Урок русского языка на тему: "Имя существительное"

0
0
Материал опубликован 11 September

Автор: учитель - Бедякшина Дарья Сергеевна

Конспект занятия по русскому языку в специальной (коррекционной) школе

Тема урока: имя существительное

Тип урока: изучение нового материала

Класс: 5

Цель урока: познакомить обучающихся с грамматическими признаками имени существительного.

Задачи

Образовательные:

- формировать обучающихся выразительность чтения;

- учить обучающихся находить в тексте имена существительные;

- учить обучающихся отличать имя существительное от других частей речи;

- учить обучающихся задавать вопросы к именам существительным.

Коррекционно-развивающие:

- развивать диалогическую речь обучающихся;

- развивать воображение обучающихся;

- продолжать развивать графомоторные навыки обучающихся за счет письменной работы в тетрадях.

Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся интерес к уроку русского языка;

- воспитывать у обучающихся усидчивость на занятиях.

Методы: объяснение, упражнения, работа со слайдами в презентации, работа с учебником.

Приемы: выполнение упражнений в учебнике, работа с иллюстрациями в учебнике.

Средства: учебник по русскому языку, доска, презентация, тетради.

План урока:

1. Организация начала урока – 1 минута

2. Артикуляционная гимнастика – 1 минута

3. Актуализация имеющихся знаний – 4 минуты

4. Сообщение новых знаний – 18 минут

5. Физкультминутка – 2 минуты

6. Первичное закрепление материала – 12 минут

7. Домашнее задание – 1 минута

8. Подведение итогов урока – 1 минута

*Шк-школьник

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте – все в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

- Все приготовили свои учебники и тетради?

Шк – да!

- Отлично. Можем начинать урок.

2. Артикуляционная гимнастика

- Перед началом урока что необходимо сделать?

Шк – подготовить речь к говорению

- Совершенно верно! Поэтому, сначала проводим артикуляционную гимнастику. Слушаем меня внимательно, повторяем за мной, выполняем не торопясь!

- Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

Потянули - перестали. И нисколько не устали!

- Удерживаем губы в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы должны быть видны.

- Молодцы, ребята. Двигаемся дальше.

3. Актуализация имеющихся знаний

- Сегодня мы с вами будем более подробно знакомиться с одной частью речи. Но, для начала, у вас задание. Вспомните все, что вы знаете об имени существительном, о прилагательном и глаголе и постарайтесь найти их среди следующих рядов слов:

- Красота, собака, мышка, тетрадь;

Весенний, дождливый, грустный, хороший;

Гулять, бежать, играть, читать.

- Найдите ряд слов с именами существительными.

Шк – первый ряд!

- Так, теперь найдем глаголы

Шк – последний ряд…гулять…

- Да, и остались прилагательные

Шк – второй ряд.

- Молодцы, ребята. На какой вопрос отвечают названия предметов?

Шк – на вопросы «кто?», «что?»

- Верно.

- Посмотрите на картинку (картинка показывается на презентации). Нужно распределить слова, к каким можно задать вопрос «кто?», а к каким вопрос «что?». Итак, начнем. Что изображено на картинке? Перечислите. (ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ – 1)

Шк – панама, кубики, хомяки, акула, бананы, помада, собака, корова, бумага, петухи, газета и енот.

- Верно. Теперь скажите, к каким словам можно задать вопрос «кто?»?

Шк – хомяки, акула, собака, корова, петухи, енот

- Теперь вопрос «что?»

Шк – панама, кубики, бананы, помада, бумага, газета

- Совершенно верно. Отлично справились с заданием. Повторили то, что уже известно. Можно двигаться дальше!

4. Сообщение новых знаний

- Итак, приступаем к изучению имени существительного. Откройте свои учебники по русскому языку на странице 101. Посмотрите на рисунок. Что тут изображено?

Шк – девочка и мальчик

- Да. Давайте прочитаем их диалог. Читать его будет Витя.

