Урок русского языка "Непроизносимые согласные" (3 класс) в форме онлайн-квеста "Детективное расследование"
Урок
Тема: “Зоркий глаз”
(непроизносимые согласные)
Пояснительная записка
Урок и сайт адресован обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, которые осваивают образовательную программу 1 - 4 классов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий индивидуально на дому (по месту жительства) и дистанционно в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска».
Обучение на данном образовательном ресурсе (сайте) предполагает индивидуальную работу с обучающимся под руководством учителя: знакомство с новым материалом, выполнение интерактивных заданий, тренажёров, выстраивание логических цепочек и т.д.
Помимо содержания урока есть сюжет, который развивается в процессе знакомства с материалами урока и выполнения заданий.
Большинство изображений на страницах сайтаинтерактивны - при нажатии на них ппроисходит переход на следующее задание или страницу.
При нажатии на доску с названием темы происходит переход на подробный конспект урока.
Дистанционный урок длится 30 минут.
Цель: формирование умения определять орфограммы в слове и применять проверочные слова.
Задачи:
1. Уточнить знания о способах проверки непроизносимых согласных в корне слова, закрепить умение использовать разные способы проверки непроизносимых согласных в корне слова, отработать навыки грамотного и осознанного правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
2. Совершенствовать устную речь, расширять словарный запас, развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление, логику, наблюдательность, умение делать выводы.
3. Воспитывать интерес к учебному предмету, мотивировать стремление учиться через использование ИКТ и мультимедийных средств обучения.
Ход урока:
1. Организационный момент. (0,5 мин.)
Цель: эмоциональный настрой на урок.
- Здравствуй, ...!
- ...
- Рада сообщить, что тебя ждёт новое приключение.
2. Мотивация учебной деятельности. (2 мин.)
Цель: настрой на учебную деятельность.
Задание 1.
- Кто из нас не мечтал стать настоящим детективом? А уж стать участником детектива и примерить на себя роль настоящего сыщика мечтает каждый ребёнок! Исследовать загадочные происшествия, выяснять обстоятельства, разгадывать тайны и загадки, собирать улики, исследовать место преступления, беседовать с подозрительными людьми и в результате найти преступника, чтобы у него не осталось шансов избежать наказания или обмануть закон. Преступление, совершенное при абсолютно непонятных обстоятельствах – это и есть начало истории. Нужно распутать клубок загадок и тайн, чтобы достигнуть истины. Главное - действовать быстро и быть готовым к любым неожиданностям! Остаётся полагаться на опыт и смышлёность детективов. Решая многочисленные загадки, можно узнать правду, распутать нити преступного заговора, оправдать невиновного и поймать с настоящих грабителей. Для этого потребуются сообразительность, наблюдательность, логика, интуиция и старый добрый дедуктивный метод! Я предлагаю тебе попробовать свои силы в квесте “Детективное агентство”. Стань настоящим детективом и погрузись в хитросплетение сюжетных линий, чтобы пролить свет на тайны и загадки сегодняшней истории. Итак, ты - частный детектив. Тебе придётся раскрыть запутанное дело. В агентство пришло письмо от феи. Прочитай его.
- Ну что - берёшься за дело?
- Тогда приступай. С чего следует начать? (С посещения места преступления)
- Давай посмотрим, как всё было.
- А вот комната, в которой стоял аквариум.
- Для того, чтобы определить, кто забрал аквариум с рыбкой, нужны предметы, которые укажут на конкретного героя. Они называются улики. Ты будешь их получать от Феи. Но только после того, как выполнишь задания.
3. Постановка цели и задач. Планирование деятельности на уроке. (2 мин.)
Цель: создание условий для формулирования обучающейся цели, задач урока, планирования деятельности на уроке.
Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
- И только зоркий глаз может увидеть место в слове, в котором затерялась буква… О каких буквах пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О согласных)
- На прошлых уроках мы повторили правописание безударных гласных, парных согласных. Какие ещё орфограммы ты знаешь? (Непроизносимые и удвоенные согласные)
- Давай поиграем в прятки с буквами. Что говорят люди при встрече? (Здравствуйте)
- Произнеси это слово.
- А теперь запиши его.
- Доброе слово “здравствуйте” пишется с буквой в в середине. «Здравия желаю!» - так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие?
- Здравие – это здоровье. А здравствовать – означает: быть здоровым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы.
Здравствуйте, здравствовать –
- Так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье). Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить. Итак, какую орфограмму мы сегодня будем отрабатывать? (Непроизносимые согласные в корне слова)
4. Актуализация знаний. (0,5 мин.)
Цель: создание условий для воспроизведения обучающейся знаний, умений и навыков, необходимых для открытия новых знаний.
- В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.
5. Первичное усвоение новых знаний. (3 мин.)
Цель: проверка уровня усвоения полученных знаний и умений работать по алгоритму.
- Выбери из предложенных слов слова с непроизносимыми согласными.
Река, касса, известняк, гвоздь, лестница, суббота, снег, мелки.
- А теперь давай обсудим предметы, найденные Феей в комнате, где стоял аквариум. Первая улика - это след, который нашла Фея возле столика.
- Определи, кто точно НЕ мог украсть аквариум с рыбкой. (Такой след однозначно не мог оставить крокодил Гена; кот в сапогах мог снять сапоги и оставить этот след)
- Нажми на картинку выбранного героя.
6. Актуализация знаний. (1 мин.)
