Урок русского языка по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
с. Раевский муниципального района Альшеевский район
Республики Башкортостан
Разработка урока по русскому языку
2 класс.
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Автор: Копьёва Наталья Владимировна
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Класс: 2 «Б»
УМК: «Школа России»
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с понятиями одушевленных и неодушевленных существительных, формировать умение ставить вопросы к именам существительным и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с понятиями «одушевленные», «неодушевленные» существительные, научить применять новые термины при распознавании имен существительных; формировать умение ставить вопросы к именам существительным;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Предметные: учащиеся научатся пользоваться новыми понятиями; использовать их при классификации имён существительных.
Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.
Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения, работа в группах.
Добрый день уважаемые гости!
Ребята, сегодня у нас с вами не простой урок - открытый урок. Пришли гости посмотреть, как вы умеете работать на уроке, рассуждать. Анализировать, доказывать свое мнение. А мы с вами покажем, что мы умеем делать на уроке.
Я больше 30 лет работаю учителем и не перестаю удивляться, какая интересная у меня профессия. Уча вас - я учусь сама. С каждым днем я открываю для себя что-то новое, в том, как вас надо учить. Да поддержат меня мои коллеги: с вечера приготовишь план урока, все разложишь по полочкам. Что за чем и как. А приходишь в класс…. Вы начинаете спрашивать что- то и весь урок пошел не по плану. Согласны со мной коллеги?
Вот и сегодня такой день. С вечера составила план урока, а сегодня утром подбегает ко мне мой сосед- мальчишка второклассник, дает мне лист и просит помочь. Я ему объясняю., что мне надо ехать в школу, на уроки, да и ему тоже надо на уроки. Мы договорились, встретится вечером. Придя в класс, я посмотрела на лист и вот что я увидела…. СЛАЙД
Я…………………….
Я отвечаю на вопросы…………………..
Я могу обозначать……….,………………..,……………….,
В предложении могу быть …………………… и……………….
Я могу быть……………,…………………………
И отдельно были написаны слова; Часть речи, кто?, что?, людей, животных, явления природы, предметы, подлежащим, второстепенными членами.
Чтобы вечером помочь соседскому мальчику, давайте мы с вами сейчас разберем это задание
-Как вы думаете, что нужно было сделать моему соседу? (поставить слова в нужные строчки)
-Работа в группах.
Вставляют слова на листах
2 ученика – работают у доски.
Проверка: Кто согласен с работой девочек?
Что же у нас получилось? Правило.
-О какой части речи говорится?( сущ)
Хором читаем правило со СЛАЙДА
Все ли мы знаем о сущ=м?
Все слова использовали? (да)
А строчка у нас осталась?
- Значит не все еще знаем.
- Как быть? ПРОБЛЕМА – чем еще может быть сущ-ое?
Скорее всего, у мальчика была та же проблема. Поэтому он и обратился ко мне, как к учителю.
Поможем ему?
Какие задачи вы поставите перед собой – чему хотите научится на уроке?
Моя задача (СЛАЙД) помочь детям узнать. Каким еще может быть сущ-е
А как добиться решения проблемы? Работать, выполнять задания.
РАБОТА ПО ТЕМЕ
Мы отправляемся в одно удивительное место.
Отгадайте куда?
. « Здесь родился, здесь живешь
Уезжаешь-скучаешь
Как зовут это место – знаешь?»
Родина. Наша малая Родина- село Раевский, где мы с вами и живем
-Запишите в тетрадь название нашего села.
Раевский ( орфограмма)
-Каждый человек видит родное село по-своему. (СЛАЙД)
Прочитайте слова первой строчки, запишите одно слово, которое на ваш взгляд больше подходит к нашему селу, характеризует его.
РАБОТА В ПАРАХ
Доброе, дружелюбное, душевное
Удивительное, увлекательное, ультрасовременное
Шикарное, широкое
Активное, аккуратное
- Прочитайте, какое село у Вас получилось.. зачитывают 3 пары
- Выделите цветным карандашом первую букву каждого слова кружком, что получилось?
