12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Почебыт Татьяна Евгеньевна3559 Россия, Карелия респ. Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт» |
Урок русского языка на тему «Этимология»
Автор:
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №2 г.Кондопоги
Республики Карелия
Почебыт Татьяна Евгеньевна
Конспект урока русского языка в 6 классе (УМК Т.А.Ладыженской)
Тема: «Этимология»
Цель урока:
познакомить с понятием «этимология»; закрепить знания о способах образования слов;
формировать навыки исследования с использованием разных источников информации, в том числе ИКТ;
развивать познавательную активность на основе поисковой деятельности;
развивать творческие способности, аналитическое мышление, кругозор учащихся;
воспитывать уважение к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; к творческой деятельности по алгоритму, по индивидуальному плану;
формирование навыка организации и анализа своей деятельности.
Предметные:
закрепление и углубление усвоенных ранее знаний по темам «Морфемика», «Основные способы образования слов», «Словари», « Словарная статья»;
распознавание и анализ основных единиц языка, проведение различных видов анализа слова,
написание текста-описания и рассуждения на лингвистическую тему.
Метапредметные:
Способность извлекать недостающую информацию из разных источников, справочной литературы; составлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме, эффективно сотрудничать в команде, в парах;
определение и формулирование познавательной цели, поиск, анализ и отбор необходимой информации;
приобретение навыка самоконтроля, взаимоконтроля через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Тип урока: урок - исследование
Методы: наглядный, проблемно-поисковый, анализ в группах
Формы работы учащихся: групповая (парная), индивидуальная
Оборудование: интерактивная доска, презентация, компьютер, планшеты или смартфоны с выходом в Интернет;
Словари: Толковый словарь С.И.Ожегова; Школьный словообразовательный словарь А.Н.Тихонова, Краткий этимологический словарь Н.М.Шанского;
Медиафайлы, Интернет-адреса указаны в конспекте.
Ход урока
I.Орг.момент. Приветствие.
-Здравствуйте, ребята! Каждый день в школе вы узнаете много нового. Чтобы поддержать ваши успехи, предлагаю вашему вниманию высказывание знаменитого мыслителя Артура Шопенгауэра:
«Как для обыкновенного человека познание служит фонарем, который освещает ему путь, для гения оно — солнце, которое озаряет для него мир».
Для меня важно, чтобы урок был познавательным и интересным, чтобы вы могли научиться открывать тайны ключом познания.
II. Повторение изученного материала.
- Ребята, на предыдущем уроке мы узнали, что слова в русском языке образуются несколькими способами. Давайте повторим их. Предлагаю выполнить интерактивное .
(На интерактивной доске работают с упражнением коллективно, индивидуально – на своих телефонах и планшетах).
Проверка. Обмен мнениями о выполнении.
III.Актуализация знаний.
1.Аналитическая беседа.
- Ребята, кто такой «исследователь»? Как мы узнали значение слова?
Ответы учащихся. (Тот, кто занимается исследованием, следует за каким-то фактом, открытием. Значение слова можно узнать, определяя корень слова, а также, обратившись к толковому словарю).
- Верно, и мы, как исследователи, попробуем свои силы в открытии тайн русского языка.
Приоткрыть завесу тайны этого слова нам помог корень «-след-». Но во всех ли словах корень помогает раскрыть значение?
- Давайте уточним, как образовано слово РУБАШКА? Найдите ответ в данной задаче:
Для этого выполните морфемный разбор слова. Проверьте по схеме:
1.Окончание слова.
2.Основа.
3.Приставка (если есть).
4.Суффикс (если есть).
5.Корень слова.Подбор однокоренных слов.
6.Общее значение слова.
(схема морфемного разбора:
- Каким способом образовано слово РУБАШКА?
(Образовано от слова РУБАХА с помощью суффикса –К-.)
Однако есть в русском языке слова, схожие по смыслу, но не обладающие одинаковым корнем.
Отсюда возникает вопрос:
- Можно ли значение слова пояснить, разобрав его по составу?
- Как безошибочно определять однокоренные слова?
Вывод: Морфемный разбор слова можно выполнить, если можешь предположить его корень или вспомнить однокоренные слова. Однако и это не уберегает от ошибок в понимании значения слова, вычленения морфем.