- Итак. Как зовут героев диалога?

Шк – грамматика и существительное.

- Верно. Покажите мне героя-существительное.

Ученики показывают на картинку.

- А как вы поняли, что это он?

Шк – на нем написаны слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

- Какие вы внимательные ребята. Давайте прочитаем этот диалог по ролям. Читать диалог будут сидящие на первой парте. Соня за Грамматику, а Максим за Существительное.

Ученики читают вслух диалог по ролям.

- Молодцы, хорошо прочитали. Какие знания мы получили из этого диалога?

Шк – что существительное обозначает название предмета и отвечает на вопросы «кто?», «что?»

Шк – что существительное может иметь имя собственное

- Да. Все правильно.

- Посмотрите на следующую страницу. Сверху написано стихотворение, нужно его прочитать с интонацией радостного удивления. Сначала прочитаю я, а кто-то из вас потом повторит.

Учитель читает с интонацией, потом вызывает одного ученика, ученик читает стихотворение вслух с интонацией.

- Отлично. Теперь в стихотворении нужно найти имена существительные и подчеркнуть их. Для этого, давайте прочитаем хором правило в голубой рамке.

Ученики вместе с учителем вслух, хором правило.

- Выписывайте теперь стихотворение себе в тетради.

- Назовите мне существительные, которые вы подчеркнули.

Шк – я, барашек, деревья, дома, заборы, я, поляна, пчела, цветок, бабочки, грибок.

- Мо-ло-дцы!

5. Физкультминутка

- Наверное вы уже устали, ребята?

Шк – немного устали

- Тогда настало время для разминки. Встаем из-за парт. Повторяем все движения за мной.

- А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт

(Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.

(Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.

(Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой.

(Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут,

(Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают.

(Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

(Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают.

(Дети останавливаются.)

- Отлично справились с разминкой, теперь садитесь на свои места. Продолжаем урок.

6. Первичное закрепление материала

- Прочитайте диалог внизу страницы. С директором и Сережей. Как бы вы ответили на вопрос директора? Нужно подобрать существительные, обозначающие названия учебных предметов. Какие у вас любимые предметы?

Шк – русский язык, чтение, математика

- Отлично. Я рада, что русский язык и чтение входят в список ваших любимых предметов!

- На какой вопрос отвечают эти предметы?

Шк – отвечают на вопрос «что?»

- Да. Ребята, а давайте подумаем, можно ли составить текст без имен существительных? Послушайте: Ушел гулять. Холодно. Заболел. Лечился.

- Вам понятно, о чем говорится в тексте?

Шк – нет

- Давайте дополним эти предложения именами существительными и не только, чтобы они стали похожи на полноценный текст.

Шк – Я ушел гулять. Мне было холодно. Я пришел домой и через несколько дней заболел. Потом я лечился лекарствами и молоком.

- Отличный текст, полный, в нем понятно о чем идет речь. Так?

Шк – да

- Таким образом, может ли существовать русский язык без имен существительных?

Шк – нет!

- Совершенно верно. Имя существительное – одна из самых важнейших частей речи.

7. Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Выполнить упражнение 162, там необходимо записать ряды существительных. И, конечно же, выучить новое правило про имя существительное. Всем понятно задание?

Шк – да

- Отлично.

8. Подведение итогов урока

- Вот и подошел к концу наш урок. Вам он понравился?

Шк – да

- Что мы сегодня делали на уроке?

Шк – знакомились с именем существительным

- Все верно. Хлопните в ладоши, если у вас хорошее настроение и топните ногой, если у вас плохое настроение.

- Отлично, я вижу, что у всех хорошее настроение. Меня это очень радует!








Дидактический материал

В конспекте использовался учебник:

5 класс –

t1757593241aa.jpg


Конспект №1.

1.

t1757593241ab.png

На занятии выполнялись упражнения со страницами:

t1757593241ac.jpg

t1757593241ad.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.