12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Григорьева Ксения Игоревна20


Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №504

с углубленным изучением английского языка

Кировского района Санкт – Петербурга





Конкурс «Лучший открытый урок»

Кировского района Санкт – Петербурга



Конспект урока по русскому языку в 6 «Б» классе

на тему: «Местоимения».


Учитель русского языка и литературы

Григорьева К.И.






















Санкт – Петербург

2019 г.





Конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Тема: Местоимение (1- ый урок).

Цель: дать понятие о местоимении как о части речи, об его морфологических признаках и синтаксической роли в предложении.

Задачи:

1. Дать определение местоимения как части речи в соответствии с

морфологическими признаками; определить роль в предложении и

речи данной категории слов.

2. Способствовать развитию познавательных навыков у учащихся.

3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому

языку.

Оборудование: учебник, презентация, карточки с текстами для работы в парах, иллюстрации для индивидуальной работы, индивидуальные оценочные листы.

Ход урока

I. - Приветствие. Организационный момент (проверка присутствия/ отсутствия на уроке). Создание благоприятной и рабочей атмосферы на уроке путем рассказа истории о древнегреческом философе Бианте. (Древнегреческий мудрец Биант, спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи. На это Биант ответил: «Все свое ношу с собой!» Он имел ввиду интеллект, ум, мудрость, а люди подумали, что у него так мало материальных вещей. И до сих пор, цитируя слова мудреца, все имеют ввиду материальные блага. Тема сегодняшнего урока будет непосредственно связана с теми знаниями, которые вы получили в начальной школе и в 5 — ом классе. Слайд №1. ).

II. - Актуализация знаний.

- Сейчас я вам расскажу небольшую сказку, по содержанию которой вы попробуете определить тему нашего урока: в некотором царстве, в некотором государстве жили — были люди. Они были очень веселыми, жизнерадостными, дружелюбными и сплоченными. А недалеко от царства жила злая колдунья, которая очень завидовала этим жителям. Долго она думала, как бы насолить своим счастливым соседям и , наконец, придумала злую шутку: «Пусть эти счастливцы свои имена позабудут!!!» Трижды ударила она золотым посохом о землю, а люди в тридевятом царстве в один миг помрачнели, позабыли свои имена, имена своих детей, друзей и близких. Но как вернуть все на прежнее место они не знали. Обратились они тогда к мудрецу, который в этот момент случайно посетил их хмурое государство. И посоветовал тот им следующее: «Пусть каждый из вас, когда говорит о себе, то использует слово Я. Если кто-то захочет рассказать о своей семье, то пусть употребляет слово МЫ. Если нужно будет к кому-то обратиться, то сказать слово ВЫ. При рассказе о ком-либо или о чем - либо применять слова ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. Дав совет людям, отправился мудрец к колдунье за отобранными именами. А жителям понравились новые слова, которые не называли предметы, а лишь указывали на них, то есть использовались «вместо имен». Мудрец благополучно добрался до злой колдуньи, та согласилась все вернуть, но при одном условии — если он отгадает ее загадки. Какие загадки загадала ему ведьма, мы с вами узнаем чуть позже. Слайд №2.

Итак, какова тема урока? (Местоимение. Запись темы в тетрадях и на доске.) Слайд №3.

- Сформулируем цель урока. (Дать понятие о местоимении как о части речи, об его морфологических признаках и синтаксической роли в предложении.)

- Определим задачи сегодняшнего занятия. (1. Дать определение местоимения как части речи в соответствии с морфологическими признаками; определить роль в предложении и речи данной категории слов. 2. Уметь находить местоимения в тексте. 3. Составлять и редактировать тексты, используя слова изучаемой части речи. )

- Перед вами лежат индивидуальные оценочные листы, за каждый правильный ответ ставьте на нем себе плюсик, за каждое верно выполненное задание отметку.

III. - Работа по теме урока.

1. - Работа с предложением. Слайд №4.

- Перед вами предложения. Какие ошибки в нем допущены? (В галерее девочка встретила подругу. Она показала ей редкую картину. - Не можем понять, кто показал картину: девочка или подруга.)

- Перестроим и запишем предложение так, чтобы в нем было понятно содержание. (В галерее девочка встретила подругу и показала ей редкую картину.)

- Найдем в этом предложении местоимение, определим его морфологические признаки и синтаксическую роль. (ей — ед.ч., ж.р., 1 лицо, Д.П., дополнение).

2. - Работа по учебнику.

- Откроем учебник на стр. 64, поработаем с теоретическим материалом. (чтение одним из учеников, обсуждение).

- Слово «местоимение» образовано от латинского Pronomen – вместо имени.

Какие именные части речи мы знаем, вместо которых используем местоимения? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное).

3. - Закрепление изученного материала.

