Урок чтения в 1 классе «Рассказы о детях В. Осеевой»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
УРОК
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ТЕМА: «РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ В. ОСЕЕВОЙ»
1 КЛАСС
ВЫПОЛНИЛА:
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СОБОЛЕВА ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВНА
НОВОМОСКОВСК
Пояснительная записка
Предмет: литературное чтение
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Тема урока: Рассказы о детях В. Осеевой «Потерянный день», «Три товарища», «Печенье».
Краткая характеристика класса
(количественная, социальная, психологическая, по уровню развития):
В классе обучаются 26 человек. Почти все дети пришли в школу, достигнув возраста 6,5 лет.
Посещают внешкольные детские учреждения 17 человек.
Опрос родителей, детей и, принимая во внимание личные наблюдения, можно сделать вывод: большинство учащихся ходят в школу с большим вниманием, охотно; адекватны в поступках, поведении, доброжелательны в общении, участвуют в общественной жизни. Все дети в классе умеют читать.
В самом начале учебного года в классе создан родительский комитет из числа самых активных родителей. Помощь родителей выражается в организации внеклассной работы, общественного питания, быта учащихся.
Программа: Начальная школа 21 века (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой)
Учебник: Ефросинина Л.А.. - Литературное чтение: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф.- 2012.- ( «Начальная школа XXI века»)
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования нравственных понятий «зло-добро», «правда-кривда», «честь-бесчестие» для развития учебных и читательских умений.
Планируемые результаты:
личностные: применение делового сотрудничества, проявление терпения и доброжелательности, доверие собеседнику;
метапредметные: регулятивные - планируют решения учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу; познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные - воспринимают текс с учётом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют небольшие устные монологические высказывания;
предметные: научатся называть фамилию автора и заголовок, сравнивать рассказы, стихотворения, выделять главную мысль произведения; получат возможность научиться соотносить пословицы с содержанием произведения.
Технологии, применяемые на уроке:
Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)
Исследовательские и проектные методы в обучении.
Технология обучения в сотрудничестве.
Технология развивающего обучения.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор.
Картон, альбомные листы, клей, цветные карандаши.
Конспект урока
I. Организационный момент.
- Прочитайте девиз урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать».
II. Объявление темы урока. Постановка целей.
-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Валентины Осеевой.
- В. Осеева так писала о себе «Когда я была маленькой девочкой, я любила читать короткие рассказы. Я любила их за то, что я могла их прочитать сама, без помощи взрослых. Я читала их просто так, не задумываясь над смыслом. Но мама мне сказала, что мало уметь читать, надо уметь думать.
III. Повторение пройденного. Упражнение в чтении.
- Рассказ В.Осеевой «Потерянный день». Чтение наизусть пословиц и загадок из учебника и тетради. Выразительное чтение пословиц.
Дисциплина - мать порядка.
Делу время, потехе - час.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Труд - радость жизни.
Себялюб никому не люб.
Доброе дело само себя хвалит.
IV. Работа по теме урока. Самостоятельно чтение.
- Выделите и прочтите фамилию автора и заглавие.
- Прочитайте текст, рассмотрите иллюстрацию, обложку.
- Кто написал произведение? Как зовут автора? Почему автор выбрал такое название? (Ответы детей).
- Я хочу пригласить вас в страну Дружбы. Как вы представляете эту удивительную страну? (Ответы детей). Попасть туда помогут пословицы. Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Ответы детей). Чтобы открыть ворота, надо смоделировать обложку. (Самостоятельное моделирование обложки. Самопроверка моделей по образцу).
- Какое надёжное и ёмкое слово «Дружба»! Друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультиков, вымышленные персонажи. Продолжаем наше путешествие. (Выполнение заданий в учебнике (1, 2). Заранее подготовленные дети инсценируют стихотворение «Что такое дружба».
Ведущий: Что такое дружба?- Спросила я у птицы.
