Урок природоведения для учащихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями
КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С. БУРМАКИНО КИРОВО-ЧЕПЕЦКОГО РАЙОНА"
Структура урока
(серия учебных ситуаций)
1.Организационный момент
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Прошу вас быть внимательными, активными, трудолюбивыми. Постарайтесь показывать свои знания и умения…
Итак к уроку готовы , начнем. Проверка подготовки к уроку, эмоционально настраиваются на урок.
2.Актуализация
знаний - Ребята, какую большую темумы закончили изучать на последнем уроке. ?
Определить тему сегодняшнего урока поможет загадка, послушайте её.
- Есть на свете один океан, самый большой. Мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в этом океане. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже машины «купаются» в этом океане. Это океан не солёный и воды в нем даже нет. Вы догадались, о каком океане идет речь?
( в случае затруднения учитель читает загадку)
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Вспомните, что вы знаете о воздухе из курса природоведение
(ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ)
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока.
Какую цель поставим сегодня перед собой?
Цель: определить свойства воздуха, значением свойства воздуха для жизни
Запишите тему в тетради.
- о воде
вспоминают, какие свойства воздуха
изучали во 5 классе.
Формируют тему и цели урока.
3.Постановка
учебной задачи
-)Перед вами на парте стоит стакан. Как выдумаете, он пуст? Как мы можем проверить наше предположение?
Сегодня я приглашаю вас в наш класс – лабораторию, гдея я буду ведущим научным сотрудником, а вы мои помошники- ученый исследователи. С помошью различный опытов вам предстоит изучить свойства воздуха.
- это невозможно
- с помощью опытов
4.Первичное восприятие и усвоение новых знаний. Без еды человек может обходиться пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха ?– Давайте попробуем задержать дыхание и засечь время, сколько можно продержатся без воздуха.. Скажите почему человек не может прожить без воздуха и 10 мин.
- Что же такое воздух?
(Дети)воздух это смесь газов, состоит из азота, кислорода и углекислого газа
- Взгляните на эту схему по составу воздуха, о чем она говорит.
Есть ли воздух вообще? Может, его придумали?
В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.Опыт 1- (движение воздуха:
помахивание ладонью или листом бумаги на лицо).
Опыт 2 - Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?
(ДЕТИ)в стакан вода не попадает, так как в нем есть воздух, который не пускает - воздух
воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
(запись в тетради - воздух существует)
Опыт 3 Коллега, подойдите к столам, на которых стоят стаканчики с водой и трубочки.
Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит?
.-Откуда они взялись?
- Значит, внутри нас тоже есть воздух?
(ДЕТИ)Воздух внутри нас, человек дышит воздухом
выполняют опыт , делают вывод (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).
Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Какой вывод можно сделать.
Как вы думаете, воздух есть во всех предметах? Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?. Что появилось на поверхности воды?
Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
Взгляните на ещё один опыт , у меня в руках очищенный апельсин и апельсин в кожуре, как вы думаете какой из них тяжелее и утонет в воде
Почему очищенный апельсин утонул, а апельсин в кожуре плавает на поверхности.
Воздух есть во всех предметах. Если в предметах много пустот, которые заполнены легким воздухом, то они всплывают на поверхность.
Как вы думаете, а имеет ли воздух вес? Что бы вы подумали о человеке, который попросил взвесить ему килограмм воздуха?Демонстрация опыта
1.взять палку длиной около 60 см, на ее середине закрепить
веревочку, к обоим концам палки привязать 2 одинаковых воздушных
шарика. Подвесить палку за веревочку. Палка висит в горизонтальном
положении.
Почему шары находятся в равновесии?
2.проткнуть острым предметом сначала один шар. Почему, после того как вышел воздух, палочка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар?
А сколько весит воздух
Ученые подсчитали что 1 литр воздуха весит 1 грамм, это можно сравнить с весом 1коп монеты.
А как вы думаете сколько весит воздух в нашей комнате,сможете ли вы поднять одним пальцем, или придется нести на плечах.С помощью нехитрых расчетов я подсчитала, что вохдух в нашей комнате весит 48кг.Много это или мало? Но мы не чувствуем на себе вес воздуха, так как он давит на нас равномерно и снизу и сверху и сбоку.
Физкультминутка
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
? Как нам это узнать какими же ещё свойствами обладает воздух?
Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:
Уважаемые исследователи! Вам предстоит изучить свойства воздуха, проделать опыты, сделать выводы. Помогать нам в нашей работе будет лист исследователя.
Изучите план работы для каждой группы (у каждой группы свой).
