Урок русского языка "Непроизносимые согласные" (3 класс) в форме онлайн-квеста "Детективное расследование"

18
18
Материал опубликован 29 October в группе

Урок 

Тема: “Зоркий глаз” 

(непроизносимые согласные)

Сайт урока

Пояснительная записка

     Урок и сайт адресован обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, которые осваивают образовательную программу 1 - 4 классов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий индивидуально на дому (по месту жительства) и дистанционно в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска». 

     Обучение на данном образовательном ресурсе (сайте) предполагает индивидуальную работу с обучающимся под руководством учителя: знакомство с новым материалом, выполнение интерактивных заданий, тренажёров, выстраивание логических цепочек и т.д.

     Помимо содержания урока есть сюжет, который развивается в процессе знакомства с материалами урока и выполнения заданий.

     Большинство изображений на страницах сайтаинтерактивны - при нажатии на них ппроисходит переход на следующее задание или страницу.

     При нажатии на доску с названием темы происходит переход на подробный конспект урока.

      Дистанционный урок длится 30 минут.

Цель: формирование умения определять орфограммы в слове и применять проверочные слова.
Задачи:
1. Уточнить знания о способах проверки непроизносимых согласных в корне слова, закрепить умение использовать разные способы проверки непроизносимых согласных в корне слова, отработать навыки грамотного и осознанного правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
2. Совершенствовать устную речь, расширять словарный запас,  развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление, логику, наблюдательность, умение делать выводы. 

3. Воспитывать интерес к учебному предмету, мотивировать стремление учиться через использование ИКТ и мультимедийных средств обучения.

Ход урока:

1. Организационный момент. (0,5 мин.)

Цель: эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуй, ...!

- ...

- Рада сообщить, что тебя ждёт новое приключение.

2. Мотивация учебной деятельности. (2 мин.)

Цель: настрой на учебную деятельность.

Задание  1.


AD_4nXeF9ZIqvpuok_zJ9m2FvyT6rKk2Um0UcwF81n-iPN7ns7tRHOfFMbVaPSvFyuKFZlSVepMkY7QnHe-yQE17W-oxtUA0MNZoNRP40FoKedWvVatTEYnSwOvsBmaiaUM2bYO2qaCmRV6NK457iDXgce1rXAI?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ

- Кто из нас не мечтал стать настоящим детективом? А уж стать участником детектива и примерить на себя роль настоящего сыщика мечтает каждый ребёнок! Исследовать загадочные происшествия, выяснять обстоятельства, разгадывать тайны и загадки, собирать улики, исследовать место преступления, беседовать с подозрительными людьми и в результате найти преступника, чтобы у него не осталось шансов избежать наказания или обмануть закон. Преступление, совершенное при абсолютно непонятных обстоятельствах – это и есть начало истории. Нужно распутать клубок загадок и тайн, чтобы достигнуть истины. Главное - действовать быстро и быть готовым к любым неожиданностям! Остаётся полагаться на опыт и смышлёность детективов. Решая многочисленные загадки, можно узнать правду, распутать нити преступного заговора, оправдать невиновного и поймать с настоящих грабителей. Для этого  потребуются сообразительность, наблюдательность, логика, интуиция и старый добрый дедуктивный метод! Я предлагаю тебе попробовать свои силы в квесте “Детективное агентство”. Стань настоящим детективом и погрузись в хитросплетение сюжетных линий, чтобы пролить свет на тайны и загадки сегодняшней истории. Итак, ты - частный детектив. Тебе придётся раскрыть запутанное дело. В агентство пришло письмо от феи. Прочитай его.


AD_4nXdBqJ16_1-dvtNhvMyQhvl7M_XMgMZO1x8k-YmxugHS3rZ6hMqplmI43tWeze1hxNTHxU3JJSmKTvy0Ic-Rskbu46yvN71vssAjY-vkTltFEGuNFTAMXIRdYEQUHUkvCnXsTNwGjaQ6yddGiqY8dhmCCg?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ 

- Ну что - берёшься за дело?
- Тогда приступай. С чего следует начать? (С посещения места преступления)
- Давай посмотрим, как всё было. 


AD_4nXfw9t8b9cS8XK_NVT2T3nhpsDBMiWW4UiV5UIx8t-nN0w3Fh17loZ8KPe3aUSX7Kxjt8DlGFUZjdF4Xvk809ZSF2wHkK-JPZIVgCxTLDq2fsrHkTq6lZw-GSzyt32pHIXTewwXBfXh7AVCI9JFhBifKgC8?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ 

- А вот комната, в которой стоял аквариум.

