Урок русского языка в 3 классе на тему «Изменение имён прилагательных по родам»
Учебный предмет: русский язык Класс 3
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урока: Изменение имен прилагательных по родам.
Цель урока: познакомиться с изменением имен прилагательных по родам.
Задачи урока
Образовательные:
совершенствовать умение использовать имена прилагательные, как в устной, так и в письменной речи;
формировать умение определять род имён прилагательных;
научить составлять словосочетания существительного с прилагательным;
научить правильно подбирать подходящие имена прилагательные;
формировать навык правописания родовых окончаний имён прилагательных.
Развивающие:
развивать устную и письменную речь учащихся, через письменные задания, вопросов учителя;
развивать познавательную активность учащихся, через наглядность, раздаточный материал;
развивать умения формулировать учебную задачу урока и отвечать на поставленные вопросы;
совершенствовать мыслительные операции анализа и синтеза, сопоставления, сравнения.
Воспитательные:
воспитывать активность, усидчивость, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;
воспитывать любовь к русскому языку.
Основные понятия: прилагательное, род, существительное.
Планируемые результаты
Предметные умения:
знать окончания имен прилагательных;
знать словарные слова;
уметь каллиграфически писать;
уметь составлять словосочетания существительных с прилагательными;
знать взаимосвязь имени прилагательного и имени существительного;
уметь определять род имен прилагательных;
уметь подбирать имена прилагательные.
Личностные УУД:
толерантно относится к окружающим;
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
определять общие для всех правила поведения;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала.
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя:
учиться высказывать своё предположение (версию);
работать по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний по русскому языку: отличать новые знания о правописании окончаний существительных от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу на уроке;
донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Слышите, звенит звонок!
-Говорит - начнем урок! (Проверка готовности к уроку)
Учитель: -Я надеюсь, что….( доскажи словечко - имя прилагательное):
Настроение у вас: чудесное!
Ждут задания вас: интересные!
На уроке всегда будь: внимательный!
И урок выйдет весь: замечательный!
Учитель: Я очень хочу, чтобы урок получился интересным и познавательным.
Учитель: Слова, какой части речи повторялись в стихотворении? (Прилагательное).
ΙΙ. Актуализация знаний.
Учитель: Подбери прилагательные – антонимы. Запиши (Антонимы).
Веселая песня –__________ (грустная);
солнечный день - _________ (пасмурный);
высокое дерево - _______(низкое);
широкая река - __________( узкая).
Учитель: Что такое антонимы?
Учитель: Замените прилагательные синонимами и запишите получившиеся словосочетания.(Синонимы).
Бесстрашный лётчик – ________________ ( смелый, храбрый, отважный);
занимательный рассказ - _____________( интересный, увлекательный, захватывающий, любопытный);
пасмурная погода - _____________ (серая, неясная, мрачная);
правильный ответ - _________ (верный, точный, подходящий);
смышлёный ученик -___________ (толковый, мудрый, любознательный, знающий, эрудированный)
Учитель: Что такое синонимы?
III. Самоопределение к деятельности
Учитель: Запишите слова, распределив их в три столбика
Береза, магазин, яблоко, желтый, кровать, растение, обед. (один ученик работает у доски) взаимопроверка
Учитель: Что общего у всех этих слов?
Учитель: Какое из записанных слов лишнее? (Жёлтый) Что общего у оставшихся слов? (Все остальные слова имена существительные) Что вы знаете об имени существительном? ( Таблички о существительном вывешиваются на доске)
IV. Постановка проблемы урока
Учитель: А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово жёлтый. Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?
Учитель: Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи). Какая это часть речи? (прилагательное) Что вы знаете о прилагательном? (Таблички о прилагательном вывешиваются на доске).
Учитель: А могут ли изменяться по родам имена прилагательные? (Высказывания детей)
Учитель: Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока. (Изменение имён прилагательных по родам)
Сформулируйте цель нашего урока: познакомиться с изменением имен прилагательных по родам; развивать умение определять род имен прилагательных
V. Изучение нового материала.
1. Определение родовых окончаний имен прилагательных
На доске запись:
солнце яркий весенний
трава яркое весеннее
цветок яркая весенняя
– Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их, как части речи. (В левом столбике написаны имена существительные, они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные, они отвечают на вопросы какой? какое? какая? и обозначают признак предмета.)
– Какого рода данные имена существительные? (Солнце – ср. р., трава – ж. р., цветок – м. р.)
– Подберите к существительному солнце соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Солнце какое? яркое весеннее.) Запишите.
– Подберите к существительному трава соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Трава какая? яркая весенняя). Запишите.
– Сделайте такую же работу и в отношении существительного цветок. (Цветок какой? яркий весенний.) Запишите.
– Какие действия мы осуществляли с именами существительными? (Мы заменяли существительные одного рода существительными другого.)
Учитель: Определите род и число имен существительных. Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и существительное? Поставьте вопрос к каждому прилагательному. Какая значимая часть слова в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? (окончание)
– Определите род прилагательных, которые относятся к существительному солнце. Обоснуйте свой ответ. (Прилагательные яркое весеннее среднего рода, так как они относятся к существительному среднего рода – солнце.)
– Определите род прилагательных, связанных с существительным трава. (Прилагательные яркая весенняя женского рода, так как они относятся к существительному женского рода – трава.)
– Определите род прилагательных яркий весенний. (Прилагательные яркий весенний мужского рода, так как относятся к существительному мужского рода – цветок.)
Вывод: Когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного. Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого же рода и имя прилагательное.
Учитель: Сравните свой вывод с правилом. (Учащиеся читают правила на листочках, которые были перевернуты).
2.Знакомство с правилом
Учитель: Вы сами путём исследования вывели правило. Самостоятельно прочитайте правило на листках. Скажите, верно, ли мы его сформулировали? Перечитайте правило ещё несколько раз. Закройте учебник и попробуйте рассказать его друг другу.
3. Определение родовых окончаний имен прилагательных.
Учитель: Давайте проведем исследования и узнаем какие бывают окончания у прилагательных в м.р.. ж. р. и ср роде ( учащиеся проводят исследования работая в группах)
Учитель: Посмотрим на первый столбик нашей таблицы. Поставим ударения в словах имён прилагательных Что заметили? (У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой?, окончание - ой всегда ударное, а окончания – ый, - ий всегда безударные.
Учитель: Сделайте вывод: От чего зависит окончание прилагательного?
(Ученики делают вывод: окончания прилагательных зависят от формы существительного и изменяются вслед за ней, в окончании у прилагательных 2–3 буквы).
4. Алгоритм определения рода имени прилагательного.
Учитель: Давайте составим алгоритм. (слайд)
1. Найди сущ., определи его род.
2. Задай от сущ. вопрос к прил.
3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.
4. Выдели окончание
м. р. – ый, - ий, - ой
ж. р. – ая, - яя
ср. р. – ое, - ее
VI. Физкультминутка
Я привстану на носочки
Хорошенько потянусь
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква «О» свернусь
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой покручу…
Тихо сяду, улыбнусь,
И работою займусь!
VII. Закрепление нового материала.
1.Организация познавательной деятельности.
Учитель: Миша составил текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша? (слайд)
Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море.
Учитель: Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? (В окончаниях прилагательных)
Учитель: Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных.
Учитель: Где вы затруднились определить род?
2.Самостоятельная работа.
Работа по учебнику: стр.57. упр.№492
Учитель: первый ряд пишет только словосочетания в мужском роде, второй ряд - в женском роде, третий ряд – в среднем роде. ( доска) Выделите окончания.
Прилежный ученик, честный человек, тяжелый груз, верный друг.
Справедливое решение, горькое лекарство, трудное задание.
Интересная работа, золотая медаль.
VIII. Подведение итогов урока
Учитель: Тема урока? Цель урока? Что открыли нового сегодня на уроке? В каком числе имена прилагательные изменяются по родам? Как определить род имени прилагательного? Какая часть слова изменяется при изменении имён прилагательных по родам? На какой вопрос отвечают имена прилагательные в м.роде? Какие имеют окончания? На какой вопрос отвечают имена прилагательные в ж.роде? Какие имеют окончания? На какой вопрос отвечают имена прилагательные в ср.роде? Какие имеют окончания?
IX. Рефлексия
Учитель: Пользуясь полученными знаниями, составьте, пожалуйста, словосочетания, которые соответствуют нашему уроку.
Урок: интересн__, творческ__.
Работа: активн__, познавательн___.
Настроение: хорош__, чудесн__.
– Оцените свою работу на уроке.
Учитель: Спасибо за урок, благодарю за хорошую работу.
X Домашнее задание.
Вот и кончился урок,
Он пошёл, наверно, впрок.
Д/з: стр.58, упр.№494 ( правило)