Урок русского языка в 7 классе «Написание существительных на –ца, глаголов на – тся»
Урок русского языка в 7 классе VIII вида
Учитель: Южакова Елена Васильевна, учитель МБОУ «Подболотная СОШ» Вологодской области
Тема: Написание существительных на –ца, глаголов на – тся.
Цель: формирование умения различать существительные, оканчивающиеся на –ца и глаголы на –тся.
Задачи:
Образовательные:
-Обобщить знания о существительном, глаголе (поверка через фронтальную работу),
-вывести правило о существительных и глаголах на [ ца],
-закрепить новые знания через выполнение упражнений.
Коррекционно- развивающие:
-коррегировать переключение внимания через смену видов деятельности,
-коррекция и развитие связной устной речи (обогащение словарного запаса через работу в группах),
-коррекция и развитие памяти,
-коррекция и развитие личностных навыков учащихся, эмоционально- волевой сферы ( усидчивость, выдержку, навыков самоконтроля).
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к учебе, предмету,
-воспитывать самостоятельность,
-воспитывать нравственные качества (трудолюбие, любовь к природе).
Оборудование: учебник русского языка, рабочие тетради, картинки синиц, иллюстрации детей, мультимедиа.
Ход урока:
Организационный момент.
Мир, любовь, добро всем кто справа от меня,
Мир, любовь, добро всем кто слева от меня.
( Настрой на урок). Покажите смайлики, с каким настроением вы пришли ко мне на урок. Я желаю вам хорошей, активной работы на уроке. Каждому за выполненное задание я буду выдавать пазл, ваша задача из этих пазлов составить картину. Сколько этапов урока, столько и пазлов. Посмотрим, кто соберет целую картинку. Желаю удачи!
Запишем в тетради число.
15 марта
Классная работа
2. Проверка домашнего задания.
Вам было на дом задано очень интересное задание. Вы должны были повторить части речи, которые мы изучили, нарисовать иллюстрацию и найти в Интернете стихотворение.
Все эти знания, ребята, пригодятся нам для изучения нового материала.
3. Чистописание.
Сегодня на уроке этом
Мы много узнаем, поймем.
Помогут нам в этом птицы.
Мы их на урок позовем.
Узнайте птицу из загадки:
Небольшая пестрая пти..
Мороза не бои.... (написать на доске)
Угощенье наше ей сни….
Прилетает к нам часто сини….
- Скажите, почему синице снится угощенье?
Поднимите руку, кто подкармливал птиц зимой? Молодцы!
- Запишите это стихотворение у себя в тетради.
4. Подведение к теме урока, формулировка темы и задач урока.
(После записи в тетради) Антон, иди к доске вставь пропущенные буквы в словах.
- Проверьте Антона. Все ли написали так, как он.
Напишут по-разному.
- У нас возникла проблема. Некоторые из вас написали на конце слов ца, а другие тся. Кто же написал правильно?
-Это сегодня мы на уроке обязательно узнаем. Кто из вас уже догадался, о каких словах пойдет речь сегодня на уроке?
- Скажите тему нашего урока.
- Послушайте, я произнесу вам слова, в которые вы вставляли концовки.
Дети: Мы должны узнать, как правильно пишутся слова, в которых мы на конце слышим /ца/.
Тема: Написание слов на \ЦА\.
Как мы будем изучать, составим план.
Задачи:
- Вывести правило написания таких слов.
- Поупражняться в написании слов на \ца/.
Итак, начнем работу.
5. Изучение нового материала.
- Посмотрите, как правильно пишутся эти слова. А вот почему они так пишутся, мы должны с вами выяснить.
- Посмотрите еще раз на выделенные слова.
- Вспомните, что вы повторяли дома.
Дети: Повторяли части речи.
- Какие у вас будут предложения?
- Определить части речи у этих слов.
Я предлагаю вам эти слова записать в столбики по частям речи.
- Какие у нас будут столбики? (Дети пишут на доске поочереди)
Имя существительное |
Глагол |
Птица |
Боится |
синица |
снится |
Давайте сделаем вывод. Когда же слышится ца и пишется – ца? А когда слышится ца, но пишется – тся?
