Урок русского языка "Однокоренные слова и форма слова"

0
0
Материал опубликован 26 March

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Однокоренные слова и формы слова»

Цель урока: совершенствовать умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова от форм одного и того же слова, определять части речи.

Задачи урока: продолжить формировать умения находить, подбирать и образовывать однокоренные слова, находить корень путем подбора родственных слов, различать однокоренные слова и формы слова;

- создавать условия для проявления познавательной активности обучающихся; развивать логическое и аналитическое мышление, память, связную устную и письменную речь, умение работать в паре, группе, умение сравнивать и обобщать, расширять кругозор учащихся, пополнять их словарный запас;

- воспитывать интерес к истории, уважение к традициям нашего народа, желание беречь наше духовное богатство.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, веночек, ленты, кубик Блума.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

І Организационный момент.

(Слайд № 2)

Создание эмоционального настроения:

- Улыбнитесь сами себе, мне, друг другу, гостям. Все хорошо? Надеюсь, что такое настроение у вас будет на протяжении всего урока, ведь улыбка – одно из главных условий успеха в любом деле.

(Слайд № 3)

- Послушайте стихотворение:

Помогает мама дочке,

Из цветков плести веночек.

Скоро дочка подрастёт –

И сама венок сплетёт.


-Что вы можете сказать о словах венок и веночек? (Они однокоренные)

- При помощи какой части слова образовалось слово веночек? (Уменьшительно-ласкательного суффикса – ек-)

- Какие слова называются однокоренными?

- Дома вы должны были найти лишнее слово в ряду слов. Почему оно лишнее? ( Все слова в ряду однокоренные, а лишнее слово имеет общую часть с ними, но имеет совершенно другое значение)

II Постановка учебной задачи.

Давайте вместе сформулируем тему урока. И, выполняя задания, будем украшать лентами наш веночек. Эти ленты для древних славян несли в себе глубокое символическое значение, отражающее разнообразие природы и ее влияние на жизнь человека. (Слайд № 4)

На доске таблица: Уметь

Различать

однокоренные слова формы слова

IІІ «Открытие» учениками новых знаний.

(Слайд №5)

- Прочитайте, пожалуйста, текст и скажите, являются ли однокоренными выделенные в нем слова?

Венок – украшение из цветов, листьев, веток, сплетенное в виде круга. Начинали носить венки девочки с трех лет. Первый венок ребенку плела мама. В основе первого венка были только ромашки и васильки. Он не только украшал, но и был оберегом и лекарем. В венке есть волшебная сила, которая лечит от боли, защищает от разных болезней, злых духов и сохраняет волосы.

(Слова не являются однокоренными, т. к. у них разные только окончания)

Почему в тексте изменяются окончания? (Для связи слов в предложениях)

Слова, которые отличаются только окончаниями, - это формы слова.

Какие морфемы служат для образования новых слов? (Приставки и суффиксы)

Найдите в тексте однокоренные слова .(Украшение – украшал)

Какими частями речи являются эти родственные слова?


1).Этимологическая страничка (Слайды № 6, 7, 8)


ВЕНОК

Др.-рус. веньцъ, корень ven со значением "вить". Поэтому вить, венец, венок и даже веник - однокоренные слова.

У греков венок символизировал духовность и круг как образ вечного движения жизненных сил. У римлян в республиканский период венок стал знаком исключительно воинской доблести , а во времена империи - символом божественности абсолютной императорской власти (корона)

Процитировать Пушкина:

Видит: весь синя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице…


Корона - от (лат.) corona - венок. Заимствовано в 16 веке через польский язык.


2)– Вернёмся к нашему венку. Вы уже узнали из текста, что каждый венок из живых цветов был не только украшением.

- Чем еще являлся венок для наших предков? (Ответы детей)

- Каждый вплетенный цветок имел свою магическую силу и значимость.


(Слайды № 9 – 21)

- Бессмертник – символ здоровья.

- Бархатцы – верности, красоты.

- Тысячелистник – непокоренности.

- Барвинок – жизни и бессмертия души.

- Калина – девичьей красоты.

- Любисток – преданности.

