Урок русского языка во 2 классе по теме «Фразеологизмы»
Калачева Светлана Валентиновна,
Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 66
г. Екатеринбург
Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»
Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка, обогащение фразеологического запаса учеников.
Закончите фразу
-Голоден как… (волк)
-Хитер как… (лиса)
-Трусливый как… (заяц)
-Надут как… (индюк)
-Упрям как… (осел)
-Как эти фразы называются? (Фразеологизмами)
-Молодцы. Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Не зная отдельных слов, нельзя понять о чем говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания.
-Итак, скажите какая сегодня тема урока? (Фразеологизмы)
-Как вы думаете, для чего в речи употребляют фразеологизмы? (Они делают нашу речь более образной, выразительной, эмоциональной, украшают ее.)
-Итак, какова цель урока? (Познакомиться с фразеологизмами, учиться употреблять их в речи.)
-А чтобы употреблять их в речи, их нужно сначала запомнить. И в конце урока узнаем кто больше запомнил фразеологизмов.
2. –Послушайте стихи и дополните их необходимыми фразеологизмами.
-Объясните, когда так говорят.
А) У маленького Паши
Ботинки просят… (каши) (Подошва отклеилась)
Б) Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят
Водой… (не разольешь) (Т.е. всегда их можно увидеть вместе.)
В) Ежата-детки хоть куда!
И что же тут дивиться
Ведь мама держит их всегда
В ежовых… (рукавицах) (В строгости)
Г) Как много принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги… (в руки) (Убегайте быстро)
3.-Где можно найти толкование фразеологизмов? ( Во фразеологическом словаре.)
-Откройте фразеологический словарь учебника с 157.
-Найдите толкование фразеологизма. ( В двух шагах, сломя голову, ушки на макушке, тютелька-в тютельку.)
-Каким образом устроен фразеологический словарь? (Как и все словари, в алфавитном порядке.)
4.-Найдите фразеологизмы.
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава.
Другой-засучив рукава.
-Выражения-спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин рукава были длиной 95 см, у женщин на 40 см длиннее. Это потому что не было тогда еще варежек, перчаток, чтобы руки не мерзли были такие длинные рукава.
-Попробуйте поработать с такими рукавами, будет неудобно, получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. И стали про ленивого говорить-он работает спустя рукава, а про трудягу-работает засучив рукава.
-И я надеюсь, что мы на уроке будем работать засучив рукава.
5.-Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
-Как можно сказать о человеке, который
-часто меняет свои решения. (У него семь пятниц на неделе.)
-которого трудно заставить поверить чему-либо,
убедить в чем-нибудь. (Фома неверующий)
-о кротком и безобидном человеке. (Мухи не обидит.)
-о болтливом человеке. (У него язык без костей.)
6. –По какому признаку фразеологизмы распределены в 2 столбика?
А)Водить за нос (обманывать) а)Как рыба в воде (уверенно)
Обвести вокруг пальца (обманывать) Не в своей тарелке (неуверенно)
Морочить голову (обманывать) Б) Куры не клюют (много)
Б) Не покладая рук (усердно) Кот наплакал (мало)
Засучив рукава (усердно) В)Бежать высунув язык (быстро)
В) Не видать как своих ушей (никогда) Черепашьим шагом (медленно)
После дождичка в четверг (никогда)
Вывод. Фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы.
7. Игра «С головы до ног».
-Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова (для первого ряда), глаз (для второго ряда), ноги (для третьего ряда).
-Какой ряд больше подберет фразеологизмов.
8. Итог.
-Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали засучив рукава. И хотя к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя и взяли себя в руки и продолжили урок.
-Назовите фразеологизмы, которые вы запомнили.