Урок русского языка на тему «Диалектизмы» (6 класс)
Тема урока: «Диалектизмы».
Тип урока: «открытия» нового знания
Цель: формирование знаний о диалектизмах, их видах и особенностях употребления в речи.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Предметные: ученик получит возможность научиться определять диалектизмы в тексте, формировать навыки лингвистического конструирования, лингвистического описания, лингвистического анализа.
Личностные УУД: создать условия для формирования устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности, чувства гордости за свою Родину и ее язык.
Метапредметные:
Коммуникативные: создать условия для формирования навыков работы в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы.
Регулятивные: создать условия для реализации методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, развития исследовательских навыков, проектной деятельности
Познавательные: дать возможность научиться объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с точки зрения его лексического состава, поэтапного формирования у учеников умственных действий,
Оборудование: учебник русского языка под редакцией Быстровой, 6 класс, компьютеры (телефоны), словарь В. И. Даля, словарь С. И. Ожегова; карта говоров, дидактические карточки.
Структура урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Здравствуйте, дети! Надеюсь, готовы
Вы к новым открытиям в области слова?
Готовы? Прекрасно! Скорее тогда
На каждый вопрос отвечайте мне: «Да!!!»
Вам нравится учиться?
Ученики. Да!
Учитель. Вы хотите много знать?
Ученики. Да.
Учитель. Вы будете много знать?
Ученики. Да!
Учитель. Поприветствуйте своих партнеров по команде!
Своих партнеров по работе в классе!
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Учитель. Проверим домашнее задание.
Те, кто выполнял упражнение 86, задания 1, 2 проверяют по эталону.
Прочитайте текст. Выпишите из него десять общеупотребительных слов.
Что такое наша Земля? Это с невероятной, непредставимой скоростью мчащаяся в космическом пространстве сокровищница необычайно разнообразных и необычайно хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга. Слово «земля» в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и весь земной шар.
Человека создает Земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на Земле, умножение ее богатств.
1. В каких значениях употреблено ученым слова земля в этом тексте?
2. Сделайте морфологический разбор слова земля.
3. Приведите свои примеры общеупотребительных слов.
Учитель. Я проверю работы у тех, кто выполнял упр. 86, задание 3.
Задание 2. На карточке записаны слова, запишите их в таблицу, группируя их и распределяя по столбикам: ветер, буря, вихрь, смерч, тайфун, ураган, циклон, шторм, бриз, самум, борей, сирокко, ветреник, норд-вест, баргузин; ходики, склянка, метроном, брегет, тикалки, клепсидра, часики, часы, будильник, куранты, хронометр, время.
Слова | Общеупотребительные (5 слов) | Ограниченного употребления (5 слов) |
| | |
| | |
Учитель. Те, кто дома составлял схему или кластер по параграфу 13, проверяют их по эталону.
Задание 4.
Напишите ответ на вопрос: «Каких слов больше в русском языке – общеупотребительных или ограниченного употребления?»
.
Эталон 1
выполнения упражнения 86, заданий 1, 2 проецируется на экран
Общеупотребительные слова: наша, Земля, скоростью, космическое пространство, необычайно, разнообразных, хрупких, созданий, человеческих, рук, мозг, слово, в русском языке, много, значений, почва, страна, земной шар, создает, зависит, сохранность.
Задание 1:
Земля в значении планета употреблено в 1-м абзаце, земля в значении родина употреблено во 2-м абзаце.
Задание 2.
Морфологический разбор слова мозга.
Мозга (чего?) – имя существительное.
Н.Ф. – мозг.
Морфологические признаки. Постоянные: нарицательное, неодушевленное, 2 склонения.
Непостоянные: в родительном падеже, единственном числе.
Синтаксическая роль.
Сокровищница (какая?) человеческого мозга.
Эталон выполнения задания 2 проверяется по карточкам желтым
Слова | Общеупотребительные (5 слов) | Ограниченного употребления (5 слов) |
| ветер, буря, вихрь, , смерч, тайфун, ураган, циклон, шторм. | Бриз, самум, борей, сирокко, ветреник, норд-вест, баргузин. |
| Часы, будильник, куранты, хронометр, время. | Ходики, склянка, метроном, брегет, тикалки, клепсидра, часики. |
Эталон 3 выполнения задания по составлению кластера к параграфу 13, проверяется по желтым карточкам
Основная мысль ответа на вопрос задания 4 проверяется по карточкам желтым
В русском языке слов ограниченного употребления больше, чем общеупотребительных слов, потому что у нас огромная страна. В ней очень много мест, где одно и то же слово имеет много названий. Люди разных профессий тоже называют одинаковые предметы или действия по-разному. Слова из разговорной речи тоже часто не являются нормированной лексикой. В словаре синонимов это видно очень хорошо
Учитель. Кто выполнил без ошибок упражнение 86?