- Ромашка – девичьей чистоты, верности.

- Роза, Мальва, Пион – веры, надежды, любви.

- Василёк - красоты

- Хмель (усики) – гибкости, ума.

- Мак – печали, грусти, любви.

- Незабудка – постоянства.


А все эти цветы не выросли бы без земли-кормилицы. Привяжем к нашему венку коричневую ленту – символ земли. (Слайд № 22)


IV Первичное закрепление.

(Слайды № 23,24)

а) Упражнение «Словарный калейдоскоп»

- Укажите однокоренные слова к слову белая (ромашка):белой, белый, белизна, побелеть, белое, белеть, беленькая.

- Укажите формы слова красивый: красота, красивые, красоваться, красивая, прекрасная, красивое.

- Вы справились с заданием, завязываем желтую ленту. Это символ чего? (Солнца, ведь без него растениям никак) (Слайд № 25)

б) Работа в парах «Шестой лишний» (каждая пара получает веночек со словами) (Слайды № 26, 27)

Яблоко, яблоня, яблоку, яблочный, яблонька, яблочко.

Калина, калину, на калине, калиной, калиновый, калины.

Вишневый, вишня, вишню, около вишни, о вишне, вишней.

Плести, заплести, вплести, плетеный, плетенка, плетеная.

Цветок, цветет, расцвел, цвет, на цветке, цветочек.

Дети объясняют, почему слово лишнее.

- Молодцы. Крепим к венку синюю ленту – символ…(неба, воды) (Слайд № 28)

в) Составление диаграммы Венна. (Слайд №29)


- Привязываем зеленую ленту – символ красоты, молодости, весны. (Слайд №30)


Релаксация. (Слайды № 31, 32)

- Закройте глаза. Представьте летний теплый день на лугу. Приятно дует ласковый ветерок, весело щебечут птички, ощущается душистый аромат цветов. Их множество! Из самых красивых вы плетете чудный венок.


(Слайд № 33)

- Одним из распространенных ритуалов с венками был обряд гадания на венках на Ивана Купалу, по которому под "дерево счастья" сажали  девушку с завязанными глазами, возле нее клали сплетенные заранее венки из свежих и  увядших цветов, и она наугад  давала каждой девушке венок, который был символом ее будущей судьбы. 

        Тогда же  девушки водили  хороводы с венками. Каждая  держит два венка, поднимая их вверх к солнцу, девушки медленно идут одна за другой и поют купальские песни. Под вечер эти венки пускали на воду. По тому, как они плыли (быстро, вращаясь, утопая, связавшись с другим венком и т.п.), загадывали  свою будущую судьбу. Если венчик поплывет - девица выйдет замуж в этом же году, пристанет к берегу - не ждать суженого, а если утонет – то она скоро умрет.

Венки всегда служили оберегами. Для изготовления оберега для дома на ореховый спас плели венки из орехового дерева (лещины) – для отвода всех стихий и злых людей от стен жилища.  Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья и конечно же в венках выходили замуж.


г) Работа в группах. – Из данных слов первая группа выписывает синонимы, вторая – однокоренные слова, третья – формы одного слова:

Желтый - желтеть, желтая, янтарный, пожелтеть, желтизна, лимонный, желток, желтое, желтого, песочный, медный, желтому.

- Привяжем фиолетовую ленту – символ мудрости. (Слайд № 34)

V Самостоятельная работа (Слайды № 35 – 37)

- Я думаю, что вы уже готовы к самостоятельной работе. Согласны?

- Есть в травах и цветах

Целительная сила. Для всех,

Умеющих их тайну разгадать. (Р.Рождественский)

1-я группа – подобрать однокоренные слова к одному из имен существительных из стихотворения.

2-я группа – образовать формы слова от одного из существительных из стихотворения.

- Вяжем в венок розовую ленту – символ искренности, доброжелательности. (Слайд №38)


VІ Рефлексия.

«Кубик Блума» Назови

Для чего

Объясни

Приведи пример

Проанализируй

Оцени

Оценивание!!!

Дети располагают бумажные цветы возле веночка в зависимости от того, как они разобрались в теме и как интересно им было.

