12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Давыдова Наталья Борисовна340
Россия, Нижегородская обл., с. Вад

Учитель химии МАОУ «Вадская СОШ» с.Вад Вадского района Нижегородской обл. Давыдова Н.Б.

Тема урока: Коррозия металлов и способы защиты от нее.

Предмет: химия

Класс: 11

Тип урока: урок реализации полного цикла проектной деятельности

Предметные результаты: Знание о коррозии с точки зрения окислительно-восстановительных процессов; о способах защиты металлов от коррозии;

умение составлять соответствующие уравнения химических реакций, наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

формулировать проблему, аргументировать причины ее возникновения;

ставить цель проектной деятельности;

планировать проектную деятельность;

организовывать и регулировать проектную деятельность;

оценивать проектную деятельность.

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

использовать изучающее и поисковое чтение для решения учебных проблем;

осуществлять эксперимент;

устанавливать причинно-следственные связи;

формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно и продуктивно сотрудничать.

Получат возможность научиться:

учитывать и координировать различные позиции других людей в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.

Личностные результаты: оценивают значение полученных знаний и умений для дальнейшей жизни, применяют полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни.

Предметное содержание урока и используемый УМК: Урок «Коррозия металлов и способы защиты от нее» является тринадцатым уроком в теме «Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов». Учащиеся умеют характеризовать окислительно-восстановительные реакции как процессы, объяснять процессы, протекающие при электролизе расплавов и растворов; составлять схемы электролиза электролитов в расплавах и растворах.

Актуальность проекта определяются тем, что знания о коррозии и способах защиты от нее имеют значение для развития опыта практической деятельности в реальных жизненных ситуациях, для формирования целостного восприятия явлений происходящих в природе, в быту, на производстве.

УМК: 1) Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова // Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / [Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др. ]; под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Вентана – Граф, 2010

2) Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. Химия: профильный уровень. Ч.1, 2 - М.: Вентана - Граф, 2013

На данном уроке учащиеся осуществляют полный цикл проектной деятельности.

Средства обучения: персональный компьютер, медиапроектор, презентация «Коррозия металлов и способы защиты от нее», раздаточный материал (проектные задания группам, таблица «Оценка деятельности групп», дополнительный материал по теме «Коррозия металлов», оборудование и химические реактивы для выполнения эксперимента:

Группа «Теоретики»: Составление кластера «Коррозия металлов»

Оборудование: лист бумаги, карандаши цветные, фломастеры, статья «Коррозионные свойства металлов на основании их положения в ПСХЭ»

Группа «Практики»: Заполнение таблицы по способам защиты от коррозии.

Оборудование и реактивы: лист бумаги, карандаши цветные, фломастеры, статья «Способы защиты от коррозии».

Группа «Лаборанты»: Эксперимент, иллюстрирующий влияние среды на скорость коррозии металлов.

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, 5 стаканов с железным гвоздём, водопроводная вода, поваренная соль, медная проволока, цинковая проволока или пластина, гидроксид натрия.

Деятельностное содержание урока:


Фаза (этап) проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы

Средства

Организационная форма

Результат этапа

Подготовительный Актуализация

5 мин.

Организует выполнение и обсуждение актуальных для учащихся вопросов по изучаемой теме


Анализируют известные им факты по коррозии металлов, сравнивают предметы, которые подверглись коррозии и медный рукомойник, о котором говорится в стихотворении А. Ахматовой. Формулируют и фиксируют: известную и неизвестную, но важную для себя информацию.

Участвуют в обсуждении собранной информации.

Прием «Отсроченная отгадка»

Приём «Корзина идей, понятий, имен»

Картинка «Корзина»

Класс

Анализ важной известной и неизвестной информации по теме «Коррозия металлов»

Проектировочный

10 мин.

Проблематизация


Помогает сформулировать проблему с помощью приема «Мозговой штурм»

Высказывают свои мысли по вопросу «Коррозия металлов». Как вы считаете, могут ли быть плюсы явления коррозии металлов?», формулируют проблему.

Прием «Мозговой штурм»

-

Класс

Сформулированная проблема «Коррозия ежегодно приносит людям огромные убытки. Коррозия - это естественный процесс, т.к. металлы (восстановители) в результате взаимодействия с веществами окружающей среды, переходят в «естественное» окисленное состояние, в котором они встречаются в земной коре. Поэтому, как только человек начал использовать металлы, он сразу же приступил к поиску эффективных способов защиты от коррозии. Найти самые эффективные способы защиты от коррозии?»

Целеполагание










Организует обсуждение, при необходимости задаёт вопросы, необходимые для формулирования цели

Формулируют цель проекта «На уроке выяснить сущность процессов коррозии и наиболее эффективные способы защиты металлов от коррозии». Фиксация цели и задач проекта.

Прием «Технология постановки SMART- целей»

-

Класс

Сформулированная цель и задачи проекта

Концептуализация и моделирование
















Предлагает создать группы по реализации задач проекта, продумать проектный продукт.