Ученик. Я неправильно определил значение слова «земля». Я думал, что оно обозначает почву, а не страну.
Ученик. Я неправильно определил синтаксическую роль слова при морфологическом разборе.
Ученик. Я записал два слова ограниченного употребления.
Учитель. Какие затруднения испытывали при выполнении домашнего задания?
Ученики. Задания не были трудными, но сомневались в подборе общеупотребительных слов.
Учитель. К какому выводу пришли?
Ученик. Нужно закрепить материал.
Учитель. Кто выполнил без ошибок задание 2?
Ученик. Я ошибся при распределении слов по столбикам.
Ученик. Я слово ходики записал в общеупотребительные слова
Учитель. К какому выводу пришли?
Ученик. Нужно научиться пользоваться словарем.
Учитель. Кто выполнил без ошибок задание 3?
Ученик. Я справился с заданием, как в первой карточке, но не знаю некоторых терминов во второй карточке.
Учитель. А хочешь знать?
Ученик. Конечно. Хочу!
Учитель. Кто правильно ответил на вопрос задания 4?
Ученик. А я думал, что больше в языке общеупотребительных слов.
Учитель. Это очень трудный вопрос, и, надеюсь, сегодня на уроке ты разберешься, почему ошибся. А пока оцените себя.
Учитель. Оцените себя.
Учитель. Ребята, к какому выводу мы с вами пришли?
Ученик. Нужно закрепить материал, чтобы лучше понять новый.
Учитель. Отлично! Давайте выполним упражнение на повторение пройденного. Вы должны самостоятельно поставить рядом с номером утверждения знак +, если вы с ним согласны, и знак -, если не согласны.
Карточка 1. голубая
(прием технологии критического мышления «да» - «нет»)
1 | Лексика – это слова русского языка. |
|
2 | Лексикон – словарный запас человека. | |
3 | Слова имеют только лексическое значение | |
4 | Лексика делится на общеупотребительную и ограниченного употребления. | |
5 | Мама, дом, дружба, родина – лексика ограниченного употребления. | |
6 | Скрипка, объектив, болт, орфоэпия – лексика ограниченного употребления. | |
7 | Конфета, хлеб, суп, шаньга - все слова относятся к общеупотребительной лексике. | |
Взаимопроверка по эталону на экране
1 | Лексика – это слова русского языка. | + |
2 | Лексикон – словарный запас человека. | + |
3 | Слова имеют только лексическое значение | - |
4 | Лексика делится на общеупотребительную и ограниченного употребления. | + |
5 | Мама, дом, дружба, родина – лексика ограниченного употребления. | - |
6 | Скрипка, объектив, болт, орфоэпия – лексика ограниченного употребления. | + |
7 | Конфета, хлеб, суп, шаньга - все слова относятся к общеупотребительной лексике. | - |
Учитель. Кто выполнил задание без ошибок?
Учитель. Какие задания или слова вызвали затруднение?
Ученик. Задания были выполнены правильно, значит, материал мы усвоили.
Учитель. Оцените себя.
Этап урока | Самооценка | Оценка группы | Оценка учителя | Оценка |
Домашнее задание | | | | |
Карточка № 1 | | | | |
Карточка № 2 | | | | |
Работа в группе | | | | |
Работа в паре | | | | |
Самостоятельная работа | | | | |
Работу выполнял | |
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Кому трудно было ответить на седьмое утверждение?
Почему?
Ученик. Мы не знаем значение слова шаньга.
Учитель. А хотите узнать?
Ученики. Да.
Учитель. Посмотрите на экран. На экране слова распределены в 2 колонки.
|
|
Земля Небо мать петух двор говорить изгородь | Изба Курень Гуторить Кочет Баз плетень прясла |
Учитель. Что вы можете сказать, глядя на слайд.
Ученик. В левом столбике общеупотребительные слова, а какие слова в правом столбике мы не знаем, так как значения этих слов нам непонятны.
Учитель. А вы хотите узнать к какой лексике относятся эти слова и что они обозначают?
Ученик. Да.
Учитель. Какой метод решения проблемы вы предлагаете.
Ученики. Исследование.
Учитель. Где мы можем посмотреть значение слова?
Ученики. В словаре. В Интернете.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Я уже посмотрела в словарь и выписала странные пометки к каждому слову. Посмотрите на них.
Общеупотребительные слова | «особые слова» |
Земля Небо мать петух двор говорить изгородь | Изба (Сиб.) Курень (арх., диал.) Гуторить (обл.) Кочет (Местн.) Баз (новорос. донск. Сар) плетень прясла (местн.) |
Учитель. Что вы можете теперь сказать о словах в правом столбике?
Ученик. Все слова употребляются в разных областях России.
Ученик. Слова употребляются в определенной местности, значит, это диалектные слова.
Учитель. Определите тему урока.
Ученик. Диалектизмы.
V.Реализация построенного проекта.
Учитель. Записываем тему урока в тетрадях.
Учитель. Какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?
Ученик. Где можно встретить диалектизмы? Какие бывают диалектизмы? Для чего они употребляются в речи?
Учитель. Читаем учебник, после прочтения составляем план параграфа, заполняем таблицу. Работаем в группах.
Карточка 2 (Голубая)
Пункты плана (вопросы) | Мои ответы | Оценка |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
Учитель. Какой план у вас получился?
Все ли согласны с таким вариантом?
Проверьте себя по эталону.
Эталон плана ( к карточка № 2) проецируется на экран
Вопросы | Мои ответы | Оценка |
1Что такое диалектизмы? | Слова разговорно-бытовой лексики, которые употребляются жителями определенной местности. | |
2.Переход диалектизмов в общеупотребительную лексику. | Это географические термины, названия растений, которые растут только в данной местности | |
3.Использование диалектизмов в художественной литературе. | Чтобы дать речевую характеристику герою или создать представление о месте. | |
4.Употребление диалектизмов является нарушением норм языка. | Нужно осторожно использовать диалектизмы в речи | |
Ученик. Я по-другому сформулировал мысль 3 абзаца.
Ученик.У меня не было 4 пункта
Учитель. Оцените себя. У какой группы не было ошибок?
Учитель. У кого были ошибки? Какой вывод сделаем?
Ученик. Нужно этот материал закрепить
VI. Первичное закрепление.
1.Фронтальный опрос.
Учитель. Можете ли вы рассказать о диалектизмах по составленному вами плану? Попробуйте.
Физкультминутка. 1“Микс пэа шэа”. Звучит музыка, ученики перемещаются по классу. После того как музыка прекращается, учащиеся образуют пару с ближайшим партнером. Учитель дает задание обменяться знаниями по параграфу 14, дается время на обсуждение. Ученик № 1 в паре высказывает свою точку зрения, ученик № 2 слушает, затем меняются ролями, благодарят друг друга. Учитель опрашивает несколько человек. Затем снова звучит музыка, ученики перемещаются по классу, когда музыка прекращается, ученики образуют новые пары и снова обмениваются мнениями.
1.Учитель. А теперь выполним упражнения 87. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Яшина «Родные слова». Какие диалектизмы употребил поэт? Почему их легко можно понять?
Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши- тетерева,
Летятина- дичь,
Пересмешки- молва,
Залавок- подобье комода.
Ученик. Диалектизмы: поляши, летятина, пересмешки, залавок.
Ученик. Эти диалектизмы можно легко понять, потому что рядом даны синонимы из общеупотребительной лексики.
Эталон выполнения задания по упражнению 87 проецируется на экране
Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши- тетерева,
Летятина- дичь,
Пересмешки- молва,
Залавок- подобье комода
Учитель. Оцените свою работу в команде.
Учитель. Достаточно ли мы закрепили материал?
Ученик. Нет, нужно выполнить еще упражнения.
Учитель. Перед вами карточки №2. Прочитайте текст, ответьте на вопрос.
Читают текст карточки и отвечают на вопрос. Текст проецируется на экран.
Однажды Даль гулял с приятелями по саду, где плотники строили беседку. Один из рабочих нес доску, поскользнулся.
- Что ты? - бросился к нему Даль.
- Ничего, - отвечал тот, отряхиваясь и бормоча что-то.
- Новгородский, - вслед ему определил Даль.
- Откуда вы узнали? - удивились приятели.
- По говору. - Но ведь это невозможно! Он сказал всего два слова: - Ничего, скользко.
- Вы ошибаетесь, - холодно проговорил Даль. - Он сказал: - Ничего, склезко.
- И крикнул плотнику:
- Откуда ты, братец?
- Новгородские мы, - послышалось в ответ.
Учитель. Обсудите вопрос в группе. Какой научный вывод можно сделать, исходя из содержания текста?
Ученик: Владимир Иванович Даль не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. И зависело это от того, где жил человек, значит, по тому, как он говорит, можно определить территорию распространения диалекта и нанести на карту.
Учитель. В чем же состоит трудность при определении диалектизма?
Ученик. Нужен словарь.
Учитель. Ваши товарищи выполняли сегодня небольшой проект о том, как работать со словарем. Давайте предоставим им слово.
Ученик. Существуют различные словари, в которых можно узнать значение диалектного слова. Некоторые диалектизмы есть в словаре С.И. Ожегова с пометой обл. Есть специальные словари диалектизмов и есть «Словарь живого великорусского языка В.И.Даля. В этом словаре можно узнать не только значение диалектизма, но и его родину. В словаре Ефремовой также можно узнать значение диалектизма.
Ученик. Я работал со словарем Ефремовой и узнал значение слова шаньга. Шаньга – это северорусская ватрушка, которую в южных регионах называют мандрыкой или сырником.
Учитель. Расскажи о своем исследовании.
Ученик. Сначала я нашел значение слова в толковом словаре и выяснил, что оно обозначает слово «ватрушка», а потом обратился к словарю В.Даля и познакомился с загадочной мандрыкой.
В.И.Даль был талантливым и трудолюбивым человеком.
«Толковый словарь живого великорусского языка» – дело всей его жизни. Даль не был филологом, языковедом по образованию, он им стал по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.
Полвека посвятил он собиранию слов. Где бы он ни был: в военном походе, в госпитале, в служебной поездке – всюду записывал слова. Трудно поверить, что гигантскую работу по составлению словаря проделал один человек. До сих пор его словарь остается главным источником сведений о «живом великорусском языке».
Ученик. Я изучил карту говоров и узнал, что есть диалектные говоры северные, южные и среднерусские. Они отличаются не только тем, что употребляют разные синонимы к одному и тому же литературному слову, но и произношением.
Учитель. Достаточно ли вы усвоили материал?
Ученик. Нет, мы еще не работали со словарем.
Учитель. Работаем со словарями. Работа в парах. Из словаря Даля выписать 2-3 диалектизма, указав их территориальную принадлежность.
Ученик. Гутарить – тамбовск., разговаривать.
Хлибец – северн. Хлеб.
Учитель. Какой вывод можно сделать?
Ученики. По особым фонетическим признакам можно определить на какой территории употребляются такие слова.
Учитель. Кто справился с заданием?
Какие затруднения возникли?
Ученик. Я нашел диалектизм, но не смог определить территориальную принадлежность слова мшары.
Учитель. Как выходить из затруднения?
Ученик. Обратиться к плану и карте говоров.
Учитель. Какой вывод можно сделать?
Ученик. Нам необходимы еще задания для первичного закрепления.
Учитель. Оцените себя.
Учитель. У вас на партах лежат карты говоров. Изучите их.
Карта говоров (раздаточный материал)
северное наречие (зеленый цвет),
среднерусские говоры (желтый цвет)
южное наречие (красный цвет)
Говоры объединяются в наречия. В русском языке – два наречия
Наречия
Северное Южное (Среднерусские говоры)
Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственны: акающее произношение: А и О в безударном слоге звучат одинаково: [а]кно, [карова],
фрикативное произношение фонемы /г/, то есть [h] (близко к х, окончание 3 л. ед. ч. глаголов настоящего времени на мягкое -ть: ходить, грызёть
отсутствие звука /ф/, замена его на /х/, /хв/ или /п/ _(хверма)
Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят [окно], [корова],
с отсутствием /Й/в окончаниях глаголов – умет (вместо умеет), каркат (каркает),
с наличием частиц -от, -та, -ту,-те или -от, -та, -ту, -ты, -ти: дом-от, жена́-та, жену́-ту, дома́-те…
Между Северным и Южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие.
Учитель. Смотрим инсценировки и выполняем задания
Карточка №3А
1.Посмотрите сценки, определите к какому говору относятся диалекты.
Инсценировка. (Индивидуальное домашнее задание ).