(Слайды № 39,40)

Домашнее задание. Кто хочет узнать больше о венке, возьмите дополнительный материал из левой стопки.

Кто хочет проявить творчество, задание рядом (придумать сказку об однокоренных словах и формах слова), кто хочет задание полегче, задание – списать текст, подчеркивая одной чертой однокоренные слова, а двумя – формы одного слова, ну а кто желает совсем легко справиться с домашним заданием, выпишет из данных слов в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного слова.

(Слайды № 41,42)



















Материалы к уроку:


      ВЕНОК

      В мировоззрении древних славян венок являлся солярным (солнечным) символом. Магический смысл имеет сама  его форма, он воспринимался как слияние совершенства  и единства  в образе круга, кольца.  По представлениям наших предков  венок символизировал  вечное  возвращение растительной жизни, плодоношение земли, женское начало, тайну жизни и  тайну смерти. Вера славян в волшебную силу венка нашла свое выражение в многообразии его видов:  это величальные, свадебные, ритуальные, календарные погребальные и прочие. Их использовали  практически во всех важных  случаях жизни: в свадебных и погребальных обрядах, при рождении ребенка, на святки, Купалу, троицу, как обереги от всех  бед и неприятностей.

      Плетение венка было не просто забавой. По представлениям наших предков важно было знать из каких цветов его плести и сколько их должно было быть; в какое время и для  какой  цели.  

 

Бессмертник – символ здоровья.

Бархатцы -  верности, красоты.

Тысячелистник -  непокоренности.

Барвинок  жизни и бессмертия  души.

Калина   девичьей красоты.

Любисток  – преданности.

Ромашка  девичьей чистоты, верности.

Роза, Мальва, Пион– веры, надежды, любви, 

Василек -  красоты.

Хмель (усики) –  гибкости и ума.

Мак   печали, грусти, любви.

Незабудка – постоянства.

 Кроме цветов, венок украшали еще и разноцветными лентами. И здесь тоже были свои определенные правила. Люди верили в силу лент, они оберегали волосы от чужих глаз.  Длина лент не была произвольной. Отмеривались они по длине девичьей косы и обрезались немножко ниже, чтобы закрыть ее, каждый цвет имел свой особый смысл. И ввязывали их в венок в определенном порядке: самую первую в венчике – посередине, вяжут светло-коричневую ленту – символ земли-кормилицы. По обе стороны от коричневой  вплетают желтые ленты – символ солнца, за ними светло-зеленые – символ красоты и молодости. Затем голубые и  синие – символы неба и воды, они дают силу и здоровье.  Далее  вяжут оранжевую ленту -  символ хлеба, фиолетовую – символ мудрости человека,  малиновую – символ душевности, искренности, розовую – символ достатка.  Ввязывали в венок и белую ленту, причем концы ее  должны были  быть расшиты серебром и золотом. На левом конце вышивали солнце, а на правом – месяц. Если лента не была вышита, то ее не ввязывали, так как она была символом памяти об умерших предках.

  Количество и набор цветов в венке не были раз и навсегда заданными, это зависело от разных обстоятельств: для девушки или для женщины он плетется? От их возраста, от вида венка, его предназначения. Их можно разделить на возрастные, ритуальные, обрядовые и магические, многие из них имели «говорящие» названия.

        Если девочка росла сиротой, то в косу она вплетала голубые ленты. И люди во время встречи одаривали такую девочку подарками, хлебом, деньгами, тканями и одеждой. Желали ей счастья и богатства. Бездетные люди просили ее стать им дочерью. После рождения первенца, женщина могла сплести венок из роз, украшенный зелеными листьями и все ее поздравляли и желали здоровья и счастья ребенку.

t1742972389aa.jpg

       Возрастные венки плели соответственно возрасту девочки. Когда ей исполнялось три года, мама сплетала ей первый веночек.  В него вплетали бархатцы, незабудки и ромашку, барвинок. Каждый из цветков лечил ребенка: бархатцы – от головной боли, барвинок и незабудки – зрение развивали, ромашка – сердце успокаивала. Кроме того, ромашка вплеталась для того, чтоб дочка честь берегла, имела ясный ум и чистые помыслы.