Формируют группы по реализации задач проекта:

- теоретики: узнают, что такое коррозия и какие виды коррозии бывают, выясняют, какой вред коррозия наносит в быту и на производстве.

- практики: выясняют, какие способы защиты от коррозии наиболее эффективны.

- лаборанты: проводят опыты по коррозии металлов.

Проектные задания группам

-

Группы

Сформированы группы, определены проектные продукты групп («Теоретики» - кластер «Коррозия»;

«Практики» - таблица «Способы защиты от коррозии»;

«Лаборанты» - схемы и результаты эксперимента по коррозии металлов.

Планирование

Предлагает разработать план работы групп.

Консультирует группы по планированию

Составляют план осуществления проектного задания

-

-

Группы

Сформированный план по разработке проекта и выполнению заданий, определены временные рамки, распределены обязанности при реализации плана

Этап реализации

20 мин.




Знакомит с предметным содержанием: понятие коррозии, виды коррозии

Знакомятся с предметным содержанием, которое им необходимо для выполнения проектных заданий



Презентация


Класс


Знание о сущности коррозии; о химической и электрохимической коррозии.


Реализация





Организует работу в группах, консультирует, наблюдает за работой групп

Работают в группах, выполняют проектное задание.

Проектные задания группам

Учебник, интернет – ресурсы, оборудование и реактивы, необходимые для проведения эксперимента

Группы

Проектные продукты групп

Защита проекта


Организует представление группами результатов выполнения проектных заданий

Представляют результаты выполнения проектных заданий, задают вопросы, отвечают на вопросы. Участвуют в оценивании на основании критериев.

Прием «Оценка деятельности групп»

Проектные продукты, таблица критериев оценивания


Класс

Защита.

Оценочно-рефлексивный

10 мин

Организует рефлексию

Анализируют выполнение проекта, проводят рефлексию деятельности.

Прием «Групповая рефлексия»

Прием «Рюкзак»

Слайд презентации с вопросами групповой рефлексии

Класс

Осознание полученного опыта проектной деятельности

Ресурсы (средства обучения)


Презентация к уроку
PPTX / 5.08 Мб

Учебник

Интернет – ресурсы

Оборудование и реактивы, необходимые для проведения эксперимента:

штатив для пробирок, 5 стаканов с железным гвоздём, водопроводная вода, поваренная соль, медная проволока, цинковая проволока или пластина, гидроксид натрия.

Дидактические материалы

Прием «Отсроченная отгадка»

Цель: актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний на начальной стадии урока, направленная на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

В начале урока учитель показывает предметы, которые подверглись коррозии. Явление коррозии будет изучается на уроке. Учитель читает стихотворение А. Ахматовой о появлении патины на медном изделии.

На слайде, на демонстрационном столе вы видите предметы. Я прочитаю стих А. Ахматовой. Что объединяет эти предметы и медный рукомойник, о котором говорится в стихотворении А. Ахматовой?

На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Ответ: Эти предметы подверглись коррозии.


Приём «Корзина идей, понятий, имен»

Цель: актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний, позволяющая выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

На доске значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по теме «Коррозия металлов».

Задание: Что вы знаете о коррозии металлов? Ребята, давайте соберем в нашу корзину все те знания, что нам известны о коррозии металлов.


Прием «Мозговой штурм»

Цель: формировать навык формулирования проблемы с определенной позиции

Задание: Выскажите свои мысли по теме «Коррозия металлов». Как вы считаете, могут ли быть плюсы явления коррозии металлов?

(после завершения «мозговой атаки» определяется проблема и гипотеза проекта:

Коррозия ежегодно приносит людям огромные убытки. Коррозия - это естественный процесс, т.к. металлы (восстановители) в результате взаимодействия с веществами окружающей среды, переходят в «естественное» окисленное состояние, в котором они встречаются в земной коре. Поэтому, как только человек начал использовать металлы, он сразу же приступил к поиску эффективных способов защиты от коррозии. Найти самые эффективные способы защиты от коррозии?

Гипотеза проекта: Если нам известно, что коррозия наносит большой ущерб, то нужно выяснить наиболее эффективные способы защиты от нее?


Прием «Технология постановки SMART- целей»

Цель: предоставить учащимся методологическую подсказку при формулировании цели

Правильно сформулированная цель должна быть:

Specific - конкретная

Measurable - измеримая

Achievable - достижимая

Relevant – согласованная с задачами

Time-Bound - определенная во времени.


Задание: сформулировать цель проекта, используя требования к цели.

Сформулировать задачи проекта


Цель: На уроке выяснить сущность процессов коррозии и наиболее эффективные способы защиты металлов от коррозии.


Задачи:

1. Узнать, какие условия способствуют коррозии.

2. Выяснить, какие виды коррозии бывают.

3. Выяснить, какой вред наносит коррозия в быту и на производстве.

4. Узнать об основных способах защиты от коррозии.

5. Провести опыты по коррозии металлов.