 
AD_4nXddHawq0OGIWhTva6XXghKZhFMlPFho2fXRwpQiYHVk716jv5JJRTAghizwjUgi-CEp-1eigxP_eVfd6bNs-L7xCu4nHhjo495t8uB-mL_R4WRaH5N4H-HXAbdL7TRKTbDPdL42kQ9H8cQoiyLgaSZI3IA?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ

- Для того, чтобы определить, кто забрал аквариум с рыбкой, нужны предметы, которые укажут на конкретного героя. Они называются улики. Ты будешь их получать от Феи. Но только после того, как выполнишь задания.

3. Постановка цели и задач. Планирование деятельности на уроке. (2 мин.)

Цель: создание условий для формулирования обучающейся цели, задач урока, планирования деятельности на уроке.


Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

- И только зоркий глаз может увидеть место в слове, в котором затерялась буква… О каких буквах пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О согласных)

- На прошлых уроках мы повторили правописание безударных гласных, парных согласных. Какие ещё орфограммы ты знаешь? (Непроизносимые и удвоенные согласные)

- Давай поиграем в прятки с буквами. Что говорят люди при встрече? (Здравствуйте)
- Произнеси это слово.
- А теперь запиши его.
- Доброе слово “здравствуйте” пишется с буквой в в середине. «Здравия желаю!» - так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие?
- Здравие – это здоровье. А здравствовать – означает: быть здоровым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы.
Здравствуйте, здравствовать –  
- Так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье). Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить. Итак, какую орфограмму мы сегодня будем отрабатывать? (Непроизносимые согласные в корне слова)

4. Актуализация знаний. (0,5 мин.)

Цель:  создание условий для воспроизведения обучающейся знаний, умений и навыков, необходимых для открытия новых знаний.

- В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

5. Первичное усвоение новых знаний. (3 мин.)

Цель: проверка уровня усвоения полученных знаний и умений работать по алгоритму.

- Выбери из предложенных слов слова с непроизносимыми согласными.
Река, касса, известняк, гвоздь, лестница, суббота, снег, мелки.
- А теперь давай обсудим предметы, найденные Феей  в комнате, где стоял аквариум. Первая улика - это след, который нашла Фея возле столика.  

AD_4nXchgxaDyxE7aHf1PINlMdwIbO0jr6BKz_1jyLJoNJWM5Ys8QgbhgTc8yCdQG811FFortmanIHrUdLQK4Xx1PW7Mh6x9mYIpKMb858bw__bnMT3sZW1zcB3tWm6bB764POS6vbYSgTmTT_d-5O8LntpJmqs?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ  

 - Определи, кто точно НЕ мог украсть аквариум с рыбкой. (Такой след однозначно не мог оставить крокодил Гена; кот в сапогах мог снять сапоги и оставить этот след)

AD_4nXccaj1RazBDAcEAfFMe4mMO0fNjxh-AYWtCcstTZJxtc6mePyiIEwmZPNRXU0lyU9x1528qBLnLsdF9DXXAFGzGF--onQXa0A_D074yVmrkSWuiUaCcZ-oixkn5IcsXq2Seq3go_kWeFGXGK1jjzrR9Sg?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ  AD_4nXfofj6PXeJxhKICZQFCw1C5WqcjatN8gWaWQkJDYe92EfSbUzv7fM-ZKsAEPw3JuwE1LMy57wDpztQyfwLlRYCx37-q4ymdlRRnnx3TGaLC1lIyZ3Y-vWVrdcZexsE5bI9pXCR-zvtiORuJRU-9_eE63K8?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQAD_4nXfC_eS6Ffz3FlZWP3Z8wVUJ0OJSc-BqdbN8_OV06fLsQwWizrV9MOCzT0Aqu9qD1iTg4lv9sTzy1UdKZu57dSLridLaNmYSnbSgtBmNWWE1kqDCfk24dJHXASDYIqY6riSLAfDjBfract1ZZlFdy8nxKQ?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQAD_4nXfAKGjqsN_QEOuOEm05oUqZ10kOIcbFSJqclrUWWClMY52K35OKyLoZbwbUOEb3Hk4k6n6tuBiqSKrz6s6Eb64WwtcJ8rzyuOElxA-COZjpz3DftMZa5OAWwCpT_LNv2L0EJqqs-vxPyV7C6-IikAy-JWQ?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ


- Нажми на картинку выбранного героя.