        В четыре года  плелся другой веночек, в него доплетался бессмертник, листья яблони или багульника. А когда девочке исполнялось шесть лет, то в веночек вплетали мак, который давал сон и берег разум, а также вплетали василек. Для семилетней девочки плели венок из семи цветочков и впервые  -цветы яблони. Потом плелся венок девицы из ромашки и васильков с добавлением любых других цветов.

         И, наконец, приходило время Венка Любви. Этот веночек выплетали девушки в возрасте от 13 лет и до замужества. Основу такого венка составляют ромашки – символ юности, доброты и нежности. Между ромашками вплетают цвет яблони и вишни. Над челом – цветущую  гроздь калины. Между цветами вплетают усики хмеля, чтоб каждый видел, что девушка не только красива, но и  умна. Конечно же, для девушек этот венок был самым главным.

Кроме свадебного, венки участвовали и в других обрядах наших предков,  обычно  выступая в роли оберега от нечистой силы, сглаза и порчи.  В календарных ритуалах весенне-летнего цикла (Юрьев день, Троица, Зеленые святки, Иван Купала,  др.)  венки служили непременным украшением их участников, защитой жилых построек и домашнего скота, объектом магических действий. Так, например, на Степана сеновала  15 августа  плели так называемый  Степанов венок из двенадцати  целебных трав: мяты, божьих слёзок, пижмы, клевера, полыни, ромашки, душицы, тысячелистника  и других. Называли такой венок — «солнце с маревами».  Всей семьёй, травинка к травинке,  цветок к цветку собирался он и бережно  свивался. Принеся в дом, его «славили» и вешали в красном углу. Обычно такой венок использовали для лечения болезней и  как оберег. Когда  приходили беда,  старшая женщина в доме отрывала от венка несколько травинок и цветков, и окатывала их крутым кипятком. Дом наполнялся ароматом, который считали целебным, верили, что добрый дух цветущего луга поможет одолеть любые недуги и беды. По поверьям, сила этого венка сохранялась до будущей весны – до 10 апреля, когда ему на смену  придет цветок  мать-и-мачеха. Особое значение придавалось Жатвенному Венку, который плели из колосьев в день окончания жатвы прямо на поле, украшали цветами и лентами, возлагали на голову лучшей жнице, и она, в сопровождении поющих и пляшущих сельчан приносила его в деревню и хранили в амбаре до следующей жатвы или до засева. Считалось, что Жатвенный Венок сохраняет силу зерна и передает ее будущему урожаю.

        Богодухов день, третий в празднике Троицы,  отмечают девушки особенно. Они организовывают различные забавы, например, «водить Тополю»:  выбирают самую красивую девушку, которая и играет роль Тополи. Красавицу украшают венками так, чтобы ее никто не мог узнать. В сопровождении веселой ватаги с шуточными песнями Тополя ходит от дома к дому, и хозяин каждого должен её щедро отблагодарить гостинцами. 

 Одним из распространенных ритуалов  на Ивана Купалу был обряд гадания на венках, по которому под "дерево счастья" сажали  девушку с завязанными глазами, возле нее клали сплетенные заранее венки из свежих и  увядших цветов, и она наугад  давала каждой девушке венок, который был символом ее будущей судьбы. 

t1742972389ab.jpg

        Тогда же  девушки водили  хороводы с венками. Каждая  держит два венка, поднимая их вверх к солнцу, девушки медленно идут одна за другой и поют купальские песни. Под вечер эти венки пускали на воду. По тому, как они плыли (быстро, вращаясь, утопая, связавшись с другим венком и т.п.), загадывали  свою будущую судьбу. Если венчик поплывет - девица выйдет замуж в этом же году, пристанет к берегу - не ждать суженого, а если утонет – то она скоро умрет.


Венки всегда служили оберегами. Для изготовления оберега для дома на ореховый спас плели венки из орехового дерева (лещины) – для отвода всех стихий и злых людей от стен жилища.  Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья.