Распределите роли в своей группе (кто будет выступать, кто будет проводить опыт).
Проведите опыт. Выступите с результатами исследования Давайте будем приступать к работе, времени у нас с вами не много.
Слушаем ваши результаты. Каждая группа изучала свое свойство воздуха.
Начнем с группы № 1. Пожалуйста, кто у вас выступает? Какие свойства воздуха вы исследовали?
Как исследовали?
Какой сделали вывод?
А как вы думаете, это хорошо, что воздух не имеет цвета?
Да, так как мы не смогли бы различать другие цвета. Не смогли бы увидеть всю красоту природы .Животные могут на расстоянии видеть врагов и пищу. (большинство животных видят только черно-белое изображение)Проходит солнечный свет для растений.
Большой слой воздуха 1000км даёт голубой оттенок
Послушаем вторую группу. Какое свойство вы исследовали?
Как исследовали?
Сначала что попробовали? Какой вкус
Как определяли вкус воздуха?
Какой сделали вывод?
Какое значение имеет это свойство для живых организмов
Послушаем третью группу. Какое свойство вы исследовали
Как исследовали?
Почувствовали запах воздуха?
Какой сделали вывод?
Как вы думаете, хорошо, что воздух не имеет запаха?
Еще запахи предостерегают нас от неприятностей, каких?
Четвертая группа, пожалуйста.
Какое свойство воздуха исследовали? Как исследовали
Посмотрите, воздух один, а шарики разные. Почему так получилось?
Есть форма у воздуха?
Какое значение имеет для живых организмов, то что воздух заполняет все пространство
Выполняют работу в группах 1 ГРУППА
- Исследовали свойство воздуха «цвет, прозрачность»
- Опускали цветные полоски в стакан с воздухом.
Через колбу рассматривали предметы
- Воздух не имеет цвета, он прозрачный
Высказывают мнения
Запись в тетради бесцветный.
- 2 ГРУППА Исследовали свойство воздухавкус
Сравнивали с другими продуктами
. Шоколад - сладкий, лимон - кислый, воздух - безвкусный.
Пробовали (показывают ртом).
Воздух безвкусный.
Вкус воздуха мешал бы почувствовать настоящий вкус продукта.
Запись в тетради не имеет вкуса
3 ГРУППА Исследовали свойство воздуха запах
Сначала делали глубокий вдох, чтобы почувствовать запах воздуха, затем остальные баночки. (В одной банке лежит мандарин, в другой – чеснок, а третья банка пустая – из нее ничем не пахнет,
Воздух без запаха
Мы можем почувствовать запах цветов, вкусных продуктов. Животные определяют по запаху своих врагов, пищу. Если бы воздух имел запах он бы им мешал.
Можем почувствовать запах дыма, газа, испорченных продуктов
Запись в тетради не имеет запаха
4 ГРУППА исследовала свойство воздуха «форма», Надували воздушные шарики.
Воздух принимает ту форму, в которую его заполняют
нет
Там где нет воздуха, нет жизни.
5. Закрепление усвоения новых знаний
Игра «Раз, два, три – свойство воздуха назови!» (учитель показывает схемы-карточки на доске, а ребята называют свойство воздуха)
- Воздух бесцветный и прозрачный (воздух не имеет цвета).
- Воздух окружает нас повсюду.
- Воздух не имеет своего запаха -только передает чужие запахи.
- Воздух внутри нас - человек дышит воздухом.
- Воздух не имеет своей формы. Дети индивидуально отвечают по карточкам- схемам
6.Подведение итогов.
Рефлексия деятельности.
Информация о домашнем задании Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Какую цель мы ставили в начале урока?
- Что помогло вам узнать новые свойства
воздуха?
- Достигли ли вы цели?
Что вас, уважаемые коллеги, сегодня удивило, чему вы новому сегодня научились, что нового узнали?
Оцените свою работу на уроке.
- Кто из одноклассников активно работал
Мне очень понравилось быть ведущим сотрудником научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники.
Вы с помощью опытов и экспериментов смогли изучить свойства воздуха. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия.
оценки
Как вы думаете, мы сегодня с вами все свойства воздуха изучили?
Нет. Свойств воздуха, действительно, очень много и будем продолжать знакомиться со свойствами воздуха, ну и будем узнавать, что свойства воздуха в жизни человека играют очень важную роль и знания их очень нужны.
Д.З. 1группа стр 49-50 прочитать, ответить на вопросы
2группа стр 49-50 прочитать, ответить на вопросы, найти и выписать в тетрадь загадки о воздухе .Соотносят цели урока .