Бабушка и внук.
– Бабушка, где Маша?
– По батожья с утречка пораньше ушла, Хведора [г\х]ородского позвала да и пошла
– По что?
– Ну, по столбцы, по столбцы!
– По что?
– Ну, по петушки! Я же гутарю, по петушки!
– По что, по что?!
– По стебни.
– Не понимаю, бабушка!
– Ах, батюшка, какой ты бестолковый, не понимаеть! По щавель. Сходи, внучек, на огород, отнеси бураков в хату для борща.
— Чего принести, бабушка?
— Бураков.
— А это что такое?
— Ну, у нас на хуторе так свёклу называют.
Карточка№3Б
—Не тужи, Илюшенька. Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Коли худых дум-то в голове держать не станешь, так и все у тебя ладно пойдет, гладко покатится. И белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадоват. Ну, а худы думки заведешь, тут хоть в пень головой — все немило станет.
—Про какие ты, баушка, худы думки сказываешь?
— А это, — про деньги да про богатство. Хуже их нету. Человеку от таких думок одно расстройство да маята напрасна.
— Спасибо тебе, бабка Лукерья, за перья, а пуще всего за наставленье. Век его не забуду.
Ученик. В первом отрывке относятся к южному говору, во втором – к северному.
Учитель. По каким признакам вы определили?
Ученик. По фонетическим и орфоэпическим признакам.
Учитель. Кто выполнил задание без ошибок? Оцените свою работу. Сможем ли выполнить индивидуально задания?
Ученик.
4.Продолжим первичное закрепление. Даны карточки. Выполните к ним задания.
Карточка № 5
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Нет, мы легко с ним справились.
Учитель. Вы уверены в своих умениях?
Ученик. Да.
Учитель. Как это проверить?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.
VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Перед вами карточка. Подчеркните в ней все диалектные слова.
Карточка № 4А
1. Про наш Архангельской край столько всякой неправды да напраслины говорят, что я придумал сказать все как есть у нас. Всю сушшую правду. Пингвины у нас хоша не водятся, но приезжают на заработки — с шарманкой ходят да с бубном. А новы обезьяной одеваются, всяки штуки представляют, да мы не привередливы, нам хошь и не всамоделишна обезьяна, лишь бы смешно было. А в большой праздник да возьмутся пингвины с белыми медведями хороводы водить, да ишшо вприсядку пустятся — ну, до уморения. А моржи да тюлени с нерпами у берега в воды хлюпают да поуркивают-музыку делают по своей вере. А робята поймают кита, али двух, привяжут к берегу да и заставят для прохлаждения воздуха воду столбом пушшать.
Карточка № 4Б
А бурым медведям ход настрого запрешшен. По зажилью столбы понаставлены и надписи на них: "Бурым медведям ходу нет". Раз вез мужик муки мешок. Вот мужик и обронил мешок в лесу. Медведь нашел, в муке вывалялся весь и стал на манер белого. Сташшил лодку да приехал в город: его водой да поветерью несло; он рулем ворочал. До рынка доехал, на льдину пересел. Думал сначала промышлять семечками да квасом, аль кислыми штями, а потом, думат, разживется и самогоном торговать начнет. Да его узнали. Что смеху-то было! В воде выкупали! Мокрехонек, фыркат, а его с хохотом да с песнями робята за город погнали. Медведь заплакал. Ну, у нас народ добрый: ему вязку калачей, сахару полпуда да велели в праздники за шаньгами приходить
Учитель. Проверяем по эталону. Слайд.
Эталон к карточкам 4А и 4Б
1группа слов: напраслины, сушшую, хоша, новы, всяки, хошь и не всамоделишна, ишшо, до уморения, поуркивают, робята, для прохлаждения, пушшать
2 группа слов: по зажилью, запрешшен, сташшил, поветерью, аль, штями, думат, фыркат, вязку, за шаньгами.
Учитель. Кто выполнил без ошибок?
Учитель. Кто допустил ошибки?
Ученик. Я не подчеркнул слова сташшил, вязку.
Ученик. Я не подчеркнул слова напраслины, ишшо.
Оцените себя.
Учитель. Ребята, значения каких диалектных слов понимаете, а каких нет? Почему?
Ученик. Некоторые слова похожи на общеупотребительные, только странно произносятся. Например, хошь, робята. А есть слова, значения которых непонятны.
Учитель. Оцените себя.