6. Актуализация знаний. (1 мин.)

Цель:  создание условий для воспроизведения обучающейся знаний, умений и навыков, необходимых для открытия новых знаний.

Задание  2.

- Одним преступником меньше. Но от этого не легче. придётся поломать голову. Ведь следы лап у кошек и собак очень похожи. Отличаются размерами. А на этом снимке размеры не определить. Значит, нужны ещё улики. Расследование будет продолжено, но после выполнения задания.
- Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался. Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:
- согласный звук ясно слышится на конце слова;
- согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

7. Первичная проверка понимания. (4 мин.)

Цель: проверка уровня понимания полученных знаний и умений применять их на практике.

- Примени правило для написания слов с непроизносимыми согласными:
Свис..нет, ус..ная, хрус..нула, со..нце, сер..це.
- С заданием ты справился. Давай отдохнём.

8. Физкультминутка. (1 мин.)

Цель: снятие напряжения и настрой на продолжение работы на уроке.

- Я буду называть слова. Если в них есть безударная гласная, ты поднимаешь глазки вверх, если ты услышишь слово с парными согласными, тогда опусти глаза вниз. Когда же прозвучит слово с непроизносимой согласной, посмотри вправо или влево. Задание понятно?

- Тогда слушай внимательно: арбуз, трава, сердце, снега, зуб, звёздный, моря, здравствуй, гвоздь.

9. Закрепление материала. (14 мин.)

Цель: создание условий для закрепления полученных знаний.

- Продолжим наше расследование. Посмотри на следующую улику. Это клочок шерсти.

AD_4nXc8aVL7TOF-Nw6J2SCKp6Pp7AeT1SiO5hsPxUmZrhlIXX-tsqnbZKtywk60wyz4qUayl96fZ6SC4jjjbE98pEiKpW2oNDv2_lKH8624-jhDXuL8UilXgVFce92JWTMZxwuZwvvN7_qAmHVmcnaqe8ZN4Nc?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ 

- Какого цвета эта шерсть?
- Кому может принадлежать шерсть такого цвета?

 
AD_4nXccaj1RazBDAcEAfFMe4mMO0fNjxh-AYWtCcstTZJxtc6mePyiIEwmZPNRXU0lyU9x1528qBLnLsdF9DXXAFGzGF--onQXa0A_D074yVmrkSWuiUaCcZ-oixkn5IcsXq2Seq3go_kWeFGXGK1jjzrR9Sg?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ   AD_4nXfofj6PXeJxhKICZQFCw1C5WqcjatN8gWaWQkJDYe92EfSbUzv7fM-ZKsAEPw3JuwE1LMy57wDpztQyfwLlRYCx37-q4ymdlRRnnx3TGaLC1lIyZ3Y-vWVrdcZexsE5bI9pXCR-zvtiORuJRU-9_eE63K8?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQAD_4nXfAKGjqsN_QEOuOEm05oUqZ10kOIcbFSJqclrUWWClMY52K35OKyLoZbwbUOEb3Hk4k6n6tuBiqSKrz6s6Eb64WwtcJ8rzyuOElxA-COZjpz3DftMZa5OAWwCpT_LNv2L0EJqqs-vxPyV7C6-IikAy-JWQ?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ

- Нажми на картинку выбранного героя.

Задание 3.

- А как ты думаешь, почему Шарик так часто находился у аквариума?

AD_4nXfw9t8b9cS8XK_NVT2T3nhpsDBMiWW4UiV5UIx8t-nN0w3Fh17loZ8KPe3aUSX7Kxjt8DlGFUZjdF4Xvk809ZSF2wHkK-JPZIVgCxTLDq2fsrHkTq6lZw-GSzyt32pHIXTewwXBfXh7AVCI9JFhBifKgC8?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ

- Вспомни, с чем пришёл Шарик? (С фотоаппаратом)
- Значит, он просто фотографировал рыбку. Он же фотоохотник.
- Ну, что ж, расследование подходит к концу. Осталось определиться, кто из котов - Кот в сапогах или Том украл аквариум с рыбкой. Следующая улика будет позже. А сейчас давай определим, как же узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук или нет. Прочитай слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки.
Звёз..ное, интерес..ный, гроз..ный, поз..ний, проказ..ник, чу..ство, уча..ствую.
(звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з'н']ий, прока[з'н']ик, чу[ств]а, уча[ств]ую)

- Обрати внимание: на месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств. На месте звуков [зн], [з'н'] могут быть буквы зн, здн. (Звёздное – (что?) звезда, интересный - интересен, грозный - грозен, грозить, поздний – (что сделать?) опоздать, ), проказник - проказы, чувство - словарное слово, участвую - участие). Предлагаю проверить полученные знания и применить правила.