Оценивают свою работу на уроке , работу одноклассников.
Структура урока
(серия учебных ситуаций)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Прошу вас быть внимательными, активными, трудолюбивыми. Постарайтесь показывать свои знания и умения…
Итак к уроку готовы , начнем. Проверка подготовки к уроку, эмоционально настраиваются на урок.
2.Актуализация
знаний - Ребята, какую большую темумы закончили изучать на последнем уроке. ?
Определить тему сегодняшнего урока поможет загадка, послушайте её.
- Есть на свете один океан, самый большой. Мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в этом океане. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже машины «купаются» в этом океане. Это океан не солёный и воды в нем даже нет. Вы догадались, о каком океане идет речь?
( в случае затруднения учитель читает загадку)
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Вспомните, что вы знаете о воздухе из курса природоведение
(ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ)
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока.
Какую цель поставим сегодня перед собой?
Цель: определить свойства воздуха, значением свойства воздуха для жизни
Запишите тему в тетради.
- о воде
вспоминают, какие свойства воздуха
изучали во 5 классе.
Формируют тему и цели урока.
3.Постановка
учебной задачи
-)Перед вами на парте стоит стакан. Как выдумаете, он пуст? Как мы можем проверить наше предположение?
Сегодня я приглашаю вас в наш класс – лабораторию, гдея я буду ведущим научным сотрудником, а вы мои помошники- ученый исследователи. С помошью различный опытов вам предстоит изучить свойства воздуха.
- это невозможно
- с помощью опытов
4.Первичное восприятие и усвоение новых знаний. Без еды человек может обходиться пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха ?– Давайте попробуем задержать дыхание и засечь время, сколько можно продержатся без воздуха.. Скажите почему человек не может прожить без воздуха и 10 мин.
- Что же такое воздух?
(Дети)воздух это смесь газов, состоит из азота, кислорода и углекислого газа
- Взгляните на эту схему по составу воздуха, о чем она говорит.
Есть ли воздух вообще? Может, его придумали?
В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.Опыт 1- (движение воздуха:
помахивание ладонью или листом бумаги на лицо).
Опыт 2 - Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?
(ДЕТИ)в стакан вода не попадает, так как в нем есть воздух, который не пускает - воздух
воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
(запись в тетради - воздух существует)
Опыт 3 Коллега, подойдите к столам, на которых стоят стаканчики с водой и трубочки.
Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит?
.-Откуда они взялись?
- Значит, внутри нас тоже есть воздух?
(ДЕТИ)Воздух внутри нас, человек дышит воздухом
выполняют опыт , делают вывод (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).
Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Какой вывод можно сделать.
Как вы думаете, воздух есть во всех предметах? Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?. Что появилось на поверхности воды?
Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
Взгляните на ещё один опыт , у меня в руках очищенный апельсин и апельсин в кожуре, как вы думаете какой из них тяжелее и утонет в воде
Почему очищенный апельсин утонул, а апельсин в кожуре плавает на поверхности.
Воздух есть во всех предметах. Если в предметах много пустот, которые заполнены легким воздухом, то они всплывают на поверхность.
Как вы думаете, а имеет ли воздух вес? Что бы вы подумали о человеке, который попросил взвесить ему килограмм воздуха?Демонстрация опыта
1.взять палку длиной около 60 см, на ее середине закрепить
веревочку, к обоим концам палки привязать 2 одинаковых воздушных
шарика. Подвесить палку за веревочку. Палка висит в горизонтальном
положении.
Почему шары находятся в равновесии?
2.проткнуть острым предметом сначала один шар. Почему, после того как вышел воздух, палочка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар?
А сколько весит воздух
Ученые подсчитали что 1 литр воздуха весит 1 грамм, это можно сравнить с весом 1коп монеты.
А как вы думаете сколько весит воздух в нашей комнате,сможете ли вы поднять одним пальцем, или придется нести на плечах.С помощью нехитрых расчетов я подсчитала, что вохдух в нашей комнате весит 48кг.Много это или мало? Но мы не чувствуем на себе вес воздуха, так как он давит на нас равномерно и снизу и сверху и сбоку.
Физкультминутка
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
? Как нам это узнать какими же ещё свойствами обладает воздух?
Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:
Уважаемые исследователи! Вам предстоит изучить свойства воздуха, проделать опыты, сделать выводы. Помогать нам в нашей работе будет лист исследователя.
Изучите план работы для каждой группы (у каждой группы свой).
Распределите роли в своей группе (кто будет выступать, кто будет проводить опыт).
Проведите опыт. Выступите с результатами исследования Давайте будем приступать к работе, времени у нас с вами не много.
Слушаем ваши результаты. Каждая группа изучала свое свойство воздуха.
Начнем с группы № 1. Пожалуйста, кто у вас выступает? Какие свойства воздуха вы исследовали?
Как исследовали?
Какой сделали вывод?
А как вы думаете, это хорошо, что воздух не имеет цвета?
Да, так как мы не смогли бы различать другие цвета. Не смогли бы увидеть всю красоту природы .Животные могут на расстоянии видеть врагов и пищу. (большинство животных видят только черно-белое изображение)Проходит солнечный свет для растений.
Большой слой воздуха 1000км даёт голубой оттенок
Послушаем вторую группу. Какое свойство вы исследовали?
Как исследовали?
Сначала что попробовали? Какой вкус
Как определяли вкус воздуха?
Какой сделали вывод?
Какое значение имеет это свойство для живых организмов
Послушаем третью группу. Какое свойство вы исследовали
Как исследовали?
Почувствовали запах воздуха?
Какой сделали вывод?
Как вы думаете, хорошо, что воздух не имеет запаха?
Еще запахи предостерегают нас от неприятностей, каких?
Четвертая группа, пожалуйста.
Какое свойство воздуха исследовали? Как исследовали
Посмотрите, воздух один, а шарики разные. Почему так получилось?
Есть форма у воздуха?
Какое значение имеет для живых организмов, то что воздух заполняет все пространство
Выполняют работу в группах 1 ГРУППА
- Исследовали свойство воздуха «цвет, прозрачность»
- Опускали цветные полоски в стакан с воздухом.
Через колбу рассматривали предметы
- Воздух не имеет цвета, он прозрачный
Высказывают мнения
Запись в тетради бесцветный.
- 2 ГРУППА Исследовали свойство воздухавкус
Сравнивали с другими продуктами
. Шоколад - сладкий, лимон - кислый, воздух - безвкусный.
Пробовали (показывают ртом).
Воздух безвкусный.
Вкус воздуха мешал бы почувствовать настоящий вкус продукта.
Запись в тетради не имеет вкуса
3 ГРУППА Исследовали свойство воздуха запах
Сначала делали глубокий вдох, чтобы почувствовать запах воздуха, затем остальные баночки. (В одной банке лежит мандарин, в другой – чеснок, а третья банка пустая – из нее ничем не пахнет,
Воздух без запаха
Мы можем почувствовать запах цветов, вкусных продуктов. Животные определяют по запаху своих врагов, пищу. Если бы воздух имел запах он бы им мешал.
Можем почувствовать запах дыма, газа, испорченных продуктов
Запись в тетради не имеет запаха
4 ГРУППА исследовала свойство воздуха «форма», Надували воздушные шарики.
Воздух принимает ту форму, в которую его заполняют
нет
Там где нет воздуха, нет жизни.
5. Закрепление усвоения новых знаний
Игра «Раз, два, три – свойство воздуха назови!» (учитель показывает схемы-карточки на доске, а ребята называют свойство воздуха)
- Воздух бесцветный и прозрачный (воздух не имеет цвета).
- Воздух окружает нас повсюду.
- Воздух не имеет своего запаха -только передает чужие запахи.
- Воздух внутри нас - человек дышит воздухом.
- Воздух не имеет своей формы. Дети индивидуально отвечают по карточкам- схемам
6.Подведение итогов.
Рефлексия деятельности.
Информация о домашнем задании Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Какую цель мы ставили в начале урока?
- Что помогло вам узнать новые свойства
воздуха?
- Достигли ли вы цели?
Что вас, уважаемые коллеги, сегодня удивило, чему вы новому сегодня научились, что нового узнали?
Оцените свою работу на уроке.
- Кто из одноклассников активно работал
Мне очень понравилось быть ведущим сотрудником научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники.
Вы с помощью опытов и экспериментов смогли изучить свойства воздуха. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия.
оценки
Как вы думаете, мы сегодня с вами все свойства воздуха изучили?
Нет. Свойств воздуха, действительно, очень много и будем продолжать знакомиться со свойствами воздуха, ну и будем узнавать, что свойства воздуха в жизни человека играют очень важную роль и знания их очень нужны.
Д.З. 1группа стр 49-50 прочитать, ответить на вопросы
2группа стр 49-50 прочитать, ответить на вопросы, найти и выписать в тетрадь загадки о воздухе .Соотносят цели урока .
Оценивают свою работу на уроке , работу одноклассников.