Цель: создание условий для воспроизведения обучающейся знаний, умений и навыков, необходимых для открытия новых знаний.
Задание 2.
- Одним преступником меньше. Но от этого не легче. придётся поломать голову. Ведь следы лап у кошек и собак очень похожи. Отличаются размерами. А на этом снимке размеры не определить. Значит, нужны ещё улики. Расследование будет продолжено, но после выполнения задания.
- Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался. Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:
- согласный звук ясно слышится на конце слова;
- согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.
7. Первичная проверка понимания. (4 мин.)
Цель: проверка уровня понимания полученных знаний и умений применять их на практике.
- Примени правило для написания слов с непроизносимыми согласными:
Свис..нет, ус..ная, хрус..нула, со..нце, сер..це.
- С заданием ты справился. Давай отдохнём.
8. Физкультминутка. (1 мин.)
Цель: снятие напряжения и настрой на продолжение работы на уроке.
- Я буду называть слова. Если в них есть безударная гласная, ты поднимаешь глазки вверх, если ты услышишь слово с парными согласными, тогда опусти глаза вниз. Когда же прозвучит слово с непроизносимой согласной, посмотри вправо или влево. Задание понятно?
- Тогда слушай внимательно: арбуз, трава, сердце, снега, зуб, звёздный, моря, здравствуй, гвоздь.
9. Закрепление материала. (14 мин.)
Цель: создание условий для закрепления полученных знаний.
- Продолжим наше расследование. Посмотри на следующую улику. Это клочок шерсти.
- Какого цвета эта шерсть?
- Кому может принадлежать шерсть такого цвета?
- Нажми на картинку выбранного героя.
Задание 3.
- А как ты думаешь, почему Шарик так часто находился у аквариума?
- Вспомни, с чем пришёл Шарик? (С фотоаппаратом)
- Значит, он просто фотографировал рыбку. Он же фотоохотник.
- Ну, что ж, расследование подходит к концу. Осталось определиться, кто из котов - Кот в сапогах или Том украл аквариум с рыбкой. Следующая улика будет позже. А сейчас давай определим, как же узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук или нет. Прочитай слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки.
Звёз..ное, интерес..ный, гроз..ный, поз..ний, проказ..ник, чу..ство, уча..ствую.
(звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з'н']ий, прока[з'н']ик, чу[ств]а, уча[ств]ую)
- Обрати внимание: на месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств. На месте звуков [зн], [з'н'] могут быть буквы зн, здн. (Звёздное – (что?) звезда, интересный - интересен, грозный - грозен, грозить, поздний – (что сделать?) опоздать, ), проказник - проказы, чувство - словарное слово, участвую - участие). Предлагаю проверить полученные знания и применить правила.
Тренажёр 2
- Задания выполнены. Настало время определить воришку. Но последняя улика задержалась в пути. Что остаётся делать? (Применить логику или метод дедукции)
- Дай характеристику каждому герою.
- Кот в сапогах - герой очень положительный. Он энергичный, находчивый, хитрый, умный, ловко и энергично проворачивающий дела, но в то же время благородный, так как совершает свои поступки ради хозяина. Том любит долго спать, вкусно есть, ленивый, сильный и хитроумный, главный злодей мультсериала. Итак, какой вывод можно сделать? Кто из них мог украсть рыбку? (Могли оба: Кот в сапогах мог украсть для своего хозяина Маркиза Карабаса, а Том мог украсть, чтобы съесть)
- С помощью улики, которая, наконец-то, появилась, мы точно узнаем воришку.
- В комнате на полу Фея нашла маленький кусочек сыра. Как ты думаешь, кто любит сыр? (Мыши)
- Кого в мультфильмах мы видим с мышонком? (Тома)
- Значит, аквариум украл … (Том)
- Нажми на картинку выбранного героя.
Задание 4.
- А почему на месте преступления оказался сыр? (Том хотел подставить Джерри)
- Ну что ж, воришка найден. Им оказался Том.
- Но он искренне раскаялся и вернул аквариум с рыбкой.
- И Фея поставила его на постоянное место в своей комнате.
10. Подведение итогов урока. (2 мин.)
Цель: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, оценка достижения цели урока.
- С какой орфограммой мы сегодня работали? (С непроизносимой согласной)
- Как не ошибиться при написании слов с непроизносимыми согласными? (Надо подобрать проверочные слова, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или сонорные “л”, “н”)
- Как тема урок связана с содержанием урока? (Для того, чтобы обнаружить в словах орфограммы и не сделать ошибку при написании слова, надо иметь “зоркий глаз” - то есть быть внимательным)
- Как полученные на уроке знания тебе пригодятся в жизни? (Повысят грамотность, научат мыслить логически, быть более наблюдательным и внимательным)
- Ну вот и закончилось очередное детективное расследование. Став детективом, ты проявил внимательность, наблюдательность, проявил логику и, тем самым, помог Фее. В знак своей благодарности она обещает, что рыбка выполнит твоё желание. Какое приключение ты бы хотел совершить на следующем уроке?
- Фея обязательно выполнит твоё желание. Ну а мы прощаемся с тобой до следующего приключения!
Горбачёва Марина Юрьевна
Язенина Ольга Анатольевна
Ковалева Галина Валентиновна
Язенина Ольга Анатольевна
Фокина Лидия Петровна
Язенина Ольга Анатольевна
Литвиненко Ольга Анатольевна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Язенина Ольга Анатольевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна