Урок-практикум с элементами системно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке географии в 5 классе «Первое кругосветное плавание»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени В. Чикмезова
муниципального образования Кореновский район
УРОК - ПРАКТИКУМ
С ЭЛЕМЕНТАМИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ
В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«ПЕРВОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ»
(В РАМКАХ ФГОС)
Выполнила:
Баблиян Анаит Гагиковна,
учитель географии
2016 год.
Системно-деятельностный подход к обучению школьников в системе ФГОС второго поколения по географии.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Задача учителя, включить ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения знаниями. Известно, что формирование любых личностных умений, способностей – возможно лишь в деятельности.
Как справедливо заметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик легко включается в любую деятельность, если это нужно ему. А учителю необходимо создать такие условия, при которых познавательный интерес учащихся был бы направлен на достижение конкретного результата. Ученик включается в деятельность только при проявлении мотива участвовать в ней.
Реализуя на практике ФГОС второго поколения, я, столкнулась с трудностями обусловленными низкой мотивацией отдельных учащихся на предмет «открытия» новых знаний, активности в учебной деятельности. Решением этого вопроса является использование активных средств формирования УУД на уроке. География является не только учебным предметом, но и возможностью в реальной жизни сопоставить теоретические знания с практикой. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации и формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Это познание мира через деятельность, смысл которого заключается в том, что ребенок, добывает знания, реализуя исследовательский подход на практике в процессе своего труда.
Ученики учатся сравнивать явления, процессы, анализировать различные точки зрения, обобщать и делать выводы на основании текста учебника, карт атласа, статистических материалов. Активизируется мыслительная деятельность детей.
Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время дает возможность реализовать потребности учащихся через проектную деятельность, уроки - практикумы, технологию проведения «Круглого стола», «Мозгового штурма». Дискуссия и дебаты в старших классах, диалог в среднем звене – это эффективные инструменты проявления умений отстаивать свои убеждения, приводить нужные факты и аргументы.
На уроках географии в 5-6 классах использую технологию моделирования. Выполнение модели изменяет ситуацию на уроке. Активно работает весь класс, даже учащиеся с низкими способностями. Моделирование – это один из приемов самостоятельного приобретения знаний. Синхронное моделирование определяет эвристическую функцию и служит средством познания изучаемых географических открытий, объектов, дает возможность решения проблемных ситуаций и способствует формированию творчества у учащихся, что является основой познания новых знаний, « Мне это интересно, поэтому я хочу это знать»!
Например, в 5 классе этап «Знаю» предполагает работу в паре:
«Что я знаю о теме урока»?;
«Хочу узнать» - формулирование цели.;
«Узнал» - получение новой информации;
«Научился и могу научить других» - осознание результативности деятельности.
Большое значение на своих уроках уделяю работе с текстом. Текст – это основная составляющая любого предмета. Каждому ученику в тетрадь вклеиваю памятку по работе с текстом. Прием составления плана позволяет учащимся глубоко осмыслить и понять текст, найти в нем главные или ключевые слова, которые являются основой для восприятия информации. Прием комментирования прочитанного представляет собой самостоятельное рассуждение, где ученик учится анализировать, делать выводы.
В своей практике использую элементы технологии групповой деятельности. Групповую форму работы применяю при проведении практических работ. Роли в группе распределяются учащимися самостоятельно. Провожу групповой опрос при повторении и закреплении материала. Ответ ученика могут дополнять и совместно оценивать все члены группы. Таким образом, создается продукт совместного труда.
Системно-деятельностный подход основанный на формировании универсальных учебных действий дает возможность ученику овладеть способами деятельности в соответствии с собственными интересами и возможностями.
1. Проблемно-диалогическое обучение: общая характеристика
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае, педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не пони- мать то, до чего додумался лично.
Технологическая карта урока географии
Предмет | География |
Класс | 5-а класс |
Дата | |
Тип урока | Урок формирования умений и навыков (урок-практикум) |
Технология построения урока | Технология проблемно-диалогического обучения |
Тема | Первое кругосветное плавание. |
Цель | Познакомить учащихся с историей первого кругосветного плавания и научить оценивать его научное значение |
Задачи | Общеобразовательная: формирование представлений о возможности совершения и географических следствиях первого кругосветного путешествия Развивающая: развивать умение работать с картой, с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности. Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения, чувство любви к Родине. |
Основные термины, понятия, географическая номенклатура | Кругосветное плавание (путешествие), Карибское море, Северная и Центральная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, Южная Америка, Южное море (Тихий океан), Пролив всех Святых (Магелланов пролив), Филиппинские острова, Хуан Себастьян Элькано. |
Таблица № 2
Планируемый результат | |
Основная образовательная идея Метапредметные умения Предметные умения
| Изучение поверхности Земли – результат героических усилий многих поколений людей. Метапредметные умения ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения Умение объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. Умение определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. |
Таблица № 3
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы: |
Фронтальная Работа в группах Индивидуальная (работа на картах) | Рабочая тетрадь, учебник, атласы, контурные карты, «Физическая карта мира» -настенная карта (фишки) Бортовой журнал (маршрутный лист) сайт «Первое кругосветное плавание». Технические средства обучения: Компьютер Медиапроектор |
Таблица № 4
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Вызов | Установить тематическую рамку («могу») Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо») Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу») |
Осмысление | Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки |
Рефлексия | Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона Формировать адекватную оценку правильности результатов действия Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||
вызов | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию ЛичностныеУУД: -осознание ценности географичес- ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: - актуализация и систематизация знаний о выдающихся географических открытиях и путешествиях, а так же их влияние на развитие географических знаний.
| Создание проблемной ситуации и актуализации знаний? (с глобусом в руках) (прием: побуждающий диалог) 1. Вспомните, какие представления о форме Земли существовали у людей в древности? 2. Как эти представления изменились в античную эпоху развития географических знаний и кто из ученых Древней Греции определил, что земля имеет форму шара? (учащимся предлагается мысленно вернуться в эпоху Великих географических открытий) 3. Что же заставило Ф.Магеллана отправиться в первое в истории кругосветное путешествие? Как доказать что Земля круглая???
4. Как же происходило это героическое путешествие? (решение проблемной ситуации) Только отправиться в путешествие, которое длилось почти три года? Учитель предлагает отправиться в путешествие. | Вспоминают (ранее изученный материал), какие были представления о Земле в античное время: ученые Эратосфен, Пифагор, Аристотель, выдвигают их гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос. (Как доказать, что Земля круглая? Только отправиться в путешествие!!!) Класс разделен на пять команд (заранее готовые столы). На пяти кораблях, как и начиналось путешествие Ф.Магеллана: 1 команда на корабле «Тринидад»; 2 команда на корабле «Виктория»; 3 команда на корабле «Санто-Антонио» 4 команда на корабле «Консепсион» 5 команда на корабле «Сант-Яго»
20 октября 1519 г. В добрый путь, ДРУЗЬЯ! Участники команд изучают путешествие Ф.Магеллана, заполняют бортовой журнал и наносят его на контурную карту, подписывают все географические объекты по мере следования. (географической информацией служат: учебник, атлас, энциклопедия, дополнительный материал (с Интернета) Предоставляют отчеты команд. | ||||||||||||||||||||||
