12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Агафонова Анастасия Андреевна752
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск

Видео о выборе профессии
MP4 / 88.89 Мб

/data/files/b1592991291.mp4 (Видео о выборе профессии)


Текст
DOCX / 14.01 Кб

/data/files/q1592991322.docx (Текст)


Презентация
PPTX / 90.5 Мб

/data/files/t1592991387.pptx (Презентация)


Критерии оценивания
DOCX / 21.41 Кб

/data/files/z1592991411.docx (Критерии оценивания)Русский язык 10 класс

Урок – практикум по написанию сочинения-рассуждения по тексту

Е. Топилиной «Выбор профессии» (задание 27 ЕГЭ)

Цели урока:

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

2) способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

 


Ход урока


I. Организационный момент. Мотивация к деятельности

-Здравствуйте. Сегодня мы с Вами будем говорить об очень интересной, а главное актуальной для Вас теме, а чтобы понять о какой, обратите внимание на экран.

ПРОСМОТР ВИДЕО О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ


- О чём мы будем говорить сегодня на уроке, как Вы поняли? (О выборе профессии).

- Трудно ли выбрать профессию? Аргументируйте своё мнение.

- Мне очень понравились Ваши размышления, но пока что они, на мой взгляд, несколько разрознены. А какой вид письменной работы, представляющий собой изложение мыслей и чувств по заданной теме, помог бы Вам логично выстроить рассуждение? (Сочинение-рассуждение).

- Как думаете, чем мы займемся сегодня на уроке? (Будем писать сочинение-рассуждение). О чём? (О выборе профессии).

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. Урок – практикум по написанию сочинения-рассуждения по тексту Е. Топилиной «Выбор профессии» (задание 27 ЕГЭ).


II. Актуализация знаний

- Что же такое сочинение? (Это текст).

- Что такое текст? (Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически).

- В чем особенности структуры сочинения – рассуждения? (Сочинение – рассуждение строится по определенному принципу: Тезис. Аргументы. Вывод).

- Значит, наше сочинение будет иметь такую же композицию. Однако, поскольку мы работаем с сочинением в формате ЕГЭ, мы будем также ориентироваться на критерии его оценивания.

- Перед вами критерии проверки сочинения. Вклейте их в тетрадь, они пригодятся Вам в течение урока и при выполнении домашнего задания. Опираясь на них, расскажите о структуре сочинения - рассуждения на основе исходного текста. (Примерный план сочинения - рассуждения выглядит следующим образом: вступление+проблема текста, комментарий к проблеме (только текстуальный), позиция автора, согласие/несогласие (корректное) с автором, аргументация собственного мнения, вывод).


III. Основная часть урока

- С чего начинается работа над сочинением-рассуждением? Чего нам не хватает, чтобы начать писать сочинение? (С прочтения текста).

- Сегодня мы будем работать с текстом Е.Топилиной – публициста, психолога, который называется «Выбор профессии». Прослушаем его. Ксении слово (Кудрявцева Ксения выразительно читает текст классу). Во время прослушивая я попрошу выделить Вас ключевые слова текста.


Выбор профессии - дело серьезное

                                                                      Если человек не знает, к какой пристани он держит       

                                                            путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

       Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или овощное рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

       Так, девушка с детства мечтала поступить в юридическую академию и работать следователем. Желание исполнилось. Обучение в институте – сплошное удовольствие: интересные предметы, предвкушение увлекательной и неординарной работы, да и милицейская форма ей к лицу. Ближе к окончанию академии девушку стали посещать мысли о создании семьи, рождении детей. Надо сказать, что без гармоничной и благополучной семьи свою жизнь она также не представляла. Однако профессия следователя предполагает ненормированный и напряжённый рабочий день, нередки ночные выезды, неотложные командировки. Естественно, что времени на семью не хватает. В такой ситуации неизбежно возникло противоречие между двумя жизненными целями. Конечно, это не означает, что все следователи, геологи, капитаны дальнего плавания вынуждены постоянно «разрываться» между работой и семьёй. Однако, выбирая профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности. Тогда он сможет найти компромисс, а в результате и «овцы будут целы, и волки сыты».

       Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой – взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели?

                                                                    Е.Топилина – публицист, психолог


- Обратите внимание на эпиграф к тексту. Кому он принадлежит? Кто такой Сенека? Как Вы понимаете его высказывание? (Римский философ, поэт, государственный деятель. Если человек не знает, к какой цели он идет, чего хочет, то никакая помощь ему не будет полезной).

- Опираясь на ключевые слова, которые Вы выделили, определите основную мысль, то есть зачем написан текст? О чем он должен заставить нас задуматься? Запишите свой ответ в виде законченного предложения). (Е. Томилина считает, что выбор профессии – это один из самых сложных выборов в жизни человека, нужно делать его осознанно, учитывая все плюсы и минусы профессии. Стать счастливым человеком можно только гармонично сочетая профессиональные и другие жизненные цеди).

- Определите, какие проблемы выделяет, автор текста? Сформулируйте их тезисно (первая проблема: проблема выбора профессии вторая проблема: места профессии в жизни человека)

- Запишите эти вопросы, которые и будут проблемами текста.

- Давайте напишем вступление. Какие два варианта мы обычно используем для написания вступления? Простой вариант? (Е. Топилина – публицист, психолог, выдающийся мастер слова поднимает в тексте проблему выбора профессии). Сложный вариант? (Что такое выбор профессии? Почему его трудно сделать? / Что нужно учитывать при выборе профессии, чтобы быть счастливым всю жизнь? Именно над этими вопросами размышляет в своем тексте Е. Топилина – публицист, психолог, выдающийся матер слова).