Венок – украшение из цветов, листьев, веток, сплетенное в виде круга. Начинали носить венки девочки с трех лет. Первый венок ребенку плела мама. В основе первого венка были только ромашки и васильки. Он не только украшал, но и был оберегом и лекарем. В венке есть волшебная сила, которая лечит от боли, защищает от разных болезней, злых духов и сохраняет волосы.


Венок – украшение из цветов, листьев, веток, сплетенное в виде круга. Начинали носить венки девочки с трех лет. Первый венок ребенку плела мама. В основе первого венка были только ромашки и васильки. Он не только украшал, но и был оберегом и лекарем. В венке есть волшебная сила, которая лечит от боли, защищает от разных болезней, злых духов и сохраняет волосы.


Венок – украшение из цветов, листьев, веток, сплетенное в виде круга. Начинали носить венки девочки с трех лет. Первый венок ребенку плела мама. В основе первого венка были только ромашки и васильки. Он не только украшал, но и был оберегом и лекарем. В венке есть волшебная сила, которая лечит от боли, защищает от разных болезней, злых духов и сохраняет волосы.


Венок – украшение из цветов, листьев, веток, сплетенное в виде круга. Начинали носить венки девочки с трех лет. Первый венок ребенку плела мама. В основе первого венка были только ромашки и васильки. Он не только украшал, но и был оберегом и лекарем. В венке есть волшебная сила, которая лечит от боли, защищает от разных болезней, злых духов и сохраняет волосы.




t1742972389ac.png



Яблоко

яблоня

яблоку

яблочный

яблонька

яблочко


Калина

калину

на калине

калиной

калиновый

калины


Вишневый

вишня

вишню

около вишни

о вишне

вишней


Плести

заплести

вплести

плетеный

плетенка

плетеная




Цветок

цветет

расцвел

цвет

на цветке

цветочек


Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова


Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова


Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова


Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова


Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова


Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова


Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова


Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова


Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова


Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова


Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова










Списать текст, подчеркивая одной чертой однокоренные слова, а двумя – формы одного слова.

Грибов в нашей корзинке все прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди, стояли крепкие грибы. Пришлось звать на помощь всех грибников.




Списать текст, подчеркивая одной чертой однокоренные слова, а двумя – формы одного слова.

Грибов в нашей корзинке все прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди, стояли крепкие грибы. Пришлось звать на помощь всех грибников.



Списать текст, подчеркивая одной чертой однокоренные слова, а двумя – формы одного слова.

Грибов в нашей корзинке все прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди, стояли крепкие грибы. Пришлось звать на помощь всех грибников.



Списать текст, подчеркивая одной чертой однокоренные слова, а двумя – формы одного слова.

Грибов в нашей корзинке все прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди, стояли крепкие грибы. Пришлось звать на помощь всех грибников.






Выписать из данных слов в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного слова:

Родина, родной, родиться, родная, родовой, породниться, родное, родные, род, родители, родник.


Выписать из данных слов в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного слова:

Родина, родной, родиться, родная, родовой, породниться, родное, родные, род, родители, родник.


Выписать из данных слов в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного слова:

Родина, родной, родиться, родная, родовой, породниться, родное, родные, род, родители, родник.

Выписать из данных слов в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного слова:

Родина, родной, родиться, родная, родовой, породниться, родное, родные, род, родители, родник.


Выписать из данных слов в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного слова:

Родина, родной, родиться, родная, родовой, породниться, родное, родные, род, родители, родник.


Выписать из данных слов в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного слова:

Родина, родной, родиться, родная, родовой, породниться, родное, родные, род, родители, родник.

Выписать синонимы:

Желтый - желтеть, желтая, янтарный, пожелтеть, желтизна, лимонный, желток, желтое, желтого, песочный, медный, желтому.


Выписать однокоренные слова:

Желтый - желтеть, желтая, янтарный, пожелтеть, желтизна, лимонный, желток, желтое, желтого, песочный, медный, желтому.


Выписать формы слова:

Желтый - желтеть, желтая, янтарный, пожелтеть, желтизна, лимонный, желток, желтое, желтого, песочный, медный, желтому.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.