Урок русского языка "Однокоренные слова и форма слова"
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Однокоренные слова и формы слова»
Цель урока: совершенствовать умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова от форм одного и того же слова, определять части речи.
Задачи урока: продолжить формировать умения находить, подбирать и образовывать однокоренные слова, находить корень путем подбора родственных слов, различать однокоренные слова и формы слова;
- создавать условия для проявления познавательной активности обучающихся; развивать логическое и аналитическое мышление, память, связную устную и письменную речь, умение работать в паре, группе, умение сравнивать и обобщать, расширять кругозор учащихся, пополнять их словарный запас;
- воспитывать интерес к истории, уважение к традициям нашего народа, желание беречь наше духовное богатство.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, веночек, ленты, кубик Блума.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
І Организационный момент.
(Слайд № 2)
Создание эмоционального настроения:
- Улыбнитесь сами себе, мне, друг другу, гостям. Все хорошо? Надеюсь, что такое настроение у вас будет на протяжении всего урока, ведь улыбка – одно из главных условий успеха в любом деле.
(Слайд № 3)
- Послушайте стихотворение:
Помогает мама дочке,
Из цветков плести веночек.
Скоро дочка подрастёт –
И сама венок сплетёт.
-Что вы можете сказать о словах венок и веночек? (Они однокоренные)
- При помощи какой части слова образовалось слово веночек? (Уменьшительно-ласкательного суффикса – ек-)
- Какие слова называются однокоренными?
- Дома вы должны были найти лишнее слово в ряду слов. Почему оно лишнее? ( Все слова в ряду однокоренные, а лишнее слово имеет общую часть с ними, но имеет совершенно другое значение)
II Постановка учебной задачи.
Давайте вместе сформулируем тему урока. И, выполняя задания, будем украшать лентами наш веночек. Эти ленты для древних славян несли в себе глубокое символическое значение, отражающее разнообразие природы и ее влияние на жизнь человека. (Слайд № 4)
На доске таблица: Уметь
Различать
однокоренные слова формы слова
IІІ «Открытие» учениками новых знаний.
(Слайд №5)
- Прочитайте, пожалуйста, текст и скажите, являются ли однокоренными выделенные в нем слова?
Венок – украшение из цветов, листьев, веток, сплетенное в виде круга. Начинали носить венки девочки с трех лет. Первый венок ребенку плела мама. В основе первого венка были только ромашки и васильки. Он не только украшал, но и был оберегом и лекарем. В венке есть волшебная сила, которая лечит от боли, защищает от разных болезней, злых духов и сохраняет волосы.
(Слова не являются однокоренными, т. к. у них разные только окончания)
Почему в тексте изменяются окончания? (Для связи слов в предложениях)
Слова, которые отличаются только окончаниями, - это формы слова.
Какие морфемы служат для образования новых слов? (Приставки и суффиксы)
Найдите в тексте однокоренные слова .(Украшение – украшал)
Какими частями речи являются эти родственные слова?
1).Этимологическая страничка (Слайды № 6, 7, 8)
ВЕНОК
Др.-рус. веньцъ, корень ven со значением "вить". Поэтому вить, венец, венок и даже веник - однокоренные слова.
У греков венок символизировал духовность и круг как образ вечного движения жизненных сил. У римлян в республиканский период венок стал знаком исключительно воинской доблести , а во времена империи - символом божественности абсолютной императорской власти (корона)
Процитировать Пушкина:
Видит: весь синя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице…
Корона - от (лат.) corona - венок. Заимствовано в 16 веке через польский язык.
2)– Вернёмся к нашему венку. Вы уже узнали из текста, что каждый венок из живых цветов был не только украшением.
- Чем еще являлся венок для наших предков? (Ответы детей)
- Каждый вплетенный цветок имел свою магическую силу и значимость.
(Слайды № 9 – 21)
- Бессмертник – символ здоровья.
- Бархатцы – верности, красоты.
- Тысячелистник – непокоренности.
- Барвинок – жизни и бессмертия души.
- Калина – девичьей красоты.
