Урок русского языка на тему: "Имя существительное"
Автор: учитель - Бедякшина Дарья Сергеевна
Конспект занятия по русскому языку в специальной (коррекционной) школе
Тема урока: имя существительное
Тип урока: изучение нового материала
Класс: 5
Цель урока: познакомить обучающихся с грамматическими признаками имени существительного.
Задачи
Образовательные:
- формировать обучающихся выразительность чтения;
- учить обучающихся находить в тексте имена существительные;
- учить обучающихся отличать имя существительное от других частей речи;
- учить обучающихся задавать вопросы к именам существительным.
Коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь обучающихся;
- развивать воображение обучающихся;
- продолжать развивать графомоторные навыки обучающихся за счет письменной работы в тетрадях.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся интерес к уроку русского языка;
- воспитывать у обучающихся усидчивость на занятиях.
Методы: объяснение, упражнения, работа со слайдами в презентации, работа с учебником.
Приемы: выполнение упражнений в учебнике, работа с иллюстрациями в учебнике.
Средства: учебник по русскому языку, доска, презентация, тетради.
План урока:
1. Организация начала урока – 1 минута
2. Артикуляционная гимнастика – 1 минута
3. Актуализация имеющихся знаний – 4 минуты
4. Сообщение новых знаний – 18 минут
5. Физкультминутка – 2 минуты
6. Первичное закрепление материала – 12 минут
7. Домашнее задание – 1 минута
8. Подведение итогов урока – 1 минута
*Шк-школьник
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте – все в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
- Все приготовили свои учебники и тетради?
Шк – да!
- Отлично. Можем начинать урок.
2. Артикуляционная гимнастика
- Перед началом урока что необходимо сделать?
Шк – подготовить речь к говорению
- Совершенно верно! Поэтому, сначала проводим артикуляционную гимнастику. Слушаем меня внимательно, повторяем за мной, выполняем не торопясь!
- Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
- Удерживаем губы в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы должны быть видны.
- Молодцы, ребята. Двигаемся дальше.
3. Актуализация имеющихся знаний
- Сегодня мы с вами будем более подробно знакомиться с одной частью речи. Но, для начала, у вас задание. Вспомните все, что вы знаете об имени существительном, о прилагательном и глаголе и постарайтесь найти их среди следующих рядов слов:
- Красота, собака, мышка, тетрадь;
Весенний, дождливый, грустный, хороший;
Гулять, бежать, играть, читать.
- Найдите ряд слов с именами существительными.
Шк – первый ряд!
- Так, теперь найдем глаголы
Шк – последний ряд…гулять…
- Да, и остались прилагательные
Шк – второй ряд.
- Молодцы, ребята. На какой вопрос отвечают названия предметов?
Шк – на вопросы «кто?», «что?»
- Верно.
- Посмотрите на картинку (картинка показывается на презентации). Нужно распределить слова, к каким можно задать вопрос «кто?», а к каким вопрос «что?». Итак, начнем. Что изображено на картинке? Перечислите. (ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ – 1)
Шк – панама, кубики, хомяки, акула, бананы, помада, собака, корова, бумага, петухи, газета и енот.
- Верно. Теперь скажите, к каким словам можно задать вопрос «кто?»?
Шк – хомяки, акула, собака, корова, петухи, енот
- Теперь вопрос «что?»
Шк – панама, кубики, бананы, помада, бумага, газета
- Совершенно верно. Отлично справились с заданием. Повторили то, что уже известно. Можно двигаться дальше!
4. Сообщение новых знаний
- Итак, приступаем к изучению имени существительного. Откройте свои учебники по русскому языку на странице 101. Посмотрите на рисунок. Что тут изображено?
Шк – девочка и мальчик
- Да. Давайте прочитаем их диалог. Читать его будет Витя.
- Итак. Как зовут героев диалога?
Шк – грамматика и существительное.
- Верно. Покажите мне героя-существительное.
Ученики показывают на картинку.
- А как вы поняли, что это он?
Шк – на нем написаны слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
- Какие вы внимательные ребята. Давайте прочитаем этот диалог по ролям. Читать диалог будут сидящие на первой парте. Соня за Грамматику, а Максим за Существительное.
Ученики читают вслух диалог по ролям.
- Молодцы, хорошо прочитали. Какие знания мы получили из этого диалога?
Шк – что существительное обозначает название предмета и отвечает на вопросы «кто?», «что?»
Шк – что существительное может иметь имя собственное
- Да. Все правильно.
- Посмотрите на следующую страницу. Сверху написано стихотворение, нужно его прочитать с интонацией радостного удивления. Сначала прочитаю я, а кто-то из вас потом повторит.
Учитель читает с интонацией, потом вызывает одного ученика, ученик читает стихотворение вслух с интонацией.
- Отлично. Теперь в стихотворении нужно найти имена существительные и подчеркнуть их. Для этого, давайте прочитаем хором правило в голубой рамке.
Ученики вместе с учителем вслух, хором правило.
- Выписывайте теперь стихотворение себе в тетради.
- Назовите мне существительные, которые вы подчеркнули.
Шк – я, барашек, деревья, дома, заборы, я, поляна, пчела, цветок, бабочки, грибок.
- Мо-ло-дцы!
5. Физкультминутка
- Наверное вы уже устали, ребята?
Шк – немного устали
- Тогда настало время для разминки. Встаем из-за парт. Повторяем все движения за мной.
- А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт
(Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
(Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
(Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Дети останавливаются.)
- Отлично справились с разминкой, теперь садитесь на свои места. Продолжаем урок.
6. Первичное закрепление материала
- Прочитайте диалог внизу страницы. С директором и Сережей. Как бы вы ответили на вопрос директора? Нужно подобрать существительные, обозначающие названия учебных предметов. Какие у вас любимые предметы?
Шк – русский язык, чтение, математика
- Отлично. Я рада, что русский язык и чтение входят в список ваших любимых предметов!
- На какой вопрос отвечают эти предметы?
Шк – отвечают на вопрос «что?»
- Да. Ребята, а давайте подумаем, можно ли составить текст без имен существительных? Послушайте: Ушел гулять. Холодно. Заболел. Лечился.
- Вам понятно, о чем говорится в тексте?
Шк – нет
- Давайте дополним эти предложения именами существительными и не только, чтобы они стали похожи на полноценный текст.
Шк – Я ушел гулять. Мне было холодно. Я пришел домой и через несколько дней заболел. Потом я лечился лекарствами и молоком.
- Отличный текст, полный, в нем понятно о чем идет речь. Так?
Шк – да
- Таким образом, может ли существовать русский язык без имен существительных?
Шк – нет!
- Совершенно верно. Имя существительное – одна из самых важнейших частей речи.
7. Домашнее задание
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.
- Выполнить упражнение 162, там необходимо записать ряды существительных. И, конечно же, выучить новое правило про имя существительное. Всем понятно задание?
Шк – да
- Отлично.
8. Подведение итогов урока
- Вот и подошел к концу наш урок. Вам он понравился?
Шк – да
- Что мы сегодня делали на уроке?
Шк – знакомились с именем существительным
- Все верно. Хлопните в ладоши, если у вас хорошее настроение и топните ногой, если у вас плохое настроение.
- Отлично, я вижу, что у всех хорошее настроение. Меня это очень радует!
Дидактический материал
В конспекте использовался учебник:
5 класс –
Конспект №1.
1.
На занятии выполнялись упражнения со страницами: