Урок русского языка в 5 классе «Правописание о-ё после шипящих в корне слова»
ПЛАН_КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Тема: «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова»
Цель: познакомить учащихся с правописанием О и Ё после шипящих в корне слова, сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих в корне слова, развивать орфографическую зоркость, воспитывать интерес к изучению предмета.
Ход урока
1 Орг. Момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И урок сейчас начнем.
Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте хорошего дня, рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое
2 Фронтальный опрос
-Какая наука о языке называется орфографией?
-Что называется орфограммой?
-Какие мы с вами изучили орфограммы? Приведите примеры.
3 Актуализация прежних знаний
Лексическая сказка «Капризные шипящие»
-Ребята, поднимите руки те, кто любит сказки. А какие сказки вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке, то есть лингвистические сказки?
Именно с такой сказкой я хочу вас познакомить. Называется она «Капризные шипящие».
В некотором царстве, в некотором государстве дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.
- А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ.)
С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.:
ШЁЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК.
Тсс… слышите, что говорят шипящие?
- Осторож-ж-но! Мы – ш-шшипящ- щ-щие!
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О правописании букв О и Ё после шипящих.)
4 Формулирование темы урока. Целеполагание
5 Изучение нового материала
5.1 .Ответьте на вопросы:
Как называется:
А) место соединения сшитых кусков ткани? (ШОВ)
Б) плод дуба? (ЖЁЛУДЬ)
В) очень тихий разговор? (ШЁПОТ)
Г) короткие брюки? (ШОРТЫ)
Д) ею делают прическу (РАСЧЁСКА)
Записать слова:
ш-в ж-лудь ш-рты ш-пот
-Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие.)
- Какой звук слышится после шипящих? (Звук О.)
-Что такое морфема? Какие бывают виды морфем? (Морфема – это наименьшая единица языка. Приставка, окончание, корень, суффикс, основа, постфикс)
-Поставьте ударение и посмотрите на какую морфему оно падает (на корень)
- О/е после шипящих может быть в корне, суффиксе и окончании, но об этом мы поговорим на следующих уроках.
- Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё (Звук О па письме может передаваться буквами О и Ё.) Можно ли ориентироваться на произношение?
-Чтобы узнать какую правильную букву писать, подберем проверочные слова:
Ш…пот – шептать, ж…лудь – желуда, расч…ска – чесать
Ш…в - …., ш…рты - ….., Слова исключения
Шоколад, шофер, крыжовник, шов, шоссе, обжора, шорник, капюшон, жокей, чащоба, шорох, чопорный, трущоба
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Шо́рник – тот, кто делает изделия из кожи для упряжи лошадей
Жоке́й – наездник на скачках
Чо́порный – чрезмерно строгий в поведении, в соблюдении приличий
Трущо́ба – труднопроходимое место, грязное и тесное ветхое здание или жильё.
Орфоэпическая минутка
-Ребята, а сейчас давайте составим предложение с одним из слов-исключений
Он очень хороший жокей.
Чопорный человек всегда будет оставаться при своем мнении
Это была настоящая трущоба: грязь, покосившиеся домишки, неприятный запах, плесень
Для этого я нашёл шорника в маленьком городке, через который мы проезжали.
5. 2 Формулирование правила. Составление опорного конспекта.
- Глядя на подобранные нами слова, можно ли сделать вывод о написании буквы Е в корне слова после шипящих?
Вывод: буква Ё в корне слова под ударением пишется, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е.
В словах шов, шорты пишется буква О.
Вывод: буква о в корне слова в словах- исключениях после шипящих пишется в словах…. шов, шорты .
Мы высказали предположение. Проверим его, прочитав учебник.
5.3 Работа с учебником
Чтение теоретического материала СТ. 49.
Ж жёлудь (желудёвый)
Ш шёлк (шелка)
Щ Ё щёчка (щеки)
Ч чёрточка (черта)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Прослушайте сейчас небольшие звуки природы закрытыми глазами.
Словесное рисование.
-Опишите, какую картину вы увидели. Какие ощущения испытали?
6 Закрепление
На доске записаны слова:
Объяснить написание буквы в корне слова после шипящей.
щ-ки, ж-лтый, деш-вый, реш-тка, печ-нка, капюш-н, ш-рох, ш-лк, ч-порный, уч…ный, пч…лы, ш…колад.
Игра «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ» (Устно)
ЖЁЛТЫЙ, ЧЁРНЫЙ, ЩЁТКА, ШОВ. (Шов)
ЩЁКИ. КРЫЖОВНИК, ШОМПОЛ, ШОРОХ. (Щёки)
ЖОНГЛЁР, РЕШЁТКА, ШОССЕ, ШОКОЛАД. (Решётка)
ЧЕРТИТЬ, ЧЕРНЕТЬ, ШОРТЫ, ЧЕЛНОК. (Шорты)
- Докажите, почему эти слова лишние.
3) Творческий диктант. «Узнай слово».
Слова называют, записывают в тетрадь, обозначают орфограмму, комментируют написание.
Бетонированная дорога (шоссе),
сказочный персонаж с рожками (черт),
водитель машины (шофер),
сладкая плитка (шоколад),
лицо, руководящее оркестром (дирижер),
профессиональный наездник на скачках (жокей).
4). «Назови ласково слово» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом), составь с ним словосочетание и запиши.
Шека- щёчка
Пчела- пчёлка
Шерсть-шёрстка
Черта- чёрточка
Жердь- жёрдочка
5) Списать, исправив ошибки (слабые учащиеся)
Автомобиль движется по шёссе. За рулём опытный шофёр в чорном пиджаке. С ним рядом в машине жёнглёр с короткой чолкой.
6 Творческое задание.(сильные учащиеся).
- Составьте небольшой текст (3-4 предложения), используя предложенные слова (письменно).
Крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты, шёлковый, шёл.
7 «Лови ошибку»
В каких словах допущена ошибка, исправьте ее.
1 вариант
Жолтый, решотка, черный, жоглер.
2 вариант
Жокей, шорох, капюшён, шопот.
8) Самостоятельная работа.
Запиши словосочетания, обозначь орфограмму.
Ч….рствый хлеб, испугаться ш….роха, ровный ш…в, ж…лтый клен, сладкий крыж…вник, ш….лковый галстук.
7 Подведение итогов.
-Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?
- Чему научились?
-Вернитесь к нашей цели. Удалось ли нам их достичь?
8 Рефлексия
А теперь мы с вами создадим свое дерево. Каждый из вас возьмет листочек (на партах бумага в форме листа дерева). Кому понравилось на уроке, кто уходит довольный, прикрепите красные и жёлтые цветочки. Кому не понравилось, он огорчён – прикрепите зелёный и синий цветочек.
9 Д.З.
Напишите сочинение-миниатюру на тему «В саду». Используйте, по возможности, следующие слова: шорох, шепот, крыжовник, чёрный, жёсткий, решётка, жёлтый, тяжелый, шелковый. (V 9-10 б.)
Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в алфавитном порядке. Выделите корень. С выделенными словами составьте словосочетания. 3-4 предложения (IV, 7- 8 б.)
Реш..тка, защ..лка, ш..лк, ж..рнов, пш..нка, беч..вка, щ..голь, ш..рты, ж..кей, трущ..ба, ч..рточка, пч..лы, деш..вый.
УПР. 81 (списать, вставить пропущенные буквы)
Волкова Светлана Ивановна