- Любисток – преданности.
- Ромашка – девичьей чистоты, верности.
- Роза, Мальва, Пион – веры, надежды, любви.
- Василёк - красоты
- Хмель (усики) – гибкости, ума.
- Мак – печали, грусти, любви.
- Незабудка – постоянства.
А все эти цветы не выросли бы без земли-кормилицы. Привяжем к нашему венку коричневую ленту – символ земли. (Слайд № 22)
IV Первичное закрепление.
(Слайды № 23,24)
а) Упражнение «Словарный калейдоскоп»
- Укажите однокоренные слова к слову белая (ромашка):белой, белый, белизна, побелеть, белое, белеть, беленькая.
- Укажите формы слова красивый: красота, красивые, красоваться, красивая, прекрасная, красивое.
- Вы справились с заданием, завязываем желтую ленту. Это символ чего? (Солнца, ведь без него растениям никак) (Слайд № 25)
б) Работа в парах «Шестой лишний» (каждая пара получает веночек со словами) (Слайды № 26, 27)
Яблоко, яблоня, яблоку, яблочный, яблонька, яблочко.
Калина, калину, на калине, калиной, калиновый, калины.
Вишневый, вишня, вишню, около вишни, о вишне, вишней.
Плести, заплести, вплести, плетеный, плетенка, плетеная.
Цветок, цветет, расцвел, цвет, на цветке, цветочек.
Дети объясняют, почему слово лишнее.
- Молодцы. Крепим к венку синюю ленту – символ…(неба, воды) (Слайд № 28)
в) Составление диаграммы Венна. (Слайд №29)
- Привязываем зеленую ленту – символ красоты, молодости, весны. (Слайд №30)
Релаксация. (Слайды № 31, 32)
- Закройте глаза. Представьте летний теплый день на лугу. Приятно дует ласковый ветерок, весело щебечут птички, ощущается душистый аромат цветов. Их множество! Из самых красивых вы плетете чудный венок.
(Слайд № 33)
- Одним из распространенных ритуалов с венками был обряд гадания на венках на Ивана Купалу, по которому под "дерево счастья" сажали девушку с завязанными глазами, возле нее клали сплетенные заранее венки из свежих и увядших цветов, и она наугад давала каждой девушке венок, который был символом ее будущей судьбы.
Тогда же девушки водили хороводы с венками. Каждая держит два венка, поднимая их вверх к солнцу, девушки медленно идут одна за другой и поют купальские песни. Под вечер эти венки пускали на воду. По тому, как они плыли (быстро, вращаясь, утопая, связавшись с другим венком и т.п.), загадывали свою будущую судьбу. Если венчик поплывет - девица выйдет замуж в этом же году, пристанет к берегу - не ждать суженого, а если утонет – то она скоро умрет.
Венки всегда служили оберегами. Для изготовления оберега для дома на ореховый спас плели венки из орехового дерева (лещины) – для отвода всех стихий и злых людей от стен жилища. Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья и конечно же в венках выходили замуж.
г) Работа в группах. – Из данных слов первая группа выписывает синонимы, вторая – однокоренные слова, третья – формы одного слова:
Желтый - желтеть, желтая, янтарный, пожелтеть, желтизна, лимонный, желток, желтое, желтого, песочный, медный, желтому.
- Привяжем фиолетовую ленту – символ мудрости. (Слайд № 34)
V Самостоятельная работа (Слайды № 35 – 37)
- Я думаю, что вы уже готовы к самостоятельной работе. Согласны?
- Есть в травах и цветах
Целительная сила. Для всех,
Умеющих их тайну разгадать. (Р.Рождественский)
1-я группа – подобрать однокоренные слова к одному из имен существительных из стихотворения.
2-я группа – образовать формы слова от одного из существительных из стихотворения.
- Вяжем в венок розовую ленту – символ искренности, доброжелательности. (Слайд №38)
VІ Рефлексия.
«Кубик Блума» Назови
Для чего
Объясни
Приведи пример
Проанализируй
Оцени
Оценивание!!!
Дети располагают бумажные цветы возле веночка в зависимости от того, как они разобрались в теме и как интересно им было.
(Слайды № 39,40)
Домашнее задание. Кто хочет узнать больше о венке, возьмите дополнительный материал из левой стопки.
Кто хочет проявить творчество, задание рядом (придумать сказку об однокоренных словах и формах слова), кто хочет задание полегче, задание – списать текст, подчеркивая одной чертой однокоренные слова, а двумя – формы одного слова, ну а кто желает совсем легко справиться с домашним заданием, выпишет из данных слов в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного слова.
(Слайды № 41,42)
Материалы к уроку:
ВЕНОК
В мировоззрении древних славян венок являлся солярным (солнечным) символом. Магический смысл имеет сама его форма, он воспринимался как слияние совершенства и единства в образе круга, кольца. По представлениям наших предков венок символизировал вечное возвращение растительной жизни, плодоношение земли, женское начало, тайну жизни и тайну смерти. Вера славян в волшебную силу венка нашла свое выражение в многообразии его видов: это величальные, свадебные, ритуальные, календарные погребальные и прочие. Их использовали практически во всех важных случаях жизни: в свадебных и погребальных обрядах, при рождении ребенка, на святки, Купалу, троицу, как обереги от всех бед и неприятностей.
Плетение венка было не просто забавой. По представлениям наших предков важно было знать из каких цветов его плести и сколько их должно было быть; в какое время и для какой цели.
Бессмертник – символ здоровья.
Бархатцы - верности, красоты.
Тысячелистник - непокоренности.
Барвинок – жизни и бессмертия души.
Калина – девичьей красоты.
Любисток – преданности.
Ромашка – девичьей чистоты, верности.
Роза, Мальва, Пион– веры, надежды, любви,
Василек - красоты.
Хмель (усики) – гибкости и ума.
Мак – печали, грусти, любви.
Незабудка – постоянства.
Кроме цветов, венок украшали еще и разноцветными лентами. И здесь тоже были свои определенные правила. Люди верили в силу лент, они оберегали волосы от чужих глаз. Длина лент не была произвольной. Отмеривались они по длине девичьей косы и обрезались немножко ниже, чтобы закрыть ее, каждый цвет имел свой особый смысл. И ввязывали их в венок в определенном порядке: самую первую в венчике – посередине, вяжут светло-коричневую ленту – символ земли-кормилицы. По обе стороны от коричневой вплетают желтые ленты – символ солнца, за ними светло-зеленые – символ красоты и молодости. Затем голубые и синие – символы неба и воды, они дают силу и здоровье. Далее вяжут оранжевую ленту - символ хлеба, фиолетовую – символ мудрости человека, малиновую – символ душевности, искренности, розовую – символ достатка. Ввязывали в венок и белую ленту, причем концы ее должны были быть расшиты серебром и золотом. На левом конце вышивали солнце, а на правом – месяц. Если лента не была вышита, то ее не ввязывали, так как она была символом памяти об умерших предках.
Количество и набор цветов в венке не были раз и навсегда заданными, это зависело от разных обстоятельств: для девушки или для женщины он плетется? От их возраста, от вида венка, его предназначения. Их можно разделить на возрастные, ритуальные, обрядовые и магические, многие из них имели «говорящие» названия.
Если девочка росла сиротой, то в косу она вплетала голубые ленты. И люди во время встречи одаривали такую девочку подарками, хлебом, деньгами, тканями и одеждой. Желали ей счастья и богатства. Бездетные люди просили ее стать им дочерью. После рождения первенца, женщина могла сплести венок из роз, украшенный зелеными листьями и все ее поздравляли и желали здоровья и счастья ребенку.
Возрастные венки плели соответственно возрасту девочки. Когда ей исполнялось три года, мама сплетала ей первый веночек. В него вплетали бархатцы, незабудки и ромашку, барвинок. Каждый из цветков лечил ребенка: бархатцы – от головной боли, барвинок и незабудки – зрение развивали, ромашка – сердце успокаивала. Кроме того, ромашка вплеталась для того, чтоб дочка честь берегла, имела ясный ум и чистые помыслы.