Напишите что получилось. ДУША
- А что такое душа? СЛАЙД
-Как вы думаете, а есть ли душа у нашего села?
- Предлагаю сегодня разобраться в этом вопросе.
Сейчас мы попутешествуем по селу и рассмотрим достопримечательности села СЛАЙДЫ
Вывешиваю слова на доску
ГЕРБ – СОКОЛ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ Д. Р. Мустафин
Как назвать, одним словом?
ПАМЯТНИКИ, ШКОЛЫ, ФОК (физкультурно-оздоровительный комплекс),
Организации, магазины
-А какие замечательные люди живу в нашем селе?
Артисты, спортсмены, герои войны,
-Какую живность можно встретить у нас? Как назвать, одним словом?
Животные, птицы.
- на какие 2 группы можно разделить эти слова? (что? Кто?)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - делим . работая в парах
2 у доски
- Проверка
ЧТО? ПАМЯТНИКИ, ШКОЛЫ, ФОК Организации,
Кто? СОКОЛ Д. Р. Мустафин, Артисты, спортсмены, герои войны, Животные, птицы.
Кто согласен с работой группы?
Что объединяет слова в этих группах? Существительные
-в какой группе сущ-х есть душа? (живой) Данил
-на какой вопрос будут отвечать эти сущ-е? КТО?
-А в какой группе сущ-х нет души? (неживой) Даша
И эти сущ-е, на какой вопрос будут отвечать? ЧТО?
Обратимся к сущ-м, в которых есть душа. Еще раз их прочитайте.
Ответьте на вопрос – ЕСЛИ ДУША У НАШЕГО СЕЛА?
Конечно, есть., души нет только у слова село. Для науки слово село без души, а для людей - село с душой, Наше село живет, растет, процветает, значит, живое.
Физминутка
Игра « Живое . неживое»
Живое – хлопаем, неживое – приседаем
Стол, лев, мама, мышка, капуста, лисички, тетрадь, корова, январь, гроза
Делая вывод , что можно сказать, какие бывают сущ-е? ( живые и неживые)
В русском языке есть определенное понятие ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ И НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ.
Если живые предметы связать с душой, то, как они будут называться? ОДУШЕВЛЕННЫЕ
А неживые – НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
Подпись под столбиками в тетради, я на доске под словами.
Исходя из этих понятий , кто определит тему нашего урока?
Вывешиваю на доску тему : ОДУШЕВЛЕННЫЕ и НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Так вот теперь как я могу помочь своему соседу. Что я ему скажу?
Возврат к листу Я МОГУ БЫТЬ одушевленным и неодушевленным.
Где мы можем себя проверить - правильно мы рассуждаем или нет?
Чтение правила в учебнике.стр 48,49
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Работа по учебнику.
Упр 80,84 кол-но выписать по 3выделенных слов. Поставить вопрос, доказать.
. Игра «Третий лишний».
Яблоня, котёнок, берёза
Дедушка, стол, отец
Соловей, шкаф, мальчик
Пенал, бабочка, ведро
3) Работа по индивидуальным разноуровневым карточкам.
1 уровень
Спишите слова. Над существительными надпишите од. или неод.
Синица, лед, снегирь, шарф, шуба.
2 уровень
Спишите предложения. Над существительными надпишите од. или неод.
Белка приготовила на з*иму орехи.
3 уровень
Составьте предложение, запишите. Над существительными надпишите од. или неод.
На, орехи, приготовила, белка, зиму.
3мин (30мин)
VI. Итог урока. слайд
13. Рефлексия урока.
- Над какой теме мы работали?
Выполнили мы поставленные задачи нашему уроку ?
- научиться различать….. (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
- узнать больше об …… (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
- работать ……… (активно, дружно и быстро)
Домашнее задание: стр. 51. упр. 86, выучить правила.
домашнему заданию.)
– А закончить урок я хочу словами:
Учите русский язык
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда в вас самих