Осмыс-ление | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, - управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: - учебно-познавательный интерес, - самоопределение, самосознание. Предметные УУД: - объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. - определять причины и следствия географических путешествий и открытий. - определять и показывать на карте маршруты путешествий. - наносить на контурную карту маршрут путешествия экспедиции Фернана Магеллана. - выяснять причины организации кругосветного плавания. - составлять описание жизни и деятельности Ф. Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано. | Тема: Первое кругосветное плавание Цель: познакомиться с историей первого кругосветного плавания. Задание 1. Используя учебник §14, энциклопедию, атлас и выдержки из Интернета, заполните данную таблицу:
Задание 2. Используя атлас, текст учебника нанесите маршрут и подпишите географические объекты по пути следования Ф.Магеллана на контурной карте. | Работа в группах: учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы и работают с картой. При ответе (у доски) красными фишками на «Физической карте мира» отмечают географические объекты первого кругосветного плавания Результаты работы демонстрирую на «Физической карте мира» с фишками |
Таблица № 5
Технология изучения
Рефлек-сия | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности, - выстраивание логической цепочки рассуждения; - рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. ЛичностныеУУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные результаты: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий и влияние путешествий на развитие географических знаний; - объяснять значение понятий и географической номенклатуры: Кругосветное плавание (путешествие), Карибское море, Северная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, Южная Америка,, Южное море (Тихий океан), Пролив всех Святых (Магелланов пролив), Филиппинс- кие острова, Хуан Себастьян Элькано. -Определять приоритет совершения первого кругосвет-ного путешествия. | Организует рефлексию. 1) Итак, ребята, ваше воображаемое кругосветное путешествие по следам Ф.Магеллана закончилось. Давайте подведем итоги. Что вы узнали? (учащиеся представляю свои отчеты) 2) Кто же такой Ф.Магеллан? (краткая биография + партрет путешественника) 3) Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов. 1. Планета Земля имеет форму: а) шара б) эллипсоида в) овала 2. По своему происхождению Фернан Магеллан был: а) португальцем б) испанцем в) итальянцем 3. Экспедиция Ф.Магеллана совершила: а) первое путешествие в Америку б) первое кругосветное плавание в) первое путешествие в Азию 4. Одним из открытий экспедиции Ф.Магеллана было: а) открытие пролива, соединяющего Атлантический и Тихий океаны б) открытие южной оконечности Африки в) открытие морского пути в Индию 5. Фернан Магеллан не смог закончить первое кругосветное плавание из-за того, что: а) погиб в морском сражении б) погиб в схватке с островитянами в) остался жить на одном из островов Тихого океана 6. Перечислите океаны Земли в порядке их пересечения экспедицией Ф.Магеллана: а) Тихий б) Атлантический в) Индийский 7. Установите соответствие, между современным и прежним названием географических объектов: 1) Тихий океан А. Геркулесовы столбы 2) Магелланов пролив Б. Южное море 3) Гибралтарский пролив В. Пролив Всех Святых Взаимопроверка. обмениваются выполненными тестовыми заданиями) Проверьте знания своих одноклассников по образцу. Оцените их ответ. Семь правильных ответов – оценка «5» Шесть-пять правильных ответов – оценка «4» Четыре правильных ответа – оценка «3» Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме. Итоговая оценка: 4) Организует процедуру взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму 5) Учитель в заключении предлагает проанализировать высказывание о географических путешествиях (на экране) «Ни одной науке не давались так сложно знания как географии, и если на карту положить ладонь, то на ней наверняка останутся могилы героев!» 6) Итог урока. Учитель дает домашнее задание проводит инструктаж по его выполнению.
7) А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. | 1) Отвечает один уч-ся с опережающим задание о Ф. Магеллане (презентация) /остальные учащиеся слушают/ 2) Учащиеся представляют свои отчеты экспедиций и при ответе у доски красными фишками на «Физической карте мира» отмечают географические объекты первого кругосветного плавания. Слушают, анализируют. Отвечают на вопросы. Выполняют тест Осуществляют процедуру взаимопроверки и взаимооценки учебной деятельности и своих товарищей на уроке Слушают, анализируют. Проверяют, озвучивают оценки Слушают, анализируют Домашнее задание. Повторить материал § 14, ответить на вопросы на стр. 74, в рабочей тетради выполнить задание «Тематический практикум», «Картографический практикум» стр.52-54 Пример синквейна с урока: Урок географии Познавательный и занимательный Путешествовали, искали, узнавали Быстро прошел урок. Здорово! |