В четыре года плелся другой веночек, в него доплетался бессмертник, листья яблони или багульника. А когда девочке исполнялось шесть лет, то в веночек вплетали мак, который давал сон и берег разум, а также вплетали василек. Для семилетней девочки плели венок из семи цветочков и впервые -цветы яблони. Потом плелся венок девицы из ромашки и васильков с добавлением любых других цветов.
И, наконец, приходило время Венка Любви. Этот веночек выплетали девушки в возрасте от 13 лет и до замужества. Основу такого венка составляют ромашки – символ юности, доброты и нежности. Между ромашками вплетают цвет яблони и вишни. Над челом – цветущую гроздь калины. Между цветами вплетают усики хмеля, чтоб каждый видел, что девушка не только красива, но и умна. Конечно же, для девушек этот венок был самым главным.
Кроме свадебного, венки участвовали и в других обрядах наших предков, обычно выступая в роли оберега от нечистой силы, сглаза и порчи. В календарных ритуалах весенне-летнего цикла (Юрьев день, Троица, Зеленые святки, Иван Купала, др.) венки служили непременным украшением их участников, защитой жилых построек и домашнего скота, объектом магических действий. Так, например, на Степана сеновала 15 августа плели так называемый Степанов венок из двенадцати целебных трав: мяты, божьих слёзок, пижмы, клевера, полыни, ромашки, душицы, тысячелистника и других. Называли такой венок — «солнце с маревами». Всей семьёй, травинка к травинке, цветок к цветку собирался он и бережно свивался. Принеся в дом, его «славили» и вешали в красном углу. Обычно такой венок использовали для лечения болезней и как оберег. Когда приходили беда, старшая женщина в доме отрывала от венка несколько травинок и цветков, и окатывала их крутым кипятком. Дом наполнялся ароматом, который считали целебным, верили, что добрый дух цветущего луга поможет одолеть любые недуги и беды. По поверьям, сила этого венка сохранялась до будущей весны – до 10 апреля, когда ему на смену придет цветок мать-и-мачеха. Особое значение придавалось Жатвенному Венку, который плели из колосьев в день окончания жатвы прямо на поле, украшали цветами и лентами, возлагали на голову лучшей жнице, и она, в сопровождении поющих и пляшущих сельчан приносила его в деревню и хранили в амбаре до следующей жатвы или до засева. Считалось, что Жатвенный Венок сохраняет силу зерна и передает ее будущему урожаю.
Богодухов день, третий в празднике Троицы, отмечают девушки особенно. Они организовывают различные забавы, например, «водить Тополю»: выбирают самую красивую девушку, которая и играет роль Тополи. Красавицу украшают венками так, чтобы ее никто не мог узнать. В сопровождении веселой ватаги с шуточными песнями Тополя ходит от дома к дому, и хозяин каждого должен её щедро отблагодарить гостинцами.
Одним из распространенных ритуалов на Ивана Купалу был обряд гадания на венках, по которому под "дерево счастья" сажали девушку с завязанными глазами, возле нее клали сплетенные заранее венки из свежих и увядших цветов, и она наугад давала каждой девушке венок, который был символом ее будущей судьбы.
Тогда же девушки водили хороводы с венками. Каждая держит два венка, поднимая их вверх к солнцу, девушки медленно идут одна за другой и поют купальские песни. Под вечер эти венки пускали на воду. По тому, как они плыли (быстро, вращаясь, утопая, связавшись с другим венком и т.п.), загадывали свою будущую судьбу. Если венчик поплывет - девица выйдет замуж в этом же году, пристанет к берегу - не ждать суженого, а если утонет – то она скоро умрет.
Венки всегда служили оберегами. Для изготовления оберега для дома на ореховый спас плели венки из орехового дерева (лещины) – для отвода всех стихий и злых людей от стен жилища. Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья.