2. Постановка проблемного вопроса:
- В словах РУБИТЬ, РУБАХА, РУБИЩЕ, РУБЕЖ, РУБЛЬ – один и тот же корень?
(просмотр файла:
Возникает проблемный вопрос:
Что является ключом к разгадке слова?
IV.Новый материал
1. «Мозговой штурм». Работа в группах.
Вопросы для решения проблемы:
- Почему исконно русские слова не всегда понятны носителям языка?
- Можно ли по толковому словарю узнать значение слова?
-Какими источниками можно воспользоваться, чтобы выяснить происхождение слова и его построение?
2. Работа со словарями. Дополнительный материал –
в приложении отрывок стихотворения А.С.Пушкина
(Учащиеся получают коды доступа или работают по печатным словарям).
Записи по ходу работы ведут в таблице в тетрадях:
Исследуемое слово слово | Значение по толковому словарю | Этимология (+,-) | Родственные слова русского языка (+,-) |
рубаха |
|
|
|
рубище |
|
|
|
рубеж |
|
|
|
рубль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Слово рубаха – родственное слову «рубить», «рубище», «рубеж», «рубль», но однокоренными они не являются.
Вывод учащихся по проблеме: ключом является этимологический анализ слова, этимологический словарь.
3.Знакомство с понятием темы
- Наука о происхождении слов – этимология. (учебник, п.34, с.100).
Ученый Л.Успенский писал: «Этимология, как всякая другая наука, удовлетворяет естественное влечение человеческого ума к познанию истины».
Давайте убедимся в возможностях, открывающихся нам с помощью этимологии. Помощниками для нас будут этимологические словари и статьи ученых-лингвистов о словах.
V.Физминутка
VI .Поисковая работа в группах
Задание: Выясните, какова история слова ВРАЧ? Как связано его значение с этимологией?
(получают коды доступа электронных словарей, работают с печатными словарями, ведут записи в таблице).
Вывод. Слово ВРАЧ исследователи связывают со старо-славянским *врачь, болгарским *врач "колдун", сербохорватским *вра̑ч "прорицатель", словенским *vráč "врач".
Словарь Фасмера: «Эти слова производят от *врать и *ворча́ть. В таком случае первоначально значение:"заклинатель, колдун", которые умели заговаривать, лечить словесно. С другой стороны, ВРАТЬ – болтать лишнее, говорить неправду. Таким образом, история указывает на то, что врач – тот, кто обладает даром словами убирать боль, применять волшебство. Также ученые пришли к выводу, что лингвистический анализ указывает на связь русского языка с другими языками (болгарским, сербохорватским, латинским, литовским и др.).
Свои предположения об этом слове также высказал Л.Успенский в книге «Почему не иначе?».
Электронная версия: Л.Успенский. «Почему не иначе?»
VII.Рефлексия.
Беседа.
-Ребята, какие возникали трудности?
- Понравилось ли вам исследовать слова?
Опрос (проводится на раздаточном материале или в онлайн-формате с учетом оставшегося времени, доступно по ссылке:
1.Что называется "этимологией"?
А. Наука, изучающая правила написания слов.
Б. Наука, изучающая происхождение слов
В. Наука, которая изучает, от чего и с помощью чего образованы слова.
2. Что можно узнать благодаря этимологии?
А. правописание слова
Б. историю слова
В. слова-родственники
3.Как влияет знание этимологии на грамотность и почему?
Напиши развернутый ответ. Приведи примеры.
VIII. Итоги урока.
IX.Домашнее задание
Читать п.34.Письменное задание по выбору учащихся:
Упр. 177, составьте план текста.
Упр. 179 по плану:
Значение слова по толковому словарю
Происхождение слова, его этимология.
Родственные слова.
Использованные ресурсы:
1.Интерактивное упражнение-пазл «Повторяем способы образования слов»
2.Схема морфемного разбора - инфографика:
3.Проблемный вопрос – инфографика
4.Страница из книги Л.Успенского (электронная версия). «Почему не иначе?»
5. Опрос в формате Google:
6. Руководство по работе для учителя и учащихся
Словари (изображения):
словарь Фасмера
Словообразвоательный словарь
словарь Даля
Словарь славянских языков
Этимологический словарь Шанского
Краткий этимологический словарь Шанского
Историко-этимологический словарь
Комментарии (11)
сменить сортировкуОтредактировано 20-11-2020 21:17