Дети делают вывод:
Если слово существительное - пишем ца.
Если глагол – пишем – тся.
Давайте проверим свое предположение, дополним таблицу существительным и глаголом, в конце которых мы слышим \ЦА\.
Давайте проверим свой вывод по учебнику.
Читаем правило на странице 226.
- Молодцы! Мы вывели вывод правильно и сами.
Сделаем себе памятку, чтобы лучше запомнит правило.
Запишем его кратко на листе.
Сушествительное ЦА |
Глагол ТСЯ |
Потрудились – отдохнем,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаем,
Выполним движения.
6. Физ. Минутка
Вновь работа собирает,
Время даром не теряй,
Книга Знаний предлагает
Нам страницу Закрепляй.
7.Закрепление.
Учитель возвращается к задачам урока:
- Выполнили мы 1 задачу урока?
- Да, мы вывели правило.
Прочитайте 2 задачу:
- Поупражняться в написании слов на \ца/.
8. Закрепим новые знания, работая в группах.
Расскажите правила работы в группах.
- Внимательно выслушать мнение каждого, прийти к общему мнению. Выбрать человека, который будет отвечать, а остальные слушать и дополнять.
На листе напечатан текст с попущенными концовками слов. Обсудите в группе, какие концовки пропущены и почему?
При проверке лидер группы прочитает текст вслух. А комментировать слова, в которых вы будете вставлять концовки, будете по очереди.
- Почитайте текст, какое настроение у вас возникло, почему?
- Потому что синице живется славно. Как вы понимаете это выражение?
На экране синичка.
Проверим, какие вы вставили концовки слов и почему?
- Кто запомнил правило и может его рассказать?
9. Разноуровневая самостоятельная работа. Включить музыку.
Готовы ли вы к самостоятельной работе по закреплению нового материала.
Ребята, сейчас вы будете делать самостоятельно задания на карточках. Но они у меня с разным заданием.
1 карточка: Найти слова на изученное правило, подчеркнуть -ца или – тся, определить части речи у этих слов.
Хлопотунья птица на гнездо садится.
Своими цыплятами курица
Любуется не налюбуется.
Что ни цыпленок, то умница.
За выполнение этого задания вы получите «3».
2 карточка: вставить –ца,- тся в слова, подчеркнуть ца и тся и определить части речи.
За правильное выполнение этого задания вы получите «4».
Хлопотунья пти… на гнездо сади….
Своими цыплятами кури…
Любуе…. не налюбуе…..
Что ни цыпленок, то умни….
3 карточка: В тексте найти и исправить ошибки. Тот, кто найдет все ошибки в тексте, получит «5».
Хлопотунья птится на гнездо садица.
Своими цыплятами курица
Любуеца я не налюбуеца.
Что ни цыпленок, то умница.
- Послушайте я прочитаю вам текст.
Не забывайте пользоваться памяткой!
Проверка: вывести на экран.
10. Выставление оценок в дневник.
Открыли дневники, запишем д\з.
Обязательное задание: правило с. 226, упр. 300 с. 227 + дополнительное (по желанию-5) в памятку записать по 5 слов в каждый столбик.
11. Итог урока.
- Что нового сегодня мы изучали? Назовите тему нашего урока.
- Расскажите новое правило.
Посмотрите на план урока. Как мы изучали новый материал?
- Вывели правило, а потом закрепляли.
- Как мы закрепляли?
- Работали в группах, самостоятельно.
12.Рефлексия.
Покажите смайликом, какое настроение у вас сейчас. Ну и давайте под музыку соберем картины, которые у вас получились?
Учитель: Пусть снег вокруг искрится.
И зимний ветер злится -
Поёт не уставая
Синица расписная.
Трудно живется синичке, много трудностей в ее жизни. Но, не смотря ни на что, она все равно радует нас своей песенкой. Вы ученики и я хочу пожелать, чтобы и вы умели справляться с трудностями в учебе и радовать меня и родителей своими успехами. Спасибо за работу.