Венок – украшение из цветов, листьев, веток, сплетенное в виде круга. Начинали носить венки девочки с трех лет. Первый венок ребенку плела мама. В основе первого венка были только ромашки и васильки. Он не только украшал, но и был оберегом и лекарем. В венке есть волшебная сила, которая лечит от боли, защищает от разных болезней, злых духов и сохраняет волосы.
Венок – украшение из цветов, листьев, веток, сплетенное в виде круга. Начинали носить венки девочки с трех лет. Первый венок ребенку плела мама. В основе первого венка были только ромашки и васильки. Он не только украшал, но и был оберегом и лекарем. В венке есть волшебная сила, которая лечит от боли, защищает от разных болезней, злых духов и сохраняет волосы.
Венок – украшение из цветов, листьев, веток, сплетенное в виде круга. Начинали носить венки девочки с трех лет. Первый венок ребенку плела мама. В основе первого венка были только ромашки и васильки. Он не только украшал, но и был оберегом и лекарем. В венке есть волшебная сила, которая лечит от боли, защищает от разных болезней, злых духов и сохраняет волосы.
Венок – украшение из цветов, листьев, веток, сплетенное в виде круга. Начинали носить венки девочки с трех лет. Первый венок ребенку плела мама. В основе первого венка были только ромашки и васильки. Он не только украшал, но и был оберегом и лекарем. В венке есть волшебная сила, которая лечит от боли, защищает от разных болезней, злых духов и сохраняет волосы.
Яблоко
яблоня
яблоку
яблочный
яблонька
яблочко
Калина
калину
на калине
калиной
калиновый
калины
Вишневый
вишня
вишню
около вишни
о вишне
вишней
Плести
заплести
вплести
плетеный
плетенка
плетеная
Цветок
цветет
расцвел
цвет
на цветке
цветочек
Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова
Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова
Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова
Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова
Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова
Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова
Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова
Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова
Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова
Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова
Придумать сказку об однокоренных словах и формах слова
Списать текст, подчеркивая одной чертой однокоренные слова, а двумя – формы одного слова.
Грибов в нашей корзинке все прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди, стояли крепкие грибы. Пришлось звать на помощь всех грибников.
Списать текст, подчеркивая одной чертой однокоренные слова, а двумя – формы одного слова.
Грибов в нашей корзинке все прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди, стояли крепкие грибы. Пришлось звать на помощь всех грибников.
Списать текст, подчеркивая одной чертой однокоренные слова, а двумя – формы одного слова.
Грибов в нашей корзинке все прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди, стояли крепкие грибы. Пришлось звать на помощь всех грибников.
Списать текст, подчеркивая одной чертой однокоренные слова, а двумя – формы одного слова.
Грибов в нашей корзинке все прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди, стояли крепкие грибы. Пришлось звать на помощь всех грибников.
Выписать из данных слов в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного слова:
Родина, родной, родиться, родная, родовой, породниться, родное, родные, род, родители, родник.
Выписать из данных слов в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного слова:
Родина, родной, родиться, родная, родовой, породниться, родное, родные, род, родители, родник.
Выписать из данных слов в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного слова:
Родина, родной, родиться, родная, родовой, породниться, родное, родные, род, родители, родник.
Выписать из данных слов в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного слова:
Родина, родной, родиться, родная, родовой, породниться, родное, родные, род, родители, родник.
Выписать из данных слов в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного слова:
Родина, родной, родиться, родная, родовой, породниться, родное, родные, род, родители, родник.
Выписать из данных слов в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного слова:
Родина, родной, родиться, родная, родовой, породниться, родное, родные, род, родители, родник.
Выписать синонимы:
Желтый - желтеть, желтая, янтарный, пожелтеть, желтизна, лимонный, желток, желтое, желтого, песочный, медный, желтому.
Выписать однокоренные слова:
Желтый - желтеть, желтая, янтарный, пожелтеть, желтизна, лимонный, желток, желтое, желтого, песочный, медный, желтому.
Выписать формы слова:
Желтый - желтеть, желтая, янтарный, пожелтеть, желтизна, лимонный, желток, желтое, желтого, песочный, медный, желтому.