Девочка: Это когда коршун
Летает вместе с синицей
Мальчик: Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
Ведущий: А после спросила у девочки:
Дружба - что такое?
Девочка: Это что-то огромное,
Радостное и большое!
Это когда ребята
Все сразу, все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Ведущий: Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Выборочное чтение (задание 3, учебник)
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
Друзья познаются в беде.
Не торопись языком, торопись делом.
Выполнение заданий в тетради (под руководством учителя).
- В стране Дружбы удивительные жители. Посмотрите на выставку книг. Здесь произведения о настоящих друзьях.
V. Викторина.
-Собрались однажды 4 музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили - не тужили. Назовите этих друзей музыкантов. (Бременские музыканты).
-Какая девочка выручила своего друга из ледяного плена? (Герда)
- У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был с ней рядом всегда. Кто эта девочка и кто ее друг? (Мальвина и пудель Артемон).
- У кого из вас есть друзья - взрослые? (Ответы детей) Чему он может вас научить? Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями? (Ответы детей)
- Вывод: Взрослые опытнее. Они ваши помощники и советчики. Дружба начинается в семье. Семья - начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем.
VI. Работа по теме урока. Дополнительное чтение.
- С чем вы любите пить чай? (Ответы детей). Произведение, которое вы сейчас услышите, называется «Печенье».
Слушание рассказа В. Осеевой «Печенье» (читает учитель, при этом периодически делает смысловые паузы, чтобы дать детям возможность осознать, понять прочитанную част; дети следят по тексту). Беседа.
- С каким произведением мы работали? Назовите. Прочитайте фамилию автора. Назовите имя и отчество Осеевой. Назовите произведение. К какому жанру оно относится?
Моделирование обложки.
- как обозначается рассказ? Какого цвета будет прямоугольник? Почему?
- Назовите героя рассказа. Все ли герои вам понравились? К чему готовились мама и бабушка? (К семейному чаепитию). Как поступили мальчики с печеньем?
- Какой вывод можно сделать?
Работа с учебником и тетрадью под руководством учителя.
VII. Итог урока.
- Как называются рассказы В. Осеевой, с которыми мы познакомились?
- Почему эти рассказы помещены в разделе «Учимся уму-разуму»?
- Чему научили вас рассказы В. Осеевой? О чём заставили задуматься?
- Вывод: рассказы В.Осеевой учат отличать честность, порядочность, настоящих друзей, благородные поступки.
Для самостоятельной работы: чтение и пересказ рассказа В. Осеевой «Печенье» или «Три товарища»; найти книгу с рассказами В.Осеевой; Найти и прочитать книгу о детях.
Спасибо за урок!
Список литературы
Литературное чтение: 1 класс. Учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана - Граф, 2011.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс: рабочая тетрадь.- М.: Вентана - Граф, 2011.
Литературное чтение: уроки слушания. 1 класс: учебная хрестоматия для обучающихся общеобразовательных учреждений и рабочая тетрадь/ автор-составитель Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана - Граф, 2011.
Начальная школа.- 2008.- №13.- С.15-18.- (Григорьева Н. О дружбе и друзьях)
Приложение 1
В. Осеева
Потерянный день.
К Витиному брату пришел товарищ, бросил на стул шапку и сказал:
- Потерянный у меня день ! Когда товарищ ушѐл, Витя спросил брата:
- Как это может потеряться день ? Разве не все дни одинаковые?
- Дни все одинаковые по времени, - сказал брат, но они бывают раз-
ные по делам. Тот день, в который человек не сделал никакого полезного
дела или ничему не научился, чтобы знать больше, чем он знал вчера, на-
зывается потерянным днем.
С тех пор Витя, ложась спать, рассказывал брату всѐ, что он делал, и всегда спрашивал:
- Не потерянный у меня день ?
Приложение 2
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба...
Приложение 3
Валентина Осеева Три товарищаВитя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял...
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!