AD_4nXdiP9dTlIthYLGiLNnqWnzchtdWopEJSqWzhRFDqG_3ItxObhr-Izmwf-jgamWPrke_gWKZeeSNggO9GbtEX7ZY6lIFaYPCvO_EE3JCkmg2YIjbQq6Ls66W3x0x2hNpFTmJ1sQsh7CS7fj8wkKRqr7t9xM?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ

Тренажёр 1

AD_4nXeS5secbLjVwHaQcu_4-7EDJVJotXnfEr_J4TYZeQ3Q6vAndBHxwDWSkw0uKtCNYtGt520sMHveN9s4eTN4w0EWcWSYHJXIV-gbzI74NBW0PZBrT4snQClla9KW63yl1zxuEwzHujRQqQhtgA24JiyMrUc8?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ


Тренажёр 2
- Задания выполнены. Настало время определить воришку. Но последняя улика задержалась в пути. Что остаётся делать? (Применить логику или метод дедукции)
- Дай характеристику каждому герою.


AD_4nXccaj1RazBDAcEAfFMe4mMO0fNjxh-AYWtCcstTZJxtc6mePyiIEwmZPNRXU0lyU9x1528qBLnLsdF9DXXAFGzGF--onQXa0A_D074yVmrkSWuiUaCcZ-oixkn5IcsXq2Seq3go_kWeFGXGK1jjzrR9Sg?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ  AD_4nXfAKGjqsN_QEOuOEm05oUqZ10kOIcbFSJqclrUWWClMY52K35OKyLoZbwbUOEb3Hk4k6n6tuBiqSKrz6s6Eb64WwtcJ8rzyuOElxA-COZjpz3DftMZa5OAWwCpT_LNv2L0EJqqs-vxPyV7C6-IikAy-JWQ?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ
  

- Кот в сапогах - герой очень положительный. Он энергичный, находчивый, хитрый, умный, ловко и энергично проворачивающий дела, но в то же время благородный, так как совершает свои поступки ради хозяина. Том любит долго спать, вкусно есть, ленивый, сильный и хитроумный, главный злодей мультсериала. Итак, какой вывод можно сделать? Кто из них мог украсть рыбку? (Могли оба: Кот в сапогах мог украсть для своего хозяина Маркиза Карабаса, а Том мог украсть, чтобы съесть)

- С помощью улики, которая, наконец-то, появилась, мы точно узнаем воришку.

AD_4nXf3dCFE5aRoeEIutn0_Z16P6mmBm8ELBGohymThP9Jep94rBoTNZFcSnOpAxlfDDwqTNe2AMGt5u2URcjWGcA4lxbyiL4-7EEFKHgz65Z9JRrxgvSV9J21ZOZRDhXJzl2u0x2fGzsbk65pERhFUj_nqew?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ

- В комнате на полу Фея нашла маленький кусочек сыра. Как ты думаешь, кто любит сыр? (Мыши)
- Кого в мультфильмах мы видим с мышонком? (Тома)
- Значит, аквариум украл … (Том)

- Нажми на картинку выбранного героя.
Задание  4.

- А почему на месте преступления оказался сыр? (Том хотел подставить Джерри)
- Ну что ж, воришка найден. Им оказался Том. 

AD_4nXdVmPT2RYlP3Ev2ZpoVUbbMtacylfWB5FLyxKo2xwbBSAfjKw1kE-jIOEY7bsksLQFPHrVS9KXMVAy_EiHfvMb8wuSjubivJnEzTga0_dLoq0A9hfCoVJBERGbdsXvdaJEYYVJRfx_rLV3A9w_ANKT3DUY?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ

- Но он искренне раскаялся и вернул аквариум с рыбкой.

AD_4nXdWnmNu7m8Y5DAAUqmHH7ItO4bAWJlny-uFUHgvHguUqcwuf6buH4dZzCoKu4H60ZrnqaoZTab4jedHq2okB0SYPGlUBfRqmL53FYp6q9KA92Lj5STpFXsYBhwEcKgtg0e7n3Ac3_AuiYcdsQVCUg3dsg?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ

 - И Фея поставила его на постоянное место в своей комнате.

