12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пепеонкова Наталья Валерьевна 746
Образование высшее - учитель начальных классов, специализация - коррекционно-развивающая деятельность учителя, переподготовка по специальности "Олигофренопедагогика". Педстаж - 24 года.
Россия, Вологодская обл., Череповец
6

Урок – путешествие «Самый древний город Вологодчины»



МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35»

Методическая разработка

урока – путешествия по предмету математика,

проведённого в 5 «В» классе 18.04.2017 года

Автор: Н. В. Пепеонкова,

учитель математики

высшей квалификационной категории

г. Череповец, 2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самый древний город Вологодчины

В нашей школе обучаются дети с особыми образовательными потребностями. У детей не развита любознательность, нет потребности в приобретении знаний, слабо выражены побуждения к различным видам деятельности. Для повышения интереса к процессу обучения необходимо чтобы учебный материал был для детей посильным и личностно значимым. Обучая учащихся с проблемами интеллектуального развития, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными.

В связи с этим организация учебно-воспитательного процесса требует использования специально подобранных методов и приёмов.

Уроки математики необходимо строить, опираясь на принципы коррекционно-развивающего обучения, в основу которых положен уровневый подход к формированию знаний, учитывающий психофизические особенности каждого конкретного ученика. В процессе урока важно создавать оптимальные условия для понимания и усвоения программного материала каждым обучающимся, используя личностно-ориентированный дифференцированный подход, как в отборе математического материала, так и в оказании дозированной направляющей помощи нуждающимся.

С целью развития компенсаторных возможностей обучающихся уроки нужно строить с опорой на различные анализаторы, используя наглядность, учебное оборудование, раздаточный материал, алгоритмы, опорные схемы, дидактические игры и приёмы, способствующие активной мыслительной деятельности.

Для благоприятного психосоциального развития детей я всегда стараюсь на уроке создать такие условия как:

спокойная и доброжелательная обстановка;

внимание к эмоциональным потребностям детей;

предоставление самостоятельности и независимости каждому ребенку;

предоставление возможности каждому ребенку самому выбирать себе партнеров для общения.

Оценка достижений учащихся носит дифференцированный характер. Знания учащихся оцениваются по традиционной 5-бальной шкале в соответствии с уровнем усвоения программного материала по математике. Оценка отражает не только уровень достижений в пределах программы, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Оценка зависит от индивидуальных возможностей обучающихся с проблемами интеллектуального развития, выполняет стимулирующую функцию и учитывает степень продвижения ученика относительно самого себя.

Среди огромного многообразия педагогических технологий необходимо выделить те, элементы которых могут реализовываться при обучении детей с проблемами интеллектуального развития.

К ним относятся:

технология разноуровневого обучения – это относительно новая технология, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Данная технология используется при построении каждого урока математики (подбор заданий разного уровня сложности, оказание направляющей дозированной помощи слабоуспевающим, «непринятым» в коллектив детям).

коррекционно - развивающие технологии – это технологии Арттерапии (музыкотерапия,  фототерапия, игротерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). Эффективность использования элементов коррекционно – развивающих технологий (стимулирование художественно – творческих проявлений)  на уроке математики позволяют  осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

На уроках математики используются элементы музыкотерапии при организации релаксационных пауз, игротерапии – при использовании такой формы, как урок – игра, сказкотерапии – при решении задач на движение иногда участников движения можно заменить на сказочных персонажей (Бабу-Ягу в ступе и Змея Горыныча).

технология проблемного обучения – это технология, способствующая формированию мотивации обучения. Данная технология широко используется на уроках математики, т.к. позволяет сконцентрировать внимание обучающихся, активизировать их мыслительную деятельность, вносит элемент соревнования или игры.

нравственная технология – это использование специально отобранных средств, методов и приёмов, способствующих становлению, развитию и воспитанию в обучающемся благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. На уроках математики применение элементов данной технологии осуществляется при организации работы в парах (группах), когда важно проявить свои лучшие человеческие качества, помочь однокласснику или учителю.

здоровьесберегающие технологии – это технологии, позволяющие обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока (использование физминуток, смены динамических поз, зарядка для глаз, минутки для шутки, рефлексия, концентрация внимания на правильной осанке).

информационно-коммуникационные технологии – это технологии позволяющие улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Самым распространённым примером использования ИКТ-технологии в школе является мультимедийная презентация. В моей работе использование презентаций даёт возможность использовать методы активного, деятельностного обучения. Уроки с использованием ИКТ становятся интереснее, эмоциональнее, т.к. они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Такая информация лучше усваивается и запоминается на более долгий срок.

игровые технологии – это использование игры (деловой, сюжетно-ролевой) или игровых приёмов в уроке, с целью преобразования учебного процесса в увлекательную игру. На таких уроках складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Эта технология универсальна, т.к. играть любят все. Элементы данной технологии я использую в следующих случаях:

в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технология внеклассной работы.