Проектное задание для группы «Теоретики»: выяснить (используя стр.195-197, дополнительный текст и интернет - ресурсы); какой вред коррозия наносит в быту и на производстве; составить кластер «Коррозия», узнать о коррозионных свойствах металлов на основе их положения в периодической системе.

План выполнения проектного задания группы «Теоретики»:

1. Изучить статью, материал учебника.

2. Определить, какой вред коррозия наносит в быту и на производстве.

3. Узнать о коррозионных свойствах металлов на основе их положения в периодической системе.

4. Составить кластер «Коррозия».


Проектное задание для группы «Практики»: выяснить, какие способы защиты от коррозии наиболее эффективны (используя стр.197-198 и интернет - ресурсы); Заполнить таблицу:


Методы защиты от коррозии

Суть метода

Область применения





План выполнения проектного задания группы «Практики»:

1. Выяснить, какие способы защиты от коррозии наиболее эффективны.

2. Заполнить таблицу:

Методы защиты от коррозии

Суть метода

Область применения





Проектное задание для группы «Лаборанты»: провести опыты, иллюстрирующие влияние среды на скорость коррозии металлов.


План выполнения проектного задания группы «Лаборанты»:

1. Провести опыты, иллюстрирующие процессы, происходящие при химической и электрохимической коррозии.

2. Провести опыты по влиянию условий на скорость коррозии металлов.


Прием «Оценка деятельности групп»

Цель: формирование компетентностей по оценке выполнения проектных заданий группами и представленного проектного продукта, а также аргументации своего мнения

Задание:

Оцените выполнение проектных заданий группами и защиту проектного продукта по критериям. Аргументируйте свое мнение.

Критерий

Практики

Лаборанты

Теоретики

1. Выполнение проектных заданий группой

Самостоятельность 0-2 б.




Умение сотрудничать в группе 0-2 б.




Время выполнения заданий 0- 2 б.




2. Защита проектного продукта

Проектный продукт полностью соответствует

заявленным задачам проектных групп 0-2 б.




Представитель группы изъясняется ясно, четко, понятно 0-2 б.




Изложение материала (логика изложения, правильность) 0-2 б.




Ответы на вопросы участников других проектов 0-2 б.




Итого:





Прием «Групповая рефлексия»

Цель групповой рефлексии: Повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы; увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целой группы.


1. Еще раз сформулировать проблему, цель.

Вспомнить перечень действий членов групп, направленных на решение задач (какие были действия и в чем они состояли).

Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие действия помогли или не помогли достижению цели.

Решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить.


Прием «Рюкзак»

Описание: прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно подумать над ответом, можно сказать "я пропускаю ход".


Домашнее задание

§34, вопросы

Вопрос №1. Известны случаи разрушения и затопления кораблей, железная обшивка которых была скреплена медными заклепками. В чем причина этого явления?

В 20 годы ХХ в. по заказу одного миллионера была построена роскошная яхта “Зов моря”. Днище яхты было обшито медно-никелевым сплавом, а рама руля, киль и другие детали изготовлены из стали. Когда яхта была спущена на воду, она затонула, ни сделав ни одного рейса.

Ответ: Причиной была контактная коррозия. Днище яхты было обшито медно-никелевым сплавом, а рама руля, киль и другие детали изготовлены из стали. Когда яхта была спущена на воду. Возник гигантский гальванический элемент, состоящий из катода- днища, стального анода и электролита – морской воды. В результате судно затонуло, ни сделав ни одного рейса.

Вопрос №2. Более полутора тысяч лет назад в Индии была изготовлена железная колонна весом в 6,5 т, высотой 7,3 м, диаметром у основания 41,6 см, у верха 29,5 см, стоящая ныне на одной из площадей индийской столицы. Она стоит на тропическом солнце, под дождями 15 столетий, но не подверглась ни малейшей коррозии. Почему на нее не действует коррозия?

Ответ: Колонна содержит малое количество примеси углерода и, по одной из версий, сделана из метеоритного железа (99,72 %).

Вопрос №3. Колосс Родосский. В III до нашей эры на острове Родос был построен маяк в виде огромной статуи Гелиоса.

Колосс Родосский считался одним из семи чудес света, однако просуществовал всего 66 лет и рухнул во время землетрясения. У Колосса Родосского бронзовая оболочка была смонтирована на железном каркасе. Почему это чудо света так быстро разрушилось?

Ответ: Причиной была контактная коррозия. У Колосса Родосского бронзовая оболочка была смонтирована на железном каркасе. Под действием влажного, насыщенного солями средиземноморского воздуха железный каркас разрушился.


Используемые источники информации:

1. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / Авт.-сост. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова. – М.: 5 за знания, 2008

2. Учебный проект: от «школы знаний» - к «школе деятельности»: сборник методических разработок / редакционная коллегия: О.В.Плетенева, В.Я.Бармина, В.В.Целикова. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014

3. Статья «Таблица-конструктор» [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/

4. Статья «Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетентности школьников» [Электронный ресурс]. URL: 60nn.ruwp-content/uploads/2013/12/РТ-Система-ПДО…

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.