а). - Выполним упр. 433. ( Запись предложений на доске. Указание местоимений и их морфологических признаков: 1. - Я (ед.ч., м.р., 1 лицо, И.п.) услыхал сегодня первый гром, он (ед.ч., м.р., 3 лицо, И.п.) в полдень прогремел из тучки малой. 2. - Я (ед.ч., м.р., 1 лицо, И.п.) пришел к тебе (ед.ч., 2 лицо, Д.п.) с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно (ед.ч., 3 лицо, ср.р., И.п.) горячим светом по листам затрепетало. 3. - Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонились к ней. ( ед.ч., 3 лицо, ж.р., Д.п.).

б). - Проведение лингвистической физкультминутки.

- Сейчас я вам загадаю загадки, ответами к которым являются местоимения.

1. - Какое местоимение можно записать одной буквой алфавита? (Я).

2. - Какие 2 местоимения мешают водителям на дорогах? (Я + МЫ).

3. - Какие 3 местоимения самые чистые? (ВЫ- МЫ — ТЫ).

4. - Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда? (Я + майка).

5. - Какой газ отрицает личное местоимение? (НЕ + ОН). Слайд № 5.

в). - Работа с парах с текстами.

- Перед вами листы с текстами. Прочитайте, пожалуйста, их внимательно.

Замените именные части речи на местоимения там, где это необходимо.



Я выхожу на поляну. За поляной (ЗА НЕЙ)– густой старый ельник. В старом ельнике (В НЕМ) все деревья обвешаны большими шишками. Больших шишек (ИХ) так много, что под такой тяжестью склонились концы ветвей. Концы ветвей (ОНИ) почти касаются земли, так что за ветвями легко спрятаться. («В зимнюю стужу», Г.Скребицкий)

- Проверим, что у вас получилось. ( Чтение текстов несколькими учениками).

- Исходя из данного упражнения, как вы поняли, для чего нам нужны местоимения в текстах? ( местоимения помогают избежать повторов в текстах, связать предложения между собой по смыслу).

г). - Работа с текстом — сценкой.

- Сейчас перед вами выступят ребята с небольшим стихотворением, внимательно послушайте их и попробуйте определить, о какой еще функции местоимений идет речь.

Уважаемые зрители!

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

- Касса, выдай мне билет!

- Ваше вежливое слово?

- У меня такого нет...

- Ах, у вас такого нет? Не получите билет.

(Данный текст направлен как на использование «волшебных слов», так и на уместное употребление местоимений ТЫ и ВЫ).

д). - Работа с иллюстрациями.

- Перед вами иллюстрации. Рассмотрите их внимательно и составьте 3 предложения, используя местоимения.(Проверка предложений с указанием местоимений).

IV. - Подведение итогов урока.

- С какой темой мы работали сегодня на уроке? (Местоимение).

- Что обозначает данная часть речи? (Местоимения указывают на предметы, признаки и их количество, не называя их).

- Какими морфологическими признаками обладают местоимения? (Они изменяются по падежам, некоторые по родам и числам.)

- Какова их синтаксическая роль? (В предложении могут быть подлежащими, дополнениями и определениями).

V. - Рефлексия.

- В течение урока на своих индивидуальных листах вы отмечали успешность своих ответов. Посмотрите, пожалуйста, на свои результаты и оцените свою работу вообще от «2» до «5».

- Кто ставит за работу на уроке себе «5» и может хорошо объяснить материал сегодняшнего урока своему товарищу?

- Кто ставит себе за работу на уроке «4» и может объяснить материал своему товарищу с опорой на материал учебника и записи в тетради?

- Кто ставит себе за работу на уроке «3» и не может объяснить изученный материал? Какие задания на уроке вам были не совсем понятны? Какие у вас есть вопросы?

- Перед вами представлен коллаж из иллюстраций, на котором показано, что местоимения — это целый мир. Слова данной части речи окружают нас всюду. По мере изучения местоимений мы с вами узнаем, что они представляют из себя огромный дом, который разделен на «этажи» - местоименные разряды.

VI. - Домашнее задание.

- Дома вам необходимо выполнить упр. 436 ( списать, исправляя ошибки в употреблении местоимений).











Приложение

Индивидуальный лист оценки результатов

Задания

Результаты

1. - История о древнегреческом философе Бианте


2. - Сказка


3. - Работа с предложением


4. - Работа с теоретическим материалом


5. -Выполнение упр. 433


6. - Лингвистическая физкультминутка


7. - Работа с текстом


8. - Работа с текстом - сценкой


9. - Работа с иллюстрациями


























Тексты для работы в парах.

Я выхожу на поляну. За поляной – густой старый ельник. В старом ельнике все деревья обвешаны большими шишками. Больших шишек так много, что под такой тяжестью склонились концы ветвей. Концы ветвей почти касаются земли, так что за ветвями легко спрятаться.

(«В зимнюю стужу», Г.Скребицкий).



Иллюстрации для индивидуальной итоговой работы.

t1578945200aa.jpg











 







t1578945200ab.jpg





9


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.