Урок русского языка в 5 классе «Правописание о-ё после шипящих в корне слова»

3
1
Материал опубликован 28 May 2020

ПЛАН_КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема: «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова»

Цель: познакомить учащихся с правописанием О и Ё после шипящих в корне слова, сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих в корне слова, развивать орфографическую зоркость, воспитывать интерес к изучению предмета.

Ход урока

1 Орг. Момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И урок сейчас начнем.

Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте хорошего дня, рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое

2 Фронтальный опрос

-Какая наука о языке называется орфографией?

-Что называется орфограммой?

-Какие мы с вами изучили орфограммы? Приведите примеры.

3 Актуализация прежних знаний

Лексическая сказка «Капризные шипящие»

-Ребята, поднимите руки те, кто любит сказки. А какие сказки вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке, то есть лингвистические сказки?

Именно с такой сказкой я хочу вас познакомить. Называется она «Капризные шипящие».

В некотором царстве, в некотором государстве дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.

- А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ.)

С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.:
ШЁЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК.

Тсс… слышите, что говорят шипящие?

- Осторож-ж-но! Мы – ш-шшипящ- щ-щие!

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? правописании букв О и Ё после шипящих.)

4 Формулирование темы урока. Целеполагание

5 Изучение нового материала

5.1 .Ответьте на вопросы:

Как называется:

А) место соединения сшитых кусков ткани? (ШОВ)

Б) плод дуба? (ЖЁЛУДЬ)

В) очень тихий разговор? (ШЁПОТ)

Г) короткие брюки? (ШОРТЫ)

Д) ею делают прическу (РАСЧЁСКА)

Записать слова:

ш-в ж-лудь ш-рты ш-пот

-Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие.)

- Какой звук слышится после шипящих? (Звук О.)

-Что такое морфема? Какие бывают виды морфем? (Морфема – это наименьшая единица языка. Приставка, окончание, корень, суффикс, основа, постфикс)

-Поставьте ударение и посмотрите на какую морфему оно падает (на корень)

- О/е после шипящих может быть в корне, суффиксе и окончании, но об этом мы поговорим на следующих уроках.

- Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё (Звук О па письме может передаваться буквами О и Ё.) Можно ли ориентироваться на произношение?

-Чтобы узнать какую правильную букву писать, подберем проверочные слова:

Ш…пот – шептать, ж…лудь – желуда, расч…ска – чесать

Ш…в - …., ш…рты - ….., Слова исключения

Шоколад, шофер, крыжовник, шов, шоссе, обжора, шорник, капюшон, жокей, чащоба, шорох, чопорный, трущоба

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Шо́рник – тот, кто делает изделия из кожи для упряжи лошадей

Жоке́й – наездник на скачках

Чо́порный – чрезмерно строгий в поведении, в соблюдении приличий

Трущо́ба – труднопроходимое место, грязное и тесное ветхое здание или жильё.

Орфоэпическая минутка

-Ребята, а сейчас давайте составим предложение с одним из слов-исключений

Он очень хороший жокей.

Чопорный человек всегда будет оставаться при своем мнении
Это была настоящая трущоба: грязь, покосившиеся домишки, неприятный запах, плесень

Для этого я нашёл шорника в маленьком городке, через который мы проезжали.

5. 2 Формулирование правила. Составление опорного конспекта.

- Глядя на подобранные нами слова, можно ли сделать вывод о написании буквы Е в корне слова после шипящих?

Вывод: буква Ё в корне слова под ударением пишется, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е.

В словах шов, шорты пишется буква О.

Вывод: буква о в корне слова в словах- исключениях после шипящих пишется в словах…. шов, шорты .

Мы высказали предположение. Проверим его, прочитав учебник.

5.3 Работа с учебником

Чтение теоретического материала СТ. 49.

t1590684763aa.gift1590684763ab.gif

Ж жёлудь (желудёвый)

t1590684763ac.gift1590684763ad.gif

Ш шёлк (шелка)

t1590684763ae.gift1590684763af.gift1590684763ag.gift1590684763ah.gif

Щ Ё щёчка (щеки)

Ч чёрточка (черта)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Прослушайте сейчас небольшие звуки природы закрытыми глазами.

Словесное рисование.

-Опишите, какую картину вы увидели. Какие ощущения испытали?

6 Закрепление

На доске записаны слова:

Объяснить написание буквы в корне слова после шипящей.

щ-ки, ж-лтый, деш-вый, реш-тка, печ-нка, капюш-н, ш-рох, ш-лк, ч-порный, уч…ный, пч…лы, ш…колад.

Игра «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ» (Устно)

ЖЁЛТЫЙ, ЧЁРНЫЙ, ЩЁТКА, ШОВ. (Шов)

ЩЁКИ. КРЫЖОВНИК, ШОМПОЛ, ШОРОХ. (Щёки)

ЖОНГЛЁР, РЕШЁТКА, ШОССЕ, ШОКОЛАД. (Решётка)

ЧЕРТИТЬ, ЧЕРНЕТЬ, ШОРТЫ, ЧЕЛНОК. (Шорты)

- Докажите, почему эти слова лишние.

3) Творческий диктант. «Узнай слово».

Слова называют, записывают в тетрадь, обозначают орфограмму, комментируют написание.

Бетонированная дорога (шоссе),

сказочный персонаж с рожками (черт),

водитель машины (шофер),

сладкая плитка (шоколад),

лицо, руководящее оркестром (дирижер),

профессиональный наездник на скачках (жокей).

4). «Назови ласково слово» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом), составь с ним словосочетание и запиши.

Шека- щёчка

Пчела- пчёлка

Шерсть-шёрстка

Черта- чёрточка

Жердь- жёрдочка

5) Списать, исправив ошибки (слабые учащиеся)

Автомобиль движется по шёссе. За рулём опытный шофёр в чорном пиджаке. С ним рядом в машине жёнглёр с короткой чолкой.

6 Творческое задание.(сильные учащиеся).

- Составьте небольшой текст (3-4 предложения), используя предложенные слова (письменно).

Крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты, шёлковый, шёл.

7 «Лови ошибку»

В каких словах допущена ошибка, исправьте ее.

1 вариант

Жолтый, решотка, черный, жоглер.

2 вариант

Жокей, шорох, капюшён, шопот.

8) Самостоятельная работа.

Запиши словосочетания, обозначь орфограмму.

Ч….рствый хлеб, испугаться ш….роха, ровный ш…в, ж…лтый клен, сладкий крыж…вник, ш….лковый галстук.

7 Подведение итогов.

-Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?

- Чему научились?

-Вернитесь к нашей цели. Удалось ли нам их достичь?

8 Рефлексия

А теперь мы с вами создадим свое дерево. Каждый из вас возьмет листочек (на партах бумага в форме листа дерева). Кому понравилось на уроке, кто уходит довольный, прикрепите красные и жёлтые цветочки. Кому не понравилось, он огорчён – прикрепите зелёный и синий цветочек.

9 Д.З.

Напишите сочинение-миниатюру на тему «В саду». Ис­пользуйте, по возможности, следующие слова: шорох, шепот, крыжовник, чёрный, жёсткий, решётка, жёлтый, тяжелый, шел­ковый. (V 9-10 б.)

Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в алфавитном порядке. Выделите корень. С выделенными словами составьте словосочетания. 3-4 предложения (IV, 7- 8 б.)

Реш..тка, защ..лка, ш..лк, ж..рнов, пш..нка, беч..вка, щ..голь, ш..рты, ж..кей, трущ..ба, ч..рточка, пч..лы, деш..вый.

УПР. 81 (списать, вставить пропущенные буквы)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный урок! Лингвистическая сказка - прелесть!

29 May 2020

Похожие публикации