- Хорошо. Сформулируем проблему во вступлении в виде риторического вопроса, запишем её в тетрадь, причём юношей я попрошу работать с первой проблемой, а девушек – со второй. Даю 3 минуты записать вступление.

- Согласно критериям, далее следует написать комментарий - это рассуждение, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно Вы понимаете проблему. Иначе говоря, комментарий должен показать, насколько правильно Вы поняли текст.

- Давайте это проверим. Как Вы поняли из текста, для человека важен только сам выбор профессии, то есть кем ему быть: химиком, электриком, балериной, следователем, или важно и место выбранной профессии в жизни? Почему? (Доп. Может ли выбранная профессия мешать другим жизненным ценностям и планам человека?) (Важен и выбор конкретной профессии, и место выбранной профессии в жизни, потому что, если человек, например, не готов много времени уделять выбранной профессии, а ему придётся это делать, и он будет несчастлив).

- Докажите строчками из текса (Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать).

- Приведите пример из текста, доказывающий, что выбранная профессия может мешать другим жизненным планам человека (Девушка решила стать следователем, но эта профессия предполагает ненормированный рабочий график, что неизбежно приведет к проблемам в семье).

- Как можно избежать противоречия между двумя жизненными целями: работой и семьей? (Доп. Какую профессию нужно выбирать, чтобы была гармония между работой и семьей в жизни человека? (Нужно выбирать такую профессию, чтобы хватало времени на всё, что человеку важно в жизни).

- В какой части текста подводится итог всему вышесказанному, нравственный урок, который автор нам хочет преподнести? (В последнем абзаце).

- Какой вывод Вы можете сделать для себя относительно выбора профессии? Обратите внимание на последний абзац текста) (Доп. Как нужно выбирать профессию?) (Профессию нужно выбирать с умом, учитывая, чем хочешь заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию, обращаясь внутрь себя, учитывать, насколько ты готов преодолевать препятствия для достижения цели?).


- Ребята, вы большие молодцы. Демонстрируете очень взрослые размышления, которые пригодятся Вам для написания комментария. Как можно начать комментарий? (Автор обращает наше внимание на… Автор заставляет нас задумать о…).

- Видно, что по собственному опыту вы знаете, что написать его достаточно сложно. Но, отвечая на следующие вопросы, можно построить его довольно удачно:

- Как, на каком материале автор раскрывает проблему? Автор рассматривает проблему на примере из собственной жизни или литературного героя? Путём сопоставления или сравнения чего-то или кого-то, акцентируя внимание на причинах порока или способах борьбы и т.д.?

- Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

- В течение 5 минут я попрошу Вас, опираясь на эти вопросы, написать комментарий по Вашей проблеме.

- Посмотрим, что у Вас получилось. (Один юноша читает, одна девушка).

- Теперь давайте вспомним, что такое авторская позиция? (Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме).

- Запомните, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, позиция автора и проблема связаны теснейшим образом и должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, то логика мысли в сочинении нарушена.

- Сформулируйте авторскую позицию в течение 2 минут. С каких слов Вы начнете? (Автор считает, что…).

- Посмотрим, что у Вас получилось. (Один юноша читает, одна девушка).

- Что мы обычно формулируем после авторской позиции? (Согласие/несогласие (корректное) с автором, аргументацию собственного мнения). 3 минуты для формулировки аргументированного согласия или несогласия с автором текста, основанном на Вашем жизненном опыте.

- Кто готов поделиться с нами своим аргументированным мнением? (Один юноша читает, одна девушка).

- В итоге еще раз хотелось бы напомнить: завершить свое сочинение нужно 1-2 предложениями по поводу размышлений над данной проблемой, только продумать его необходимо тщательно, все взвесив, чтобы не испортить ощущение от всей проделанной вами работы! Ввести заключение в текст помогут следующие типовые конструкции: В итоге я хочу сказать… В заключение важно отметить… Таким образом… или Итак… 3 минуты на формулировку вывода.

IV. Рефлексия

- Итак, Вы написали сочинение в формате ЕГЭ. Каковы особенности композиции этого сочинения? (Из каких частей оно состоит?)

- Какая из частей сочинения Вам кажется самой трудной? Над чем необходимо продолжить работу?

- Трудно ли все-таки выбрать профессию? Почему? Что нужно учитывать, чтобы выбрать подходящую для себя профессию? С чего мы с Вами можем начать уже сегодня, чтобы выбрать для себя правильную, подходящую профессию?

V. Домашнее задание.

- Дома я предлагаю Вам попробовать себя в профессии экзаменаторов-экспертов, проверяющих сочинение. Вам нужно будут проверить сочинение одноклассника, выставить баллы по критериям оценивания. Обменяетесь после урока тетрадями.

- Также Вам нужно будет пройти дома небольшой Тест на определение профориентации. Мы используем результаты, полученные Вами, при написании другого сочинения по схожей проблеме, рассмотренной нами на уроке.

- Спасибо за работу на уроке. Оценки за урок…..

- До свидания.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Сафонова Елена Валерьевна, 18.08.20 в 13:27 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!

Федяева Татьяна Геннадьевна, 19.08.20 в 00:47 0Ответить Пожаловаться
Анастасия Андреевна! С ПОБЕДОЙ! Успехов вам в деятельности!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.