Методическая разработка «Самый древний город Вологодчины» - это урок закрепления и обобщения ранее изученного материала. Занятие в виде урока-путешествия выбрано не случайно. По своей форме оно приближается к игре, что позволяет более интересно и содержательно провести урок.

 

Технологическая карта занятия

Предмет: математика Класс: 5

Тема занятия: «Самый древний город Вологодчины».

Цель занятия: Создание условий для обобщения и закрепления знаний по математике, полученных в учебном году, на основе краеведческого материала.

Задачи занятия:

обучающие: выявить пробелы в знаниях по следующим изученным темам: «Сравнение чисел», «Окружность. Линии в круге. Радиус», «Задачи на движение» «Письменное умножение на однозначное число»;

развивающие: развивать внимание, речь, память, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитательные: воспитывать интерес к родному краю, бережное отношение к истории края и культуре народа, т.к. без прошлого нет будущего.

Тип занятия: обобщение и закрепление ранее изученного материала.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, картинки- иллюстрации, опорные схемы и таблицы.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организацион-ный момент.

Создание эмоционально-психологичес-кого настроя на успешную работу

Ребята входят в проветренный класс, где звучит припев песни Григория Гладкова «Полный вперёд».

Встали ровно, прозвенел звонок. Начинается урок.

Садитесь. Проверьте своё рабочее место. Всё ли у Вас готово к уроку (тетрадь, ручка, простой карандаш)

Ребята, я не случайно дала Вам послушать припев замечательной песни Григория Гладкова. Если Вы внимательно слышали слова, то Вам наверное стало понятно, что сегодняшний наш урок пройдёт немножко необычно. Сегодня на уроке мы с Вами отправляемся путешествовать (слайд 1) в самый древний город Вологодчины.

Настрой на урок.

Самооценка готовности к уроку

Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежнос-тей)

2. Целеполагание

Активизация инициативы и самовыраже-ния

Определение темы и цели урока.

Какой город на Вологодчине самый древний и куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, если решите примеры.

У меня на доске разрезная картинка. Состоит она из 12 частей. Вам надо решить 12 примеров устного счёта. Кто правильно решает пример, идёт к доске и переворачивает ту часть картинки, на которой написан пример.

Задание понятно?

Тогда начали…

Прочитайте на картинке, название города, куда мы отправляется в путешествие? (слайд 2)

Решают примеры, составляют картинку

Познавательные (развитие способности восприятия информации на слух)

Регулятивные (работа в сотрудничестве с учителем)

3. Повторение темы: «Сравнение чисел»

Использова-ние нескольких каналов восприятия

Давайте разберёмся, откуда такое название у города – БЕЛОЗЕРК?

Изначально город носил другое название – БелоОзеро. Оно пошло от названия озера, на котором расположен город (слайд 3).

Белозерск расположен на берегу Белого озера.

Посмотрите, какое оно бывает разное…

Найдите на картинке математические знаки (цифры). Выпишите их себе в тетрадь столбиком, начиная с самого большого (1290, 20, 17, 4).

Знает ли Вы, что означают эти числа?

1290 – км2 площадь Белого озера

20 – м самая большая глубина озера

17 – кол-во рек, которые впадают в озеро

4 – самая распространённая глубина (средняя)

Озеро интересно ещё и ем, что в него впадает 17 рек, а вытекает только 1

Как она называется, Вы мне ответите, если правильно выполните сравнение чисел. За каждое верное сравнение, я Вам буду выдавать 1 букву. Из них вы составите название реки, которая вытекает из Белого озера.

237 * 234 Ш 529 * 229 С

805 * 508 Е 413 * 413 Н

626 * 636 К 475 * 457 А

Как называется река, которая вытекает из Белого озера? (слайд 4)

Смотрят презентацию. Беседуют об истории названия самого древнего города Вологодчины

Беседуют по теме: «Сравнение чисел». Вспоминают правила сравнения чисел, выполняют задания.

Презентация

Познавательные (ознакомление с многообразием озерной поверхности)

Личностные:

формирование ценностных ориентаций – стимулирование и достижение цели;

Коммуникатив-ные (формирование собственного мнения, умение отстаивать его)

4. Повторение темы: «Окружность. Линии в круге. Радиус».

Динамическая пауза

Смена динамической позы

Продолжаем путешествие!

Одной из достопримечательностей Белозерска является земляной вал (Белозерский кремль) слайд 5.

Белозе́рский кремль — деревоземляное оборонительное сооружение городской части  Белоозера.

Изначально оно было из земляной насыпи высотой около 30 метров, сверху которой находились деревянные стены и башни. Башни: 5 глухих, 3 воротных.

Сейчас земляной вал осел, деревянные постройки со временем разрушились.

Какую геометрическую фигуру напоминает вал, если смотреть не него сверху? (круг)

Какие инструменты Вам понадобятся, чтобы построить окружность заданного радиуса? (циркуль, линейка).