Учитель. Пополнили ли вы сегодня запас знаний?
Ученик. Да.
Учитель. Сможем ли мы их использовать самостоятельно?
Ученик.Да.
Учитель. Как мы это проверим?
Ученик. Выполним задания.
VIII. Включение в систему знаний и повторений.
Учитель. Пополнили ли вы сегодня багаж знаний?
Ученик. Да, мы знаем, что такое диалекты, какие они бывают, чем отличаются друг от друга, где можно узнать их значения.
Учитель. Достигли ли вы поставленных целей?
Ученик. Да.
Учитель. При выполнении упражнений.
1.Проецируется карта европейской части страны. Слайд.
Учитель. Рассмотрите карту. Определите, на каком диалекте говорят жители Татарстана? Работа в парах.
Ученик. Жители Татарстана говорят на среднерусских говорах, среди которых встречаются как акающие, так и окающие.
Учитель. Кто справился с этим заданием без ошибок? Куда вы обратились при затруднении.
Ученик. К карте говоров.
Учитель. Оцените себя.
2. Учитель. Теперь давайте поработаем над новым заданием.
Задание № 6 проецируется на слайде.
Учитель. Сначала выпишите 1) общеупотребительные; 2) диалектные. Вставьте пропущенные буквы. Работа в парах.
Волк, кочет, утиральник, поташки, бирюк, п…тух, п…л…тенце. Рушник, п…мидоры, щарба, пригрубок, могутный, печка, уха, рушник, неп…седл…вый.
Самопроверка по эталону на экране
Эталон к заданию № 6.
Волк, петух, полотенце, помидоры, печка, уха, непоседливый
щарба, пригрубок, могутный, , кочет, утиральник, поташки, бирюк, рушник
Кто сделал без ошибок?
Какие были затруднения?
Учитель. Оцените себя.
Учитель. А теперь для закрепления сделаем самостоятельную работу по карточкам. Ваша задача – подобрать к диалектному слову общеупотребительное. Для подсказки в карточке находится картинка.
Карточка №7.
Диалектное слово | Иллюстрация | Общеупотребительное слово |
Голбец |
| |
казёнка |
| |
влазины |
| |
задергашки |
| |
стрекава |
| |
вехотка |
| |
выступки |
| |
шавырка – |
| |
пимы |
| |
тенёты |
| |
зарод |
| |
студенец |
| |
Учитель. Проведите самопроверку по эталону. Оцените свою работу.
Эталон к карточке №7.
Диалектное слово | Иллюстрация | Общеупотребительное слово |
Голбец |
| ПОГРЕБ |
казёнка |
| КЛАДОВКА |
влазины |
| НОВОСЕЛЬЕ |
задергашки |
| ЗАНАВЕСКИ |
стрекава |
| КРАПИВА |
вехотка |
| МОЧАЛКА |
выступки |
| БАШМАКИ |
шавырка – |
| ЛОЖКА |
пимы |
| ВАЛЕНКИ |
тенёты |
| ПАУТИНА |
зарод |
| СТОГ |
студенец |
| КОЛОДЕЦ |
IX. Рефлексия.
Учитель. Чему был посвящен урок?
Ученик. Пополнили знания о лексике.
Узнали, что есть диалектизмы
Учитель. Что делали?
Ученик. Составляли план, распределяли слова, подбирали синонимы,
Чему научились?
Ученик. Находить диалектизмы в тексте, определять говоры, работать в группе…
Учитель. Какие затруднения были?
Ученик. Не всегда знаем значения слов, нужно обращаться к словарю и уметь с ним работать.
Учитель. Что понравилось на уроке?
Ученик. Сценки, было много интересных заданий…
Домашнее задание:
Кто понял, что такое диалектизмы, упражнение 88.нужно выполнить задания к упражнению.
Кто понял, что такое диалектизмы и сможет найти их в тексте, выписать из отрывка произведения В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» диалектизмы и подобрать к ним литературные синонимы.
Текст. Прочитайте текст, найдите диалектные слова. Каково их лексическое значение? Для чего автор употребляет диалектизмы?
Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.
— Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.
— Конем, баба?
— Конем, конем.
Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!
С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.
Кто понял, что такое диалектизмы, где они употребляются, какие бывают, написать рассказ по заданному началу :«Все лето я провел у бабушки в деревне. Там я услышал слова, которые раньше не знал. Говорит мне как-то бабушка…»
Для умников и умниц упражнение 89, создать проект.