 
AD_4nXecO8nCGdvgfMPpgobAUlgZ883-dEyV2nRqWntYZlYxwOnfQGF3tm8pq4RkzoWfJl0cgaePVN48I7JqwAkK6Kj4ViR-a36T-Nx78cKINK5ZUwtm1S-Xunn0WAoWNV7wp4uKDGk11fUY9yzzqKhNQR64b_I?key=t7yjfGrZePzkGQdmHr2QLQ

 10. Подведение итогов урока. (2 мин.)

Цель: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, оценка достижения цели урока.

- С какой орфограммой мы сегодня работали? (С непроизносимой согласной)
- Как не ошибиться при написании слов с непроизносимыми согласными? (Надо подобрать проверочные слова, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или сонорные “л”, “н”)

- Как тема урок связана с содержанием урока? (Для того, чтобы обнаружить в словах орфограммы и не сделать ошибку при написании слова, надо иметь “зоркий глаз” - то есть быть внимательным)

- Как полученные на уроке знания тебе пригодятся в жизни? (Повысят грамотность, научат мыслить логически, быть более наблюдательным и внимательным)
- Ну вот и закончилось очередное детективное расследование. Став детективом, ты проявил внимательность, наблюдательность, проявил логику и, тем самым, помог Фее. В знак своей благодарности она обещает, что рыбка выполнит твоё желание. Какое приключение ты бы хотел совершить на следующем уроке?

- Фея обязательно выполнит твоё желание. Ну а мы прощаемся с тобой до следующего приключения!

Комментарии

Благодарю за интересную работу,Ольга Анатольевна!

29 October

Марина Юрьевна, спасибо за внимание к моей работе и за добрый отзыв1

29 October

Ольга Анатольевна, как всегда, отличная работа! Спасибо Вам за помощь коллегам!

29 October

Галина Валентиновна, большое спасибо за Ваши слова в адрес моего урока! Мне очень приятно!

29 October

Ольга Анатольевна! Отличная работа, спасибо за Ваше творчество.

29 October

Лидия Петровна, благодарю Вас за высокую оценку моей работы и за внимание к моему творчеству!

29 October

Прекрасный творческий урок. Молодец, Ольга Анатольевна!

29 October

Ольга Анатольевна, спасибо Вам за такую яркую поддержку!

29 October

До чего же увлекательно у вас на уроке, Ольга Анатольевна!!!::smile2:: Крутой сюжет с интересным наполнением, - что может быть лучше для привлечения внимания деток и достижения поставленных целей урока!!!::smile1::С большим удовольствием хочу поблагодарить ПРОФЕССИОНАЛА за креативный формат урока и пожелать вам, Ольга Анатольевна, успехов в конкурсе!!!::smile31::

29 October

Елена Владимировна, всегда приятно читать Ваши подробные, окрыляющие комментарии и вдохновляющие слова отзыва! Искренне Вас благодарю! И спасибо за пожелание успеха! Надеюсь, урок понравится и членам жюри тоже :-)

29 October

Представляю, как интересно ребятам на данном уроке... Здорово, Ольга Анатольевна! Благодарю за полноценный и полезный ресурс!

29 October

Наталья Фёдоровна, всегда рада видеть Вас на своей страничке, всегда с удовольствием читаю Ваши комментарии! Большое спасибо за добрые слова!

29 October

Ольга Анатольевна, спасибо за оригинальную новинку, которая поможет коллегам в подготовке к уроку, а детям - в усвоеним материала. ::smile64::

29 October

Наталья Алексеевна, большое спасибо за Ваш позитивный комментарий! Всегда приятно, когда материал полезен коллегам. Именно для этого мы и размещаем свои наработки на Урок. РФ.

29 October

Ольга Анатольевна, поздравляю с победой во II Всероссийском конкурсе педагогического мастерства на лучший конспект урока с мультимедийным сопровождением!

25 November

Раиса Поликарповна, большое спасибо за поздравление!!! Мне очень приятно!

26 November

От всей души поздравляю Вас, Ольга Анатольевна, с заслуженной победой в конкурсе! Замечательный урок, который жюри достойно оценили! Так держать!!!::smile31::::smile31::::smile64::

26 November

Елена Владимировна, рада видеть Вас на своей страничке! Давно не встречались :-) Большое спасибо за поздравление! Победа в конкурсе - это всегда приятно!

26 November

Похожие публикации