Чтобы продолжить путешествие по Белозерску Вы должны взять у меня на столе линейки, а на подоконнике циркули и построить у себя в тетради окружность радиусом 3 см.

Задание понятно?

Выполняем…

- Как отмерить радиус?

- Что надо поставить вместо иголочки циркуля? (точка О – центр окружности)

- Постройте радиус.

Смотрят следующий слайд презентации

Слушают историческую справку

Беседуют по правилам построения окружности.

Передвигаются по классу сначала к столу учителя, затем к подоконнику, собирают инструменты, необходимые для построения.

Самостоятельная работа

 

5. Повторение темы: «Задачи на движение»

Чередование видов учебной деятельности

Замечательно! Все справились с работой, и мы можем продолжить путешествие.

Как Вы думаете, а далеко ли от нас находится этот древний город Вологодчины?

Давайте посчитаем! (слайд 6)

Запишите в тетради ЗАДАЧА.

- Что известно по условию задачи?

- С какой скоростью ехал автобус?

- Сколько времени он потратил на весь путь?

- Как найти РАССТОЯНИЕ, зная СКОРОСТЬ и ВРЕМЯ?

- Запишите решение задачи и ответ.

Итак, какое расстояние от Череповца до Белозерска?

Отвечают на вопросы

Работа над задачей.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа

Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней)

Коммуникатив-ные (задавать и отвечать на вопросы)

6. Физминутка

Смена динамической позы

Профилакти-ка нарушения осанки и зрения

Дальше путешествовать по старинному городу сможет только тот, кто сможет найти на картинке, которая спряталась в шкафу на средней полочке, подсказку и высчитать возраст города Белозерска.

Идите, ищите подсказку…

Молодцы, садитесь на своё рабочее место, проверьте правильность посадки.

А теперь давайте посмотрим, что за подсказку Вы нашли (слайд 7)…

ГРАД БЕЛОЗЕСК ОСНОВАН В 862 г.

Выполняют поиск.

Высчитывают возраст города.

 

7. Повторение темы: «Письменное умножение на однозначное число».

Активизация инициативы и творческого самовыраже-ния

Как вы вычислили возраст города?

Обратите внимание на ЛАДЬЮ.

На её парусе изображён герб города Белозерска.

Вам предстоит последнее задание, прежде чем я Вам покажу основные достопримечательности города – юбиляра.

Вам необходимо вспомнить алгоритм письменного умножения на однозначное число, решить примеры и раскрасить герб г. Белозерска.

Решают примеры с опорой на таблицу умножения и образец.

Раскрашивают результат

Регулятивные (работа по образцу)

8. Рефлексия.

Итог урока.

Понравилось ли Вам наше путешествие?

Почему город носит имя БЕЛОЗЕРСК? Сколько лет городу Белозерску?

Сколько рек впадает в Белое озеро?

Как называется река, которая вытекает из Белого озера?

Понравилось ли Вам заниматься математикой в необычной форме?

Как оцените свою работу на уроке?

Дети выставляют свои рисунки.

Отвечают на вопросы.

Анализируют и оценивают деятельность одноклассников.

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для педагогов

Архитектурное наследие. Белозерск. Спасо-Преображенский собор и его иконосас [электронный ресурс] URL: http://arch- heritage.livejournal.com/839157.html #cutid1

Баранов С. Ю., Скупинова Е. А. Сказания о земле Вологодской/ Учебное издание для младшего школьного возраста. ООО «Учебная литература» г. Вологда, 2008 г.,191 с.

Викигид. Белозерск [электронный ресурс] URL: https://ru.wikivoyage.org/wiki /Культурное_наследие_России/Вологодская_область/ Белозерск

Википедия. Белозерск [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Белозерс

Залялетдинова Ф. Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2007 год.

Краеведческий музей. Белозерск. [электронный ресурс] URL: http://belozermus.ru

Культурный центр имени С. В. Викулова [электронный ресурс] URL: http://центр-викулова.рф

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – Сб. 1 (допущены Министерством образования и науки РФ)

Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов.- 4 — е изд., перераб. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Официальный сайт муниципального образования «Город Белозерск» [электронный ресурс] URL: http://www.gorodbelozersk.ru

Официальный сайт Белозерского муниципального района Вологодской области [электронный ресурс] URL: http://belozer.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учащихся

Учебник – Математика. 5 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / М. Н. Перова, Г. М. Капустина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.: ил.

Рабочая тетрадь на печатной основе – Математика. 5 класс: пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / М. Н.Перова, И. М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические материалы к уроку

Устный счёт.

Решить примеры и перевернуть картинку…

239 – 5

531 × 1

800 ׃ 100

236 + 300

430 ׃ 10

384 + 3

412 × 0

739 – 200

269 – 20

5 × 100

438 + 50

138 ׃ 1

Место для путешествия…

«Письменное умножение на однозначное число»

964


 

912


 

272


 

8

Дата проведения: с 5 сентября по 13 декабря
Опубликовано в группе «Особенности работы в коррекционной школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.