадать это очень легко. Стало быть, ты умнее Тютчева.

Гений.

– О, а это еще кто?

Тридевятая Цаца.

Тридевятая Цаца.

– Ну, как я Вам?

Гений.

– Потрясающе! А зачем все это?

Тридевятая Цаца.

– Вы о моей одежде? Многие интересуются, но ведь каждый должен быть во что-то одет.

Гений.

– Конечно. Странно только, что костюм у Вас надет на платье.

Тридевятая Цаца.

– Странно. Я вообще странная. Поговорите со мной , тоже будете странным!

Гений.

– Зачем?

Тридевятая Цаца.

– Да так! Странно, что я так ответила?

Гений.

– Очень!

Тридевятая Цаца.

– А знаете ли Вы, что я вообще-то – оптический обман?

Гений.

– Что Вы имеете в виду?

Тридевятая Цаца.

– Ах, да ничего! Странно, правда? Между тем, в данный момент я нахожусь от Вас за тридевять земель. Это очень далеко.

Гений.

– Но Вы же тут!

Тридевятая Цаца.

– Да ничего подобного! Если бы я была тут, Вы бы вообще меня не увидели. Дело в том, что я у меня есть одна страсть – уменьшаться по мере приближения, и наоборот. Я люблю нарушать законы перспективы. Судя по тому, что я сейчас Вашего роста, я где-то не совсем вблизи. Впрочем, вы можете потрогать меня: уверяю Вас, Вы ничего не почувствуете…Ой-й-й!

Гений.

– Вы же сами предложили мне потрогать Вас. Вообще-то Вы существуете.

Тридевятая Цаца.

– Я существую. Но я с этим не согласна. Мур-р-р… Ведь я не дана в чувственном опыте. Наоборот, я – обман чувств. Вы знакомы со Смежной Королевой? Что Вы о ней скажете?

Гений.

– О ней ничего определенно не скажешь.

Тридевятая Цаца.

– Это потому, что Вы, наверное, смотрели то на одну, то на другую ее половину, а так оно сбивает… На самом деле, она ничем не отличается от прочих – по внешности, я имею в виду: заурядная в общем-то внешность. Но это, в сущности. А Вы, должно быть, не умеете видеть в сущности – и видите две половины… Значит, Вам будет трудно со мной: я ведь вся не такая, какой кажусь в реальном мире. Собственно говоря, меня нет в реальном мире: я нахожусь в возможном мире. Смежная Королева – та все-таки пограничное явление, а я…я вообще за границей понимания – адекватного понимания, я имею в виду.

Гений.

– Вы – галлюцинация?

Тридевятая Цаца.

– Фи! Галлюцинация! ... Я – обман чувств, говорю же! Скорее уж иллюзия, чем галлюцинация.

Гений.

– Не вижу разницы!

Тридевятая Цаца.

– Ни одной? Галлюцинация и иллюзия – это две разницы, причем большие! При галлюцинациях объекта нет в действительности. А при иллюзии объект есть – вот он! Но воспринимается он ложно. Впрочем, меня не обязательно считать иллюзией. Меня можно считать кофемолкой или Эйфелевой башней… А? Как я Вам – в качестве кофемолки?

Гений.

– Не очень.

Тридевятая Цаца.

– Ну и зря. Увидеть во мне кофемолку Вам мешает знание языка. Если бы значение слова «кофемолка» не было известно Вам, Вы легко согласились бы считать кофемолкой меня. Ой, ну вы недалё-ё-ёкий! Видела я недалеких, сама не слишком далекая – всего каких-то тридевять земель, но Вы уж такой недалекий…Никогда не выдам Вам Аттестат Странности.

Гений.

– Я и аттестатом зрелости обойдусь!

Тридевятая Цаца.

– Так я и подумала! Едва лишь увидев Вас, я решила: этот обойдется аттестатом зрелости. Стало быть, милый мой… что же Вам сказать? Никогда не ходите в театр. Дальняя смысловая перспектива для Вас закрыта навеки.

Шут – ночная маска.

Хватит друзья, пора завершать спектакль, мы не прощаемся, а говорим вам – до следующих встреч!


 

 

11

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.